|
В период экономических трудностей и политической нестабильности, как известно, агрессия в обществе нарастает. Силовые способы решения проблем – достаточно распространенное явление в мире. Не составляет в этом смысле исключения и Россия. Однако, если западный мир за последние десятилетия культивирует принцип ненасилия, то в России, несмотря на то, что в городах сегодня высока уличная и домашняя преступность, увеличилось число террористических актов, приводящих к массовой гибели людей, нельзя сказать, что эти факты побуждают правоохранительные органы и службу МЧС к поиску новых форм деятельности. Известных широкой общественности программ профилактики преступлений практически нет. Нет и открытой статистики по анализу преступления и их квалификации. Кто является жертвами? Какова среди них доля женщин и детей? Хотя известно, что основными жертвами домашнего насилия и уличных краж становятся женщины и дети. В последнее время увеличились случаи воровства сумок и пенсий у пожилых женщин. Поэтому опыт по профилактике преступлений в отношении женщин, который был накоплен в г. Петрозаводске, является уникальным и единственным на сегодняшнее время в России. Мы исходили из того, что насилие в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения равенства, развития и мира. Насилие препятствует и ограничивает равные возможности женщин в предпринимательстве, образовании, политике, ухудшает качество жизни и здоровье женщин и детей. Насилие над женщинами порождает бедность женщин, их детей, престарелых и больных родителей. Мы рассматриваем насилие по отношению к женщинам как комплексную проблему, которая для своего решения должна включать одновременно следующие изменения: в законодательстве; в структурах, реализующих законодательство; в общественном сознании. В начале 90-х годов именно женские общественные организации впервые заговорили о том, что в России существует проблема домашнего насилия. Около 70% российских женщин когда-либо в своей жизни сталкивались с насилием, но достоянием хоть какого-то учета и фиксации становится лишь десятая доля случаев. В итоге общество получает огромный пласт не фиксируемой, а потому и безнаказанной преступности. Не удивительно, что во многих городах России независимые женские организации сами начали создавать комплексную, гуманную систему защиты и поддержки для пострадавших, поскольку в настоящее время только общественные организации являются главными проводниками женских интересов. Основные усилия женских организаций в борьбе с домашним насилием были направлены на открытие кризисных центров, горячих линий, программ психологического консультирования, проведение исследований, получение достоверных данных о количестве пострадавших от домашнего насилия. А со стороны государства - закон о "Предотвращении домашнего насилия" до сих пор не принят, хотя существовало 45 вариантов его проекта, которые были фактически преданы забвению, и в последних созывах ГД к нему не возвращалась. И все же женские организации стараются искать и налаживать связи с разными государственными, чаще всего муниципальными, структурами, призванными работать в том же направлении. В результате усилий женских организаций государство начало реагировать на эту проблему и в "Плане действий по улучшению положения женщин" появился раздел "Предотвращение насилия в отношении женщин", создаются государственные и общественные кризисные центры. В некоторых городах создаются и убежища для женщин с детьми, пострадавших от домашнего насилия, некоторые из которых имеют муниципальное финансирование. А вот проектов и программ, целью которых было бы уменьшение преступности в отношении женщин и детей в общественном пространстве, транспорте, развитие идей архитектурной криминологии нет. Не ведется отдельная статистика и анализ преступлений в отношении женщин. Эта особенность обработки данных, ставшая значительным препятствием в получении объективной картины преступности в отношении женщин, не позволяет сконцентрировать усилия женских организаций для построения безопасного жизненного пространства. Существует еще одна проблема, которая затрудняет решение вопроса - это ведомственный подход к решению проблем роста преступности и преобладание корпоративных технологий в деятельности правоохранительных органов, в сознании их сотрудников и сотрудников других ведомств и в обществе в целом. В то же самое время следует отметить, что в структуре правоохранительных органов начали происходить значительные изменения: появляется муниципальная милиция, милиция общественной безопасности, которая структурно относится к министерству внутренних дел, наряду с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, ГИБДД, которые уже более ориентированы на решение проблем безопасности, на контакты и сотрудничество с населением. Приказ №900 от 16.09.2002 