[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Проект "Ускорение реформы ЖКХ путем вовлечения граждан г. Дубны в ее реализацию"

08-08-2005 Информ. листок ИЦ НЖФ #30

 

Приятно чувствовать поддержку подруг в своей работе. Мы рады, что еще одна организация - Женский информационно-образовательный центр "Стимула" из г. Дубны обратила свое внимание на проблемы, которые возникают в связи с реформой ЖКХ и ухудшают качество жизни, в том числе и женщин. Они готовы поделиться с местными органами власти информационными и образовательными ресурсами для повышения эффективности проводимых реформ.

С января 2005 г. вместе с Клубом избирателей и Объединенным комитетом профсоюзов ОИЯИ при поддержке Канадского агентства международного развития центр "Стимула" работает над реализацией проекта "Ускорение реформ ЖКХ путем вовлечения в ее реализацию жителей г. Дубны".

Идея проекта возникла как реакция общественности на множество нерешенных проблем, накопившихся в жилищном секторе, и взрыв недовольства граждан резким повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Социологические опросы, проведенные в г. Дубне по инициативе городской администрации, показали, что население больше всего волнуют проблемы, связанные с жильем, в первую очередь, стоимость и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Опыт взаимодействия общественных организаций и граждан г. Дубны с муниципальными службами, ответственными за жилищно-коммунальную сферу, свидетельствует о том, что проблемы ЖКХ во многом связаны с неэффективностью муниципального управления жильем и не использованием всех прав, предоставленных гражданам законодательством о местном самоуправлении и Уставом города.

Целью проекта является вовлечение общественных организаций и граждан в активную волонтерскую деятельность, способствующую ускорению жилищно-коммунальной реформы путем развития форм и методов гражданского контроля в жилищно-коммунальной сфере, использования всех возможных способов защиты прав и законных интересов граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг и налогоплательщиков.

Для начала был составлен план и проведена презентация проекта перед общественными организациями. А затем началась работа. Сразу стало очевидным, что местные органы власти не были готовы к конкретному сотрудничеству с общественностью. Население возмущалось высокими тарифами на оплату жилищно-коммунальных услуг, отсутствием четкой программы и гласности предполагаемых реформ, формированием этих тарифов, непрозрачности финансовых платежей за услуги ЖКХ.

Многие большие и частные проблемы проговаривались и обсуждались на круглом столе и общественных слушаниях. Так, 5 апреля был проведен круглый стол "Реформы ЖКХ: теория и практика", посвященный выяснению вопроса, что хочет получить население от власти в ходе реформы. И на заседании 17 мая 2005 года в Государственной Думе, на котором обсуждались проблемы коммунальной реформы, представители исполнительной и законодательной власти согласились с тем, что ситуацию в области коммунального хозяйства иначе как катастрофой не назовешь. Комментируя итоги обсуждения, депутат В.Гальченко сказал: "К сожалению, я не услышал от Правительства каких-то предложений, которые дают надежду на решение жилищной проблемы".

В рамках этого партнерского проекта 31 мая 2005 г. состоялись общественные слушания "Реформы ЖКХ в интересах населения". По итогам слушаний была создана группа общественного контроля, которая сформулировала вопросы и предложения к муниципальной власти и коммунальщикам. На самый главный вопрос, есть ли в городе программа реформирования ЖКХ, четкий план действий общественники не смогли получить внятного ответа. Если программы нет, то жители должны принять активное участие в ее создании. И именно женские общественные организации могут оказать в этом помощь муниципальной власти.

А 13-14 июня 2005 г. в Доме международных совещаний ОИЯИ прошел учебно-методический семинар: "Правовые вопросы жилищно-коммунальной реформы". Администраторы и общественники прибыли из разных мест: Талдом, Кимры, Саратов, Таруса, Сергиев Посад, Дмитров, Жуковский, Пущино, Дубна, Москва.

Участники семинара обсудили концепцию развития ЖКХ в Дубне (по докладу первого заместителя Главы города С.Ф.Дзюбы). По словам С. Дзюбы, с выходом Жилищного кодекса, закона о местном самоуправлении, закона о регулировании федеральных тарифов и других актов появилась, наконец, правовая основа для реформирования. В сфере ЖКХ пройдет приватизация, хотя наиболее жизненно важные объекты (котельные, сети) останутся, скорее всего, в муниципальной собственности. Задачи администрации при этом — не допустить серьезных сбоев в работе ЖКХ; улучшать, а не ухудшать качество услуг; не допускать необоснованного роста квартплаты.

