Женщины могут все,

Женщины могут все,

мужчины - все остальное...

АНРИ РЕНЬЕ

 

Почему возникла данная монография

 

Предлагаемая работа является продолжением исследования, выполненного в рамках проекта «Лидеры женского предпринимательства - трудный путь к успеху», реализуемого в последние три года при поддержке Фонда Макартуров.

Несмотря на то, что многие проблемы становления женского предпринимательства России обсуждались в ранее вышедшей монографии[i], это исследование лишь в малой степени касается тех проблем, которые являлись предметом предыдущего рассмотрения. Произошло это не только потому, что мне не хотелось повторяться, но и благодаря тому, что спектр проблем женского бизнеса за последние два года серьезно трансформировался, и на первый уровень вышли те проблемы, которые раньше были не столь заметны.

Развитие женского предпринимательства в России идет разнообразно и противоречиво. Российские регионы, не имея жестких стандартов, формируют свои закономерности «выживания» бизнеса, отличаясь разнообразием моделей и типов делового поведения лиц, шагнувших в стихию частного предпринимательства.

Обогатить сложившиеся представления как за счет расширения теоретических представлений о типах женского лидерства, так и за счет выхода за границу «столичного города» являлось если не основной, то существенной задачей данного исследования. Пять российских регионов с различными социально-экономическими условиями стали предметом рассмотрения и позволили проанализировать специфику становления женского предпринимательства в зависимости от региональных особенностей.

Их оказалось не так много, как предполагалось в начале исследования, однако те различия, которые удалось проследить, также, я надеюсь, будут полезны исследователям, заинтересованным в разработке региональной тематики женского предпринимательства. Однако не могу не признать, что это пока маленький шаг в движении к осознанию важности данной проблемы для России.

Хочу заметить: я не отношу себя к феминисткам. При выборе данной темы исследования я руководствовалась исключительно научными интересами и ставила своей целью расширить имеющийся у меня исследовательский материал, полученный ранее по лидерам российского бизнеса, которые, как и следовало ожидать, все оказались мужчинами. Проводя исследование лидеров-мужчин и посещая их фирмы, я с удивлением для себя отметила тот факт, что весьма часто за успешным лидером-мужчиной стоит женщина, которая занимает вторую или третью позицию в фирме. Первые пробные интервью с женщинами-лидерами показали, насколько это интересно и заслуживает дальнейшего осознания и переосмысления.

Спешу заверить своих будущих читателей - у меня не было ни явной, ни скрытой цели доказать, что женщины лучше или хуже мужчин, как менеджеры и собственники своего дела. Я пыталась быть профессионально бесстрастной. Тем более, что искренне убеждена: женщины не нуждаются в исследовательской поддержке. Они гораздо сильнее, чем это может казаться.

Я благодарна Фонду Макартуров, которому тема регионального женского бизнеса показалась достойной разработки. Он поддержал мой проект, обеспечив тем самым возможность не только проведения исследований в российских регионов, но и написания этой книги.

Несмотря на то, что я рассматриваю данную работу как первое приближение к такой сложной исследовательской задаче, как региональный женский бизнес, все же думаю, что в результате проделанных усилий мне удалось описать некоторые малоизученные в социологии и социальной психологии аспекты рассматриваемой проблемы, что дает надежду на поддержание интереса к ней со стороны профессионального сообщества.

Эта работа не могла бы быть осуществлена, если бы в регионах у меня не было коллег, которые не только взяли на себя организационную поддержку проекта, но и провели по разработанной схеме часть интервью. Я с благодарностью называю их имена: социолог, доцент Самарского государственного университета О.К.Самарцева, генеральный директор фирмы «Эксперт» (Самара) Юрий Кочкин, главный редактор женской газеты «Троица» (Архангельск) Карина Кулинская, председатель Комитета по делам культуры и искусства администрации Архангельской области Лев Востряков. Кандидат социологии, научный редактор журнала «Социологические исследования» Ирина Попова провела большую работу в Краснодарском крае, где она раньше жила, училась, работала. Кандидат социологии Ирина Назарова выполнила часть исследований и обеспечила организационную поддержку проекта в Казани - ее родном городе. Во Владимире большую организационную поддержку в реализации проекта мне оказал владимирский предприниматель Юрий Рогозянов.