предписывает участковому уполномоченному в течение 3-6 месяцев в обязательном порядке посетить квартиры жильцов, проживающих на подведомственной ему территории, ну если не посетить, так хотя бы познакомиться. Приказ замечательный, но как его выполнить, когда нужно посетить в среднем 1000 квартир, на посещение даже года не хватит, да и сами участковые часто меняются. Идея хороша, только вот технология выполнения никуда не годится. Если посмотреть западный опыт повышения безопасности территорий, то он опирается, помимо всего прочего, на локальные сообщества жителей или, как у них принято говорить, соседские сообщества или местные комьюнити. Проводимая жилищно-коммунальная реформа у нас теоретически тоже должна была опираться на организованные группы по месту жительства. Но если вглядеться пристально в социальное устройство нашего общества, то видно, что у нас не сформированы социальные группы по месту жительства как культурная традиция. Создание их требует разработки и применения специальных социальных технологий. До перестройки устойчивые социальные объединения были, в основном, по месту работы - сектора, лаборатории, отделы цеха, отделения и др. Вспомните, была традиция на работе или после отмечать все праздники, дни рождения и др. события. А так как сотрудники зачастую жили и в одном доме (ведомственном), общность и интерес людей друг к другу сохранялись и по месту жительства. Сейчас в обстановке резкого сокращения занятости населения, миграции, смены рабочих мест, текучести кадров и по месту жительства соседи не успевают знакомиться друг с другом, постоянно происходит смена жильцов, прежние социальные связи разрушены. Требуются значительные усилия и особые технологии, чтобы построить сообщества жителей на других основаниях, на ином интересе. В г. Петрозаводске три года тому назад администрация города объявила конкурс на ремонт подъездов силами жильцов, выделив 165000 руб. на приобретение строительных материалов. Чтобы заинтересовать и убедить жителей, что необходимо участвовать в конкурсе, общественные организации проводили семинары, круглые столы, тренинги, на которых жителей обучали составлять сметы, писать заявки на конкурс, вместе работать, чтобы появился общий интерес. В результате было сформировано 13 соседских групп, которые участвовали в конкурсе, и всем были выделены средства. Лидерами становились не те, которые много говорили, критиковали, а те, кто не жалея своих сил, свободного личного времени делал общее дело. Надо отметить, что из 13 лидеров 12 составляли женщины. 13 подъездов пятиэтажных, девятиэтажных и четырнадцатиэтажных домов объединили 580 семей районов Кукковка, Машезерская и др. Кроме чистоты и благоустройства в подъездах жителей интересовали проблемы безопасности. В подъездах заменили двери - с деревянных на металлические с кодовыми замками, заменили и покрасили окна, появились консьержи в благоустроенной комнате с телефоном, а иногда даже с телевизором. Подъезды из заплеванных, грязных, темных, мест скопища пьяниц, наркоманов, дебоширов, мест постоянного страха, что не успеешь добежать до двери своей квартиры, стали благоустроенными, с занавесками на окнах и цветами на подоконниках. Тщательно обсуждая, решали, какой цвет лучше подходит для покраски стен, батарей, труб, почтовых ящиков. В некоторых домах - это был терракот с зеленым, в некоторых голубой с синим, в некоторых розовый с желтым. Непосредственно в ремонтных работах принимали участие около 400 жильцов. Прошло три года, чистота и порядок поддерживается, создалась новая общность людей, способных ответственно относиться к пространству общего пользования, поддерживать друг друга при необходимости. Некоторые лидеры, кто понастойчивей, сумели убедить администрацию в необходимости выделить средства на более серьезные работы: капитальный ремонт крыши, замена прогнившей панели, обшивка целого дома с целью улучшения теплоизоляции и др. И если посмотреть на ситуацию с экономической точки зрения - всего выделено около 5000 $. Для бюджета муниципальных служб – небольшая сумма, а вот если просчитать и сделать смету затрат за всю работу, это будет значительная сумма. По самым скромным подсчетам волонтерский, неоплаченный труд был на сумму 230 т. рублей. Не было условий и необходимости воровать строительные материалы, приобретенные самими жильцами, выбирать дорогостоящие технологии. Желающих жить в таких домах стало очень много. Проанализируем, что было сделано с точки зрения безопасности в критериях архитектурной криминологии: - ограничение доступа в помещение, дома;
- естественная просматриваемость, позволяющая наблюдать за перемещением лиц и предметов;
- ограничение доступа в подвалы;
- эстетика и чистота положительно влияет на уменьшение агрессивности;
- улучшилась освещенность в подъездах, над подъездами и во дворах.
