Проекты подзаконных актов, касающиеся деятельности НПО, обсуждались в Совете при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека В Совете при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека прошло обсуждение документов, подготовленных Правительством РФ в целях реализации Федерального закона от 10 января 2006 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данный закон, изменяющий нормы, регламентирующие деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций на территории России, вызвал решительные протесты в России и мире как неправомочно ограничивающий независимость гражданского общества. Закон вступает в силу 18 апреля 2006 г. К этому числу Правительство России должно утвердить своим постановлением большое количество разнообразных документов, необходимых для того, чтобы закон реально заработал. На протяжении двух с половиной месяцев эти документы готовились в недрах Правительства в атмосфере секретности и полной изоляции от общества. Никто из представителей общественности не был допущен к участию в этой работе. Даже Общественная палата, орган специально созданный с целью демонстрации якобы высокой открытости российской власти для общественного контроля, не смогла ни направить своих представителей для участия в этой работе, ни получить проекты документов. Лишь в начале апреля, когда проект соответствующего постановления Правительства "О мерах по реализации статей 2, 3, и 6 Федерального закона от 10 января 2006 года N18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и пакет приложенных к нему документов был готов, с ними были ознакомлены члены Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. В прошедшем 7 апреля обсуждении проектов документов участвовали, кроме членов Совета, несколько членов Общественной палаты, приглашенные эксперты, а также представители Министерства юстиции РФ, Налоговой службы и Федеральной регистрационной службы. Следует подчеркнуть, что для детального анализа подготовленного Правительством весьма объемного пакета документов у членов Совета и экспертов времени уже не оставалось. Поэтому обсуждались те вопросы, которые возникли у представителей НПО уже при первом ознакомлении с ними. При этом выяснилось, что представленные проекты документов касаются лишь государственной регистрации неправительственных организаций и их отчетности (отчетности о деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества). Проекты документов, касающихся проведения Росрегистрацией ежегодных проверок деятельности НПО, пока не еще подготовлены. В ходе обсуждения проекта постановления Правительства и проекты документов по регистрации НПО особых вопросов не вызывали. В отличие от них, проекты документов по отчетности НПО вызвали принципиальные возражения членов Совета, экспертов, и членов Общественной палаты, участвовавших в обсуждении. Оправдываются самые худшие опасения, которые высказывались представителями зарубежных НПО несколько месяцев назад, когда соответствующий закон еще обсуждался в Государственной Думе РФ. К этому сообщению мы прилагаем лишь один документ: проект Приложения N 3 к постановлению Правительства: "Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов за ____ г." Согласно этому документу, НПО теперь должны будут направлять в Росрегистрацию громадные отчеты, содержащие не только перечень осуществляющихся программ, проектов, их целей, источников формирования имущества, сведения о проведенных общих собраниях или конференциях, заседаниях органов управления, заседаниях исполнительных органов, заседаниях ревизионных органов, но и сведения о ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ. Также непонятно зачем Правительство желает получить от НПО сведения о том, как освещалась деятельность данной организации в СМИ и даже в Интернете. Подобные требования не могут не вызывать негодования как у членов НПО, так и у любого человека, который с сочувствием относится к их деятельности. Необходимость предоставления сведений о проведенных мероприятиях отнюдь не следует из текста закона, это "творческое развитие" норм закона чиновниками Правительства РФ. Почему же появились такие требования? Можно предположить две причины. Либо эти требования стали результатом некомпетентности, родились в голове бюрократа, абсолютно не знакомого с реальной жизнью НПО, не понимающего, что такое живое гражданское общество. Либо, наоборот, они явились плодом размышлений вполне компетентных людей, разрабатывающих методики не силового удушения гражданского общества. Каждый, кто хотя бы немного знаком с деятельностью реально работающих НПО, должен понимать, что требование предоставления сведений о проводимых мероприятиях, включая сроки начала и окончания, количество и состав участников, налагает на организацию громадную дополнительную нагрузку. Уже действующие разнообразные отчетности НПО перед государственными органами требуют отвлечения заметных финансовых и человеческих ресурсов от