|
К проведению Всемирного дня Хабитат в Российской Федерации 7 октября 2002 г. круглый стол на тему: "Сотрудничество между городами" Информация о международном сотрудничестве между городами* Когда в 1996 г. делегации стран мира встретились в Стамбуле, в Турции на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II) для обсуждения той серьезной проблемы, которую ставит перед ними глобальная урбанизация и наши быстро растущие города, они пришли к согласию по целому ряд исторических решений и включили их в программный документ Конференции - "Повестку дня Хабитат". Международному сообществу удалось добиться признания важной роли городов в социальном и экономическом развитии как центров производства, инноваций и прогресса. Второе важное достижение состоит в том, что была согласована коллективная стратегия, четко определившая две основных приоритетных задачи: "устойчивые населенные пункты" и "адекватное жилье для всех". Третьим важным достижением явилось начало развития нового партнерского подхода с привлечением не только центрального правительства и гражданского общества, но и местных властей к совместному планированию систематических действий для решения будущих задач наших городов и городских районов. В этом контексте неудивительно, что сотрудничество между городами, вошедшее в практику местных властей при поддержке их ассоциаций более чем полвека назад, в последние годы находится в центре внимания Организации Объединенных Наций. В последнее десятилетие оно возникло как новый вид международного сотрудничества ООН, в котором особое внимание уделяется обмену оперативным опытом с учетом конкретных потребностей участвующих сторон, обмену "ноу-хау" и взаимному обучению, а не просто традиционному предоставлению готовых решений. Ко времени завершения 25-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Стамбул+5" был заложен прочный фундамент для организации совместного форума по сотрудничеству между городами на более постоянной основе, который будет в состоянии продолжить и расширить работу по изучению различных форм сотрудничества и определению обязательств по международной поддержке, включая устранение правовых ограничений в области сотрудничества между городами. Это, в свою очередь, позволит систематически выявлять положительные и отрицательные стороны данного процесса и устранять имеющиеся несоответствия, т.е. получать информацию, которая одинаково важна как для городов, стремящихся установить контакты с целью сотрудничества, так и для организаций, желающих поддержать инициативы по сотрудничеству между городами. Города и местные власти на протяжении многих десятилетий развивали международное сотрудничество. Первая международная ассоциация местных властей была создана еще в 1913 году, главным образом для общего обмена информацией и взаимной поддержки и лишь небольшое число городов установило непосредственные связи между собой. Фактически развитие прямых контактов между местными властями двух и более стран началось лишь после Второй Мировой войны. Сначала участниками большинства этих инициатив были развитые страны, но вскоре и между развивающимися странами стали устанавливаться подобные связи. С учетом этого представляется целесообразным разработать логическую систему для анализа имеющихся в настоящее время разнообразных форм сотрудничества между городами, а также механизмов поддержки, призванных обеспечить дальнейшее развитие этого сотрудничества. Кроме того, она должна послужить основой для оценки имеющихся возможностей и недостатков в этой области, определения оптимальных направлений современной практики и политики, используемой для дальнейшего развития сотрудничества между городами. Задача заключается в том, чтобы провести сравнительный анализ современной практики городов и имеющихся возможностей для оказания поддержки как основы для обеспечения непрерывности процесса коллективного обучения и его дальнейшего развития. На протяжении последних лет был разработан целый ряд механизмов по поддержке процесса сотрудничества между городами с целью его расширения и повышения его эффективности. На раннем этапе поддержка в основном исходила от международных организаций местных правительств, а затем, особенно в Европе, большую поддержку стали оказывать национальные правительства и национальные ассоциации городов. По мере расширения сотрудничества за пределы Европы и других развитых стран формы поддержки стали более разнообразными. Как национальные (двусторонние), так и международные (многосторонние) организации и программы помощи в целях развития становятся важными механизмами поддержки мероприятий по сотрудничеству между городами, особенно когда они стали развиваться по таким направлениям, как Север-Юг, Запад-Восток и Юг-Юг. По мере повышения разнообразия форм сотрудничества городов, расширяются и возможные формы их поддержки. Поддержка, оказываемая городам из разных источников на развитие их сотрудничества, постоянно растет. С одной стороны, международные ассоциации городов и их сети потенциально имеют глобальный масштаб, так же как и целый ряд программ помощи, в то же время все большее число мероприятий направлено на конкретные регионы мира. Программы, учреждаемые национальными организациями и в основном ориентированные на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также на некоторые страны с переходной экономикой, часто определяют масштаб предоставляемой поддержки на основе исторических и культурных связей. Так, Испания отдает приоритет странам Центральной и Латинской Америки, Франция - своим бывшим колониям в Африке, а Великобритания, США. Канада, как развивающимся странам Сообщества, так и некоторым странам Центральной и Восточной Европы. Финансовые средства на поддержку сотрудничества городов могут предоставляться из различных источников, как индивидуально, так и комбинированно. Эта поддержка может принимать всевозможные формы: от финансовых взносов в согласованный проект или программу совместной работы до долгосрочной финансовой поддержки с учетом накладных расходов на развитие связей в рамках сотрудничества, расходов на обмен опыта и информации, транспортных, коммуникационных расходов и др. Но как бы ни использовали эти средства, главный вопрос состоит в том, как и из каких источников они поступают, т.