С социальной точки зрения - создались устойчивые местные сообщества, само возникновение которых препятствует таким видам преступлений, как квартирные кражи, дебоширство, нарушение общественного порядка. Опыт показал, что, в целом, в домах и во дворах повысилась безопасность, снизилась реальная преступность. По квалификации конкурса Women’s Safety Award была проведена работа, направленная на: - Выработку механизмов сотрудничества, приобретение опыта взаимодействия
- Расширение возможностей местных сообществ
- Повышение информированности, изменение сложившихся стереотипов
- Планирование безопасных проектов для мест проживания (Safety planning and design for publiс spaces)
- Безопасность в местных сообществах
Помощь администрации по благоустройству мест общего пользования в подъездах за счет средств городского бюджета через проведение конкурса, к сожалению, оказалась одноразовой и не приобрела систематического, регулярного характера, несмотря на значительный экономический эффект. Мы же продолжаем свою работу в направлении разработки образовательных программ для лидеров местных сообществ, программ обмена опытом с лидерами местных сообществ из других городов, обучения сотрудничеству и партнерству с другими социальными центрами, находящимися на их территориях, с правоохранительными органами, и разработки образовательных программ для сотрудников милиции общественной безопасности и ГИБДД. Почти целый год шла подготовка к образовательному семинару "Взаимодействие местных сообществ и правоохранительных органов – залог повышения безопасности территорий", на котором проблема повышения безопасности территорий обсуждалась с разных сторон. Сотрудничество правоохранительных органов г. Петрозаводска с женскими организациями имеют свою предысторию и реальный положительный опыт. Поднимая тему домашнего насилия, женские организации всегда приглашали на свои обсуждения и семинары сотрудников УВД г. Петрозаводска, в милиции был открыт телефон доверия, потом убежище для женщин с детьми, подвергающихся насилию, с тревожной кнопкой на пульте дежурной части УВД. Часть сотрудников прошли ряд обучающих семинаров и тренингов по теме предотвращения домашнего насилия, поэтому успеху проведения семинара предшествовала большая предварительная работа, направленная на тесное сотрудничество и взаимопонимание. Это привело к тому, что и сотрудники правоохранительных органов начали понимать, что домашнее насилие – это не только внутрисемейная проблема, это проблема общественной значимости. Мы стали учиться проектировать пространство двора с учетом идей архитектурной криминологии. Проведен обучающий тренинг по планированию пространства двора. Участников семинара - сотрудников правоохранительных органов удалось убедить в важности работ, направленных на создание организованных групп жителей. Со своей стороны органы внутренних дел г. Петрозаводска в 2000 г. создали "зону безопасности" за счет перепланирования территории. Ограничение въезда и выезда транспорта и организация наблюдения дали позитивный результат: резкое сокращение числа преступлений, совершенных на территории "зоны". Опыт проводился практически без участия жителей и общественных организаций и оказался непродолжительным. Эту работу ОВД г. Петрозаводска можно отнести к "Safety planning and design for publiс spaces". Чем же характеризуется сегодня ситуация с преступностью в городе? По сравнению с 2002 годом уличная преступность в 2003 году увеличилась на 4,6%; бытовая - на 26,7%; убийства – на 25,2%; побои – на 89,9%; изнасилования – на 42,9%; кражи – на 27,7%; грабежи – на 12,9%; разбои – 4,9%; кража автотранспорта на 48,2%. Только за 1,5 месяца 2004 г. совершено 64 тяжких преступления. Анализируя эти преступления, руководство надеется за счет развития соседских групп сократить такие виды преступлений как кражи из квартир, кражи автотранспорта, бытовую преступность (убийства, побои, истязания, хулиганства). За счет внедрения идей архитектурной криминологии можно сокращать такие виды преступлений как подростковую преступность, кражи автотранспорта, грабежи, разбои, уличную преступность в целом. За счет открытости и информированности практически все виды преступлений можно предотвращать или оказывать помощь в их раскрытии. На 2004 год утверждена городская программа "Правопорядок", в рамках выполнения которой планируется создать новую "зону безопасности" с учетом полученных на семинаре знаний по архитектурной криминологии, навыков работы в команде, сотрудничества с лидерами местных сообществ, с журналистами и жителями. Божкова Е.А., директор ИЦ НЖФ iciwf@okb-telecom.net
|