|
Совместная инициатива Федерации Англии "Помощь женщинам" и Российской Ассоциации кризисных центров. Инициатива началась в июле 2003 г., мы завершили первые двенадцать месяцев проекта. Цель проекта – сократить число случаев расовых притеснений и дискриминаций против женщин и детей, членов этнических меньшинств и сообществ мигрантов, а также жертв домашнего или сексуального насилия при обращении за помощью и поддержкой в государственные и общинные организации России. Наша задача – усилить Российскую Ассоциацию кризисных центров (РАКЦ) с тем, чтобы она могла играть ведущую роль в развитии национальной политики, лоббировании и эдвокаси по проблемам проявления расизма и дискриминации против женщин и детей, жертв насилия. В целевые группы входят: - женщины и дети разного этнического происхождения, жертвы домашнего или сексуального насилия,
- политики, местные власти, милиция, прокуратура, практические работники системы здравоохранения и образования,
- кризисные центры и женские/детские некоммерческие организации (НКО).
Проектная деятельность: - исследовать вопросы проявления расизма и дискриминации против женщин и детей, членов этнических меньшинств и сообществ мигрантов, а также жертв домашнего или сексуального насилия;
- разработать концепцию пилотного виртуального форума с участием многих организаций;
- разработать и провести образовательно-информационные семинары для бенефициариев и целевых групп;
- составить план и провести национальную кампанию в СМИ, обмен опытом, обучение, учебные поездки; распространение лучшей практики работы, конференции, семинары.
Проектная работа на федеральном и региональном уровнях, имеет целью достижение следующих задач: - усилить Российскую Ассоциацию кризисных центров с тем, чтобы она могла играть ведущую роль в развитии национальной политики, лоббировании и эдвокаси по проблемам проявления расизма и дискриминации против женщин и детей из этнических групп;
- разработать подход к решению проблем расизма и дискриминации против этнических женщин и детей с участием учреждений/ агентств;
- исследовать вопросы проявления расизма и дискриминации против женщин и детей разных этнических групп и создать информационную базу для проведения лоббирования и разработки стратегии;
- повысить информированность населения о проявлениях расизма и дискриминации против женщин и детей различных этнических групп, а также о домашнем насилии в целом;
- передавать информацию о результатах проекта организациям, членам РАКЦ, в ходе проектной деятельности и посредством повышения роли РАКЦ в качестве форума для распространения лучшей практики.
Результаты работы проекта за первые двенадцать месяцев Информация, полученная от участников проекта, членов кризисных центров и целевых групп, указывает на то, что в результате деятельности проекта РАКЦ стала лучше понимать проблемы домашнего насилия среди групп этнических меньшинств и приобрела навыки и знания для защиты и продвижения интересов женщин и детей, подвергающихся расизму, дискриминации и домашнему или сексуальному насилию. Активное сотрудничество с государственными и правоохранительными органами (совместные мероприятия, семинары, конференции и тренинги) повысило способность РАКЦ оказывать влияние на развитие политики в отношении случаев домашнего насилия, в особенности в работе с офицерами милиции и прокуратуры. 47% женщин, жертв насилия, заявили, что они чувствовали большую уверенность в результатах судебного разбирательства, если их сопровождал представитель РАКЦ или когда их дело находилось под наблюдением РАКЦ. Прокуратура Московского центрального административного округа согласилась сотрудничать с экспертами РАКЦ: предоставлять данные и информацию в отношении случаев домашнего насилия, проводить совместный прием и консультации. РАКЦ начала разрабатывать межинституциональный подход к случаям домашнего насилия. Были установлены связи с Министерством внутренних дел, Департаментом общественного порядка, Министерством труда и социальной защиты, Институтом судебной экспертизы, Московским государственным университетом, Институтом права и порядка, Федеральной прокуратурой Российской Федерации, Прокуратурой Московского центрального административного округа. Заинтересованные стороны поддержали идеи проекта и готовы внести вклад в осуществление его целей. Они также согласились выступить в роли экспертов и консультантов, что позволило РАКЦ включить лиц, принимающих решения, в конструктивный диалог и расширить свою сеть. РАКЦ организовала три совместных мероприятия с правоохранительными органами, два тренинга, несколько обсуждений за круглым столом. Обратная связь с участниками выявила, что основные заинтересованные стороны поддерживают проект, готовы вносить вклад в его осуществление и видят выгоды от сотрудничества с сектором НКО. Национальный офис РАКЦ и пилотные участки определили целевые группы меньшинств, разработали вопросник для проведения исследования, связались с некоторыми лидерами общин. Вопрос домашнего насилия среди населения национальных меньшинств считается в Российской Федерации неизученной сферой. По ходу проекта стало ясно, что среди женщин из национальных меньшинств существует большое недоверие к