Заключение. Женское
предпринимательство в России на пороге XXI века: «тихая революция» Исследование становления женского
предпринимательства в России и особенностей социального поведения лидеров
женского предпринимательства показало, что масштабы
развития женского бизнеса растут и будут расти,
несмотря на достаточно агрессивные условия, сложившиеся в российских регионах. Жизнь регионов в постсоветской России
резко изменилась: они получили политическую самостоятельность и большие
полномочия в сфере экономики. В национальных республиках и «русских» провинциях
идет процесс осознания собственных интересов, формируются элиты, готовые эти
интересы отстаивать. В постсоветском обществе появляются новые субъекты,
действующие в сфере политики и экономики. Именно такими субъектами, начавшими
осознавать свою силу и свои возможности, но пока плохо интегрированными,
являются лидеры женского регионального предпринимательства Вместе с тем, женские экономические элиты
переходного периода действуют несогласованно, снижая собственный потенциал
влияния на экономическую и политическую жизнь своих регионов. Проблема становления женского
предпринимательства в России имеет множество измерений. Можно выделить ключевые
фокусы проблем, которые будут оставаться существенными в ближайшие годы, при
условии отсутствия резких и неожиданных шагов как со
стороны Центра, так и со стороны регионов. Первая группа проблем - это незавершенность и
неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в
регионах. Поведение власти, в котором элементы патернализма сочетаются с
агрессивной политикой в отношении субъектов, демонстрирующих «экономическую
независимость», отличается исходной избирательностью, которая не имеет под
собой каких-либо рациональных обоснований. Как результат этой политики, в
регионах сформировалась «устойчивая дистанция от власти» предпринимателей, что
не устраивает ни одну из сторон. Вторую группу проблем составляют проблемы собственно плохой
интеграции предпринимательства вообще и женского предпринимательства в
частности. Несмотря на то, что во всех обследованных регионах действуют
ассоциации женского предпринимательства или клубы деловых женщин, весьма часто
цели этой деятельности плохо осознаны или резко сужены. В результате эти
организации, нередко действуя в одном регионе и решая схожие задачи,
превращаются в конкурентов, что не дает возможности для оптимального развития
ни той, ни другой организации и подрывают авторитет каждой из них. Любые внутренние конфликты осложняют
внутриполитическую и экономическую ситуацию в регионах. Они ослабляют позиции
субъектов бизнеса в их диалоге с властью. Эти конфликты не исчезнут в XXI веке, но, надо полагать, по мере
структурирования регионального бизнеса и осознания им своих целей, «поле
конфликта» будет постепенно сокращаться, а степень интегрированности
расти. Должен же в России когда-либо торжествовать здравый смысл, а не
корпоративные амбиции. Третью группу проблем составляют проблемы
криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте
становления женского предпринимательства приобретает особое значение.
Несмотря на то, что женщины-предприниматели в регионах сумели выработать
адекватные стратегии, направленные на безопасность собственного бизнеса, можно
утверждать, что проблема безопасности женского предпринимательства не только не
разрешается, а все более нарастает. Четвертая группа проблем связана с профессиональной
компетентностью женщин-предпринимателей. Несмотря на то, что, благодаря усилиям
западных школ менеджмента предприниматели довольно часто стажируются за
границей, в составе женщин-предпринимателей преобладают лица «со стихийным и
хаотичным» образованием в области менеджмента. При этом мотивация в получении
образования высока. В данной ситуации остается неясным, кто может взять на себя
решение этих проблем в региональном масштабе, с учетом образовательной,
возрастной, практической и ценностной дифференциации, существующей в женском
предпринимательском слое в российских регионах. Пятая группа проблем представляет особенности
политического сознания и поведения предпринимательниц в регионах. Обращает на
себя внимание феномен поляризации политических установок женщин, при
постепенном осознании необходимости политическими методами защищать свой
бизнес. Особое значение приобретает тот факт, что около 20%
женщин-предпринимателей относят себя к «вынужденным политикам». Отсутствие
цивилизованной системы взаимодействия между властью и бизнесом дает
пространство для развития лоббизма и способствует распространению
неконтролируемых «невидимых» договоренностей между двумя субъектами влияния в
регионах, что приводит в конечном итоге к «взаимной зависимости»
нецивилизованного характера одних от других. Шестая группа проблем касается вопросов несовершенства
инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.
Несмотря на множественность этих структур и наличие соответствующих программ,
ни одна из них содержала раздела, направленного на развитие собственно женского
предпринимательства. Женское предпринимательство и его успехи в регионах
продолжают оставаться «невидимыми», а динамика его развития не отражается ни в
региональной статистике, ни в программных документах как регионального, так и
федерального уровней. Инфраструктура поддержки малого бизнеса продолжает
оставаться «вещью в себе», которая пока не справляется с задачами с
информационного и аналитического характера. При отсутствии хорошо
организованных информационных потоков, эти организации резко сужают свои
представления о тех возможных каналах помощи, в которых нуждается женское
региональное предпринимательство на самом деле Представление власти о том, что
предприниматели нуждаются только в финансовых ресурсах, давно устарело, а
нового образа конструктивного взаимодействия пока не сформировано.
Переосмысление принципов этого взаимодействия и поиск новых форм поддержки
малого предпринимательства с учетом существующей дифференциации регионального
предпринимательства и должны стать задачей XXI века. С момента развала Советского Союза власть
в регионах была сконцентрирована на проблемах собственного выживания. Бизнес, в
свою очередь, был вынужден всегда думать о собственном выживании
самостоятельно. Но теперь, по мере развития рыночных отношений, ситуация должна
меняться. Влиятельные группы в регионах должны уметь находить общий язык
цивилизованного взаимодействия Женские экономические элиты в регионах,
находясь в стадии своего становления, еще не могут обходиться без поддержки
власти, но уже не хотят зависеть от нее. Разрешение этого парадокса и будет в
центре внимания региональных элит в ближайшем будущем. Несмотря на то, что развитие женского
предпринимательства в России плохо контролируется и учитывается, с
определенностью можно утверждать следующее: постепенное наступление «мягкого»
менеджмента в сферу предпринимательства России открывает новые возможности
экономического развития. Опыт представительниц женской бизнес-элиты подтверждает наличие необходимого
социально-психологического потенциала и готовность женщин действовать в сложных
условиях неопределенности. Путь, проделанный в «мир женского
предпринимательства» России позволяет утверждать: женский бизнес на пороге
«тихой революции», для осуществления которой необходима, с одной стороны
поддержка государства, с другой - смена действующих стереотипов массового
сознания, господствующих в обществе, при условии готовности самих женщин
«творить» экономические перемены в России. |