[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Новый законопроект - удавка для гражданского общества России?

31-10-2005  

 

Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

(текст проекта закона и пояснительной записки
см. http://www.hro.org/docs/expert/2005/10/28-1.php)

Вносимый закон существенно и необоснованно сокращает конституционное право каждого на объединение, самым болезненным образом влияет на правовое положение общественных объединений и некоммерческих организаций, ограничивая свободу их деятельности.

1. В Федеральный закон "Об общественных объединениях" вводится императивная норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании общественного объединения и начале его деятельности. При этом порядок такого уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Тем самым организованная общественная деятельность без регистрации фактически оказывается вне закона, что означает возврат к действовавшему в СССР с 20-х годов запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений.

Если статьей 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в отношении незарегистрированных религиозных объединений - религиозных групп предусмотрено их право, но не обязанность уведомлять о начале своей деятельности органы местного самоуправления (т.е. деятельность религиозных объединений, не имеющих статуса юридического лица, допускается и без уведомления), то в отношении иных видов общественных объединений законопроектом предлагаются более жесткие требования обязательного предварительного уведомления.

Такое ограничение является нарушением свободы деятельности общественных объединений, гарантированной статьей 30 Конституции РФ.

При этом порядок уведомления, фактически - легализации незарегистрированного общественного объединения устанавливается не федеральным законом, а Правительством РФ.

Таким образом, ограничительное регулирование прав и свобод человека предусматривается на основании не закона, а подзаконного акта, что противоречит статье 55 (части 3) Конституции РФ, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Нарушается также принцип равенства общественных объединений перед законом (статья 13 Конституции РФ). Общественные объединения, желающие иметь статус юридического лица, регистрируются и могут действовать в порядке, предусмотренном законом. В то же время общественные объединения, не нуждающиеся в приобретении юридического лица, могут начать действовать в порядке, устанавливаемом не законом, а Правительством РФ.

Вытекающий из предлагаемой новеллы запрет деятельности общественных объединений, не подавших уведомления о своем создании и начале деятельности, не соответствует статье 13 (части 4) Конституции РФ, содержащей закрытый перечень общественных объединений, создание и деятельность которых запрещается (цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни).

2. Законопроектом предлагается запретить деятельность представительств и филиалов иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Единственной легальной формой деятельности иностранных НПО объявляются их отделения, регистрируемые только в форме общественной организации (т.е. общественного объединения, основанного на членстве). Отделение иностранного НПО не может быть создано ни в форме общественного фонда, ни в иной организационно-правовой форме.

Таким образом, ограничивается свобода деятельности общественных объединений (статья 30 Конституции РФ). Предлагаемые новации противоречат и статье 55 (части 2) Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

3. Законопроект грубо попирает статью 30 Конституции РФ и в части запрета иностранным гражданам и лицам без гражданства (если они не проживают постоянно в РФ) создавать общественные объединения, быть их членами и участниками (а равно учредителями и участниками некоммерческих организаций) .

Конституция РФ гарантирует каждому (а не только гражданам РФ) право на объединение. Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый имеет право на свободу ассоциации с другими.

4. Основаниями отказа в регистрации общественного объединения и некоммерческой организации законопроект предлагает считать любую незаконную деятельность учредителя , в том числе "если действия соответствующего учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем".

Такой подход представляется неправовым. Нарушение учредителем какого-либо предписания закона может повлечь длят него административную или - для физических лиц - уголовную ответственность, но не может и не должно влечь за собой его поражение в правах, в том числе в праве на объединение. Даже "экстремистские" действия учредителя или признание его виновным в отмывании доходов не может повлечь лишение его права на объединение.

5. Предусмотренное законопроектом право органа, принимающего решение о государственной регистрации общественного объединения и некоммерческой организации (по сути - органа юстиции), в любое время и без каких-либо ограничений и обоснований запрашивать их финансово-хозяйственные документы фактически провоцирует злоупотребления властью и произвол со стороны чиновников.

По сути, это означает тотальный контроль за общественной деятельностью и неприкрытое вмешательство государства в общественные дела.

Действующая редакция статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" устанавливает предоставление общественным объединением по запросу органа государственной регистрации только годовых и квартальных отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Предусмотренный действующим законом объем предоставляемой общественными объединениями государству информации о своей финансовой и хозяйственной деятельности имеет конституционные основания, ограничивая исключительно фискальными целями полномочия государства в части его вмешательства в экономическую деятельность, в вопросы распоряжения негосударственной собственностью (статьи 34, 35 Конституции РФ).

Тотальный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью общественных объединений противоречит основным началам гражданского законодательства, устанавливающего "недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела" (статья 1 Гражданского кодекса РФ).

