Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении законопроект о некоммерческих общественных организациях. Законопроект одобрили 370 депутатов, 18 высказались против. Поправки, изменяющие порядок регистрации некоммерческих организаций, касаются всех общественных организаций, кроме партий и религиозных объединений. Под законопроектом подписи поставили пятнадцать депутатов – представители «Единой России», КПРФ, ЛДПР, обеих фракций «Родина». Однако почти все известные правозащитники, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и львиная доля еще не сформированной Общественной палаты высказались против. Все некоммерческие общественные организации теперь будут регистрироваться в подведомственной Министерству юстиции Федеральной регистрационной службе. Ранее некоммерческим организациям для начала своей деятельности достаточно было подать документы в налоговую инспекцию. «В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – учредителя (участника) некоммерческой организации принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации», – говорится, в частности, о причинах отклонения запроса на регистрацию. В регистрации также могут отказать, «если цели, задачи и формы деятельности учредителя некоммерческой организации противоречат Конституции» или являются экстремистскими. Источник: Газета.Ru http://www.gazeta.ru/2005/11/23/last178906.shtml ------------------------------------------------- Чем грозит нам закон "Об общественных объединениях". Предлагаемые авторами проекта новации значительно ухудшают положение некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими. Наиболее значимыми представляются следующие концептуальные положения законопроекта. 1. Незарегистрированные общественные объединения, не уведомившие власти о своем существовании, объявляются вне закона. 2. Запрещается деятельность представительств и филиалов иностранных некоммерческих неправительственных объединений. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в РФ. лишаются права быть учредителями, членами и участниками общественных объединений и других некоммерческих организаций. 4. Представители регистрирующего органа (Госрегистрации) наделяются полномочиями в любое время и без каких-либо оснований затребовать финансово-хозяйственные документы НПО и следить за правильным расходованием средств негосударственными организациями. 5. Вводится поражение неопределенного круга лиц в праве на объединение. Весьма туманно трактуемая незаконная деятельность учредителя объявляется основанием для отказа в регистрации учреждаемой им некоммерческой организации. 6. Все существующие и вводимые дополнительные контрольные процедуры распространяются на создаваемые гражданами некоммерческие организации - некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации, союзы. Заявительные порядок регистрации некоммерческих организаций заменяется разрешительным. 7. Инициируется тотальная и срочная (в течение года) перерегистрация всего негосударственного некоммерческого сектора и срочное (в течение полугода) выявление всех незарегистрированных общественных объединений.
Источник: Каспаров.ru http://www.kasparov.ru/note.php?id=438314A2815CE ----------------------------------------------------------------------------------------- Законопроект об изменении законодательства о некоммерческих организациях и общественных объединениях - прямая угроза развитию неправительственного сектора, считают представители гражданского общества. Накануне рассмотрения Госдумой РФ в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" представители гражданского общества провели две пресс-конференции, где выразили крайнюю обеспокоенность в связи с возможностью принятия этого документа. Законопроект был внесен в Госдуму 8 ноября. По мнению его авторов - группы депутатов фракций "Единая Россия", "Родина", КПРФ и ЛДПР, предлагаемые поправки призваны лишь ограничить деятельность иностранных неправительственных организаций в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), обеспечить контроль за деятельностью незарегистрированных общественных объединений и упорядочить процесс регистрации некоммерческих организаций. Однако независимые эксперты единодушны во мнении, что законопроект предусматривает резкое и неоправданное ужесточение государственного контроля над процессом регистрации российских неправительственных организаций (НПО), ограничение права создавать общественные объединения без статуса юридического лица и практически полный запрет на деятельность иностранных неправительственных организаций в России. "У нас остается только две возможности: либо закрываться, либо переименовываться в российскую общественную организацию, что практически невозможно", - считает заместитель директора московского представительства правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" Александр Петров. В случае принятия закона уставы всех российских некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями и зарегистрированы в органах юстиции в течение года. Как это можно будет осуществить, технически не понятно: в России на сегодняшний день насчитывается более 600 тыс. общественных организаций. