29 сентября 2006 года в специальной школе-интернате № 105 ЮВАО г. Москвы прошел семинар "Внедрение новых социальных форм в работе с детьми интернатов и других социальных центров для детей" в рамках проекта (Информ. лист № 39 (435) 2006 г.), выполняемого РОО "Информационный центр независимого женского форума" (ИЦ НЖФ) совместно с Автономной благотворительной некоммерческой организацией Центр психологической помощи (АБНО ЦПП) "Искусство и здоровье" при финансовой поддержке Правительства Москвы. Проект "Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения" направлен на работу с женщинами-педагогами, воспитателями, администрацией и воспитанниками-учащимися младших классов школы-интерната №105, а также на развитие сотрудничества между государственными специальными образовательными учреждениями и общественными организациями. В семинаре приняли участие: педагоги и воспитатели школы-интерната №105 VIII вида г. Москвы; психологи, воспитатели Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (СРЦ) "Солнышко" г. Пущино Московской области; сотрудницы ИЦ НЖФ и АБНО ЦПП "Искусство и здоровье". Семинар ставил своей целью создание пространства для сотрудничества и обмена опытом между государственными специальными образовательными и социальными учреждениями и общественными организациями. Открыла семинар Елизавета Божкова, директор ИЦ НЖФ, познакомив участниц семинара с деятельностью женской общественной организации. Работа по данному проекту – это новый опыт для ИЦ НЖФ и новая социальная группа, которая нуждается в социально-психологической поддержке. При этом было очень важно, чтобы сотрудницы специальных образовательных и социальных учреждений были бы способными воспринимать опыт других учреждений и осознавать свой. Елена Нисневич, президент АБНО ЦПП "Искусство и здоровье" и директор Валентина Федорова рассказали о целях, задачах и программах проекта для учащихся, педагогов и воспитателей. Директор школы-интерната №105 Татьяна Ваничкина рассказала об основных направлениях работы с детьми. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №105 VIII вида основана в 1962 году. Коллектив педагогов в основном состоит из специалистов с высшим дефектологическим образованием; в интернате обучается 125 воспитанников: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, дети из многодетных семей. Познакомила Т.Ваничкина участников семинара с основными целями и задачами социально-педагогической деятельности интерната. Рассказывая о деятельности интерната, выделила основные направления: социальное педагогическое; социально-психологическое; медико-социальное; коррекционно-развивающее; профориентацию. Выделенные направления существуют не изолированно друг от друга. Их взаимосвязь определяется единством целей и задач психолого-медико-социально-педагогической деятельности. Реализация представленных направлений эффективно осуществляется в комплексной работе всего коллектива. В интернате имеется также блок дополнительного образования: хореография, театральный, спортивный, лозоплетение, флористика, умелые руки, инкрустация по дереву, основы компьютерных знаний. Потом для участниц семинара была проведена ознакомительная экскурсия по интернату. Была предоставлена возможность посетить некоторые школьные занятия, спальный корпус, столовую, помещения, в которых дети проводят досуг, библиотеку, зал для проведения культурно-массовых мероприятий, мастерские. На семинаре выступили также педагоги 1-3 классов интерната – Галина Мясникова, Тамара Фейгина и Галина Тарада. Они рассказали о формах и методах воспитательной работы с детьми-учащимися младшей школы, поделились достижениями и проблемами. На семинаре установилась атмосфера открытого и доверительного общения, ощущался дух сотрудничества и профессиональной солидарности. Все участницы были активными и заинтересованными. Среди участниц семинара были педагоги, психологи и воспитатели Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Солнышко" (СРЦ "Солнышко"), г. Пущино Московской области. Центр имеет уникальный опыт социализации детей через их участие в городских проектах по энергосбережению, сборе и утилизации ТБО и благоустройстве города. Наблюдая за детьми, получающими новые социальные навыки жизни, видно как изменилось их поведение, учеба, отношения со сверстниками и взрослыми (Информ. листок №. 34(460) 2006г). Этим опытом на семинаре поделились педагог-психолог Галина Махортых в своем докладе "Формирование позитивного социального опыта у детей группы риска" и зав. стационарным отделением Галина Котенкова, рассказывая об экологическом воспитании воспитанников СРЦ. Галина Махортых также рассказала об основных направлениях деятельности учреждения, о сотрудницах, осуществляющих реабилитационную работу для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из семей "группы риска", а также для граждан пожилого возраста и инвалидов. Воспитатели СРЦ ознакомили участниц семинара с методами и формами работы с детьми. Людмила Андреева, используя в своей работе с детьми сказкотерапию, рассказала об эффективности этого метода и показала художественные работы детей, выполненные на практических занятиях. Мария Аникина продемонстрировала коррекционный эффект от занятий ручным трудом. Участницы семинара увидели уникальные по своей художественной выразительности работы, сделанные детьми. Ольга Артишук рассказала о самовыражении детей в творчестве. Ознакомила с удивительной техникой "Монотипия", которую она использует в работе с детьми, провела с участницами семинара аналогичный мастер-класс "Пробуждение фантазии". После докладов, обмениваясь впечатлениями, участницы отметили уникальность предоставленной возможности поделиться своим опытом работы, плодотворность проведенного семинара, выразили пожелания продолжить сотрудничество. Из выступлений участниц семинара: "Мы получили возможность расширить и обогатить педагогический и социальный опыт, рассказать о своих способах взаимодействия с учащимися, поделиться с коллегами своими удачами, трудностями и сомнениями". "Узнали новые для нас методы и формы работы с детьми, особенно полезным был обмен опытом в работе с конкретным "трудным" ребенком". "Неожиданно приятным и полезным было узнать что-то новое о себе и других, увидеть положительные особенности". "На семинаре была предоставлена замечательная возможность поделиться своим личным, профессиональным опытом, увидеть и понять нечто общее в профессиональной позиции каждого педагога и воспитателя, взаимодействовать вместе". "Мы ощутили атмосферу вдумчивого, серьезного отношения к своему делу, своей профессии, смогли поделиться своими чувствами и мыслями, сказать друг другу приятные слова". Сотрудницы СРЦ "Солнышко" пригласили педагогов школы-интерната посетить их учреждение и продолжить сотрудничество. На наш взгляд, семинар 29 сентября прошел очень плодотворно для всех его участников. Создалась очень доверительная, дружеская и творческая атмосфера. Все были открыты, рассказывая о своей работе и имеющихся проблемах. Было очевидно, что коллективами специальной школы-интерната № 105 и социальным центром "Солнышко" накоплен большой опыт в работе с детьми-сиротами и социальными сиротами. Женщины из Пущино задали очень хороший творческий тон, а московские показали прекрасный интернат с прекрасным оборудованием. Пущинцы немного позавидовали такому материальному обеспечению и при этом предложили помочь в благоустройстве дворовой территории и посадить весной цветы. Подарили куст эхинацеи, который был высажен на территории интерната. При обсуждении поездки педагогами СРЦ "Солнышко" было очень много положительных эмоций и впечатлений от школы-интерната и от его сотрудников. Атмосфера открытого и доверительного общения складывается не всегда. Было высказано одобрение не только сложившимся человеческим отношениям, но и возникшим планам дальнейшего сотрудничества. Позже на консилиуме в СРЦ участницы семинара рассказали о поездке и о впечатлениях от замечательной работы коллектива интерната. Отправлено письмо в интернат с благодарностью педагогам за теплый приём и высказано пожелание на дальнейшее сотрудничество с интернатом и коллегами из АБНО ЦПП "Искусство и здоровье" и ИЦ НЖФ. Валентина Федорова, руководитель проекта
|