Предлагаемое расширение полномочий государственных органов тем более недопустимо, что повторное непредоставление общественным объединением по запросу чиновников каких-либо формальных документов влечет, согласно законопроекту, обращение в суд о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

6. Действующая редакция Федерального закона "Об общественных объединениях" итак изрядно ограничивает базовый принцип существования общественных объединений - самоуправление. Наделение органа государственной регистрации правом не только контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным целям, но и следить за правильным расходованием общественными объединениями собственных средств окончательно лишает общественные объединения свойственного им статуса самоуправляемых обществ.

7. Безразмерно широкие, подавляющие гражданскую самостоятельность контрольные полномочия государства в отношении общественных объединений (как уже установленные, так и предлагаемые проектом) полностью распространяются на некоммерческие организации , созданные в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

По сути, предлагается новая концепция Федерального закона "О некоммерческих организациях", остающегося до сих пор зоной, свободной от избыточного государственного вмешательства. Вместо заявительной регистрации перечисленных форм некоммерческих организаций ( т.е. гражданских некоммерческих организаций ) вводится разрешительный порядок их регистрации.

8. Законопроект предусматривает приведение уставов общественных объединений и некоммерческих организаций в соответствие с новыми правилами в течение года со дня вступления его в силу. Объединения и организации, не внесшие указанные изменения и, соответственно, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации.

В свою очередь, общественные объединения, действующие без образования юридического лица на момент вступления закона в силу, обязаны в 6-месячный срок уведомить орган государственной регистрации о своем существовании.

Учитывая, что в Российской Федерации существуют сотни тысяч общественных объединений и некоммерческих организаций, процесс их перерегистрации и ликвидации потребует весьма значительных бюджетных затрат.

В связи с этим содержащееся в пояснительной записке утверждение, что законопроект не предусматривает дополнительных расходов, не соответствует действительности.

Лев Левинсон

Об авторе:
Лев Левинсон - эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза"

Источник: Портал "Права человека в России"
Опубликовано: 28.10.2005
http://www.hro.org/docs/expert/2005/10/28.php


Новый закон может негативно отразиться на деятельности некоммерческого сектора

Эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон вынес заключение на проект Федерального закона "Об внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в частности, в ФЗ "Об общественных объединениях", внесенный группой депутатов "Единой России". По его словам, законопроект существенно и необоснованно сокращает конституционное право каждого на объединение, самым болезненным образом влияет на правовое положение общественных объединений и некоммерческих организаций, ограничивая свободу их деятельности. В частности, вводится норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о его создании. При этом порядок такого уведомления устанавливается Правительством РФ. "Тем самым организованная общественная деятельность без регистрации фактически оказывается вне закона, что означает возврат к действовавшему в СССР с 20-х годов запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений", - считает Л.Левинсон. Помимо этого, по его словам, предлагается запретить деятельность представительств и филиалов иностранных некоммерческих неправительственных объединений, запретить иностранным гражданам и лицам без гражданства (если они не проживают постоянно в РФ) создавать общественные объединения, быть их членами и участниками (а равно учредителями и участниками НКО), предусматривает возможность органу, принимающего решение о государственной регистрации НКО, запрашивать финансово-хозяйственные документы общественных организаций и др.

Источник: Агентство социальной информации
Опубликовано: 31.10.2005
http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/63D5C13A67DA237CC32570A80050FB83


Депутаты хотят посадить неправительственные организации под колпак

На прошлой неделе группа депутатов партии "Единая Россия" внесла на рассмотрение парламента поправки к закону "Об общественных объединениях". Текст законопроекта вызвал шок у активистов общественных организаций: по существу проект закона предлагает закрыть большинство некоммерческих организаций, а за теми, кого не предполагается закрывать, будет установлен жесткий контроль.

Так, согласно проекту закона, в федеральный закон "Об общественных объединениях" вводится норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании общественного объединения и начале его деятельности. При этом порядок такого уведомления устанавливается правительством Российской Федерации. На сегодняшний день вопрос о необходимости подобного уведомления решается каждой некоммерческой организацией самостоятельно, таким образом, в законопроекте речь фактически идет о принудительной регистрации некоммерческих организаций.

