Глава 10. Деловая женщина в этическом
измерении: московский и региональный варианты 1. Этос предпринимательства:
общероссийские тенденции и проблемы Проблема этики российского бизнеса пока не
стала предметом серьезного исследования со стороны социологов, психологов и
философов. До последнего времени круг исследователей, занимающихся этическими
проблемами становления отечественного предпринимательства, оставался достаточно
узким[i].
Предпосылки для анализа предпринимательского этоса содержатся в работах по
проблемам соотношения предпринимательства и нравственных аспектов бизнеса,
выполненных в последнее время Г.С. Батыгиным, В.И. Бакштановским, Ю.А. Замошкиным,
А.С. Панариным, В.В. Радаевым, Ю.В. Согомоновым, П.Н. Шихиревым. Современные отечественные эмпирические
исследования российского предпринимательства, а также опыт управленческого
консультирования частных фирм позволяют утверждать: процесс становления
корпоративных этических кодексов в России идет достаточно интенсивно, отличаясь
«индивидуальными стратегиями» поведения лидеров. Бытующее сегодня невнимание к этическим
аспектам становления российского предпринимательства трудно поддается
рациональной интерпретации: для россиян этические и ценностные опоры
деятельности исторически являются необходимым "фильтром" целесообразности-нецелесообразности
предпринимаемых изменений. Сложное, неоднозначное отношение со
стороны массового сознания к предпринимательству в России обуславливается, на
мой взгляд, слабой рефлексивностью собственно этических принципов последнего.
Опыт развития капиталистических стран показывает, что «этическое сопровождение»
становления предпринимательства является необходимым звеном в исследовательской
практике всех аналитиков, стремящихся серьезно работать с «реальным» бизнесом
своих стран. Так, в США, по оценкам исследователей,
проблеме этики бизнеса посвящено более 50 монографий, несколько газет, включая
«Газету по этике бизнеса» и газету «Бизнес и профессиональная этика».
Компьютерный каталог только библиотеки Калифорнийского университета насчитывает
свыше 340 названий книг и статей, посвященных этой теме. В Лондоне открыт
Институт этики бизнеса, хотя интенсивность обсуждения этих тем в английской
специальной литературе незначительна. Британские менеджеры более монолитны в
своих культурных ценностях по сравнению с американцами, что снижает
необходимость строгой формулировки этических принципов. В. Раундтейбс отмечает, что вопрос этики
деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми
сталкивается в нашу эпоху самоуправляющееся общество. Однако однозначной оценки
соотношения этики и бизнеса западным исследователям сформировать не удалось.
Например, Кевин Гибсон вступает в дискуссию с Ненси Рэнкен, которая в своей
работе «Мораль и бизнес» выдвигает тезис о том, что бизнесмена нельзя рассматривать
в качестве морального субъекта. Любой бизнесмен озабочен проблемами выживания,
роста прибыли, и поэтому он не способен к альтруистическим поступкам. Тем самым
Рэнкен отвергает так называемый «тезис о гармонии», согласно которому все, что
действительно полезно для бизнеса, корректно с моральной точки зрения. Гибсон,
в свою очередь, считает, что исследовательница слишком жестко отождествляет
мораль с альтруизмом, тогда как гармония между этикой и бизнесом весьма часто
обусловлена экономическим и политическим контекстом. В условиях регулируемого
рынка, а именно такой рынок характерен для России, базис для этических
поступков весьма ограничен, в то время как открытый рынок имеет все предпосылки
для этических шагов, ориентированных на будущее. Очевидно, моральный субъект
должен быть сознательным и обладать достаточной свободой. Однако это не
противоречит тому, что субъекты бизнеса, имея свои особенности, являются
полноправными членами морального сообщества. Несмотря на то, что проблема этоса деловой
культуры России и характер протекающих этических процессов в частных российских
фирмах достаточно закрыты для внешнего наблюдения, некоторые зарубежные
аналитики убеждены: «...Русская экономическая система научит Запад, как сделать
капитализм добродетельным... Западный предприниматель может многому научиться
от духа порядочности и гуманизма, которыми отмечена светлая сторона русской
души... Однако, есть серьезные основания опасаться той разновидности системы,
которая возникает стараниями нынешних российских чиновников...»[ii]. Реформа морали, которая должна
сопровождать или опережать реформы рынка, еще только намечается. Но это
необходимый этап становления нового российского общества. «Если ваша страна поставила перед собой
задачу реформировать общество, то она должна осознать, что экономическая
реформа - это еще и реформа морали», - считает Б Гарднер. Низкое качество и
несоблюдение договоренностей невыгодны, поскольку это разрушает репутацию
бизнесмена, что равносильно вытеснению его с рынка. В какую сторону, по мнению западных
исследователей, стоит двигаться России для переосмысления этических норм
бизнеса? Генеральный директор компании Гарднер
Консалтинг представляет это следующим образом: «Перед Россией стоит задача
изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение,
которое идет на сознательный риск, несет ответственность за принятие решения, а
потом пользуется благами своей деятельности вместе со всем цивилизованным
миром...». Российские исследователи, анализируя
современные тенденции становления отечественного бизнеса, указывают на
противоречивый характер наблюдаемых процессов. Так, Б.Докторов убежден: «В
процессе формирования этики бизнеса в России проявляются две тенденции. С одной
стороны, в опоре на законодательство, на отдельные проявления
доброжелательности со стороны общественного мнения в среде предпринимателей
развиваются формы контактов, принятые в современном деловом мире:
ответственность, обязательность, обоснованный риск и т.д. С другой стороны, не
имея гарантий стабильности законодательства в сфере бизнеса, ощущая
недоброжелательность со стороны различных властных структур и общественности,
предприниматели вынуждены действовать по правилам, отличным от правил
цивилизованного бизнеса[iii]». Интересную попытку проинтерпретировать возможные
механизмы формирования наметившихся противоречивых тенденций делает М. Мацковский:
«Основная масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими
рамками, поскольку само государство пока еще не создает условия, делающие
"моральный" бизнес более выгодным, чем "неморальный".
Бизнес должен быть моральным не потому, что необходимо во всем следовать
христианской этике. Просто моральный бизнес приносит максимальную прибыль.
Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том,
чтобы и они сами, и их партнеры придерживались моральных норм. "Моральных
предпринимателей" больше, чем "неморальных" и среди них
наверняка найдутся бизнесмены, которые открыто заявят о том. что в своей
деятельности они будут строго придерживаться моральных принципов. И даже если
таких людей 1 будет сначала немного, то и тогда, объединившись, они
смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу»[iv]. Известным подтверждением данного
высказывания являются результаты исследования нормативного поведения российских
предпринимателей, проведенного под руководством В. Радаева в 1993-1994 годах на
выборке свыше 270 предпринимателей - первых лиц в своей фирме[v]. Целью исследования было выяснение
некоторых сторон нормативного поведения, среди которых выделялись такие
признаки, как: отношение к соблюдению законодательных норм, столкновение с
противоправными действиями, деловая этика и нарушение деловых обязательств,
отношение к воровству. Исследование выявило несколько
закономерностей, которые расходятся с общепринятыми представлениями. Так, оказалось, что даже в случае
отсутствия контроля строго следовать предписаниям закона намеревается каждый
восьмой предприниматель (12,8%). Игнорировать те или иные постановления склонен
каждый десятый предприниматель, семеро же из десяти (70,8%) - явное большинство
- постараются не нарушать его «по возможности», что означает на самом деле
готовность обойти соблюдение законов, если обстоятельства сложатся не так
благоприятно. Данные исследования указывают также на
большую законопослушность женщин-предпринимателей и лиц более старшего
возраста. Не наблюдается заметной связи, по мнению В. Радаева, между уровнем
образования и размерами подведомственных предприятий, с одной стороны, с другой
- склонностью соблюдать узаконенные нормы. Большую законопослушность
демонстрируют руководители, занятые производством товаров
производственно-технического назначения, финансовой и издательской
деятельностью. К игнорированию норм предрасположены в большей степени
производители потребительских товаров, работающие в сфере медицинского
обслуживания. Затрудняются определить стратегии своего поведения чаще всего
работники общепита. Эти и другие
данные свидетельствуют о том, что эмпирические исследования способны на данном
этапе послужить основой для переосмысления теоретических и концептуальных подходов
к этике бизнеса, стать ступенью к новому теоретико-методологическому уровню. Сложившаяся ситуация в российском
предпринимательстве, сформировавшийся арсенал методических средств и концептуальных
подходов позволяют сегодня решить
широкий спектр исследовательских задач в области этики бизнеса. Основным ограничением движения по этому
пути остается «закрытость фирм» и их лидеров, нежелание допускать
исследователей «внутрь» фирмы, неверие в целесообразность социологических
измерений для оптимизации фирменной жизни. Можно предположить, что это
временное явление, связанное с особенностями становления российского бизнеса,
которое неизбежно изменится на цивилизованные и открытые формы взаимодействия с
профессионалами различных сфер деятельности. Женщины
в качестве предмета исследования открывают новые возможности для исследования
этого феномена. Общеизвестно, что женщины в силу своих психологических
особенностей более открыты и позволяют себе, следуя за своей эмоциональностью,
«раскованные» формы контакта. Можно предположить, что женщины, обладая
природной пластичностью, выработали и сформировали широкий спектр
«индивидуальных приспособительных этических стратегий», которые мужчинам, при
всех преимуществах мужского менеджмента, выработать удается не столь легко. При изучении особенностей этических норм,
материалы интервью были дополнены данными, полученными самарскими социологами,
что позволило углубить и уточнить выявленные закономерности. В Самаре при изучении лидеров женского
предпринимательства регионального уровня в рамках дипломной работы Ю.В. Татарниковой
под руководством О.К.Самарцевой было опрошено по особой схеме 50 представителей
управленческого персонала новых экономических структур из 35 предприятий города
Самары. 20 опрошенных - женщины. Цель опроса - изучение структуры
ценностных ориентации и определение «веса» в полученной иерархии собственно
этических ценностей в мужском и женском вариантах. Эта часть исследования
проводилась с использованием двух методик: методики Рокича и методики
неоконченных предложений («Главная цель Вашей жизни...», «В жизни я хотел бы
еще добиться...», «Если бы я оказался на грани жизненного кризиса, то
единственное, что сохранил бы...»). 2. Этика и бизнес: все не так просто, как
может казаться сначала Исследование общих этических установок
предпринимательниц позволяет сделать следующее утверждение: женщины сильнее
зависят в деле от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в целом в
большей степени детерминируются сложившимися нравственным императивом в
обществе. Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше, нежели
у мужчин. Вот как оценила соотношение этики и
бизнеса в своем интервью 28-летняя предпринимательница из Татарстана Гульнара Табакчи,
продемонстрировав достаточно типичную случаев для женщин предпринимателей
позицию: «Как говорят: украдешь на копейку - потеряешь рубль. Я не хочу
украденного капитала. Я могу его сама сделать. У меня никогда не будет такого
капитала. Я очень скептически отношусь к случайным деньгам. Я очень суеверна. Я
даже не пытаюсь так поступать. Потом хуже будет. Чем больше отдаешь, тем больше
получаешь...». Проявлением этой социальной
ответственности служит, с одной стороны, ориентация на гуманный менеджмент, учитывающий
человека во всех его проявлениях, с другой - выраженные ориентации на
благотворительность и социальную помощь. «В бизнесе все нужно мерить человеком. Но
невозможно построить для всех людей гуманное общество, - убеждена Татьяна Зрелова - Я
за это не могу отвечать. Я не руководитель нашего общества, не пророк, не
лидер. Я на этом маленьком конкретном участке, который отвечает за энное число людей,
определяю вехи на пути нашего развития. Именно за этих людей я и в ответе...
Моя ответственность, которую я чувствую, ограничена этим кругом... Мне важно,
чтобы проекты помогали развиваться людям, а значит, обществу в целом, Я
стараюсь выбирать те проекты, которые не просто делают деньги. Они дают
возможность человеку чувствовать себя естественно». Это утверждение хорошо иллюстрирует менее
«замкнутый», нежели у мужчин, взгляд на бизнес, стремление соотносить свое дело
с общечеловеческими позициями. Однако такой подход, при всей его
привлекательности характерен для устойчивого бизнеса, который дает возможность
следовать этическим стратегиям в деле. В других ситуациях бизнес ставит перед
необходимостью ориентироваться не только на этические нормы, но и на нормы
выгоды, не переступая некоторой внутренней грани. «Бизнес и этика, - размышляет Наталья Сердюк, - в моем сознании это совместимо. Я
думаю, что это вещи, тесно связанные между собой... Может, и существует
противоречие, ноя стараюсь придерживаться этических норм. К нам приезжают люди
издалека. ei.iu вижу - у человека последние деньги -
снижаю цены. Наверное, об этом никто не знает. Но мне жаль этих людей. Денег я
дарить не могу. Понимаю, что цены высокие Вижу реакцию врачей. Мне это больно и
