|
Впервые мы обратились к теме жилищно-коммунальной реформы 5 лет назад и тогда же начали осуществлять проект "Инициирование участия женщин в жилищно-коммунальной реформе и территориальном общественном самоуправлении". Мы ставили перед собой основную задачу - использовать проводимую в стране жилищно-коммунальную реформу (ЖКР) как ресурс для улучшения положения женщин и создания для них новых рабочих мест. Теперь-то уже ясно и многими признано, а тогда еще не совсем и не всеми, что выбранная государством и местными администрациями стратегия проведения реформы не носила инновационного характера. Рассчитывая на быстрый успех и результат и проводя преимущественно политику повышения тарифов на жилье, государство упустило главное - утеряны и не использованы возможности самих жильцов, самого населения. Люди или, как принято говорить, человеческий фактор не принимался в расчет при проведении реформы в жилищной сфере - ни как основной тормоз, ни как основной двигатель. Этот факт был признан и Постановлением Правительства РФ от 17.11.01 №797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы". В процессе реализации проекта Информационного центра независимого женского форума (ИЦ НЖФ) "Внедрение гендерного подхода в городскую политику" мы поняли очень важное - то малое, что реально делается, делается, в основном, женщинами. Это они работают в новых РКЦ (расчетно-кассовых центрах), это они, в основном, взяли на себя ответственность за создание инициативных групп по территории, это они… и там их более 80%. И мы увидели в этом как новые возможности для улучшения положения женщин, так и возможность поиска перспективных стратегий для реализации проводимых в стране реформ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере. Обычно, когда говорят о роли женщин в управлении городами, приводят сведения об их числе в законодательной и исполнительной ветвях власти. Однако в ходе проведения в стране жилищно-коммунальной реформы и становления территориального общественного самоуправления появились новые важные формы деятельности: товарищества собственников жилья (ТСЖ), субъекты территориального общественного самоуправления (СТОС), органы общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства и др. Активную роль в них стали играть именно женщины, которые в рамках формирования новых отношений между населением и органами местного самоуправления успешно справляются с решением большого количества проблем, используя новые возможности и беря на себя ответственность. В результате сегодня у женщин, участвующих в проводимых реформах, уже появились возможности и для влияния на изменение самого характера власти, и для развития диалога на уровне местных сообществ. Говоря о политике и власти, нам необходимо спуститься с глобального, федерального, уровня на микроуровень и разобраться там, что нам всем мешает построить нормальную человеческую жизнь и изменить качество и условия проживания к лучшему. Сегодня всем ясно, что по всем показателям жилищно-коммунальная реформа не идет, предложенные стратегии не дали ожидаемого результата. Даже политика повышения тарифов и квартплаты не приносит желаемых денег в бюджет. Установка счетчиков для учета воды, газа, тепла и т.д. тоже не дает желаемого быстрого эффекта, потому что, кроме политики учета, должна быть разработана и политика сбережения, а вот этому, к сожалению, нас никто и никогда не учил. А это требует специальных навыков и уровня сознания. Возьмем, к примеру, уборку городских территорий. Казалось бы, чего проще - убрать пакеты, пластик и др. неорганические предметы, а опавшую листву оставить на земле. Осенью она предохранит землю от вымерзания, а весной сохранит влагу и даст возможность расти новым побегам. Ведь почвенный слой на территории России очень тонкий, в некоторых местах всего 5 см. А мы по всей стране метем дворы, землю на газонах, как пол в своей квартире, удаляя при этом плодородный верхний слой вместе с живыми организмами, и относим на свалки, превращая тем самым городские земли в твердое - тверже асфальта - покрытие, сквозь которое уже ничто не может прорасти. Убирая листву и сжигая ее, мы наносим природе ущерб: увеличиваем количество отходов, загрязняем воздух пылью и канцерогенными веществами, нарушая природную эстетику. Стремление к мнимой, показательной, одномоментной "чистоте" заставляет наших "исполнительных" горожан наносить непоправимый вред всему живому на земле. Реформа жилищно-коммунального хозяйства закончилась провалом, экология в стране катастрофически ухудшается… Что же делать? И мы стали разрабатывать новые проекты: "Городская политика и статус женщин", "Женщины в управлении городами", "Внедрение гендерного подхода в городскую политику". Из этих проектов родилась программа ИЦ НЖФ "Участие женщин в городской политике". Целью программы является поддержка непосредственного участия женщин и женских групп в формировании политики на местном уровне с использованием специальных программ для получения профессиональных знаний, социальных умений и навыков ведения диалога, построения партнерских отношений с различными субъектами городской политики (депутатами, муниципальной властью, социальными и экологическими службами, правоохранительными органами и др.). Программа "Участие женщин в городской политике" предполагает превращение социальных инициатив женщин в политические, тем самым формируя "политику снизу". Поскольку гендерное равноправие может быть достигнуто только при общих усилиях, необходимо преодоление ведомственного подхода в решении проблем городского уровня, заключающихся в установлении прочных партнерских связей между государством и общественными организациями любого профиля. Результаты описанных выше проектов мы изложили в трех тематических "Вестниках ИЦ НЖФ": №№ 18, 20 и 21. Об опыте создания местных территориальных сообществ жителей можно узнать из №№ 18 и 20. В Великом Новгороде - это ТСЖ (товарищества собственников жилья), а в Саратове - СТОСы (субъекты территориального общественного самоуправления). В "Вестнике ИЦ НЖФ" № 22 (см. "Инф. листок" N 36 от 23.09.03) мы сделали попытку описать не только уникальный опыт создания соседских групп, который был получен при проведении конкурса на выполнение муниципального заказа по ремонту и благоустройству подъездов в жилых домах г. Петрозаводска, но и роль женщин в этом процессе. Этот бесценный опыт предстоит еще переосмыслить и в должной мере оценить. В этом выпуске журнала мы хотели показать значимость работы, проведенной Администрацией г. Петрозаводска, общественными организациями и, конечно, самими жителями, которые самоотверженно и преданно включились в работу. Потрясающее чувство долга и ответственности всех участников конкурса позволило начатое дело довести до успешного конца. Инициативе общественных организаций, двух женских - ИЦ НЖФ и КЦГИ - и одной жилищной - ОНФ - при поддержке городской администрации - финансовой чуть больше 5000$ и организационной - удалось значительно изменить к лучшему условия проживания 2000 человек. Сегодня мы еще не можем в полной мере оценить тот эффект, который был получен. Его трудно оценить в рублях - кому-то сохранили семью, кого-то освободили от пьянства, а кому-то, может быть, сохранили жизнь… Или просто улучшилось настроение и постоянно радует глаз цветущий цветок в подъезде. Соседи, объединенные в соседские группы, в состоянии решать большое количество проблем и обладают большими возможностями для их решения. Сегодня уже многие понимают в чем проблема, но мало кто знает, как ее решать и обладает необходимыми умениями. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос наших социальных умений, развития способностей к объединению, работы во имя общей цели. Этому надо учиться постоянно. Хотелось бы, чтобы начатое экономически и социально эффективное дело было продолжено! Е.А. Божкова, директор РОО "Информационный центр независимого женского форума" iciwf@okb-telecom.net
|