В Москве открылась выставка "Надо мной раскаленный шатер Казахстана" В московском городском выставочном зале "Новый Манеж" (Домик Чехова) открылась фотовыставка "Надо мной раскаленный шатер Казахстана", организованная Международным "Мемориалом", Московским "Мемориалом" и Рязанским "Мемориалом" при поддержке Постоянной межведомственной комиссии правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Фонда имени Генриха Белля. Выставка посвящена памяти узниц АЛЖИРа - Акмолинского лагеря жен изменников родины, образованного по приказу НКВД СССР 3 декабря 1937 года в Казахстане недалеко от Караганды для размещения жен и детей тех, кто был репрессирован по политическим обвинениям. Основу выставки составили фотографии, выполненные членом Союза фотохудожников России, сотрудником Рязанского "Мемориала" Николаем Середой летом 2004 года в Малиновке, Долинке, Карабасе и других местах, где располагались пункты заключения для ЧСИРов (членов семей изменников родины). Экспозицию дополняет небольшая выборка подлинных документов, писем, вещей узниц лагеря. На открытии выставки выступили организаторы и дети репрессированных. Заместитель председателя Постоянной межведомственной комиссии правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Людмила Громова выразила надежду, что на выставку будут приходить учителя и школьники, родители и дети: "До сих пор есть люди, которые говорят, что репрессий у нас не было. Мы обязаны хранить эту память и предавать ее детям. Они должны знать, что было с их бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, чтобы эти страшные времена никогда не повторились". "Только в гитлеровской Германии за родство преследовали людей. Пожалуй, других аналогов в истории даже не найдется, - сказал сопредседатель правления Московского "Мемориала" Ян Рачинский. - Важно напоминать о том, что было, именно сейчас, когда совсем недалеко отсюда восстановлен памятник Дзержинскому, создателю системы концлагерей; сейчас, когда мы видим, как по улицам Москвы идут маршем фашисты". Автор выставки Николай Середа рассказал о том, как создавалась представленная серия фотографий: "Меня потрясло, какой огромный материал был собран "Мемориалом". Когда читаешь эти воспоминания, сталкиваешься с непреложностью факта - это не художественная литература, здесь ничего не выдумано и не преувеличено. Такой же достоверностью и убедительностью факта обладает и фотография. Но возникла проблема. Когда мы приехали в Малиновку, снимать уже было практически нечего. Саманные бараки давно снесены. Столбы местные жители использовали для своих нужд. Можно было снимать только само то место, где это было. А было это на удивительно красивой земле, в степи. Когда мы проявили первые контрольки, они показались нам слишком великолепными. Эти поразительные пейзажи никак не соответствовали тому, что я читал в архивных документах. Можно было самые красивые кадры отложить, а остальное обработать в черно-белом цвете, сделать поконтрастней и помрачней. Но я так делать не стал. В этом и есть драматизм, что весь ужас лагерной жизни происходил среди этой прекрасной природы, ничуть не изменившейся с тех лет. Мы сопроводили фотографии фрагментами из воспоминаний узниц АЛЖИРа. Как получилось - судить вам". Руководитель представительства Фонда имени Генриха Белля Йенс Зигерт и исполнительный директор Международного "Мемориала" поделились ближайшими планами, связанными с развитием проекта "Узницы АЛЖИРа". "Для Фонда Белля особенно важна женская тема, - отметил Йенс Зигерт. - Дело не только в страданиях, перенесенных ими в лагерях, но в разрушении семей. Погибают мужчины, дети остаются без родителей, и последствия этого заставляют страдать следующие поколения людей. Поэтому этот проект так важен, и мы уже договорились о том, что будем и дальше работать над этой темой вместе с "Мемориалом"". "Да, - подтвердила Елена Жемкова, - эта фотовыставка является заявкой к большой документально-музейной экспозиции, которую мы готовим в следующем году: "Судьба под знаком ЧСИР". Спасибо всем, кто приходит в "Мемориал", рассказывает о своей судьбе, приносит документы и вещи, фотографии. Многое из этого можно будет увидеть". Художник Игорь Бернакевич, руководивший подготовкой выставки репрессированных художников, накануне проходившей в этом же зале, рассказал о матери, тоже оказавшейся среди узниц АЛЖИРа. От имени "дочек АЛЖИРа" авторов и организаторов поблагодарила Татьяна Никольская. Церемонию открытия завершило выступление руководителя Архива Международного "Мемориала" Алены Козловой: "Когда к нам стали приходить люди за книгой "Узницы АЛЖИРа" и рассказывать о себе, мы поняли, что репрессии не окончились - они продолжаются в судьбах детей. Наша горячая благодарность - всем, кто согласился с нами поговорить, заново пережить тяжелые эпизоды своего прошлого. Мы собрали огромное богатство - и в ваших рассказах, и в принесенных письмах, рисунках, вещах - душевное, человеческое богатство. Многие говорили нам, что хотели бы побывать в местах, где прошло их детство. Устроить это мы не могли, но постарались подарить вам эту выставку - это, может быть, горькое, но необходимое свидание с прошлым". Выставка "Надо мной раскаленный шатер Казахстана" открыта с 23 ноября по 6 декабря 2005 г. в Московском городском выставочном зале "Новый Манеж" (Домик Чехова) по адресу: Малая Дмитровка, дом 29, стр. 4, проезд ст. м. "Маяковская", далее по Садовому кольцу до ул. Малая Дмитровка Часы работы: с 10.00 до 19.00, понедельник - выходной. Экскурсии проводятся в 12.00 по средам и субботам (23, 26, 30 ноября и 3 декабря). Контактные координаты: тел. (095) 209-78-83, e-mail: kozlova@memo.ru Николай Гладких Источник: Портал "Права человека в России" Опубликовано: 24.11.2005 http://www.hro.org/ngo/about/2005/11/24.php
|