|
Приятно чувствовать поддержку подруг в своей работе. Мы рады, что еще одна организация - Женский информационно-образовательный центр "Стимула" из г. Дубны обратила свое внимание на проблемы, которые возникают в связи с реформой ЖКХ и ухудшают качество жизни, в том числе и женщин. Они готовы поделиться с местными органами власти информационными и образовательными ресурсами для повышения эффективности проводимых реформ. С января 2005 г. вместе с Клубом избирателей и Объединенным комитетом профсоюзов ОИЯИ при поддержке Канадского агентства международного развития центр "Стимула" работает над реализацией проекта "Ускорение реформ ЖКХ путем вовлечения в ее реализацию жителей г. Дубны". Идея проекта возникла как реакция общественности на множество нерешенных проблем, накопившихся в жилищном секторе, и взрыв недовольства граждан резким повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Социологические опросы, проведенные в г. Дубне по инициативе городской администрации, показали, что население больше всего волнуют проблемы, связанные с жильем, в первую очередь, стоимость и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Опыт взаимодействия общественных организаций и граждан г. Дубны с муниципальными службами, ответственными за жилищно-коммунальную сферу, свидетельствует о том, что проблемы ЖКХ во многом связаны с неэффективностью муниципального управления жильем и не использованием всех прав, предоставленных гражданам законодательством о местном самоуправлении и Уставом города. Целью проекта является вовлечение общественных организаций и граждан в активную волонтерскую деятельность, способствующую ускорению жилищно-коммунальной реформы путем развития форм и методов гражданского контроля в жилищно-коммунальной сфере, использования всех возможных способов защиты прав и законных интересов граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг и налогоплательщиков. Для начала был составлен план и проведена презентация проекта перед общественными организациями. А затем началась работа. Сразу стало очевидным, что местные органы власти не были готовы к конкретному сотрудничеству с общественностью. Население возмущалось высокими тарифами на оплату жилищно-коммунальных услуг, отсутствием четкой программы и гласности предполагаемых реформ, формированием этих тарифов, непрозрачности финансовых платежей за услуги ЖКХ. Многие большие и частные проблемы проговаривались и обсуждались на круглом столе и общественных слушаниях. Так, 5 апреля был проведен круглый стол "Реформы ЖКХ: теория и практика", посвященный выяснению вопроса, что хочет получить население от власти в ходе реформы. И на заседании 17 мая 2005 года в Государственной Думе, на котором обсуждались проблемы коммунальной реформы, представители исполнительной и законодательной власти согласились с тем, что ситуацию в области коммунального хозяйства иначе как катастрофой не назовешь. Комментируя итоги обсуждения, депутат В.Гальченко сказал: "К сожалению, я не услышал от Правительства каких-то предложений, которые дают надежду на решение жилищной проблемы". В рамках этого партнерского проекта 31 мая 2005 г. состоялись общественные слушания "Реформы ЖКХ в интересах населения". По итогам слушаний была создана группа общественного контроля, которая сформулировала вопросы и предложения к муниципальной власти и коммунальщикам. На самый главный вопрос, есть ли в городе программа реформирования ЖКХ, четкий план действий общественники не смогли получить внятного ответа. Если программы нет, то жители должны принять активное участие в ее создании. И именно женские общественные организации могут оказать в этом помощь муниципальной власти. А 13-14 июня 2005 г. в Доме международных совещаний ОИЯИ прошел учебно-методический семинар: "Правовые вопросы жилищно-коммунальной реформы". Администраторы и общественники прибыли из разных мест: Талдом, Кимры, Саратов, Таруса, Сергиев Посад, Дмитров, Жуковский, Пущино, Дубна, Москва. Участники семинара обсудили концепцию развития ЖКХ в Дубне (по докладу первого заместителя Главы города С.Ф.Дзюбы). По словам С. Дзюбы, с выходом Жилищного кодекса, закона о местном самоуправлении, закона о регулировании федеральных тарифов и других актов появилась, наконец, правовая основа для реформирования. В сфере ЖКХ пройдет приватизация, хотя наиболее жизненно важные объекты (котельные, сети) останутся, скорее всего, в муниципальной собственности. Задачи администрации при этом — не допустить серьезных сбоев в работе ЖКХ; улучшать, а не ухудшать качество услуг; не допускать необоснованного роста квартплаты. О модели взаимодействия общественных организаций, администрации и населения на примере г. Саратова рассказывала Е.