|
В ходе слушаний обсуждались следующие ключевые вопросы: реальное положение дел с прозрачностью и подотчетностью НКО, необходимость добровольной отчетности, формы и методы повышения доверия к НКО со стороны органов власти, формирование базовых принципов прозрачности организаций третьего сектора. Прозрачность НКО стала темой широкого общественного обсуждения в связи с принятием Федерального закона N18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", регулирующего деятельность НКО и общественных объединений, а также некоторыми событиями, сопровождавшими его принятие и последовавшими за этим в частности, "шпионским скандалом". Основным материалом для обсуждения в рамках слушаний стали итоги дискуссий по прозрачности и подотчетности НКО, проведенных Агентством социальной информации в 20-ти регионах в конце февраля - начале марта 2006 года. В них приняли участие представители гражданских организаций, органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. Участники дискуссий выражали свое отношение к новому закону, предлагали пути повышения уровня доверия к НКО со стороны власти и формулировали базовые принципы прозрачности и подотчетности общественных организаций. В большинстве регионов участники дискуссий оценивали существующий уровень прозрачности НКО как достаточный и отмечали, что степень открытости третьего сектора больше, чем у государства. Одним из базовых принципов, сформулированных в ходе дискуссий, стал принцип прозрачности как единого требования для всех секторов общества. С этим согласились участники слушаний. Среди других базовых принципов прозрачности назывались открытость (публичность деятельности, предоставление информации о деятельности НКО, в том числе финансового характера), добровольность (в отношении предоставления информации, не требуемой законом), законность. И в ходе дискуссий, и в ходе слушаний участники поднимали вопрос о том, что НКО должны быть открыты, в первую очередь, для населения, а не для органов власти - то есть для тех, для кого работают некоммерческие организации. Отсутствие массовой поддержки деятельности НКО со стороны населения называли одной из основных причин тенденции по ужесточению контроля за деятельностью третьего сектора. Также одной из таких причин называлась неспособность сообщества НКО к саморегулированию своей деятельности. В связи с этим участники слушаний не раз обращались к теме оценки эффективности деятельности НКО, необходимости представить и власти, и населению убедительные доказательства полезности третьего сектора для граждан и экономики страны в целом. Высказывались предложения о разработке критериев эффективности, проведении исследований экономического характера. Присутствие представителей Федеральной регистрационной службы РФ позволило обсудить вопросы, связанные с заполнением форм отчетности, установленных новым законом. Со стороны ФРС некоммерческим организациям было предложено принять участие в разработке методических рекомендаций по составлению отчетности. По мнению АСИ и IREX, состоявшиеся слушания, дискуссии в регионах РФ и те действия, которые последуют со стороны участников после них, должны способствовать повышению уровня доверия между НКО и государственными структурами, а в итоге - повышению устойчивости НКО и развитию третьего сектора в России. Общественные слушания "Прозрачность деятельности НКО в современных условиях" были организованы Агентством социальной информации в рамках Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (IREX) при поддержке Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественной палаты РФ и ГУ-Высшей школы экономики. В них приняли участие: представители НКО из 20-ти регионов РФ, исполнительной власти (в том числе администрации Президента РФ, Министерства экономического развития и торговли, Федеральной регистрационной службы РФ), законодательной власти (в том числе Госдумы РФ), члены Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественной палаты РФ, представители зарубежных фондов и международных организаций, журналисты. Я. Кузьминов, ректор ГУ - ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: Я считаю, что и после поправок президента закон имеет существенные недостатки. Требования прозрачности, заявленные в законе, у меня не вызывают сомнений. Однако каждый принцип реализуется в определенных нормативных актах. Надо разобраться, что именно в составе этого пакета нормативных актов является обязательным для исполнения, а что излишним. Напомню, что коммерческие и некоммерческие организации не обязаны предоставлять информацию, не оговоренную в законе. И органам исполнительной власти надо воздержаться от сбора косвенной информации. Например, предоставление информации о публикациях в печати о деятельности НКО является явно излишней. Не понятно, о чем в этом случае должны докладывать НКО: о том, что кто-то о них написал, или о том, что они дали объявление в СМИ. Е. Абросимова, содиректор Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (IREX): Когда мы говорим о прозрачности, то имеем в виду не только открытую информацию о видах деятельности, услугах НКО и т.