|
Москва, 27 января 2004 года Участники 1-ой Всероссийской Ассамблеи неправительственных организаций по проблемам противодействия торговле людьми с обеспокоенностью отмечают, что в настоящее время торговля людьми, представляющая собой один из наиболее жестоких и циничных видов организованной преступной деятельности, направленный против Человека, интенсивно развивается и достигает угрожающих размеров. По данным ОБСЕ ежегодно в мире 4 миллиона человек становятся жертвами торговли людьми. Это приносит преступным синдикатам до 7 миллиардов долларов США ежегодной незаконной прибыли, что ставит торговлю людьми в один ряд с торговлей наркотиками, оружием, делает ее составной частью международной организованной преступности и одним из источников финансирования террористических организаций. С начала 1970-х годов по данным Международной организации по миграции (МОМ) около 30 миллионов человек стали жертвами торговли людьми: только в США из различных стран мира ежегодно ввозится от 18 до 20 тысяч женщин и девочек. Рост масштабов торговли людьми, особенно женщинами и детьми является одной из наиболее опасных тенденций сегодняшнего времени. Точная и надежная статистика в области торговли людьми отсутствует в связи с тем, что, с одной стороны, большинство из тех, кто был продан, никогда не определяются как таковые компетентными властями, и, с другой стороны, угрозы торговцев и другие факторы обычно сдерживают лиц, пострадавших от торговли и эксплуатации, в их желании обратиться за помощью к официальным властям. Мы видим опасность для развития правового социального государства и демократического гражданского общества в: - недостаточно активном противодействии распространению торговли людьми, криминальной сексуальной и трудовой эксплуатации человека, связанной с распространением насилия и нарушением прав человека;
- несовершенстве и неполноте законодательного регулирования противодействия торговле людьми и защиты жертв;
- коррумпированности правоохранительных и других государственных органов;
- обращении с жертвами торговли людьми как с нарушителями иммиграционных и других законов, что ставит их в условия правовой незащищенности;
- рассмотрении дел, связанных с торговлей людьми, в контексте проблем нелегальной иммиграции, что затрудняет выделение уголовно наказуемых деяний, к которым относится торговля людьми;
- неэффективности миграционного законодательства и ограниченности законных возможностей трудовой миграции в страну и из страны, что приводит к маргинализации мигрантов и массовым нарушениям их прав;
- ограниченности экономических возможностей для женщин и других групп риска, существующей установке российских служб занятости на низкий уровень притязаний женщин в зарплате и карьере, поскольку именно отсутствие рабочих мест или крайне низкая заработная плата, часто ниже прожиточного минимума, вынуждают женщин сознательно принимать кабальные условия найма на работу различных агентств;
- росте организованной проституции и порнографии, вовлечении детей в занятие проституцией, производство и распространение порнографической продукции;
- отсутствии условий для развития общественных объединений и неправительственных организаций, реального механизма эффективной финансовой поддержки их деятельности государством, предпринимателями и гражданами;
- отсутствии механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Мы считаем недопустимым: все еще существующие в мировом сообществе пассивность, равнодушие и политическое попустительство в решении всех указанных проблем. Мы считаем, что для приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами в области прав человека и для эффективного противодействия торговле людьми необходимо в кратчайшие сроки: - ратифицировать международные документы, которыми явление торговли людьми признается абсолютным нарушением прав человека:
- Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.);
- Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее Протоколы: «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» и «Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху «, - (Палермо, 15 ноября 2000 г.);
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.);
- принять Федеральный закон «О противодействии торговле людьми», подготовленный рабочей группой под руководством депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3-го созыва Е.Б. Мизулиной.
- создать специальные структуры в органах исполнительной власти по противодействию торговле людьми;
- создать межведомственный орган по координации усилий по противодействию торговле людьми;
- принять эффективное миграционное законодательство и создать для российских граждан и приезжающих в Россию мигрантов из других стран, в первую очередь, стран СНГ, возможности для легальной и информированной трудовой миграции;
- включить специальный курс по проблеме торговли людьми в систему подготовки и переподготовки кадров учреждений, чья профессиональная деятельность связана с различными аспектами профилактики торговли людьми и борьбы с ней;
- ввести тему «Криминальная эксплуатация и торговля людьми» в программу среднего, среднего специального и высшего образования.
Мы уверены, что строительство гражданского общества возможно только в условиях реального социального партнерства между властью и общественными объединениями, неправительственными организациями как представителями определенных групп общества. Такими условиями являются: - внедрение (на всех уровнях) экономических и институциональных механизмов поддержки государством некоммерческих объединений (через социальный заказ, социальный грант, щадящее налогообложение);
- расширение сферы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций, осуществляющих деятельность по противодействию торговле людьми;
- содействие развитию социально ответственного бизнеса, создание условий для поддержки неправительственных организаций предпринимателями и владельцами капитала, развитие партнерства между ними (развитие меценатства и филантропии через систему стимулирующего налогообложения).
Мы обращаем внимание: Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех политических партий, общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей на необходимость - объединения усилий органов государственной власти, общественных объединений, неправительственных и межгосударственных организаций по разработке и принятию мер по противодействию торговле людьми;
- поддержки государством программ, реализуемых неправительственными организациями, направленных на повышение осведомленности общественности и групп риска о проблеме торговли людьми и формах помощи жертвам;
- создания механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, включая
- механизм публичного обсуждения всех принимаемых решений органами власти на стадии подготовки;
- механизм финансирования и эффективной поддержки деятельности правозащитных общественных объединений, неправительственных и межгосударственных организаций;
- участие общественных объединений и неправительственных организаций в определении приоритетов социальной политики.
Принято единогласно участниками Ассамблеи.
|