Женщины могут все, мужчины - все
остальное... АНРИ РЕНЬЕ Почему возникла данная монография Предлагаемая работа является продолжением
исследования, выполненного в рамках проекта «Лидеры женского предпринимательства
- трудный путь к успеху», реализуемого в последние три года при поддержке Фонда
Макартуров. Несмотря на то, что многие проблемы
становления женского предпринимательства России обсуждались в ранее вышедшей
монографии[i],
это исследование лишь в малой степени касается тех проблем, которые являлись
предметом предыдущего рассмотрения. Произошло это не только потому, что мне не
хотелось повторяться, но и благодаря тому, что спектр проблем женского бизнеса
за последние два года серьезно трансформировался, и на первый уровень вышли те
проблемы, которые раньше были не столь заметны. Развитие женского предпринимательства в
России идет разнообразно и противоречиво. Российские регионы, не имея жестких
стандартов, формируют свои закономерности «выживания» бизнеса, отличаясь
разнообразием моделей и типов делового поведения лиц, шагнувших в стихию
частного предпринимательства. Обогатить сложившиеся представления как за
счет расширения теоретических представлений о типах женского лидерства, так и
за счет выхода за границу «столичного города» являлось если не основной, то
существенной задачей данного исследования. Пять российских регионов с
различными социально-экономическими условиями стали предметом рассмотрения и
позволили проанализировать специфику становления женского предпринимательства в
зависимости от региональных особенностей. Их оказалось не так много, как
предполагалось в начале исследования, однако те различия, которые удалось
проследить, также, я надеюсь, будут полезны исследователям, заинтересованным в
разработке региональной тематики женского предпринимательства. Однако не могу
не признать, что это пока маленький шаг в движении к осознанию важности данной
проблемы для России. Хочу заметить: я не отношу себя к
феминисткам. При выборе данной темы исследования я руководствовалась
исключительно научными интересами и ставила своей целью расширить имеющийся у
меня исследовательский материал, полученный ранее по лидерам российского
бизнеса, которые, как и следовало ожидать, все оказались мужчинами. Проводя
исследование лидеров-мужчин и посещая их фирмы, я с удивлением для себя
отметила тот факт, что весьма часто за успешным лидером-мужчиной стоит женщина,
которая занимает вторую или третью позицию в фирме. Первые пробные интервью с
женщинами-лидерами показали, насколько это интересно и заслуживает дальнейшего
осознания и переосмысления. Спешу заверить своих будущих читателей - у
меня не было ни явной, ни скрытой цели доказать, что женщины лучше или хуже
мужчин, как менеджеры и собственники своего дела. Я пыталась быть
профессионально бесстрастной. Тем более, что искренне убеждена: женщины не
нуждаются в исследовательской поддержке. Они гораздо сильнее, чем это может
казаться. Я благодарна Фонду Макартуров, которому
тема регионального женского бизнеса показалась достойной разработки. Он
поддержал мой проект, обеспечив тем самым возможность не только проведения
исследований в российских регионов, но и написания этой книги. Несмотря на то, что я рассматриваю данную
работу как первое приближение к такой сложной исследовательской задаче, как
региональный женский бизнес, все же думаю, что в результате проделанных усилий
мне удалось описать некоторые малоизученные в социологии и социальной
психологии аспекты рассматриваемой проблемы, что дает надежду на поддержание
интереса к ней со стороны профессионального сообщества. Эта работа не могла бы быть осуществлена,
если бы в регионах у меня не было коллег, которые не только взяли на себя
организационную поддержку проекта, но и провели по разработанной схеме часть
интервью. Я с благодарностью называю их имена: социолог, доцент Самарского
государственного университета О.К.Самарцева, генеральный директор фирмы
«Эксперт» (Самара) Юрий Кочкин, главный редактор женской газеты «Троица»
(Архангельск) Карина Кулинская, председатель Комитета по делам культуры и
искусства администрации Архангельской области Лев Востряков. Кандидат
социологии, научный редактор журнала «Социологические исследования» Ирина
Попова провела большую работу в Краснодарском крае, где она раньше жила, училась,
работала. Кандидат социологии Ирина Назарова выполнила часть исследований и
обеспечила организационную поддержку проекта в Казани - ее родном городе. Во
Владимире большую организационную поддержку в реализации проекта мне оказал
владимирский предприниматель Юрий Рогозянов. Я благодарна челнинской
предпринимательнице Светлане Щукиной, познакомившей меня с
предпринимательницами своего города и оказавшей помощь в реализации целей