Я благодарна челнинской предпринимательнице Светлане Щукиной, познакомившей меня с предпринимательницами своего города и оказавшей помощь в реализации целей исследования.

Не могу не отметить усилия, которые вложили в выполнение проекта Светлана Стельмах и Светлана Удодова. На протяжении нескольких лет они помогают мне решать технические и организационные задачи. Без их поддержки и помощи я не смогла бы выполнить тот большой объем работы, который требовался для осуществления работы и написания монографии.

Особую благодарность я испытываю к своим коллегам по сектору исследования личности Института социологии РАН Владимиру Магуну и Людмиле Шиловой. На разных стадиях реализации проекта они выступали его экспертами и консультантами, верили в мои возможности тогда, когда мне казалось, что они исчерпаны полностью.

Я благодарна Наталии Лапиной за профессиональное общение и профессиональную помощь при подготовке монографии.

Я благодарю всех своих респондентов и респонденток в больших и маленьких городах российских регионов и надеюсь, что наша совместная работа не последняя.

 

С уважением, Алла Чирикова


Введение. Мифы и реалии женского

предпринимательства в России

 

По предположению американского правительства, к 2000 году женщины составят 62,6% всех занятых. Журнал «Time» назвал это явление «революцией на рабочем месте»[ii].

Несмотря на столь оптимистичные прогнозы относительно женской занятости, проблема эта остается весьма актуальной для России.

Острота ее возрастает в связи с тем, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий.

Обывательское сознание и научное сообщество объясняют это практически одинаково.

Ученые убеждены, что ценностные ориентации российских женщин в большей степени сфокусированы на семье, в то время как обыватели уверены в том же самом, только объясняют это более простыми причинами: забота о детях, любовь к мужу, загруженность по дому, любовь к домашнему хозяйству.

Рыночный этап в развитии России не только коренным образом повлиял на экономические процессы, но и способствовал смягчению консервативных установок относительно многих сфер деловой и повседневной жизни.

И все же некоторые представления по поводу деловой жизни предприятий и фирм в России, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции.

В годы советского периода тотальное неравенство в завоевании женщиной руководящих позиций на предприятии воспринималось как вполне закономерное явление, официальная доктрина, в то же время партийное руководство страны часто в демонстративных целях пропагандировало «победы» женщин в управлении предприятиями, не рассчитывая реально на их возможности. По данным Института экономики,[iii] на рубеже 1990-х годов в состав директорского корпуса входило 6-7% женщин. Согласно некоторым статистическим данным, 1990-е годы привели к снижению в составе директорского корпуса женщин по сравнению с 1980-ми.

Если в 1985 году численность женщин в составе директоров составляла 11%, то в 1990-х годах их численность снизилась до 5.6%. В основе подобного снижения - не избегание женщинами трудностей рыночного периода или дискриминационные процессы, а постепенное проникновение женщин в новые сегменты рыночной экономики - переход от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами.

То, что данная гипотеза отражает реальные процессы, происходящие на рынке труда, подтверждают данные социологов, проводивших анализ источников рекрутирования руководителей новых экономических предприятий в Самарском регионе. Так, согласно данным, полученным О.К.Самарцевой и Ю.В. Татарниковой, около 40% женщин, возглавляющих в настоящее время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных предприятиях.

Бывшие государственные предприятия, ставшие акционерными обществами, сохраняют осторожное отношение к женскому менеджменту, предпочитая «сильное мужское руководство». Доля женщин в директорском корпусе России, руководящих акционерными обществами, растет медленнее в сравнении с частным предпринимательством. Так, по данным Института социологии, полученным в 1996 году, в 18% случаев женщины занимали первую или вторую лидирующие позиции в фирме среди 200 предприятий частного бизнеса в Москве[iv], что почти в два раза превышает показатели численности женщин в составе директорского корпуса.

Несмотря на стремительное проникновение женщин в новые сектора российской экономики, их численность пока остается неоправданно низкой.

Исследуя причины «трудного вхождения» женщин в высшую иерархию предприятий и фирм, аналитики и ученые выделяют факторы как объективного, так и субъективного свойства.