О модели взаимодействия общественных организаций, администрации и населения на примере г. Саратова рассказывала Е.А. Каменева, доцент Саратовского государственного социально-экономического университета. Такая новая форма, как ТСЖ (товарищество собственников жилья) в Саратове не прижилась. ТСЖ создавались, как правило, по инициативе администрации, учредительные собрания жильцов нередко проводились с нарушениями отсюда негативное отношение. Приводился пример в одном товариществе оказались 174 многоквартирных дома о какой эффективности управления можно было думать? Монополию ЖКУ стремятся разрушить, однако бизнесмены не горят желанием принимать коммунальные тяготы, боятся и населения, и власти.

Упоминалось в выступлениях о другом городе – Ангарске, который считается безусловным лидером "коммуналки". Там реформа началась за несколько лет до всероссийской. Администрация города грамотно, пилотными проектами, передала все жилищное хозяйство в частные руки. В итоге в настоящее время себестоимость обслуживания жилья в Ангарске на 30% ниже федерального стандарта.

Л. Ржаницына была, наверное, самой именитой участницей семинара. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН, член экспертной комиссии Комитета по труду и социальной политике Госдумы, заслуженный экономист РФ. По ее мнению, с таким количеством одновременно проводящихся реформ россияне живут, как на вулкане, и "большинство этих преобразований не сулят ничего хорошего".

Этот семинар больше ставил вопросов, чем давал ответов. Но уже стали более понятными многие моменты, точки совместных интересов и очевидность разногласий по некоторым проблемам.

В процессе обсуждения поднятых проблем участники семинара ОТМЕТИЛИ, что:

  • нет конструктивного диалога власти с населением по проблемам ЖКХ, нет прозрачности экономики и достаточной информированности жителей о ходе преобразований в данной сфере, что приводит к непониманию, раздражению и обеспокоенности горожан по поводу растущих тарифов на услуги ЖКХ и отсутствия действий властей, направленных на снижение этих тарифов;
  • 100 процентная оплата услуг ЖКХ не привела к повышению качества услуг;
  • в городе не созданы условия для возникновения конкуренции на рынке услуг ЖКХ, что не стимулирует организации, оказывающие жилищные и коммунальные услуги населению, бороться за потребителя, повышая уровень обслуживания и снижая цены;
  • между жителями и предприятиями ЖКУ в Дубне нет полноценных договорно-правовых отношений, соответственно, нельзя проверить объемы услуг, очередность их предоставления и финансирование. Жители не понимают, за что и по каким тарифам они платят по таким статьям, как общий и капитальный ремонт, содержание жилья, т.к. эти статьи включают в себя ряд самостоятельных статей, таких, например, как вывоз мусора. Эти позиции вызывают наибольшее количество вопросов;
  • нарождающиеся ТСЖ сталкиваются с бюрократическими препонами, в городе не созданы экономические условия и нормативно-правовая база для работы домовых комитетов и домоуправов и прочих общественных инициатив;
  • в практике городской администрации отсутствует процедура организации собрания жильцов и обсуждения с ними актуальных проблем ЖКХ, домов и дворов.

Участники семинара неоднократно подчеркивали, что общественность готова к конструктивному диалогу с работниками жилищно-коммунальной сферы и администрацией города в решении такой сложной и трудно решаемой задачи как реформирование ЖКХ.

На семинаре прозвучали и были зафиксированы как итоговый документ следующие предложения в адрес федеральных законодателей и правительства:

  • поскольку изношенность сетей, коммунального хозяйства и жилого фонда - признанный правительством факт, нельзя передавать такое хозяйство в руки населения и решать проблемы ЖКХ за его счет. Это опасный путь, который может привести к полному разрушению данной отрасли.
  • необходимо привлечь лучших специалистов – ученых и техников для решения проблем ЖКХ, благодаря внедрению современных высокотехнологичных аппаратов и оборудования развивать энерго- и водосбережение, современные технологии утилизации мусора и отходов;
  • провести структурную реорганизацию всего комплекса ЖКХ с учетом финансово-потребительских интересов населения и при его активном участии в обсуждении проектов решений.

В адрес городских властей:

  • в рабочую группу по разработке программы реформирования ЖКХ в Дубне включить представителей общественных организаций;
  • в городских СМИ вести постоянный раздел типа "Спрашивают – отвечаем" по проблемам ЖКХ, где разъяснять и обосновывать: ценовую политику в сфере городского ЖКХ, права и обязанности потребителей и поставщиков услуг ЖКХ в полном виде, суть и ожидаемые результаты проводимых администрацией действий;
  • открыть "горячую линию" при ЖКУ №1 и ЖКУ №2 по качеству оказываемых услуг и возможности их предоставления – получения максимально выгодным для обеих сторон путем;
  • изучать как позитивный, так и негативный опыт других городов и регионов, информировать о нем население и работников ЖКХ, проводить общественные слушания, собрания жителей микрорайонов, поддерживать полезные инициативы жителей, делать их предметом гласности, создать для ТСЖ климат максимального благоприятствования и на городском уровне гарантии по защите их юридических прав;
  • составить и опубликовать план по работе с общественностью, проведению мониторингов, социологических опросов по проблемам ЖКХ, качеству и цене предоставляемых услуг.