содержательной работы, направленной на реальную помощь людям. Необходимость же предоставления перечня проводимых на протяжении года мероприятий заставит НПО еще больше "крутиться впустую", работать не столько на благо людей, сколько на отчетность перед чиновником. Подобные требования бюрократов, налагаемые на ячейки живого гражданского общества, неизбежно ведут к бюрократизации внутренней жизни этих исходно, по определению, не бюрократических структур. Такая бюрократизация может привести к тому, что НПО из объединений свободных людей превратятся в иерархически структуры, в которых свои внутренние бюрократы будут озабочены одним - полнотой отчетности перед государственными бюрократами. Но может быть последним именно этого и хочется?! Термины, используемые в данном документе невнятны и ни как не расшифровываются. Например, что такое "мероприятие"? Является ли таковым организованное НПО чаепитие жертв политических репрессий, на котором заодно обсуждался закон о монетизации льгот? Является ли таковым встреча членов НПО с призывниками? Является ли мероприятием раздача собранной членами НПО предметов одежды бездомным? По всем ли подобным мероприятиям нужно будет отчитываться? И чем "основное мероприятие" отличается от просто "мероприятия? Подобные нечеткость и неопределенность заранее открывают широчайший простор для произвола местных чиновников. Завышенные требования и невнятность документов об отчетности могут привести к тому, что НПО неизбежно забудут отчитаться за то или иное "мероприятие". Соответственно чиновник при желании всегда сможет заявить о нарушениях в отчетности, а затем и о применении санкций к тому или иному НПО (по усмотрению властей). И, наконец, чем вообще может быть оправдано желание власти требовать от НПО отчета практически о каждом своем шаге? Именно это Совет Европы и называет "неоправданным контролем государства над деятельностью НПО". У членов Совета имелись серьезные замечание по поводу и других документов по отчетности НПО. Например, форма бухгалтерской отчетности, которую следует направлять в Росрегистрацию, отличается от формы такой отчетности направляемой сейчас НПО в различные проверяющие органы. Следовательно в будущем бухгалтериям НПО придется вести одновременно сразу две отчетности. А это резко осложнит жизнь крупных НПО и погубит небольшие. Структурные подразделения иностранных НПО в плане отчетности поставлены по сравнению с российскими НПО в заведомо более жесткие рамки. Таким образом, абсолютно не соответствую действительности утверждения многих российских должностных лиц, что по отношению к иностранным НПО не будут осуществляться дискриминационные меры. Практически на все свои вопросы члены Совета не получили сколь-нибудь внятных ответов от представителей государственных органов. Пришедшие на обсуждение проектов документов представители государственных ведомств выразили готовность в срочном порядке передать в Правительство РФ все замечания и предложения по изменению документов, которые сформулирует Совет. Впрочем, они, конечно, не могли гарантировать, что эти предложения будут учтены. При этом, по их мнению, поскольку отчеты по новой форме НПО впервые будут представляться лишь к 15 апреля 2007 года, то для внесения изменений есть достаточно времени. Кроме того, членам Совета было предложено войти в рабочую группу по подготовке методических рекомендаций, на основании которых в дальнейшем чиновники и будут осуществлять работу по сбору отчетности НПО. Совет при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека представит свои первые предложения по изменению документов, касающихся отчетности НПО, уже 10 апреля. При этом, по мнению Совета, нет никакой необходимости утверждать уже в апреле 2006 года документы по отчетности НПО, которые могут реально потребоваться лишь в 2007 году. Мы заявляем, что пока оправдываются самые мрачные предположения, высказываемые многими членами российских и зарубежных НПО, общественными деятелями и политиками по поводу внесения изменений в законодательство России, регламентирующее деятельность НПО в нашей стране. И то, как разрабатывались в Правительстве подзаконные акты, и то, что в результате получилось, явно показывает, что действия властей направлены против существования в России независимого от власти живого гражданского общества. Члены Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека О.П.Орлов - председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" С.А.Ганнушкина - член Совета Правозащитного центра "Мемориал", председатель Комитета "Гражданское содействие" Приложение: "Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов за ____ г." ( в формате pdf, 1,2 Mб.) http://www.hro.org/ngo/about/2006/04/pr_3.pdf или - файлы формата jpg, упакованные архиватором zip (1,1 Мб.) http://www.hro.org/ngo/about/2006/04/forms.zip Источник: Портал "Права человека в России" Опубликовано: 10.04.2006 http://www.hro.org/ngo/about/2006/04/ngo.php
|