п., но и об использовании ресурсов - не только финансовых, но и интеллектуальных. Было бы замечательно, если бы мы рассматривали прозрачность НКО не перед государством, а перед обществом. И еще один момент, на который я хотела бы обратить внимание: если государство обращается к НКО с требованием прозрачности, оно должно предоставлять равные условия для всех секторов - и гражданского, и государственного, и бизнес-сектора. Бизнес-сообщество в этом отношении идет впереди - оно уже не первый год обсуждает вопросы прозрачности и отчетности перед обществом... Мы хотели бы, чтобы этот разговор стал началом действий, связанных с разработкой стандартов или кодексов - неких добровольных правил, которых будет придерживаться НКО в вопросах отчетности... Проведенные в регионах дискуссии повлекли за собой ряд мероприятий, и этот момент нельзя упустить. Впервые в России обозначилась тенденция, когда третий сектор начал заниматься вопросами саморегулирования. А. Жафяров, начальник Управления по делам политических партий, общественных, религиозных и иных организаций Федеральной регистрационной службы РФ: Мы не ставим перед собой задачи оценки эффективности работы той или иной организации - это не входит в компетенцию органов власти. Мы выясняем, насколько деятельность организации соответствует ее уставным целям... Основная цель, которую мы ставили перед собой, составляя формы отчетности, - получить максимум информации от организации в письменном виде, чтобы не выходить с проверками на места. В нашу юрисдикцию переходят более полумиллиона организаций - конечно, мы не в состоянии обеспечить тотальный контроль... На ближайшем совещании с территориальным органами регистрации мы будем давать установку максимально мягко относиться к НКО... Мы понимаем, что требования новые, что многие организации не в состоянии содержать квалифицированных юристов для подготовки отчетности... Но когда НКО создается с грубым нарушением закона, степень нашего понимания имеет пределы. Одно дело технические ошибки, другое - нарушение закона. Иногда происходит смешение понятий - что ж, будем пытаться объяснять. Первая отчетность по новому закону будет подаваться не раньше апреля будущего года. К этому времени будут выпущены методические рекомендации. Надеюсь, мы совместно с НКО поработаем над их составлением, и многие вопросы снимутся в процессе. ...Если бы меня спросили о необходимости внесения изменений в закон, я бы предложил не делать этого сейчас, подождать, когда поступят первые отчеты, мы проанализируем собранную информацию и поймем, насколько она будет соответствовать цели сбора отчетности - выявления соответствия деятельности заявленным целям. Ю. Зельников, Уполномоченный по правам человека в Калужской области: На мой взгляд, причины недопонимания между органами власти и НКО в следующем. Во-первых, у нас нет исторического опыта общения власти с НКО. Во-вторых, действительно существуют так называемые квази-организации, когда фактически вся организация и ее деятельность - в портфеле одного человека. В-третьих, существует проблема, о которой не принято говорить - неадекватность некоторых представителей НКО. Один такой представитель способен парализовать деятельность органа власти... Что в этой ситуации можно посоветовать НКО? Один из путей - добиваться государственной поддержки своей деятельности. Положение о государственных грантах прописано в законодательстве. Мы в Калужской области добились принятия постановления областного правительства "О порядке оказания финансовой помощи общественным организациям". Также я бы рекомендовал НКО активнее работать с региональными омбудсменами. Мы потенциальные союзники - чем лучше вы работаете, тем меньше работы у нас. И. Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF России), член Комиссии Общественной палаты РФ по экологической безопасности и охране окружающей среды: Надо понимать, что этот закон появился... в рамках определенной тенденции по отношению к НКО со стороны государства, и эту тенденцию общество поддерживает. Помимо важных тактических вопросов, нужно обсуждать прозрачность перед населением. Если бы мы опирались на широкую поддержку населения, никакой власти и в голову бы не пришло принимать такие законы. Например, сторонников WWF в Голландии - миллион при общей численности населения в 15 миллионов. Как может власть что-то с ней сделать, если организацию поддерживает больше человек, чем состоит во всех политических партиях и органах власти вместе взятых? ...Надо думать о том, как сделать так, чтобы поддержка НКО была массовой, а не о том, как обойти тот или иной закон. Этому нас семьдесят лет учили. Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 12.04.2006 http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/95377A77C66ED22FC325714E004648C4 Чиновники обещали учесть пожелания НПО при разработке форм отчетности До вступления в силу поправок, изменяющих форму отчетности НКО, осталось менее двух недель. Но до сегодняшнего дня форма отчетности неправительственных организаций перед государством до конца не ясна. Более того, по словам директора Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игоря Честина, все попытки представителей НПО и Общественной палаты РФ принять участие в подготовке этих положений были проигнорированы. "Подготовка документов шла в закрытом режиме", - отмечает И. Честин. 7 апреля встреча все же состоялась. Представители Министерства юстиции, Федеральной регистрационной службы и Министерства экономического развития РФ на встрече, организованной Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, ответили на вопросы руководителей неправительственных организаций и обещали учесть их предложения. Новый порядок регистрации потребует от НПО заполнения гораздо большего количества форм и предоставления информации об их деятельности. Многие требования носят широкую трактовку, чиновники на местах могут использовать это не в пользу НПО, отмечает председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. "Если все новые пункты нужно отмечать для "галочки", не понятен смысл их введения, если понадобится подробная информация - это дополнительная нагрузка, отвлекающая НПО от их основной деятельности", - говорит эксперт Института прав человека Лев Левинсон. "Это обществу не нужно, - считает Игорь Честин. - Оно прекрасно знает о том, что мы делаем через свободный доступ в Интернет, наши ежегодные отчеты, которые мы отправляем, в том числе и в органы государственной власти". В чем целесообразность включения многих из этих пунктов в форму отчетности представители федеральной власти ответить не смогли. "Общественность должна знать, что делает некоммерческая организация и быть открытой для нее", - заметила заместитель директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Министерства юстиции РФ Галина Елизарова. Заместитель руководителя Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ Алексей Жафяров заверил, что ежегодно проверять все НПО не будут. По его словам, "хорошо, если в общественную организацию придут с проверкой раз в 10 лет. Тотального контроля за НПО не планируется, поэтому мы разрабатываем такую подробную схему отчетности". Тем более, отмечают чиновники, у Росрегистрации на все НПО не хватит проверяющих. "Дополнительно никаких ресурсов государство не выделило, - заметил заместитель директора Федеральной регистрационной службы РФ Максим Прохоров. - Поэтому на формирование отделов по регистрации средства и сотрудники берутся за счет ресурсов других отделов". Тем не менее, руководители НПО попросили представителей власти как можно точнее обозначить требования по отчетности, чтобы в дальнейшем это не вызвало разночтений. В итоге встречи было принято решение, что НПО подготовят свои предложения. Заместитель директора Росрегистрации обещал передать их правительству. Контакт: Пресс-служба Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 11.04.2006 http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/DF9BD88F1B036AE6C325714C00497257 НКО задушат бухгалтерией Через неделю вступает в силу новый закон о некоммерческих организациях. Газета "Ведомости" пишет, что к этому времени правительство должно утвердить пакет документов, регламентирующих новые правила для общественных организаций. Форма отчета о