исследования. Не могу не отметить усилия, которые
вложили в выполнение проекта Светлана Стельмах и Светлана Удодова. На
протяжении нескольких лет они помогают мне решать технические и организационные
задачи. Без их поддержки и помощи я не смогла бы выполнить тот большой объем
работы, который требовался для осуществления работы и написания монографии. Особую благодарность я испытываю к своим
коллегам по сектору исследования личности Института социологии РАН Владимиру
Магуну и Людмиле Шиловой. На разных стадиях реализации проекта они выступали
его экспертами и консультантами, верили в мои возможности тогда, когда мне
казалось, что они исчерпаны полностью. Я благодарна Наталии Лапиной за
профессиональное общение и профессиональную помощь при подготовке монографии. Я благодарю всех своих респондентов и
респонденток в больших и маленьких городах российских регионов и надеюсь, что
наша совместная работа не последняя. С уважением, Алла
Чирикова Введение. Мифы и реалии женского предпринимательства в России По предположению американского
правительства, к 2000 году женщины составят 62,6% всех занятых. Журнал «Time»
назвал это явление «революцией на рабочем месте»[ii]. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы
относительно женской занятости, проблема эта остается весьма актуальной для
России. Острота ее возрастает в связи с тем, что в
общественном сознании россиян весьма распространено представление о
незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии
российских предприятий. Обывательское сознание и научное
сообщество объясняют это практически одинаково. Ученые убеждены, что ценностные ориентации
российских женщин в большей степени сфокусированы на семье, в то время как
обыватели уверены в том же самом, только объясняют это более простыми
причинами: забота о детях, любовь к мужу, загруженность по дому, любовь к
домашнему хозяйству. Рыночный этап в развитии России не только
коренным образом повлиял на экономические процессы, но и способствовал
смягчению консервативных установок относительно многих сфер деловой и
повседневной жизни. И все же некоторые представления по поводу
деловой жизни предприятий и фирм в России, как никакие другие, остаются под
влиянием социальной и культурной инерции. В годы советского периода тотальное
неравенство в завоевании женщиной руководящих позиций на предприятии
воспринималось как вполне закономерное явление, официальная доктрина, в то же
время партийное руководство страны часто в демонстративных целях
пропагандировало «победы» женщин в управлении предприятиями, не рассчитывая
реально на их возможности. По данным Института экономики,[iii]
на рубеже 1990-х годов в состав директорского корпуса входило 6-7% женщин.
Согласно некоторым статистическим данным, 1990-е годы привели к снижению в
составе директорского корпуса женщин по сравнению с 1980-ми. Если в 1985 году численность женщин в
составе директоров составляла 11%, то в 1990-х годах их численность снизилась
до 5.6%. В основе подобного снижения - не избегание женщинами трудностей
рыночного периода или дискриминационные процессы, а постепенное проникновение женщин в новые сегменты рыночной экономики
- переход от руководства государственными предприятиями к руководству частными
фирмами. То, что данная гипотеза отражает реальные
процессы, происходящие на рынке труда, подтверждают данные социологов,
проводивших анализ источников рекрутирования руководителей новых экономических
предприятий в Самарском регионе. Так, согласно данным, полученным
О.К.Самарцевой и Ю.В. Татарниковой, около 40% женщин, возглавляющих в настоящее
время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями
на государственных предприятиях. Бывшие государственные предприятия,
ставшие акционерными обществами, сохраняют осторожное отношение к женскому
менеджменту, предпочитая «сильное мужское руководство». Доля женщин в
директорском корпусе России, руководящих акционерными обществами, растет
медленнее в сравнении с частным предпринимательством. Так, по данным Института
социологии, полученным в 1996 году, в 18% случаев женщины занимали первую или
вторую лидирующие позиции в фирме среди 200 предприятий частного бизнеса в Москве[iv],
что почти в два раза превышает показатели численности женщин в составе
директорского корпуса. Несмотря на стремительное проникновение
женщин в новые сектора российской экономики, их численность пока остается
неоправданно низкой. Исследуя причины «трудного вхождения»
женщин в высшую иерархию предприятий и фирм, аналитики и ученые выделяют
факторы как объективного, так и субъективного свойства. «России переход к «мягкому» менеджменту
пока не грозит, - считает Игорь Бунин, ведущий российский эксперт по проблемам