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что регистрацию должны будут пройти все так называемые организации "по интересам": от детских и молодежных дворовых клубов до движений толкинистов и любителей индийского чая, отметил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. Учитывая огромное количество организаций, которым предстоит эта процедура, а также размытые, расширенные и неправовые критерии отказа в регистрации, это неизбежно парализует работу НПО, в том числе благотворительных, культурных, инвалидных, молодежных, правозащитных, экологических, объединений по интересам и т.д. "За последний год в "Мемориале" проведены уже четыре проверки. Бухгалтерия и часть наших сотрудников, вынужденные помимо своей основной работы заниматься подготовкой необходимой налоговым органам документации, просто выбиты из колеи, - отмечает исполнительный директор ПЦ "Мемориал" Татьяна Касаткина. - Хорошо, что мы большая организация. А как быть небольшим НПО, которые во время проверки просто не смогут работать?" При этом многие организации могут не успеть пройти регистрацию за год, что, по сути, грозит им запретом на продолжение деятельности, отмечает Юрий Джибладзе. Процесс одновременной перерегистрации сотен тысяч российских НПО, а также постоянный бюрократический контроль за их деятельностью потребует значительных затрат из государственного бюджета, о масштабах которых авторы поправок сознательно умалчивают. "Не понимаю, зачем еще нужно создавать дополнительный инструмент с такими обширными функциями? Никакого отношения к обеспечению принципа прозрачности это не имеет", - уверен президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", член Общественной палаты РФ Олег Зыков. При таком объеме проверок велика вероятность избирательного применения закона по политическим или иным мотивам, считает адвокат, эксперт Независимого экспертно-правового совета Игорь Пастухов. По его словам, законопроект противоречит Конституции РФ, нормам международного права и обязательствам России по защите и соблюдению прав и основных свобод человека. В случае его принятия под угрозу будет поставлен международный престиж России, что может иметь самые негативные последствия в контексте ее участия в заседании стран "большой восьмерки" в 2006 году, считает Ю. Джибладзе. "Во многих странах с авторитарным режимом есть подобные законы. Под видом антиконституционной деятельности или борьбы с терроризмом там можно закрыть неугодную власти организацию, - сказал он. - Нам предстоит год очень тяжелой жизни, и это касается как российских, так и иностранных НКО. Сегодняшняя ситуация - наиболее острый момент в истории третьего сектора за последние 15 лет, с которой не могут сравниться ни перерегистрация 1999 года, ни многочисленные изменения Налогового кодекса РФ. Все это меркнет по сравнению с теми опасностями, которые несет в себе этот документ. Законопроект вызвал серьезный резонанс в обществе. Никаких консультаций и обсуждений законопроекта с самим субъектом этого закона – гражданским обществом, не проводилось. Это взволновало не только постоянных оппонентов и критиков власти, но и большинство некоммерческих организаций и защитников прав человека. За 10-15 дней, удалось собрать более 1300 подписей организаций и отдельных граждан под открытым обращением НКО". Резко негативное отношение к этому законопроекту высказали председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Федеральный омбудсман выразил уверенность, что в случае принятия законопроекта он будет неминуемо оспорен в Конституционном суде ввиду его очевидных расхождений с Конституцией РФ и международными нормами. Заявление с просьбой отложить рассмотрение законопроекта до широкого общественного обсуждения и прохождения экспертизы в Общественной палате, адресованное спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову, было подписано 21 членом палаты. Большинство НПО также расценивает законопроект крайне негативно. По их мнению, проблем экстремизма и легализации он не решит. Правонарушителя и сейчас можно привлечь к административной или уголовной ответственности, а вот запрещать ему объединяться с другими людьми — антиконституционная норма, уверен эксперт Института прав человека Лев Левинсон. Настоятельные требования общественных организаций отложить поспешное рассмотрение законопроекта и не проводить его первое чтение 23 ноября авторы законопроекта во внимание не приняли. "Но мы уверены, что принятием этого законопроекта уничтожить гражданское общество в России не удастся. За эти годы мы сильно окрепли, смогли не только играть важную роль в решении проблем общества и в диалоге с государством, но и стали высокопрофессиональными эффективными гражданскими структурами, приобрели высокий статус в международном сообществе", - сказал в заключении Юрий Джибладзе. Источник: портал "Права человека в России" http://www.hro.org/ngo/about/2005/11/23-1.php -----------------------------------------------------
Депутат А.Макаров поклялся отозвать свою подпись, если будет найдено хотя бы одно нарушение в законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", который вносит поправки в деятельность российских и иностранных неправительственных некоммерческих организаций. За законопроект проголосовали 370 депутатов, против - 18, трое воздержались. Прежде чем представлять законопроект, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассказал о том, какую цель преследовали его авторы. "Мы рассматриваем закон в совершенно непонятной атмосфере: "Я Пастернака не читал, но хочу сказать все, что я о нем думаю". Мне кажется, то, что представляется сегодня, никто не читал, но только ленивый не высказался по его содержанию", - заметил А.Макаров. Он особо подчеркнул, что деятельность общественных и некоммерческих организаций всегда связана с политикой. И поэтому к разработке законопроекта были привлечены представители всех фракций и различных комитетов Госдумы, которые каким-то образом соприкасаются с общественными и некоммерческими организациями. "Неправительственные некоммерческие организации, общественные объединения являются важным институтом гражданского общества. Как институт гражданского общества они за последние 10-15 лет быстро и успешно развивались, - отметил Макаров. - В то же время законодательная база, регулирующая деятельность общественных объединений и НКО, заметно отстает. В результате образуются пробелы в законодательстве. А что такое пробелы в законодательстве? Это всегда по усмотрению чиновника". Поэтому основным побудительным мотивом авторов было лишить чиновника возможности действовать по своему усмотрению в отношении общественных объединений и НКО, отметил депутат. Ведь в современном законодательстве прописана регистрация практически всех организаций, кроме некоммерческих. "Вопрос регистрации – это вопрос контроля за их деятельностью", - заявил Макаров. По его мнению, такие важные вопросы, как регистрация общественных организаций, возможность вмешательства государства в их деятельность, должны быть прописаны в этом законе. "Если все организации действуют в едином правовом пространстве.. у них должна быть и единая степень ответственности", - считает председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. - Поэтому была предложена модель государственной регистрации по тому же принципу, что и в законе об общественных организациях. Там тот же порядок подачи документов, тот же перечень и те же основания, по которым можно отказать в регистрации или рассматривать вопрос о ликвидации". Концепция будущего закона предполагает ликвидацию пробелов в деятельности НКО, сообщил Андрей Макаров. Рассмотрению подлежат вопросы регистрации, контроля, в том числе и финансового, за их деятельностью. "Мне не хотелось, чтобы мы боялись вопроса о том, что государство может контролировать.... Другое дело, что мы должны прописать в законе, в каких формах должен проходить контроль и поставить границу вмешательства государства или же волюнтаристским путем иметь возможность закрыть ту или иную организацию". Главные принципы, которыми руководствовались авторы законопроекта, - не ущемить права НКО и общественных объединений, действующих в правовом поле. "Одновременно следует отметить, что, не ущемляя права этих организаций, государство не может проходить мимо таких вопросов, как экстремизм, легализация, отмывание денег, несоответствие деятельности создаваемых организаций тем целям, которые они сами прописали", - заявил Макаров. В законопроект также вводится норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании общественного объединения и начале его деятельности. Порядок такого уведомления устанавливается Правительством РФ. "Пока общественные объединения не образовывают юридическое лицо, не выходят во внешний мир, не общаются с властью, их деятельность по большому счету никого не волнует. Но они хотят сотрудничать, ставят перед властью вопросы начиная с просьбы арендовать помещение до участия в массовых мероприятиях. Что это за организации, никто не знает", - говорит С.