деятельности НКО занимает семь листов и включает не только сведения о деятельности организации, но и уведомление о расходовании ею средств. Необходимо описать основную деятельность, указать, какие задачи решались, количество реализованных программ и основные мероприятия по их реализации (включая количество и состав участников). Подробно придется докладывать о результатах предпринимательской деятельности, источниках формирования имущества и управлении деятельностью - вплоть до количества общих собраний и числа участников. Отчитываться следует не только за потраченные деньги, но и об "использовании другого имущества". Иностранные организации помимо этого должны указывать стоимость канцтоваров и размеры страховых взносов и другие мелочи. Источник: Клерк.Ру Опубликовано: 12.04.2006, 13:08 http://www.klerk.ru/news/?47273 Расходы на администрирование НКО значительно возрастут 18 апреля вступает в силу закон о некоммерческих и неправительственных организациях, в ускоренном порядке принятый Госдумой накануне Нового года и подписанный президентом в начале января. К этому времени правительство должно утвердить пакет документов, регламентирующих новые правила деятельности НКО. По мнению представителей НКО, сбываются их самые худшие ожидания - в частности, с 18 апреля существенно усложнится обязательная процедура оформления отчетности НКО и, как следствие, возрастут расходы организаций-доноров на администрирование благотворительных и иных программ. В Росрегистрации, напротив, опасаются провокаций со стороны недобросовестных НКО, пишут сегодня "Ведомости". Общественникам теперь придется отчитываться за каждую мелочь - вплоть до количества общих собраний и числа участников. Иностранные организации помимо этого должны указывать стоимость канцтоваров и размеры страховых взносов. Председатель "Мемориала" Олег Орлов убежден, что процедура проверок увеличивает возможность чиновников манипулировать общественностью. Начальник управления Росрегистрации по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Алексей Жафяров, напротив, объясняет такую "дотошность" желанием с самого начала получить максимум информации о деятельности организаций, "чтобы не было необходимости ходить с проверками". Источник: Tomchin.ru Опубликовано: 12.04.2006, 13:08 http://www.tomchin.ru/society/news/2583.html Заявление правозащитного центра "Мемориал" (текст): 7 апреля в Совете при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека прошло обсуждение документов, подготовленных правительством РФ в целях реализации Федерального закона от 10 января 2006 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Данный закон, изменяющий нормы, регламентирующие деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций в России, вызвал решительные протесты, как в стране, так и в мире как неправомочно ограничивающий независимость гражданского общества. Закон вступает в силу 18 апреля 2006 года. К этому числу правительство должно утвердить своим постановлением большое количество документов, необходимых для того, чтобы закон реально заработал. ПЦ "Мемориал" и комитет "Гражданское содействие" сообщают, что на протяжении двух с половиной месяцев эти документы готовились в недрах правительства в атмосфере секретности и полной изоляции от общества. Никто из представителей общественности не был допущен к участию в этой работе. Даже Общественная палата, орган специально созданный с целью демонстрации якобы высокой открытости российской власти для общественного контроля, не смогла ни направить своих представителей для участия в этой работе, ни получить проекты документов. Лишь в начале апреля, когда проект соответствующего постановления правительства и пакет приложенных к нему документов был готов, с ними были ознакомлены члены Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. 