развития предпринимательства, - успеха в деле добиваются люди с сильным или
даже агрессивным началом. Поэтому российское предпринимательство сохраняет
традиционные маскулинистые черты. Даже если женщина попадает в высшие сферы
управления предприятия, она обладает твердым, отчасти мужским характером»[v]. Сложности экономического и социального
характера, переживаемые российскими предприятиями, способствуют устойчивости
мифов, согласно которым женский менеджмент не может быть эффективным в условиях
кризисной экономики. Насколько подобные мифы соответствуют реальности, можно
определить, предприняв серьезные исследования этого феномена. Первый шаг, который необходимо сделать для
выяснения роли женщины в развитии рыночной экономики - изучить социально-психологические особенности женщин-менеджеров,
способных в кризисных условиях российской экономики осуществлять успешное
руководство фирмами и предприятиями. Особое значение в этом случае приобретает
исследование таких составляющих социально-психологического потенциала, как:
эффективные модели мягкого менеджмента и их влияние на развитие организации,
типы власти в организации, возглавляемой женщиной-лидером, установки, мотивы,
ценности носителей мягкого менеджмента. Не менее важным направлением
исследования в этой связи представляется социально-психологический анализ
эффективных моделей совместного лидерства, когда мужчина занимает первую, а
женщина вторую позиции в организации. Предпринятые до настоящего периода попытки
изучения специфики женского лидерства в условиях рыночных реформ были, как
правило, несистематичными, а интерпретация наблюдаемых процессов носила в
основном макрохарактер. Основное внимание в исследованиях уделялось изучению
факторов, мешающих проникновению женщин в высшую иерархию предприятия. Предлагаемое
исследование, как и проведенные нами ранее[vi],
принципиально отличается от других
тем, что основное внимание уделяется, с одной стороны, успешным моделям женского менеджмента, построенным на их
феноменологическом описании, с другой - анализу социально-психологических
особенностей, способствующих успешному руководству фирмой
женщиной-руководителем. Региональный
разрез исследования
позволяет вскрыть особенности женского лидерства в условиях российской
провинции, которая отличается от Центра особой психологической дистанцией
общения и большей традиционностью этических норм и регуляторов деятельности.
Подобная задача сравнительного анализа делового поведения столичных и
региональных женщин-лидеров также ставится впервые. Данное исследование включает разработку авторской исследовательской процедуры,
которая в наших предыдущих исследованиях лидеров российского
предпринимательства дала интересные результаты и доказала свою адекватность. Здесь она была расширена путем сочетания
техники интервью с использованием шкал по измерению деловых и личностных
качеств, специально разработанных совместно с профессором В.В.Щербиной, а также
оценочной шкалы мотивационных устремлений, которая дала возможность сравнивать
мотивационные предпочтения мужчин и женщин предпринимателей путем построения
специального индекса мотивационных устремлений. Стремление проанализировать феномен
женского лидерства применительно к практике российского женского
предпринимательства в региональном разрезе позволит, с одной стороны, оценить
по-новому некоторые традиционные представления относительно потенциала женского
лидерства в России, с другой - даст возможность разрушить некоторые мифы,
свойственные, как это ни парадоксально, не только обыденному сознанию, но и
исследователям. Я уверена: в основе мифотворчества лежит «запаздывающее»
видение ситуации, и прояснение реальных закономерностей успешного руководства
фирмами позволит аналитикам более последовательно представить, как меняется эта
ситуация во времени. Я буду считать, что достигла поставленных
перед собой целей, если в процессе изложения теоретических исследований и
эмпирических результатов мне удастся показать, что нетрадиционный женский стиль
руководства вполне подходит к современным условиям и может повысить
жизнеспособность фирмы в современном неустойчивом мире. Именно в этом я смогла
убедиться, проведя исследование в пяти российских регионах и в Москве. [i] Чирикова А.Е. Лидеры российского
предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН,
1997. [ii] Дедерихс М.Р. Хиллари Клинтон и власть
женщин: Пер. с нем. М.: ЦСЭИ, 1995. С. 229. [iii] Работающая женщина в условиях перехода
России к рынку. М.: Институт экономики РАН, 1993. С.31 [iv] Чирикова А.Е., Кричевская О.Н.
Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства.
М.: Институт психологии, 1996. С. 18. [v] Российские предприниматели. 40 историй
успеха. М.: ОКО, 1994. С 256. [vi] Чирикова А.Е. Лидеры |