|
Катастрофа, которую можно предупредить, - основная идея проекта (поддержанного ИУС АМР США) женской общественной организации "Горожанка и Дом" под руководством к.м.н. В.А.Семикопенко. Профилактика заболеваний молочной железы является актуальной задачей для России, так же как и для всех экономически развитых стран. Почему мы решили взяться за эту проблему? Потому, что заболевания молочной железы различной природы (доброкачественные и злокачественные) встречаются у каждой третьей женщины в развитых странах. Почему заболевания молочной железы встречаются именно у цивилизованных женщин? Правильным ли путем и куда идет наша цивилизация, если природа женщин страдает? В настоящее время в развитых странах профилактику заболеваний понимают как поиск заболеваний. С этой целью женщинам молодого возраста проводится УЗИ молочных желез, а пожилым женщинам маммография. Эти мероприятия дают положительный результат. За каждые 10 лет наблюдения заболеваемость среди женщин, участвующих в профилактических осмотрах, снижается на 25% по сравнению с женщинами того же возраста, которые не проходят осмотры. От пациентов требуется лишь пассивное посещение диагностических центров и тщательное, механическое выполнение рекомендаций врача. В случае выявления доброкачественных заболеваний назначается контрольное посещение врача, а в случае выявления злокачественных заболеваний - хирургическое лечение. Однако заболеваемость снижается лишь за счет женщин старшего возраста, а среди женщин более молодого возраста, участвующих в профилактических осмотрах заболеваемость растет. С одной стороны, это создает нервозную обстановку, т.к. "меньше знаешь - крепче спишь". С другой, предупреждение о факторах риска подразумевает ответные действия с целью преодоления этих факторов, а дополнительные усилия в наше непростое время вызывают дополнительную нервозность. Мы решили подойти к проблеме с другой стороны и попытаться сохранить то здоровье, которое есть у каждой женщины. В начале надо определиться с понятиями. Что такое понятия? Понятия - это одна из форм отражения мира на ступени познания, способ обобщения предметов и явлений. Что такое ЗДОРОВЬЕ? Всемирная организация здравоохранения определяет его - как физическое, психическое и социальное благополучие. А как быть тем, кто не получил этих благ или ко времени встречи с врачом значительную часть их потерял? ФИЗИЧЕСКОЕ - это наши органы, которые могут недостаточно нам служить, если не спокойно на душе. Физические органы достаточно хорошо исследуют во всех медицинских центрах. Этот аспект работы контролирует государство. ПСИХИЧЕСКОЕ - это наша душа, постоянно подвергающаяся нападению со стороны СМИ, событий окружающей жизни. Психологическая коррекция различных состояний уже привлекает внимание общества и получает научное обоснование. Однако в России еще далеко до широких психологических обсуждений. СОЦИАЛЬНОЕ - это общественное здоровье. Наше общество постоянно находится в процессе строительства (коммунизма, социализма, капитализма). "Мы строили, строили, и, наконец, построили... Ура!" (Чебурашка из мультфильма). Люди приходят к пониманию того, что общественные вопросы должны решать те члены общества, которых эти вопросы касаются. Нельзя со стороны внести правильное решение. Правильные решения проверяются жизнью. С учетом всего сказанного, можем ли мы признать, что среди нас есть абсолютно здоровые люди, которые получили эти блага, - выносливы физически, устойчивы психически и, занимая высокое социальное положение, защищены от проблем со здоровьем? Не значит ли это, что дорогу к здоровью надо строить самим? С этой целью мы в проекте "Распространение опыта формирования у женщин ответственного отношения к здоровью" особое внимание обратили на профилактические мероприятия, то есть те действия, которые могут как предупредить ухудшение существующего здоровья, так и помочь найти новые силы после операции. Проект профилактики заболеваний молочной железы необычен. Особенности этого проекта в том, что он основан на обучении женщин контролю за состоянием своего здоровья. Всем известны причины, вызывающие заболевания молочной железы: - Наследственность (передать заболевания молочной железы по наследству может только 1 женщина из 10. Мы смогли сделать тем женщинам, которым это необходимо молекулярно-генетический анализ и выявить генетические мутации. К счастью, только у одной из 10 больных женщин была обнаружена мутация).
- Травмы молочной железы (ушибы и операции в 30% случаев оставляют неизгладимые следы и могут привести к развитию злокачественных заболеваний).
- Сопутствующие заболевания функционально связанных с молочной железой органов и систем (репродуктивная система - дисфункция яичников, аборты, хронические гинекологические заболевания; эндокринная система - нарушение функции щитовидной железы; болезни органов пищеварения, приводящие к нарушению всасывания поступающих веществ, их переработки и выведения продуктов обмена).
- Экология.