7 апреля прошло обсуждение проектов документов, в котором участвовали члены Совета, несколько членов Общественной палаты, приглашенные эксперты, а также представители Минюста, Налоговой службы и Федеральной регистрационной службы. Обсуждались только те вопросы, которые возникли у представителей НПО уже при первом ознакомлении с ними, потому как на детальный анализ весьма объемного пакета документов времени не оставалось. При этом выяснилось, что представленные проекты касаются лишь государственной регистрации неправительственных организаций и их отчетности (о деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества). Проекты документов, касающихся проведения Росрегистрацией ежегодных проверок деятельности НПО, пока не еще подготовлены. В ходе обсуждения постановления правительства и проекты документов по регистрации НПО особых вопросов не вызывали. В отличие от них, проекты документов по отчетности НПО вызвали принципиальные возражения. Оправдываются самые худшие опасения, которые высказывались представителями зарубежных НПО, когда соответствующий закон еще обсуждался в Государственной Думе РФ. Согласно приложению к постановлению правительства, НПО теперь должны будут направлять в Росрегистрацию громадные отчеты, содержащие не только перечень осуществляющихся программ, проектов, их целей, источников формирования имущества, сведения о проведенных общих собраниях или конференциях, заседаниях органов управления, заседаниях исполнительных органов, заседаниях ревизионных органов, но и сведения о проведенных мероприятиях. Также Правительство желает получать от НПО сведения о том, как освещалась деятельность данной организации в СМИ и даже в Интернете. Подобные требования не могли не вызывать негодования у членов НПО. Необходимость предоставления сведений о проведенных мероприятиях отнюдь не следует из текста закона, это "творческое развитие" норм закона чиновниками Правительства РФ. ПЦ "Мемориал" и Комитет "Гражданское содействие" говорит о том, что можно предположить две причины появления таких требований: либо эти требования стали результатом некомпетентности, родились в голове бюрократа, абсолютно не знакомого с реальной жизнью НПО, либо, наоборот, они явились плодом размышлений вполне компетентных людей, разрабатывающих методики не силового удушения гражданского общества. Необходимость предоставления перечня проводимых на протяжении года мероприятий заставит НПО больше "крутиться впустую", работать не столько на благо людей, сколько на отчетность перед чиновником. Подобные требования неизбежно ведут к бюрократизации внутренней жизни этих исходно не бюрократических структур. Такая бюрократизация может привести к тому, что НПО из объединений свободных людей превратятся в иерархически структуры, в которых свои внутренние бюрократы будут озабочены одним - полнотой отчетности перед государственными бюрократами. В данном документе, по сообщению ПЦ "Мемориал", много нечеткого. Например, не оговорено, что такое "мероприятие". Подобные нечеткость и неопределенность заранее открывают широчайший простор для произвола местных чиновников. Завышенные требования и невнятность документов об отчетности могут привести к тому, что НПО неизбежно забудут отчитаться за то или иное "мероприятие". Соответственно чиновник при желании всегда сможет заявить о нарушениях в отчетности, а затем и о применении санкций к тому или иному НПО (по усмотрению властей). У членов Совета имелись серьезные замечание по поводу и других документов по отчетности НПО. Структурные подразделения иностранных НПО в плане отчетности поставлены по сравнению с российскими НПО в заведомо более жесткие рамки. Таким образом, абсолютно не соответствуют действительности утверждения многих российских должностных лиц, что по отношению к иностранным НПО не будут осуществляться дискриминационные меры. Практически на все свои вопросы члены Совета не получили внятных ответов от представителей государственных органов, сообщает ПЦ "Мемориал". Пришедшие на обсуждение проектов документов представители государственных ведомств выразили готовность в срочном порядке передать в Правительство РФ все замечания и предложения по изменению документов, которые сформулирует Совет. Совет при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека представит свои первые предложения по изменению документов, касающихся отчетности НПО, уже 10 апреля. При этом, по мнению Совета, нет никакой необходимости утверждать уже в апреле 2006 года документы по отчетности НПО, которые могут реально потребоваться лишь в 2007 году. ПЦ "Мемориал" и комитет "Гражданское сообщество" заявляют, что пока оправдываются самые мрачные предположения, высказываемые многими членами российских и зарубежных НПО, общественными деятелями и политиками по поводу внесения изменений в законодательство России, регламентирующее деятельность НПО в нашей стране. И то, как разрабатывались в Правительстве подзаконные акты, и то, что в результате получилось, явно показывает, что действия властей направлены против существования в России независимого от власти живого гражданского