РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

 

Алла Чирикова

 

Женщина во главе фирмы

 

 

Москва 1998

УДК С301.085

ББК 60.55

Ч-64

Рецензенты

Доктор экономических наук, профессор А.О.Блинов

Кандидат исторических наук Н.И.Лапина

 

Книга издана при финансовой поддержке Фонда Макартуров

 

Чирикова А.Е.

Женщина во главе фирмы. / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998,-358с.

 

ISBN 5-89697-016-1

Ч-64 

 

Данная монография опирается на материалы 65-ти мягких интервью, проведенных в 5-ти российских регионах и в Москве с женщинами-предпринимателями о «внутренней картине женского лидерства» и успешных стратегиях делового поведения в бизнесе. Материалы интервью с женщинами предпринимателями дополняются данными экспертных интервью в регионах и интервью с мужчинами предпринимателями. Исследование включает в себя также материалы 42-х интервью о месте женского бизнеса в развитии предпринимательства в России.

В монографии дается развернутый анализ социально-психологических особенностей восприятия женщиной-предпринимателем политики, этики бизнеса, богатства, семейных и романтических отношений.

Книга рассчитана на социологов, психологов, руководителей фирм и предприятий, интересующихся социально-психологическими особенностями мужского и женского менеджмента в частных фирмах.

УДК С301.085

ББК 60.55

 

© Чирикова А.Е.

© Институт Социологии РАН, 1998


Содержание

 

Введение. Мифы и реалии Женского предпринимательства в России

 

Часть первая. Теоретические и методологические подходы к изучению женского предпринимательства в мировом и российском измерениях

Глава 1. Лидеры женского предпринимательства: исторические фрагменты и современная ситуация

1. Женское предпринимательство в России: исторические фрагменты

2. Женское предпринимательство в мировом российском измерениях

3. Женское предпринимательство России 90-х годов: проблемы и трудности

Глава 2. Феномен женского лидерства: теоретические подходы и эмпирические закономерности

1. Мужское и женское лидерство: стереотипы и эмпирические закономерности

2. Может ли женщина достичь успехов в бизнесе: взгляд современных аналитиков

3. Женский менеджмент: пространство преимуществ

Глава 3. Методы исследования женского предпринимательства в мировой и российской практике

1. Метод построения индивидуальных и коллективных портретов

2. Традиционные социологические и социально-психологические методы: возможности и ограничения

3. Биографические методы

4. Методы интервью: фигура интервьюера и оптимальные модели интервью

Глава 4. Лидеры женского предпринимательства: трудный путь к успеху.
Замысел исследования и стратегия его реализации

1. Цели, задачи и гипотезы исследования

2. Выборка исследования и принципы ее формирования

3. Метод мягкого интервью и другие исследовательские техники

4. Диапазон и фокусы анализа материалов исследования

5. Инструментарий исследования: принцип многослойного анализа

 

Часть вторая. Эмпирические результаты исследования женского предпринимательства в России

Глава 5. Женщина в бизнесе: меняющиеся образы и роли

1. Может ли женщина управлять организацией в России: позиция экспертов и мужчин-бизнесменов

2. Женщина-начальник: самовосприятие преимуществ и ограничений

3. Мужчина и женщина: лидерство в паре

4. Деловые и личностные качества: Я-концепция лидеров мужского и женского бизнеса в России

Глава 6. Регионы, бизнес и власть

1. Россия и ее регионы: пять территорий в фокусе исследования женского предпринимательства

2. Москва и регионы: где легче делать бизнес?

3. Региональный бизнес и региональная власть: трудный путь к пониманию

Глава 7. Деловая женщина как кризисный менеджер: региональные варианты

1. Женщины-директора АО и частные предприниматели: фрагменты зеркального анализа

2. Шесть антикризисных стратегий: как выжить предприятию в рынке

3. Меняет ли предприятия приватизация, а рынок - женщин-директоров?

4. Внутренние мотивы, ценности, надежды женщин-директоров

Глава 8. Женщина-предприниматель в экстремальных ситуациях

1. Женщины и борьба с рэкетом

2. Женщины в бизнесе: риск и страхи

3. Конкуренция: стратегии успеха

4. Легко ли подняться после падения

Глава 9. Женщина-предприниматель в политическом пространстве России

1. Политическая индифферентность женского руководящего электората: территориальные различия и механизмы возникновения

2. Женское лидерство в политике: восприятие и оценки

3. Политический выбор: кого и почему уважают женщины в политике

4. Женские предпринимательские объединения: от дела до политики не так далеко

Глава 10. Деловая женщина в этическом измерении: московский и региональный варианты

1. Этос предпринимательства: общероссийские тенденции и проблемы

2. Этика и бизнес: все не так просто, как может казаться сначала

3. Деловая женщина в этическом измерении: самарский вариант

Глава 11. Мотивация и ценности бизнеса: человек больше богатства

1. Деньги, самореализация, интерес: пирамида мотивации бизнеса

2. Богатство: парадоксы российской ментальности

3. Спонсорство и меценатство: критерии и стратегии

Глава 12. Семья, досуг и романтические увлечения: можно ли оставаться женщиной, когда ты начальник

1. Семья и бизнес: существует ли конфликт интересов?

2. Муж и жена - предприниматели: трудности и преимущества двойного лидерства

3. Неравное партнерство: можно ли избежать потерь

4. Деловая женщина: флирт, романтические отношения, секс

Глава 13 Может ли государство помочь женскому бизнесу в России?

1. Дискриминация женского бизнеса: взгляд женщин-предпринимательниц два года спустя

2. Государство и женское предпринимательство: чего ждут от государства лидеры женского бизнеса

3. Региональные программы поддержки малого бизнеса: направления оптимизации

Глава 14. Психологическое измерение лидеров женского предпринимательства

1. Психологические особенности личности женщин-лидеров

2. Особенности воспитания и развития женщин-лидеров в детстве и юности

3. О психологической изменяемости в процессе предпринимательской деятельности

Глава 15. Женщины, преуспевающие в бизнесе: 8 маленьких портретов

1 .Ольга Кричевская: Бизнес немыслим без риска

2. Наталья Сердюк: Я умею честно делать дело

3. Татьяна Зрелова: Просто я счастливая

4. Мария Воронина: Мечтаю купить самолет

5. Марина Каретная: Никогда не виню других

6. Дания Вагапова: Я профессиональный банкир, поэтому не боюсь

7. Гульнара Табакчи: Сегодня мне мало миллиона долларов

8. Любовь Сычева: В жизни надо уметь бороться

 

Заключение. Женское предпринимательство в России на пороге века: «тихая революция»






Книга любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество"