|
Семинар ЖОИЦ "Стимула" проходил 19 и 20 апреля 2007 года в Доме международных совещаний ОИЯИ. Он собрал тех, кто неравнодушен к данной проблеме и кто смог (ведь время было рабочее) посетить это мероприятие. Таких оказалось более 60 человек – жителей Дубны и представителей общественных организаций, гостей из Москвы, подмосковных городов Дмитров, Жуковский, Дзержинский, Талдом, Протвино. Открыла семинар вступительным словом президент женского информационно - образовательного центра "Стимула" Т.Б. Ивашкевич. Она рассказала о первом этапе проекта, который осуществляла "Стимула", благодаря гранту Фонда " Гражданское общество" при посольстве Канады в РФ в 2005–2006 г.г. и втором этапе, который был посвящен отработке моделей проведения собраний жителей многоквартирных домов по выбору управляющей компании. Тамара Борисовна обозначила все положительные моменты проекта – повышение качества информированности жителей по реформе ЖКХ, предписываемой нам новым Жилищным кодексом (проведение юридических консультаций, выпуск страницы "Жилкомхоз" в газете "Площадь Мира", выпуск брошюр по проблемам прав и обязанностей жителей, присутствие на собраниях юриста, проведение семинаров и круглых столов), повышение вследствие этого активности части жителей, их заинтересованности, обмен опытом отрицательным и положительным по решению жителями вопросов обслуживания квартир, домов, созданию ТСЖ и других форм самоуправления домами. Без ложной скромности можно сказать, что именно "Стимула" задолго до вступления в силу нового Жилищного кодекса обозначила круг проблем и пригласила к диалогу руководство жилищно-коммунального хозяйства, предупредив жителей о возможных негативных последствиях для населения ряда положений закона. Что не удалось сделать? Т.Б. Ивашкевич отметила как основную трудность пассивность жителей и непреодолимый инфантилизм, что в значительной степени связано с отсутствием достоверной и четкой информации со стороны городских властей о том, что ждет население в ближайшем будущем. Затем слово было предоставлено заместителю Главы города А.А. Бруню. Он сказал, что реформа пошла не так, как представлялось в начале, по более жесткому для населения пути, хотя те, кто реально оценивал последствия введения нового Жилищного кодекса, предупреждали, что на плечи населения лягут основные проблемы. Несмотря на то, что Дубна на общем фоне городов Подмосковья выглядит хорошо по собираемости коммунальных платежей (95 процентов), денег все равно не хватает на содержание и ремонт городского довольно обветшавшего хозяйства. Он подчеркнул, что городским ЖКУ даны указания проводить с жителями собрания, разъяснять ключевые моменты реформы, отвечать на вопросы, поддерживать инициативы по созданию органов самоуправления. Конкурса на управление старым фондом практически не проводилось, т.к. по словам А.А. Бруня, желающих нет. Альтернативные ЖКУ компании хотят взять в управление новые дома, в этом они видят реальный коммерческий интерес. На вопрос, есть ли в городе программа по реализации Жилищного кодекса, ответ был отрицательным. Значит, если нет программы, то продолжается широко распространенное в советское время "латание дыр", решение сиюминутных проблем, нет вложений в стратегию. Как мы поняли, из бюджета уже второй год выделяются деньги на приведение в порядок фасадов и, что отрадно, будут выделены средства на ремонт и замену лифтов, а из собственных средств ЖКУ – на ремонт подъездов, кровель, детских площадок. Но по–прежнему, открытым остается самый, пожалуй, острый вопрос – капитальный ремонт домов и коммунальных сетей. Мы не получили на этот счет информации и поняли, что ЖКУ здесь работает в аварийном режиме. Конечно, жителей это не может устраивать, поэтому вокруг выступления А.А. Бруня, а затем и директора ЖКУ-1 Чихалова развернулась активная дискуссия. С основным докладом "Структурное реформирование жилищно-коммунального комплекса в условиях современного законодательства: возможности и препятствия" выступила профессор Московского государственного строительного университета, член общественного совета при правительстве Москвы по жилищным вопросам Н.В. Самосудова. Она в общих чертах обрисовала трудности, с которыми сталкиваются общественные организации, органы домового самоуправления и подробно остановилась на опыте работы жилищно–строительных кооперативов (ЖСК). Рассказала об общественных инициативах в Москве, о тарифной политике правительства. Мы знаем, что в Москве цены за коммунальные услуги ниже, чем в Дубне, т.к правительство дотирует ЖКХ. По мнению Н.В. Самосудовой, тем самым созданы для москвичей тепличные условия, нужно платить все сто процентов стоимости услуг и субсидировать малоимущих и льготные категории. Докладчик дала ряд советов тем, кто встает на путь организации органов самоуправления (ТСЖ, домкомов и т.д.), как надо действовать по отстаиванию интересов жильцов, как защищать свои права, но то, что объединяться надо – это неоспоримый факт. По мнению Н.В. Самосудовой, по новому Жилищному кодексу в более выигрышном положении оказались жильцы, которые не приватизировали квартиры, а продолжают жить как и раньше, по правилам социального найма. На владельцев же квартир лягут все проблемы, которые накапливались годами. "Ни в одной стране нет такого положения, чтобы в муниципальном доме были частные квартиры, существует одно понятие – частный дом, тогда правила игры уже совсем другие", - добавила она. "Сохранить дома – это долг перед будущим своих детей", - так начал свое выступление помощник депутата Мосгордумы В. С. Гуменюк. Что необходимо требовать от власти сейчас – объективную информацию о состоянии жилого фонда, прозрачность денежных потоков, программу города по новому Жилищному кодексу, учебу жителей. Что нужно делать жителям – сделать свой орган самоуправления домом легитимным, т.е. зарегистрировать его. Только тогда жильцы могут требовать выполнения всего, что выше перечислено, а также проведение качественных ремонтов, контроль за рациональным использованием дотационных средств. О том, как ведет себя государство по отношению к населению, говорил представитель общественного самоуправления города Жуковского Ю.А. Лапин: "Нам навязывают долги государства, чтобы мы платили по полной программе". Когда группа инициаторов города занялась проблемами многоквартирных домов и выдвинула законные требования по передаче домов в хорошем состоянии, с проведенными ремонтами, они встретили сопротивление руководителей ЖКХ. Поэтому прошлось судиться, есть типовой иск и форма отчета за израсходованные коммунальщиками деньги. Все эти документы можно запросить через "Стимулу". "Гражданский кодекс" и Закон о приватизации (ст.16) позволяют (не без трудностей) добиваться справедливости. Город Дзержинский был представлен на конференции группой активных женщин – председателей КОСов (комитетов самоуправления). Всего в городе их 8 – в каждом микрорайоне, учредителями стала администрация, но жильцы сами выбрали тех, кого они хотели видеть во главе комитетов. Как сказала Л.Д. Люляева, председатель одного из комитетов, "все началось, когда в Москве прогремели взрывы и в целях самообороны жители домов стали объединяться. Так проявились активисты, так стали понятны наши проблемы, с которыми мы вышли к власти, и она нас очень поддержала. Мы участвуем теперь во всех городских мероприятиях, без нас не принимается ни одного решения, связанного с городской политикой, мы бываем на всех планерках в администрации, взаимодействуем по всем программам, проводим конкурсы. В 2003 году мы приняли программу по ремонту подъездов (сейчас осталось 77 неотремонтированных подъездов), ЖКУ сделали смету – около ста тысяч рублей на пятиэтажный трехподъездный дом, но денег не оказалось и чтобы не ждать, жители решили сделать ремонт своими силами, с материалами и работой он обошелся жильцам в 10 тыс. рублей на подъезд, т.е. 30 тысяч рублей вместо 100. Мы провели конкурсы на лучший подъезд и уютный этаж, победители получили денежные премии, на все это средства выделяет администрация. Следующий этап – лучший двор. Нас, выборных активистов, в городе 144 человека, созданы 4 общественных центра, где мы можем собираться. Мы тесно взаимодействуем с нашими депутатами, у нас принята Городским советом программа поддержки самоуправления жителей. На семинаре выступил Н.И. Травкин, известный политик, депутат Государственной Думы, работавший руководителем Шаховского района Московской области. Он поделился своим видением обсуждаемой проблемы. "ЖКХ - это последняя крепость, которую мы или отстоим или сдадим",- начал он свое выступление. Обрисовав политику властей страны, он заверил, что убыточность ЖКХ – это миф, что деньги в стране есть и на капремонты домов, и на смену труб, и что необходимо добиваться, чтобы государство выполнило свои обязательства перед населением. В дискуссии выступила профессор, известный экономист Л.С. Ржаницына. Она обратила внимание на то, что у нас плохое законодательство, оно отражает борьбу групповых интересов. На заседании Госсовета (а теперь можно добавить - и в ежегодном Послании Президента страны Федеральному собранию – прим. редакции) В.В. Путин сказал, что необходимо государству нести свою меру ответственности за ремонт жилого фонда, населению не потянуть. Л.С. Ржаницына отметила, что грядут серьезные налоговые изменения и опять не в пользу людей, например, планируется налог за жилье брать с рыночной цены. Она предложила использовать средства стабфонда страны на капремонты. В своем выступлении она коснулась и ряда других социальных проблем, которые не должны проходить мимо нашего внимания. Во второй день семинара выступил депутат Городского совета Дубны, зам председателя ОКП - 22 В.П. Николаев. Он призвал к грамотным действиям по защите своих имущественных прав. Надо помочь населению, во–первых, понять закон, затем письменно правильно оформить свои претензии, внести заявление на рассмотрение соответствующему органу, дождаться ответа (не более месяца), затем обратиться к депутату. В Совете сейчас рассматривается вопрос о капитальном ремонте одного из домов – определена стоимость – 18 миллионов рублей, денег, естественно, нет. Надо быть готовыми к акциям – митингам, демонстрациям, пикетам и собраниям, но все протесты и требования должны быть разумными. Надо изучить Постановление Правительства №491 по обслуживанию домов и добиваться выполнения всех законных требований. "К слову сказать, - добавил В.П. Николаев,- бюджет Дубны в его расходной части равен бюджету Саратова, где проживает чуть меньше миллиона жителей". В настоящее время должна возрасти роль общественных организаций, т.к. проблемы только будут усугубляться, а население слабо адаптировано к изменениям. Нужны квалифицированные и эффективные лидеры. Семинар по остроте поставленных вопросов, по накалу дискуссии и содержательности выступлений стал заметным событием общественной жизни города и региона. Неоднократно гости из других городов благодарили женский информационно – образовательный центр "Стимула" за предоставленную возможность такого живого и интересного общения. По итогам семинара участники приняли обращения к жителям, Главе города и Губернатору. Надежда Кавалерова (статья напечатана в листке "Жилкомхоз" – приложение газеты "Площадь Мира") ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА "Роль общественных организаций и жителей в реформировании ЖКХ" 19 – 20 апреля 2007 года г. Дубна Уважаемые жители города Дубна! Пришло время с полной ответственностью отнестись к тому, что происходит в нашем городе в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ. Что ждет нас, собственников квартир и нанимателей по договору социального найма, в ближайшем будущем? В силу ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) всем нам предстоит подписание договоров управления нашими домами. Отнеситесь к этому ответственно! Прежде чем подписывать с управляющей организацией договор, рекомендуем внимательно ознакомиться с его содержанием, а также с учредительными документами управляющей организации. Договор управления многоквартирным домом должен отвечать требованиям ст. 162 ЖК РФ, а в учредительных документах управляющей организации в качестве целей ее деятельности должно быть обязательно указано "управление многоквартирными домами" (ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ). Опыт Дубны и других городов страны показывает, что путь к самоуправлению домами жителей – созданию ТСЖ, домкомов, ассоциаций потребителей коммунальных услуг, жилищно–строительных кооперативов и других форм общественного участия в реформе ЖКХ – труден и тернист, но идти по нему все равно надо. Чем скорее мы это поймем и начнем действовать, тем быстрее получим положительные результаты. В противном случае, вместо квартир и домов в наследство нашим детям останутся трущобы, не пригодные для жилья. Ведь государство и органы местного самоуправления неизбежно уйдут из этого сектора. Сделают так, как это записано в Докладе Министерства регионального развития РФ о деятельности на 2007-2009 годы: "основным направлением реализации задачи является ликвидация муниципальных и государственных унитарных предприятий и учреждений в сфере управления и обслуживания жилья…". Но вы должны знать о действующей до 2010 года ст. 16 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", согласно которой "...