тяжело. Но это та цена, ниже которой мы опуститься просто не можем. Мне всегда
неловко и стыдно...». «Может я покажусь неискренней, - утверждает Вера Кочева, - но
мне кажется, не было такого, когда бы я делала то, что требовало от меня
покривить душой, обойти своих. Не было прецедента. Считать неэтичным и делать,
нет это не по мне...». Может быть, высокий «эмоциональный» фон
переживания собственного дела, не всегда прагматический подход к тому, что
выгодно, а что нет в бизнесе, отличает женской менеджмент от мужского, делая
первый более ценностно-ориентированным, направленным не на тактические победы,
а на стратегию. В этическом смысле женщина больший стратег, нежели мужчина,
потому что лучше чувствует партнеров и их внутренние смыслы. Существующие внутри женского бизнеса
«этические измерители» могут иногда повышаться. Это зависит от ряда
существенных факторов, среди которых: серьезная угроза делу со стороны;
необходимость защитить того, кто рядом в деле; новые шаги в неизвестность;
внутреннее соревнование с конкурентом; вызов личностным возможностям. Однако и в этих случаях,
женщины-бизнесмены стремятся не переступать невидимых этических норм: «Мне приходилось совершать
неэтические шаги в бизнесе, - замечает одна из предпринимателей, - и я
предполагала, что это опасно. Но любое взаимодействие с людьми связано с
опасностью, а уж глагол, убьют или нет, поставьте сами... Что делать? Ты
отвечаешь за людей... Деньги нужны в любом случае, и с этим приходится
работать. Только не нужно заигрываться... Необходимо отдавать себе отчет в
своих действиях. Главное - не врать себе...». В целом
женщины-предприниматели указывают на остро развитое у себя «чувство грани»,
выход за которую для многих невозможен даже не только из-за этических
ограничителей, а из личностных особенностей. 60% опрошенных женщин в Москве и регионах
склонны разделять этику выполнения
закона и этику деловых договоренностей. Около 80% женщин считают абсолютно
недопустимым для себя нарушить свои договоренности с деловыми партнерами. «Бизнес
без соблюдения этики договоренностей невозможен, - считает Марина Каретная,
вице-президент самарской страховой кампании «Флора плюс». - Любой бизнес подразумевает
общение с людьми. Несоблюдение договоренностей всегда обернется вредом для
дела, которым ты занимаешься. Бизнес всегда построен на доверии. Думаю, что у
нас не настолько низкий уровень людей, чтобы при отсутствии этики можно было с
этими людьми достигать успеха. Существуют партнерские отношения, при которых
люди должны быть равными в обязательствах и следовать договоренностям. Иначе
этот замкнутый круг обязательно разорвется. У бизнесмена, не соблюдающего
договоренности, в скором времени этого бизнеса не будет. Количество партнеров
его уровня со временем иссякнет. Однако человеку с очень высокими нормами и с
очень высокими требованиями морали тоже достаточно сложно в бизнесе. Таким
лучше не высовываться. Это раздражает окружающих. Золотая середина
соответствует нашему менталитету. Хотелось бы, чтобы этический стандарт был
максимальным. Однако и без этики в бизнесе просто невозможно. Это то же самое,
что не уметь говорить. Быть диктором на телевидении и заикаться...». Точно подмеченный Мариной Каретной факт,
что существование в бизнесе предполагает следование некоторым «невидимым
усредненным нормам», без жестких моральных стереотипов, разделяется и другими
предпринимательницами «Человек должен всегда оставаться собой. В любой ситуации
В любом бизнесе. Но в то же время ориентироваться на нормы своего круга
общения. Бизнесмен не может быть заложником жестких этических стандартов. Он
должен их формировать в соответствии с собой и со своим окружением», - убеждена
Светлана Журкина, генеральный директор самарского АО «Завод железобетонных
изделий». Интересную связь между этическими нормами
и профессионализмом выделила Дания Вагапова, что позволило ей даже найти
определение этики в бизнесе: «В большом бизнесе, по большому счету следовать
этическим принципам необходимо. Хотя я совершенно не исключаю ситуации, когда
можно сделать шаг вправо или шаг влево, если этого требует бизнес. Но в той
ситуации, которую я описываю, при ошибке меня могли не востребовать, а если бы
востребовали, я должна была бы работать с теми же клиентами, перед которыми я
должна сохранить свое лицо. Иначе мне не поверят. Тогда я снова должна начинать
с нуля. Все вместе это и есть этика в бизнесе, замешанная на желании быть в
своей профессиональной среде, и на прагматизме». Весьма показательно, что многие
женщины-предприниматели связывают между собой понятия этики и прагматизма -
может быть, действительно, быть этичным в бизнесе - есть высшее проявление