Второе нововведение - законопроектом предлагается запретить деятельность представительств и филиалов иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Проект закона предлагает оставить единственную легальную форму деятельности иностранных неправительственных организаций - организации, регистрируемые только в форме общественной организации (т.е. общественного объединения, основанного на членстве). Согласно документу отделение иностранного НПО не может быть создано ни в форме общественного фонда, ни в иной организационно-правовой форме. При этом у наиболее известных в России иностранных некоммерческих организаций, например, Хьюман Райтс Уотч, в России есть только представительства.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что регистрирующий орган (по всей видимости, Минюст) получает право без каких-либо ограничений и обоснований запрашивать финансово-хозяйственные документы некоммерческих организаций, чем фактически провоцирует злоупотребления властью и произвол со стороны чиновников. Сейчас для этого необходим запрос прокуратуры, в некоторых случая милиции или Федеральной налоговой службы.

"Большинство иностранных организаций в России имеют статус представительств или филиалов, так что их работа на территории страны ставится под вопрос, - комментирует документ эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон. - По моим сведениям, законопроект был создан в администрации президента и сейчас вносится в Думу через депутатов-единороссов. Основной задачей этого документа является прижать все некоммерческие организации к ногтю. Сейчас можно сказать, что, прежде всего, властям мешают организации, связанные с фондом "Открытая Россия", который, в свою очередь, связан с Михаилом Ходорковским, так как финансируется из его личных средств.

Наиболее чувствительным для российских НКО является норма законопроекта, согласно которой ее финансово-хозяйственную деятельность можно будет проверять в любой момент, и если результаты проверки поверяльщиков не устроят, то ее можно будет закрыть. В данном случае речь идет не только о правозащитниках, но вообще о любых НКО, например, клубах автомобилистом или товариществах собственников жилья".

На сегодняшний день есть надежда, что законопроект, в том виде, в котором он был внесен в Думу, все-таки принят не будет: "Все-таки проект закона не президентский и внесен через депутатов, - говорит президент института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. - Этот документ обязательно будет обсужден президентским советом по правам человека, и, думаю, мы обязательно дадим свое заключение. Кроме того, проект закона еще не прошел экспертизу в заинтересованных министерствах, так что они своего слова тоже не сказали".

"Закон представляет собой беспрецедентный шаг по ужесточению государственного контроля общественной сферы и входит в противоречие с декларациями президента страны о необходимости развивать гражданское общество в России, - прокомментировал документ президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. - На фоне создания Общественной палаты, создания государственного фонда по финансированию неправительственных инициатив, этот закон, видимо, отражает реальное отношение властей к гражданским организациям. Содержащееся в законопроекте новации говорят о том, что власти ближе всего отношение к некоммерческим организациям, которое в августе этого года озвучил шеф ФСБ России Николай Патрушев, когда сказал, что не даст с помощью НКО взломать Россию. В свою очередь, представители неправительственных организаций будут бороться за то, чтобы законопроект не был принят Государственной Думой, мы приложим все усилия для этого".

Женя Снежкина,
специально для сайта

Источник: Радио Свобода. Тема дня
Опубликовано: 31.10.2005,
http://www.svoboda.org/ll/soc/1005/ll.103105-8.asp


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Гражданские палатки

Вслед за вертикалью власти Кремль пытается выстроить вертикаль общества. Разработаны поправки в действующее законодательство, оформлены наиболее туманным для граждан образом - законопроектом с классическим бюрократическим названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Большинство поправок касается двух законов - "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". В пояснительной записке к законопроекту обозначены две главные его цели. Первая - установить, сколько в стране неправительственных организаций посредством их регистрации в госорганах или обязательного уведомления госорганов о своем создании. Вторая - узнать, чем эти организации занимаются и кто их финансирует посредством права органов регистрации в любой момент запрашивать уставные и финансово-хозяйственные документы общественных объединений и некоммерческих партнерств..

Гражданское общество призвали к порядку

Представители всех пяти фракций Государственной Думы подписались под проектом закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ. На первый взгляд, в документе нет ничего неприятного для общественных организаций, как российских, так и отделений иностранных структур. Между тем параллельно процессу прореживания в 2006 году (закон предполагается ввести в силу с 1 января. - "НГ") иностранных некоммерческих организаций, а также российских общественных объединений, группа депутатов - ведущих функционеров фракции ЕР - представила поправку к бюджету 2006 года о выделении 500 миллионов рублей на поддержку государством деятельности различных организаций гражданского общества. Поправка уже поддержана правительством и, как предположил собеседник "НГ", распределять эти деньги скорее всего будет Общественная палата, которая тоже начнет работать с начала будущего года.

Зампред правительства РФ Жуков потребовал от Минюста, Минфина, МЭРТ и Минрегиона в трехдневный срок дать замечания на законопроект, ужесточающий контроль за деятельностью общественных организаций

Некоммерческим и общественным организациям придется получать разрешения на деятельность у чиновников, а работа филиалов иностранных НКО в России может быть запрещена. Такие ужесточения сулит законопроект, который проходит согласование в правительстве.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]