Экология - область знания, изучающая взаимоотношения (взаимодействия) организмов и их сообществ, включая человека, с окружающей средой. По поводу взаимоотношений человека и окружающей его среды мы с вами знаем, что человек все время хочет ее покорить, засыпать отходами своей жизни, а среда в ответ посылает человеку болезни, т.к. не может переработать все отходы без следа, и возвращает диоксины как следы сжигания полиэтиленовых пленок или бензпирен - результат сгорания бензина. С одной стороны, эти факторы всем известны, с другой - им не придается должного значения, хотя известно, что 50% здоровья зависит от образа жизни, 25% от условий жизни (экологических и социальных), 15% - от наследственности и 10% от медикаментозного лечения. Учитывая сказанное, мы хотели обратить внимание каждой участницы проекта на следующие направления: - Образ жизни
- Условия жизни
- Наследственность
- Медикаментозное лечение.
В проекте мы не хотели директивно насаждать наш опыт. Нам хотелось, чтобы каждая участница проделала то, что мы предлагаем, и прислушавшись к своим переживаниям, решила, надо ли ей вносить в свою жизнь что - либо новое или ее все устраивает, а болезнь - необходимый атрибут. В план обследования по проекту входили неинвазивные методы (исследование химических элементов по пряди волос), маммография (рентгеновский метод), УЗИ репродуктивной и эндокринной системы и исследование крови (клинический, биохимический и гормональный анализ). Исследование химических элементов по пряди волос, заполнение анкет по питанию вызвало большой интерес, т.к. позволило оценить количество и качество принимаемой пищи, и возможность нарушений в работе тех или иных органов. Параллельно исследованиям проходили занятия творческого самовыражения. Живопись, эвритмия и музыка присутствовали каждую субботу в течение 3-х месяцев и достигли желаемого результата. Приведем высказывания участниц проекта. "Незаметно для себя я ощутила в себе изменения, в основном в моей реакции на восприятие происходящих жизненных событий, восприятие явлений природы (не могу сказать, что раньше красоту природы не замечала, просто оно изменилось, стало глубже)". Нельзя привести всех высказываний, но по одному о каждом предмете, я все-таки приведу. - "Несмотря на общее задание, у всех получались непохожие рисунки. Это очень интересно, такие мы все разные".
- "Мелодия, музыка как-то объединяет нас вместе, особенно когда мы поем. При пении невольно раскрывается душа, теплеет на сердце, становится спокойно и приятно".
- "Для достижения гармонии в групповых упражнениях нужно почувствовать остальных. Уникальная возможность понять друг друга без слов".
Постепенно, от занятия к занятию, у нас, авторов проекта и тренеров, изменились отношения с пациентами. С субъект-объектных они перешли к субъект-субъектным. Участницы проекта приходили в диагностический центр, как домой. Между ними сложились необходимые для оздоровления взаимоотношения. - "Мы стали открытее, стараемся поддержать друг друга... Нарисованная радуга - это мостик в надежду".
Оглядываясь на основателей медицины, я хочу вспомнить ГИППОКРАТА, который в пятом веке до нашей эры воспринимал человека как единое целое. ГАЛЛЕН во втором веке до н.э. ввел системный подход, и понадобилось 21 столетие, чтобы вновь вернуться к гениальному учению Гиппократа о целостности человека, но уже на другом уровне (зная тонкие механизмы взаимодействия частей системы). В третьем тысячелетии здравоохранение меняет свою парадигму. Для успешной охраны здоровья недостаточно только усилий врачей. По данным Шаровой О.Н. (Челябинск, 2000 г.), 10% женщин, встречаясь с трудностями, сами находят правильный путь, преодолевая все невзгоды. По нашим данным, 20% прикладывают усилия для сохранения здоровья и проходят обследование в диагностическом центре по рекомендации врача. Наш проект показал, что сочетание традиционного медицинского подхода со средствами художественного самовыражения открывает возможность помочь 35% пациенток, т.е. в 3 раза большему числу женщин найти свой путь к сохранению здоровья. Художественные переживания укрепляют индивидуальность человека, позволяют приобрести новые способности, пережить радость и расширяют возможности на пути познания мира и собственной сущности, познания, пронизанного теплом и интересом ко всему, что можно найти на своем пути развития. В заключение мне хотелось привести стихотворение. У кого взяло силы на первый удар твое сердце? - У матери! Откуда пробился твой детский лепет? - Из слов людских, тысячелетиями обращенных и к тебе. Кто научил тебя любви к слабому? - Собака, доверчиво лизнувшая твою ладошку... Кто показал тебе пример мужества? - Былинка, пробивающая асфальт городов... От кого ты узнал о самоотверженной доброте? - От слепого деда, спасавшего в бомбежку сад. А кто объяснил тебе, что такое Родина? - Прошлогодний птенец, прилетевший обратно вить гнездо... А что собираешься дать ТЫ миру? - Чтобы с уходом твоим он не потерял того, что имел?! В.А.Семикопенко, к.м.н., руководитель проекта
|