Попов. Поэтому авторы законопроекта предложили в "очень либеральной и спокойной форме" уведомлять государство о своем существовании. "Когда нам говорят, что мы меняем стиль работы всех общественных объединений на территории России, это явное заблуждение, - заявил Попов. - Речь идет об уведомительном характере только для тех общественных объединений, которые не хотят регистрироваться в качестве юридического лица". По его словам, это делается для защиты прав самих членов общественных объединений. "Если будет уведомление (в самом простом виде) что такая организация создана и начинает действовать, никаких правовых последствий к этой организации не предъявится", - успокоил присутствующих Попов. Вопрос о том, нужно ли уведомление как таковое и следует ли прописать степень ответственности общественных объединений, депутаты пока не решили. На заявление Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина о том, что уведомительный характер ущемит права общественных объединений, Сергей Попов ответил, что "никаких ущемлений нет". А что касается предоставления финансово-хозяйственной документации, то, по его словам, эти документы сегодня и так предоставляются в налоговые и другие финансовые органы. Авторы законопроекта считают, что с этими документами должен познакомиться и регистрирующий орган. "Не всегда регистрирующий орган может запросить в полном объеме документацию в налоговых органах, а ведь есть необходимость посмотреть, как реально используются средства", - отметил он. Авторы законопроекта также предлагают, с учетом специфики задач, которые определены в законе о закрытых административных территориальных образованиях (ЗАТО), не разрешать деятельность филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций на их территории. По словам Сергея Попова, в настоящее время они проходят только регистрацию в Министерстве иностранных дел, и реального контроля за их деятельностью нет, а вся финансово-хозяйственная отчетность находится за рубежом. "В других странах это нонсенс. Чтобы действовать на территории любого иностранного государства, необходима государственная регистрация. Это нормальная правовая практика для всего мирового сообщества. Формы, в каких должно регистрироваться подразделение или отделение иностранного НКО, с нашей точки зрения можно было бы и расширить: помимо общественной организации, внести в них и общественный фонд". Данный законопроект привлекает внимание не только российских организаций, но и иностранных, отметил Попов. По его словам, Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций получает много писем. Но большинство замечаний возникает не из-за сути законопроекта. Они больше похожи на выяснение ситуаций, связанных с возможными последствиями, считает он. "Боятся, что для общественных организаций будут ужесточены правила по требованию документов, будет больше оснований для закрытия организаций. Мы провели два публичных обсуждения законопроекта в Новосибирске и Тамбове, а также встречались с общественными организациями и старались понять, как на практике будет действовать данный законопроект, какие есть замечания и вопросы", - заявил председатель комитета. Проект закона готовился практически год и даже после первого чтения депутаты планируют привлекать к его дальнейшей разработке широкую общественность. На вопрос независимого депутата Владимира Рыжкова о том, почему авторы законопроекта игнорируют мнение тысяч общественных организаций, выступающих против него, Андрей Макаров ответил: "Покажите мне хотя бы одну конкретную норму, которая создает опасность нарушения хотя бы одного права добросовестной организации, добросовестного налогоплательщика, добросовестного человека, человека, который не находится в поединке с законом. Там таких норм нет". В противном случае он пообещал В.Рыжкову отозвать свою подпись с законопроекта. Самым серьезным вопросом дальнейшего обсуждения законопроекта, с точки зрения Андрея Макарова, может стать определение "общественно полезных целей" деятельности НКО. Ко второму чтению планируется определить, в каких случаях и в каком объеме возможно запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО, а также доработать ряд других вопросов. Планируется, что второе чтение состоится 8-9 декабря. До 4 декабря будут вноситься изменения и поправки в законопроект. Источник: Агентство социальной информации http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/CE762FA87F6D08A6C32570C20046DF6E
|