сотрудникам местных НКО, а также упорное нежелание обсуждать этот вопрос и полное отрицание наличия домашнего насилия со стороны лидеров общин и мужчин в целом. Первоначальные консультации с целевыми группами показали, что женщины из национальных меньшинств, в особенности из групп трудовых мигрантов и нелегальных иммигрантов, имеют ограниченное представление о своих правах и вопросах домашнего насилия. Из-за своего статуса они не искали совета или помощи ни в какой государственной организации, объясняя это тем, что если бы они пошли в милицию или даже к врачу-терапевту, их бы депортировали или отправили в тюрьму. РАКЦ и сотрудники пилотных участков поняли, что для того, чтобы повысить информированность целевых групп, потребуются длительные усилия по преодолению всевозможных барьеров, тренинги и кампании по повышению информированности. Национальная роль РАКЦ стала более определённой. Новые навыки, знания, понимание и опыт работы в сфере прав этнических меньшинств и прав женщин помогли Национальному офису РАКЦ установить связи с различными заинтересованными сторонами, стать членами профессиональных сетей и быть принятыми в качестве важных действующих лиц в работе с группами меньшинств. Члены РАКЦ были вовлечены в работу целого ряда конференций, семинаров и мероприятий средств массовой информации как в качестве экспертов, так и в качестве основных ораторов. Тридцать семь сотрудников и волонтеров национального офиса РАКЦ и пилотных кризисных центров участвовали в тренингах с общим объемом 114 часов. Большая часть тренинговых и раздаточных материалов переведена с английского на русский язык. На каждом обучающем мероприятии участникам выдавались входные и выходные вопросники и их просили оценить тренинг. 87% участников заявили, что тренинги повысили их понимание предмета. 57% считали, что знания, полученные на тренинге, могут быть использованы в каждодневной работе. 28% сказали, что практика Объединенного Королевства/Европейского Союза в отношении домашнего насилия не может быть использована в условиях Российской Федерации. 90% отметили, что возможность наблюдать британский опыт работы неоценима для их понимания проблемы. 86% оценили методы, использованные на семинарах, как интерактивные и удобные для участников. 48% сочли перевод навязчивым. В результате технического содействия и сотрудничества с партнерами из Великобритании, а также личных наблюдений и обмена опытом РАКЦ и её члены смогли получить более ясное представление о распространенности и природе расизма, дискриминации и насилия по отношению к женщинам и детям, а также о том, что нужно для выживания этой группы населения, и путях обеспечения большей поддержки жертвам. 78% участников проекта заявили, что они приобрели лучшее понимание вопросов расизма и дискриминации. 97% из них в прошлом испытали на себе различные формы дискриминации. Кампания 2003 – 2004 гг. в средствах массовой информации по повышению информированности населения была посвящена вопросам домашнего насилия среди национальных меньшинств. Материалы РАКЦ были опубликованы в средствах массовой информации в виде статей и интервью в количестве 64. В каждом случае поднимался вопрос о домашнем насилии среди этнических меньшинств, говорилось о целях и результатах проекта, читатели приглашались к сотрудничеству. Опыт работы с прессой показал, что журналисты не были заинтересованы освещать тему "этнических меньшинств и домашнего насилия", а когда они это все-таки делали, то представляли её как отчет на тему "Чечня". В результате только несколько публикаций ссылались на этнические меньшинства; ни одно радио- или телевизионное интервью не затронуло этот вопрос. - Шесть членов РАКЦ участвовали в тренингах по антирасистской политике, наращиванию потенциала, лоббированию, развитию стратегии, сетевой работе, правам человека, расовой дискриминации, культурной информированности.
- Указанные тренинги были переданы пятнадцати сотрудникам пилотных участков. Всего 1175 человек приняли участие в различных видах деятельности по проекту в течение года.
- Был проведен анализ потребности в обучении/тренингах среди сотрудников РАКЦ, заинтересованных сторон и целевых групп.
- РАКЦ определила пилотные участки для проведения исследовательской части проекта. Был разработан план проведения исследования и методология его проведения, включающие процесс сбора данных, подробных интервью и вопросников для проведения опроса по телефону.
- Разрабатывается веб-страница проекта.
- РАКЦ разработала и начала выполнение Деловой стратегии.
- В результате информационной кампания в СМИ появились 64 публикации и выступления.
Елена Годфри, Руководитель проекта Контактные данные РАКЦ: Тел/факс: (095) 2509171. E-mail: rac2women@mtu-net.ru Мы бы хотели получить отклики участников, вовлеченных в аналогичные инициативы. Пожалуйста, присылайте свои комментарии Елене Годфри или Илоне Ильясовой, и мы опубликуем их в следующем бюллетене. E-mail: e.godfrey@womensaid.org.uk ilona@cpart.uz Источник – бюллетень "Совместные инициативы" о совместных инициативах Федерации Англии "Помощь женщинам" с Центром доверия "Сабр", Узбекистан (при поддержке IBPP) и Российской Ассоциацией кризисных центров (при поддержке EIDHR)
|