прагматичности? Некоторые из предпринимательниц не склонны
следовать моральным стереотипам и заявляют об этом открыто: «Когда меня
спрашивают об этике в бизнесе, я всегда в шутку отвечаю - я
морально подвижна в бизнесе. Это шутка, но в ней есть дот истины. Как в каждой
шутке...». Только 15% из обследованных женщин
придерживаются мнения, что не следует нарушать установленные законом
предписания ни при каких обстоятельствах: «Если ко мне приходит человек, мы
вступаем с ним в деловые отношения и он верит мне на слово, то я никогда этого
слова не нарушу, - размышляет владимирская предпринимательница Светлана
Гунченко. - Иначе я потеряю свой имидж, наработанный годами. Я не могу себе этого
позволить. В случае отношений с законом все сложнее. Любой нормальный человек,
я не говорю даже экономист или юрист, понимает, что если я выживаю, то я
автоматически нарушаю определенные стандарты принятого законодательства. Хочу я
этого или нет. Без этого сегодня выжить в бизнесе невозможно. Я вынуждена это
делать…». Среди как московских, так и региональных
предпринимательниц велика доля лиц (65%), которые склонны разбираться с законом
с помощью квалифицированных юристов. Свыше 80% обследованных
женщин-предпринимательниц имеют в своем штате или в качестве консультантов
квалифицированных юристов, которые в профессиональной отношении нередко превосходят
чиновников из властных структур. Это дает возможность не только бороться с
«властями и законом», но даже побеждать в этой борьбе. «Я считаю, что власть не надо
нейтрализовыватъ, она есть, она поддержана законодательными актами. Значит,
надо эти законы соблюдать в рамках разумного и не нарушать, а обходить, потому
что все законы написаны с таким воздухом... Мы все вопросы решаем законным
путем через арбитражный суд», - считает одна из региональных предпринимательниц, у которой есть
сторонники и в Москве, и в других российских регионах. Однако опыт владимирской
предпринимательницы Раисы Денисовой доказывает, что законопослушные отношения с
государством и стремление выполнять точно все предписания не всегда дают
желаемый эффект: «У меня
уникальный опыт, который состоит в том, что я никогда не обманывала
государство. Удавалось это мне сложно. В конечном счете я достаточно
засветилась, чтобы сейчас власти на меня наехали. Теперь я с ними сужусь. Я
должна заплатить огромный штраф в миллиард четыреста. Это для провинции
огромные деньги. То, что сейчас они придушили мою компанию, это еще не конец.
Потому что компания - это я. Я могу возникнуть в другом качестве и в другой
компании...». Таким образом, однозначно позитивный ответ
на вопрос: «Морально ли предпринимательство», очевидно, недостаточен для
очерчивания реального проблемного поля «этики бизнеса». Во всяком случае такой
подход указанную проблематику будет формировать произвольно[vi]. Бизнес существует в сложном этическом
мире, где основное - «не врать себе». Вклад женского предпринимательства в
становление новой этической модели бизнеса очевиден. Этические принципы,
действующие в бизнесе, суть разные модели одной культуры. Общие принципы этой
модели: - следует избегать неэтических шагов в
бизнесе; - гуманный менеджмент надежнее
агрессивного менеджмента; - стратегические цели легче достигать
ориентируясь на этические принципы. Истина, наверное, где-то посередине.
Этические подходы действительно имеют преимущество, но ими не может полностью
регулироваться бизнес. Бизнес строится на многообразии, конкуренции и
конфликтах... Выход из этого в вариантности персональных стратегий и в
этичности персонального сознания... Эффект «ценностного запаздывания»,
вызванный стремительным развитием бизнеса в России, видимо, еще долго будет
порождать мифы у обывателя об исходной неэтичности бизнеса. Но постепенное
нарастание в обществе роли торгово-промышленных кругов, при известном
ослаблении влияния религии и политиков, приведут, как и в 90-е годы прошлого
столетия, к переосмыслению сформированных социальных норм, к смене этической
парадигмы. И женщинам-бизнесменам в этом процессе, безусловно, может быть
отдана главенствующая роль 3. Деловая женщина в этическом измерении:
самарский вариант[vii] Опрос десяти представительниц женского предпринимательства
в Самаре показал, что в региональном варианте некоторые закономерности,
вскрытые в ходе исследования московских предпринимательниц, действуют еще более
рельефно Особенно это заметно, когда речь заходит о необходимости следовать
этическим принципам и соответствовать определенным этическим стандартам. По
мнению 10 самарских предпринимательниц, «невозможно не следовать этическим
принципам в бизнесе, хотя бы потому, что тогда непонятно, как выживать...».