общества. Источник: Tomchin.ru Опубликовано: 12.04.2006, 13:08 http://www.tomchin.ru/society/news/2583.html Эксперты некоммерческих организаций обсудили вступающий в действие закон о НПО с представителями исполнительной власти 7 апреля в Совете при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека прошла рабочая встреча руководителей и экспертов некоммерческих неправительственных организаций с представителями федеральных ведомств, отвечающих за реализацию закона о НПО, в частности, Минюста, Федеральных налоговой и регистрационной служб, а также Минэкономразвития РФ. Основное внимание участники встречи уделили не столько тексту закона, вступающего в силу уже 17 апреля, сколько его правоприменительным аспектам. Представители общественных организаций высказали чиновникам свои замечания относительно проекта постановления правительства, утверждающего порядок регистрации НКО, предоставления отчетов об их деятельности, источниках финансирования, соответствующие формы документов и т.д. По мнению Льва Левинсона, эксперта Института прав человека, авторы подзаконных актов трактуют отчет о деятельности НКО чрезмерно широко. К примеру, в новой редакции закона, в отличие от постановления, нет требования предоставлять отчет о мероприятиях, проведенных организацией, и о наличии либо отсутствии фактов освещения ее деятельности в СМИ. Большинство представителей НКО выразили сомнение в необходимости этих пунктов: если не давать по ним детального отчета (подзаконный акт этого не предусматривает), то конечные сведения будут совершенно не информативны. Кроме того, при подготовке таких отчетов многие НКО могут столкнуться с серьезными издержками. В числе прочих был поднят вопрос о регулярных проверках некоммерческих организаций государственными органами. Как заявил Алексей Жафяров, начальник управления по делам политических партий, общественных, религиозных и иных организаций Федеральной регистрационной службы, у его ведомства нет ресурсов для ежегодных проверок всех НКО. "Тотального контроля не планируется. Хорошо если раз в 10 лет доберемся до конкретной организации", - отметил он. С Жафяровым согласился заместитель директора ФРС Максим Прохоров. Фактически, у организаций в запасе есть целый год для подготовки отчета о своей деятельности - до 15 апреля 2007 г. и это время необходимо использовать максимально эффективно, чтобы снять все недоразумения. Председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова призвала чиновников не притуплять бдительность НКО заявлениями о том, что проверки начнутся не скоро. "Если есть закон, если есть порядок проверки, то каждая организация должна быть к этому готова, - подчеркнула она. - Главное, чтобы не было недопонимания о предъявляемых требованиях, четко объяснялись правила взаимодействия с контролирующими органами". В свою очередь президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан отметил, что основные опасения НПО-сообщества связаны с возможностью не столько тотальных, сколько избирательных проверок. Несмотря на то, что Совет при Президенте сработал крайне оперативно - организовал данную встречу сразу после получения документов из Минюста, из-за нерасторопности ряда госструктур время было серьезно упущено. В связи с этим А. Аузан подчеркнул, что нынешняя встреча состоялась гораздо позже, чем следовало: "Нужно было с самого начала работать вместе, с привлечением к разработке документов экспертов от НПО". Свои замечания и предложения высказали практически все участники встречи: Игорь Честин, Сергей Цыпленков, Елена Тополева, Игорь Пастухов, Мара Полякова, Олег Орлов, Ярослав Кузьминов, Ида Куклина и другие. Элла Памфилова призвала чиновников регулярно участвовать в подобных совещаниях под эгидой Совета, в формате диалога снимать разногласия. "Нужно налаживать взаимодействие - в целях преодоления возможных негативных последствий от введения закона", - подчеркнула она. По итогам встречи было решено сформировать рабочую группу экспертов, которая в самое ближайшее время должна принять участие в подготовке методических указаний по заполнению регистрационных и других форм, утвержденных в подзаконном акте. Группа также сформулирует перечень замечаний НКО по реализации закона, чтобы затем направить его в правительство. Пресс-служба Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Источник: Сайт Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Опубликовано: 07.04.2006 http://www.sovetpamfilova.ru/made/press/2385/
|