«России переход к «мягкому» менеджменту пока не грозит, - считает Игорь Бунин, ведущий российский эксперт по проблемам развития предпринимательства, - успеха в деле добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом. Поэтому российское предпринимательство сохраняет традиционные маскулинистые черты. Даже если женщина попадает в высшие сферы управления предприятия, она обладает твердым, отчасти мужским характером»[v].

Сложности экономического и социального характера, переживаемые российскими предприятиями, способствуют устойчивости мифов, согласно которым женский менеджмент не может быть эффективным в условиях кризисной экономики. Насколько подобные мифы соответствуют реальности, можно определить, предприняв серьезные исследования этого феномена.

Первый шаг, который необходимо сделать для выяснения роли женщины в развитии рыночной экономики - изучить социально-психологические особенности женщин-менеджеров, способных в кризисных условиях российской экономики осуществлять успешное руководство фирмами и предприятиями. Особое значение в этом случае приобретает исследование таких составляющих социально-психологического потенциала, как: эффективные модели мягкого менеджмента и их влияние на развитие организации, типы власти в организации, возглавляемой женщиной-лидером, установки, мотивы, ценности носителей мягкого менеджмента. Не менее важным направлением исследования в этой связи представляется социально-психологический анализ эффективных моделей совместного лидерства, когда мужчина занимает первую, а женщина вторую позиции в организации.

Предпринятые до настоящего периода попытки изучения специфики женского лидерства в условиях рыночных реформ были, как правило, несистематичными, а интерпретация наблюдаемых процессов носила в основном макрохарактер. Основное внимание в исследованиях уделялось изучению факторов, мешающих проникновению женщин в высшую иерархию предприятия. Предлагаемое исследование, как и проведенные нами ранее[vi], принципиально отличается от других тем, что основное внимание уделяется, с одной стороны, успешным моделям женского менеджмента, построенным на их феноменологическом описании, с другой - анализу социально-психологических особенностей, способствующих успешному руководству фирмой женщиной-руководителем.

Региональный разрез исследования позволяет вскрыть особенности женского лидерства в условиях российской провинции, которая отличается от Центра особой психологической дистанцией общения и большей традиционностью этических норм и регуляторов деятельности. Подобная задача сравнительного анализа делового поведения столичных и региональных женщин-лидеров также ставится впервые.

Данное исследование включает разработку авторской исследовательской процедуры, которая в наших предыдущих исследованиях лидеров российского предпринимательства дала интересные результаты и доказала свою адекватность.

Здесь она была расширена путем сочетания техники интервью с использованием шкал по измерению деловых и личностных качеств, специально разработанных совместно с профессором В.В.Щербиной, а также оценочной шкалы мотивационных устремлений, которая дала возможность сравнивать мотивационные предпочтения мужчин и женщин предпринимателей путем построения специального индекса мотивационных устремлений.

Стремление проанализировать феномен женского лидерства применительно к практике российского женского предпринимательства в региональном разрезе позволит, с одной стороны, оценить по-новому некоторые традиционные представления относительно потенциала женского лидерства в России, с другой - даст возможность разрушить некоторые мифы, свойственные, как это ни парадоксально, не только обыденному сознанию, но и исследователям. Я уверена: в основе мифотворчества лежит «запаздывающее» видение ситуации, и прояснение реальных закономерностей успешного руководства фирмами позволит аналитикам более последовательно представить, как меняется эта ситуация во времени.

Я буду считать, что достигла поставленных перед собой целей, если в процессе изложения теоретических исследований и эмпирических результатов мне удастся показать, что нетрадиционный женский стиль руководства вполне подходит к современным условиям и может повысить жизнеспособность фирмы в современном неустойчивом мире. Именно в этом я смогла убедиться, проведя исследование в пяти российских регионах и в Москве.


 



[i] Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997.

[ii] Дедерихс М.Р. Хиллари Клинтон и власть женщин: Пер. с нем. М.: ЦСЭИ, 1995. С. 229.

[iii] Работающая женщина в условиях перехода России к рынку. М.: Институт экономики РАН, 1993. С.31

[iv] Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М.: Институт психологии, 1996. С. 18.

[v] Российские предприниматели. 40 историй успеха. М.: ОКО, 1994. С 256.

[vi] Чирикова А.Е. Лидеры




Далее