Закономерно возникает сложный экспертный вопрос, насколько можно доверять
сделанным суждениям? Напрашивается ответ, что женщины склонны преувеличивать,
осознанно или неосознанно, роль этических регуляторов в бизнесе. Несмотря на
то, что я не могу дать однозначный ответ на этот вопрос, я склонна верить
высказанным суждениям, хотя бы потому, что не имею доказательства
целесообразности и прагматичности противоположной линии поведения в процессе
опроса. Эмоциональность и открытость взаимодействия в определенных границах
позволяют надеяться, что исследователь имеет дело с реальностью, а не с ее
интерпретацией, как это может быть истолковано теми, кто не вел конкретных
эмпирических исследований этого сложного российского феномена. Исходная
этичность основных принципов, на которых строится региональный бизнес, не
означает, однако, отсутствия сложных, полимотивированных поступков, связанных с
необходимостью выживания собственного дела или защиты его от недобросовестной
конкуренции. Весьма парадоксальным является, на мой взгляд, тот факт, что
самарские предпринимательницы, которые, судя по их ответам, в 8 случаях из 10
пережили в собственной деловой практике такое явление как рэкет, порой
связанный с угрозой для жизни, продолжают утверждать, что и в ситуации шантажа
и угроз они не склонны менять свои исходные этические стандарты, значимые
для них в бизнесе или в личной жизни. Устойчивость и даже известная
консервативность принятых этических норм является необходимым условием
выживания дела, за которое отвечает женщина-лидер. «Мы все здесь
хорошо друг друга знаем. Если не лично, то через знакомых. Если ты хорошо
ведешь свой бизнес, то тебя тем более хорошо знают в городе. Если я не сдержала
своих обещаний или поступила вразрез с договоренностями, завтра же по городу
поползут слухи. У нас другой масштаб бизнеса... Бизнес в провинции не
может быть обезличен... Ты не имеешь права на нравственную ошибку. Потому
что завтра тебя уже не будет, ты потеряешь свое лицо. Это не Москва. Начать
заново сложно... Ты имеешь право на коммерческий просчет, да и то он слишком дорого
обходится не только тебе, но и тем, кто вместе с тобой ведет дело. Иногда я сама удивляюсь, как мы
выживаем и даже развиваемся в таких условиях...», - размышляет одна из
женщин-предпринимательниц. Ее высказывание по поводу оценки самарской деловой
среды достаточно типично для данной выборки и повторяется в разных вариантах
практически у всех опрошенных предпринимательниц этого региона. Все деловые женщины в ответ на вопрос:
«Что Вы предпочтете, высокую прибыль при условии, что Вам придется рисковать этическими
принципами, или небольшой, но «честный» доход при условии со-I хранения Вашего человеческого лица», -
имели однозначную позицию: «деловая женщина, чтобы сохранить свой бизнес, не
имеет права действовать вразрез с принятыми нормами и стандартами., какие бы
прибыли не ожидались в перспективе». Женщины в большей степени, нежели мужчины,
ориентированы на длительные стратегии в бизнесе, что также делает выгодным
следование этическим нормам, принятым в сложившейся деловой среде. На вопрос: «Приходилось ли Вам совершать
определенные поступки в бизнесе, которые, по Вашим критериям, лежат за границей
принятых этических стандартов?», 7 из 10 предпринимательниц ответили, что такие
поступки им приходилось иногда совершать. Причины, побудившие отказаться от своих
собственных принципов, имеют в большинстве случаев «калейдоскопный» характер:
иногда они были вынуждены поступить именно так в силу сложившихся
обстоятельств, иногда в силу некомпетентности, иногда в силу плохой
информированности. Данные, полученные в ходе исследования
управленческого персонала новых экономических структур на 35 предприятиях
Самары, расширяют и дополняют закономерности становления этического сознания
деловых женщин, занимающих лидирующие позиции в фирме. Интересен факт, вскрытый в ходе исследования
и позволяющий в известной степени понять природу возникновения этических
регуляторов в женском бизнесе: более половины деловых женщин (55%) пришли в
предпринимательство с руководящих должностей из госсектора, в то время как
мужчины (72%) занимали до прихода в предпринимательство подчиненное положение.
Предшествующий опыт управления людьми в государственной структуре, сложившийся
у женщин, позволяет предположить, что они действуют и в новых экономических
структурах в рамках норм, принятых для бывших советских предприятий в регионе.