После семинара участники заполнили анкеты, в которых выразили свое мнение по вопросам реформирования ЖКХ.

ИЦ НЖФ
по материалам, предоставленным
Женским информационно-образовательным центром "Стимула", г. Дубна
stimula@dubna.ru


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Участие женщин в местном самоуправлении

Материалы семинара "Власть, жители, бизнес. Взаимодействуем, чтобы жить лучше", который проходил в Петрозаводске 7-10.07.2005. Организаторы семинара: ИЦ НЖФ (Москва), КРОО "Горожане и дом" (г. Петрозаводск) и управляющая компания ООО "ЭТРОН". Статья Надежды Кружковой (Тверь) "Об опыте организации социальной работы во дворовых территориях г. Петрозаводска". Статья Веры Хевсуришвили "Из опыта сортировки бытовых отходов в домашних условиях".

Семинар "Участие женщин в деятельности выборных органов местного самоуправления" (Москва, 24.01.2006)

24 января 2006 года Институт экономики города провел семинар "Участие женщин в деятельности выборных органов местного самоуправления". Семинар проводился совместно с Международным республиканским институтом в рамках проекта "Организация общественного диалога и разработка рекомендаций в области гендерной политики на местном уровне".

"Роль женщин в местном самоуправлении в свете муниципальной реформы" (Иваново: Международный республиканский институт)

Это небольшое издание об опыте проведения муниципальной реформы в России отличается от прочих публикаций на данную тему тем, что оно написано исключительно женщинами. Некоторые из них реализуют реформу на практике, возглавляя муниципальные образования разного уровня, другие оценивают ее возможности и ограничения как теоретики, будучи специалистами в области законодательства и общественной экспертизы, третьи ищут пути решения проблем и в прикладном, и в концептуальном аспектах, являясь лидерами НКО, то есть самой активной частью гражданского общества, без которого муниципальная реформа не имеет перспективы.

Вести из Карелии

Депутатки Петросовета. Женщины Прионежья. Зайдите на Karelia.ru. Выездное заседание городской комиссии

Негромкое дыхание карельской природы

20 апреля в Петрозаводске стартовала акция под девизом "Мы любим свой город!". Инициаторы – отделы экологии и по делам молодежи городской администрации.

Гендерные аспекты коммуналки

1. Конференция в Новгородской области по вопросам зависимости качества коммунальных услуг и гендерной дискриминации. 2. Социологическое исследование "Гендерные аспекты потребления муниципальных услуг"

Проект "Искусство видеть мир" (Петрозаводск)

Совместными усилиями активистов СТОС "Сулажгора" и организации вынужденных переселенцев "Очаг" и удалось получить помещение и открыть Центр социальной адаптации, который стал настоящим центром жизни района.

Семинар в Петрозаводске "Взаимодействие местных сообществ и правоохранительных органов - механизм повышения безопасности городских территорий"

Семинар проводился в рамках проекта ИЦ НЖФ при финансовой поддержке Фонда Г.Бёлля. К участию в его работе были приглашены как представители администрации города, так и члены женских общественных организаций, что позволило проблему безопасности городских территорий рассмотреть в разных аспектах: жилищно-коммунальном и экологическом, социальном и градостроительном, традиционном и инновационном.

Экология городской среды

16-18 декабря в Петрозаводске проходила специализированная выставка "Экология городской среды. Реформы ЖКХ". Полноправными участниками этой выставки были и местные сообщества г.Петрозаводска, которые, как говорится в каталоге, "...представляли опыт объединения жильцов по территориальному признаку для решения возникающих в доме или подъезде проблем, для взаимодействия с обслуживающими организациями и властными структурами".

Участие женщин в становлении местного самоуправления

Впервые мы обратились к теме жилищно-коммунальной реформы 5 лет назад и тогда же начали осуществлять проект "Инициирование участия женщин в жилищно-коммунальной реформе и территориальном общественном самоуправлении". Мы ставили перед собой основную задачу - использовать проводимую в стране жилищно-коммунальную реформу (ЖКР) как ресурс для улучшения положения женщин и создания для них новых рабочих мест.

Женская ассамблея Тверской области: сандовский опыт

В поселке Сандово под председательством первого заместителя губернатора Ольги Пищулиной прошел очередной семинар-совещание руководителей районных и городских филиалов общественно-политического движения "Женская ассамблея Тверской области". Участницы встречи обсуждали вопрос: "Роль женщины в местном самоуправлении".

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]