за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома". Но власть спешит все проблемы, в том числе капитальный ремонт старых домов, переложить на плечи собственников помещений. Что надо делать? Как и для чего надо объединяться? Для начала определите, какими правами и обязанностями в соответствии с ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства вы обладаете. Найдите в своей среде инициативных людей, посоветуйтесь с юристами, следите за событиями и изменениями в сфере ЖКХ города. Проведите общее собрание жильцов многоквартирного дома, пригласите на него руководство обслуживающей организации или кандидата на управление вашим домом. Но самое главное – отбросьте в сторону благодушие, инфантилизм и веру в "доброго барина". Действуйте! ОБРАЩЕНИЕ К ГЛАВЕ ГОРОДА ДУБНА В.Э. ПРОХУ. Уважаемый Валерий Эдуардович! По инициативе женского информационно – образовательного центра "Стимула" 19 – 20 апреля этого года в ДМС ОИЯИ прошел региональный семинар на тему: "Роль общественных организаций и жителей Дубны в решении проблем ЖКХ", в которой приняли участие и обменялись опытом представители органов общественного самоуправления многоквартирными домами из городов Москва, Жуковский, Дмитров, Дзержинский, Дубна, Талдом, Протвино. В настоящее время реформа ЖКХ вступила в решающую фазу, но, несмотря на неоднократно переносившиеся сроки ввода в полном объеме нового жилищного законодательства, и, казалось бы, достаточное количество времени на подготовку, сейчас не меньше вопросов и проблем, чем на момент принятия Жилищного кодекса РФ. Нас не может не волновать судьба для многих единственной ценности – собственной квартиры, находящейся в многоквартирном доме и доли в общем имуществе этого дома. МУП "ЖКУ-1" и МУП "ЖКУ-2" приглашают жильцов на подписание договоров, то есть фактически в настоящее время уже идет работа по закреплению этих организаций в качестве управляющих. Происходит это без какого-либо официального публичного проведения конкурса в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ 06.02.2006 года №75, без отчета перед собственниками по расходу полученных с них платежей за период их создания в 1992 году. Кроме того, предлагаемые к подписанию договоры совершенно не отвечают требованиям ст. 162 ЖК РФ. Мы обращаемся к Вам и в вашем лице к администрации города со следующими предложениями: активизировать разъяснительную работу среди населения и провести учебу актива жильцов многоквартирных домов по разъяснению ключевых моментов реформы на уровне города - прав и обязанностей населения, управляющих организаций, ЖКУ и администрации города. Мы просим создать условия для более реального участия общественности в реформе ЖКХ, что не должно ограничиваться, на наш взгляд, только благоустройством дворов и подъездов. Необходимы условия для осуществления общественностью контроля за целевым расходованием денежных средств в сфере ЖКХ, ценовой политикой, проведением конкурсов на управление домами, разработкой формы договоров между населением и управляющей организацией, использованием под аренду помещений внутри домов и обустройством придомовых территорий, качеством ремонтных работ, проводимых МУП "ЖКУ-1" и МУП "ЖКУ-2". Мы предлагаем создать советы общественности в микрорайонах (по примеру других городов Подмосковья) и наделить их правом контроля за той сферой ЖКХ города, которая по закону находится в компетенции органов местного самоуправления, т.к. эта сфера является жизнеобеспечивающим фактором для каждого человека. Обращаем Ваше внимание на то, что в городе нет ясной программы по реформированию городского ЖКХ, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, а всякого рода ссылки руководителей жилищно–коммунального комплекса на то, что население не готово к преобразованиям, являются не слишком убедительными. С уважением, участники семинара "Роль общественных организаций и жителей Дубны в реформировании ЖКХ", г. Дубна
|