А. Каменева, доцент Саратовского государственного социально-экономического университета. Такая новая форма, как ТСЖ (товарищество собственников жилья) в Саратове не прижилась. ТСЖ создавались, как правило, по инициативе администрации, учредительные собрания жильцов нередко проводились с нарушениями – отсюда негативное отношение. Приводился пример – в одном товариществе оказались 174 многоквартирных дома – о какой эффективности управления можно было думать? Монополию ЖКУ стремятся разрушить, однако бизнесмены не горят желанием принимать коммунальные тяготы, боятся и населения, и власти. Упоминалось в выступлениях о другом городе – Ангарске, который считается безусловным лидером "коммуналки". Там реформа началась за несколько лет до всероссийской. Администрация города грамотно, пилотными проектами, передала все жилищное хозяйство в частные руки. В итоге в настоящее время себестоимость обслуживания жилья в Ангарске на 30% ниже федерального стандарта. Л. Ржаницына была, наверное, самой именитой участницей семинара. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН, член экспертной комиссии Комитета по труду и социальной политике Госдумы, заслуженный экономист РФ. По ее мнению, с таким количеством одновременно проводящихся реформ россияне живут, как на вулкане, и "большинство этих преобразований не сулят ничего хорошего". Этот семинар больше ставил вопросов, чем давал ответов. Но уже стали более понятными многие моменты, точки совместных интересов и очевидность разногласий по некоторым проблемам. В процессе обсуждения поднятых проблем участники семинара ОТМЕТИЛИ, что: - нет конструктивного диалога власти с населением по проблемам ЖКХ, нет прозрачности экономики и достаточной информированности жителей о ходе преобразований в данной сфере, что приводит к непониманию, раздражению и обеспокоенности горожан по поводу растущих тарифов на услуги ЖКХ и отсутствия действий властей, направленных на снижение этих тарифов;
- 100 процентная оплата услуг ЖКХ не привела к повышению качества услуг;
- в городе не созданы условия для возникновения конкуренции на рынке услуг ЖКХ, что не стимулирует организации, оказывающие жилищные и коммунальные услуги населению, бороться за потребителя, повышая уровень обслуживания и снижая цены;
- между жителями и предприятиями ЖКУ в Дубне нет полноценных договорно-правовых отношений, соответственно, нельзя проверить объемы услуг, очередность их предоставления и финансирование. Жители не понимают, за что и по каким тарифам они платят по таким статьям, как общий и капитальный ремонт, содержание жилья, т.к. эти статьи включают в себя ряд самостоятельных статей, таких, например, как вывоз мусора. Эти позиции вызывают наибольшее количество вопросов;
- нарождающиеся ТСЖ сталкиваются с бюрократическими препонами, в городе не созданы экономические условия и нормативно-правовая база для работы домовых комитетов и домоуправов и прочих общественных инициатив;
- в практике городской администрации отсутствует процедура организации собрания жильцов и обсуждения с ними актуальных проблем ЖКХ, домов и дворов.
Участники семинара неоднократно подчеркивали, что общественность готова к конструктивному диалогу с работниками жилищно-коммунальной сферы и администрацией города в решении такой сложной и трудно решаемой задачи как реформирование ЖКХ. На семинаре прозвучали и были зафиксированы как итоговый документ следующие предложения в адрес федеральных законодателей и правительства: - поскольку изношенность сетей, коммунального хозяйства и жилого фонда - признанный правительством факт, нельзя передавать такое хозяйство в руки населения и решать проблемы ЖКХ за его счет. Это опасный путь, который может привести к полному разрушению данной отрасли.
- необходимо привлечь лучших специалистов – ученых и техников для решения проблем ЖКХ, благодаря внедрению современных высокотехнологичных аппаратов и оборудования развивать энерго- и водосбережение, современные технологии утилизации мусора и отходов;
- провести структурную реорганизацию всего комплекса ЖКХ с учетом финансово-потребительских интересов населения и при его активном участии в обсуждении проектов решений.
В адрес городских властей: - в рабочую группу по разработке программы реформирования ЖКХ в Дубне включить представителей общественных организаций;
- в городских СМИ вести постоянный раздел типа "Спрашивают – отвечаем" по проблемам ЖКХ, где разъяснять и обосновывать: ценовую политику в сфере городского ЖКХ, права и обязанности потребителей и поставщиков услуг ЖКХ в полном виде, суть и ожидаемые результаты проводимых администрацией действий;
- открыть "горячую линию" при ЖКУ №1 и ЖКУ №2 по качеству оказываемых услуг и возможности их предоставления – получения максимально выгодным для обеих сторон путем;
- изучать как позитивный, так и негативный опыт других городов и регионов, информировать о нем население и работников ЖКХ, проводить общественные слушания, собрания жителей микрорайонов, поддерживать полезные инициативы жителей, делать их предметом гласности, создать для ТСЖ климат максимального благоприятствования и на городском уровне гарантии по защите их юридических прав;
- составить и опубликовать план по работе с общественностью, проведению мониторингов, социологических опросов по проблемам ЖКХ, качеству и цене предоставляемых услуг.
После семинара участники заполнили анкеты, в которых выразили свое мнение по вопросам реформирования ЖКХ. ИЦ НЖФ по материалам, предоставленным Женским информационно-образовательным центром "Стимула", г. Дубна stimula@dubna.ru
|