Этические стандарты являются наиболее консервативными образованиями в структуре
личности человека и вряд ли подвержены молниеносной переориентации. Поэтому
столь характерная для представлений обыденного сознания исходная неэтичность
бизнеса является скорее исключением, нежели правилом. Предположить, что именно
лица с низкими этическими порогами склонны к ведению собственного дела, вряд ли
возможно, так как для старта в бизнесе важно иметь солидный социальный капитал,
который вряд ли образуется у таких людей. Видимо, картина здесь более сложная,
чем может казаться извне, и это требует дальнейших углубленных исследований. Изучение структуры ценностных ориентации
мужчин и женщин предпринимателей по методике Рокича показало, что имеются
определенные различия в структуре терминальных ценностей (ценностей, ориентированных на
достижение целей дальнего горизонта) в мужском и женском вариантах. Из 18
терминальных ценностей для мужчин наиболее значимыми являлись ценности здоровья
(1-я позиция), счастливой семейной жизни (2-я позиция), и свободы (3-я
позиция). 4-я и 5-я позиции у мужчин занимают «уверенность в себе» и «любовь».
«Интересная работа» и «материальная обеспеченность» занимают соответственно 7-ю
и 6-ю позиции. У женщин-предпринимательниц, согласно
полученным данным, наблюдается несколько иная картина диспозиции значимых
жизненных ценностей. Как и можно было предположить, первую позицию в иерархии
терминальных ценностей занимает «счастливая семейная жизнь», за нею следует ценность
«здоровья», третью позицию женщины отдают ценности «любви», что в общем хорошо
согласуется с интуитивными представлениями об особенностях женской
мотивационной иерархии. Весьма парадоксален, на мой взгляд, тот факт, что
ценность «интересной работы» является для женщин гораздо большей, нежели для
мужчин (5-я позиция) и опережает такие ценности, как «уверенность в себе (6-я
позиция) и ценность «свободы» (7-я позиция). Женщины, в отличие от мужчин,
более материальны, и отводят такой ценности, как «материально-обеспеченная
жизнь» 4-я позицию, тогда как у мужчин эта позиция занимает 6-е место. Весьма
интересно, что у предпринимателей до 30 лет такая ценность, как «продуктивная
жизнь» (6-я позиция) почти в два раза выше по своей значимости, нежели у
предпринимателей в возрасте выше 30 лет (11-я позиция). Молодые предприниматели
стремятся к эффективным технологиям и более прагматичны, что дает хорошие шансы
для будущего развития бизнеса, и думается, эти возможности будут реализованы. Анализ инструментальных ценностей
(целей-средств), характерных для мужчин и женщин предпринимателей, показал что
у женщины этическое сознание и этические ценности выражены более рельефно,
нежели у мужчин. Иерархия инструментальных ценностей у женщины в порядке
убывания значимости имеет следующий вид: - Ответственность -1 позиция - Честность - 2 позиция - Образованность -3 позиция - Независимость - 4 позиция - Воспитанность - 5 позиция У мужчин в процессе исследования была
вскрыта своя мотивационная иерархия, которая несколько отлична от женской. - Независимость - 1 позиция - Образованность - 2 позиция - Ответственность - 3 позиция - Честность - 4 позиция - Самоконтроль - 5 позиция - Твердая воля - 6 позиция Как видно из приводимых результатов,
мужчины в большей степени стремятся к наращиванию собственно личностного
потенциала, в то время как женщины ориентированы на этические ценности, где
честность и ответственность занимают самые высокие позиции в системе
инструментальных ценностей личности предпринимателя. В то же время весьма настораживающим
является тот факт, что среди отвергаемых средств деятельности у женщин
выступили такие ценности, как «непримиримость к недостаткам в себе и в других»
(18-я позиция), «законность» (17-я позиция), и «высокие запросы» (16-я
позиция). Является ли столь непримиримое неприятие законности стремлением
избежать давления со стороны государства или несогласием с существующим
законодательством в России, утверждать сложно, однако это косвенно
свидетельствует о том. что при благоприятных обстоятельствах женщины-предприниматели
будут склонны избегать законных шагов в бизнесе, нежели стремиться к их
осуществлению. Это не может не наводить на размышление о необходимости создания
цивилизованного правового пространства для российского предпринимательства. Методика неоконченных предложений и
собранные с ее помощью данные дополняли информацию о структуре ценностных
представлений и были направлены на выяснение, прежде всего, ценностей
собственно предпринимательской деятельности. Согласно полученным результатам, для мужчин
наиболее важными ценностями в бизнесе оказались: «материальный успех, высокий
уровень жизни» (1-я позиция), «благополучие родных» (2-я позиция) и
«независимость» (3-я позиция). У женщин эти ценности в свободном изложении по
мере убывания значимости имели следующий вид: «материальный успех, высокий
уровень жизни», «возможность реализовать свои способности» и «занять достойное
место в жизни». Полученные данные хорошо согласуются с отмеченными ранее
закономерностями[viii].
Однако нельзя не заметить, что лидеры московского предпринимательства, хоть и
ориентированы на достижение материального благополучия, в не меньшей степени
ценным для себя считают «интерес» и «возможность творчества». Весьма
примечательно, что такая ценность, как «возможность оказания помощи другим
людям», оказалась у женщин на 6-м месте, а у мужчин не была представлена
совсем. Анализ результатов показал, что при
достижении своих целен в бизнесе как мужчины, так и женщины, опираются не
только на внутренние личностные возможности, такие, как трудолюбие,
независимость, уровень образования, но и на внешние средства - связи и стечение
обстоятельств. Весьма важно при достижении целей, как считают мужчины, такое
свойство, как решительность. Женщины, в свою очередь, остаются верны себе,
особо выделяя при ответах такое качество, как «собственная трудовая
активность». Поставленная перед предпринимателями в
исследовании задача включала также задание оценить с профессиональных и
этических позиций представителей своего слоя. Данные исследования позволяют
утверждать, что бизнесмены достаточно позитивно оценивают свою
профессиональную группу, выделяя в качестве основных такие черты, как
энергичность, хорошие организаторские способности и профессионализм. Такие
черты, как «безнравственность» и «пренебрежительное отношение к простым людям»
не являются, по мнению самарских предпринимателей, характерными для
регионального бизнес-сообщества. У идеального предпринимателя, по мнению
опрошенных, должны присутствовать разнообразные характеристики. Среди них:
профессионализм (46,9%), честность (31.3%), гуманность - 31.3%), умение
работать с людьми (18,8%). В целом, результаты исследования в
Самарском регионе подтверждают сложность и противоречивость процесса
становления этического сознания, еще раз подчеркивая, что этические установки
и этическая практика могут не совпадать. Региональное женское
предпринимательство в большей степени, чем московское, вынуждено следовать
этическим стандартам из-за другой дистанции общения в бизнесе и невыгодности
неэтичных поступков в условиях замкнутого поселения, где масштаб собственного
дела и перспективы его выживания зависят от способности следовать этическим
нормам. «Бизнес в провинции не может быть обезличен», - утверждает одна из
предпринимательниц, и с ней трудно не согласиться. Однако в регионе, в отличие
от Москвы, меньше возможностей для быстрого развития собственного дела, что не
может не приводить к желанию компенсировать этот разрыв иными путями. Среди
респонденток не нашлось таких, которые были бы уверены, что это стоит делать за
счет смягчения сложившихся этических стандартов, и я склонна думать, что успехи
в бизнесе научили их формировать эффективные технологии. Сложность этических вопросов в практике
деловой жизни, несводимость возможных способов решения проблем к одной тактике заставляют
отказаться от попыток рассматривать поступки в сфере бизнеса как однозначно
эгоистически или альтруистически мотивированные. Думаю, что любые объясняющие
моноконструкции способны исказить реальную практику деловой жизни, а не
прояснить ее. Наиболее вероятно при интерпретации исходить из «принципа двойной
мотивации», предполагающего присутствие в мотивационной иерархии двух и более
мотивационных составляющих. Выбор между этикой служения и этикой обогащения не может быть сделан в чью-либо пользу. Полифоничность реальной жизни проникает в человека и перестраивает его внутренний мир. Не случайно женщины в деловом мире первыми отвечают на вызов перемен, переосмысливая себя в мире в соответствии с многообразием современной жизни. [i] Этика бизнеса: Межкультурные аспекты / Отв. ред. Лобанов А.А. М, 1992. С. 160. [ii] Макхибен М.Т. Новая советская экономика: как она будет выглядеть // Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века и современность/ ИВИ РАН. Л., М., 1993, с. 262-270. [iii] Этика бизнеса: Межкультурные аспекты / Отв. ред. Лобанов А.А. М., 1992. С. 22 [iv] Там же, с. 38. [v] В Радаев. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4. С. 31-38. [vi] Этика бизнеса (К определению предмета). ИНИОН РАН. М., 1994. [vii] Данный раздел в монографии написан мною в соавторстве с О. Самарцевой. [viii] Чирикова Л.Е. Психологические парадоксы женского предпринимательства России // Деньги и благотворительность. 1996. №3-4. |