е. каковы пути мобилизации финансовых ресурсов и их применения для целей поддержки сотрудничества между городами. Поскольку финансовые средства поступают из множества различных организаций, было бы полезно заблаговременно определить возможные источники для оказания финансовой поддержки сотрудничеству между городами. В большинстве развитых стран, существуют национальные ассоциации местных правительств, которые обеспечивают связь между городами в стране. Обычно они возникают на базе добровольных организаций взаимопомощи, представляющих интересы местных властей страны, например, путем лоббирования на уровне национального правительства или участия в коллективных переговорах. Есть среди них и такие, которые основаны на национальном законодательстве или признаны законом как необходимые партнеры в консультациях по вопросам будущего законодательства, оказывающего влияние на местное правительство. Растет число ассоциаций, которые постепенно расширяют сферу своей деятельности и начинают принимать активное участие в оказании поддержки городам в их сотрудничестве не только в рамках своей страны, но и за ее пределами, выступая в роли банковской палаты и посредника между городами - участниками сотрудничества в своей стране и в других странах. В то же время роль Программы ООН по населенным пунктам приобретает все более важное значение для сотрудничества между городами. Произошел важный сдвиг в самом отношении - возросла готовность и желание организаций и программ по развитию работать в городах и с городами. Это нашло отражение в изменении политики и практики национальных организаций по развитию в ряде стран, таких как Нидерланды, Канада, Великобритания и др. Например, в Голландии есть программы помощи, учрежденные голландской ассоциацией местных властей. Аналогично этому в ответ на предложения, выдвинутые городами и их ассоциациями, Великобритания предоставила им определенную поддержку по линии технической помощи и связей с местными органами власти в рамках своего более широкого Фонда "Ноу-хау" по оказанию помощи демократическому развитию в Центральной и Восточной Европе. В последнее время такая помощь оказывается и в рамках Глобальной компании Хабитат по рациональному управлению городами. В последние годы многие международные организации по развитию стали более активно работать непосредственно с городами и их ассоциациями, так, например, ООН-ХАБИТАТ, начинает включать связи и партнерства по сотрудничеству между городами в свои региональные и национальные инициативы по устойчивому развитию городов и других населенных пунктов. Тенденции демократизации и децентрализации во многих странах востока и юга, усиленные международным сообществом, требуют укрепления местного правительства и повышения его подотчетности перед местными гражданами. Эта тенденция делает необходимым расширение мер по созданию потенциала на местном уровне, а сотрудничество между городами предлагает целый ряд эффективных механизмов. Активное финансирование мероприятий по сотрудничеству между городами, особенно там, где оно выходить за рамки традиционных городов-побратимов, все больше требует объединения финансовых ресурсов, поступающих из разных источников. Способность объединения источников финансирования и создания "консорциума" в поддержку сотрудничества станет, по-видимому, важнейшим инструментом в будущем. Несмотря на большое разнообразие форм поддержки сотрудничества городов и появление новых форм, есть некоторые общие черты, которые можно подразделить на следующие три группы. - Национальные ассоциации местных правительств являются своего рода инкубаторами процессов сотрудничества между городами как внутри стран, так и на международном уровне. К основным направлениям их деятельности относится оказание содействия в организации сотрудничества между городами внутри страны, особенно на Севере, и с другими странами. В некоторых случаях они руководят национальными схемами поддержки сотрудничества или непосредственно работают с программами или организациями по развитию.
- Наблюдается растущая тенденция привлечения национальных ассоциаций на Юге к инициативам по развитию в качестве партнеров, учитывая их потенциал обеспечить такое сотрудничество. Однако серьезным ограничением следует признать слабую институциональную базу многих национальных ассоциаций на Юге.
- Международные ассоциации местных правительств (глобальные или региональные) долгое время поддерживали партнерства и продолжают расширять свою деятельность: с одной стороны, они объединились для создания общего фронта для проведения политических переговоров и лоббирования, особенно в ходе международных форумов. С другой стороны, они начинают работать с ООН и другими организациями на оперативном уровне, объединяя свой опыт сотрудничества с новыми подходами к развитию. Такое внимание оперативной поддержке следует развивать и дальше и наиболее целесообразно это осуществлять на основе более тесного партнерства между представительными ассоциациями и ООН-ХАБИТАТ, как назначенным ООН координационным центром по сотрудничеству с местными правительствами.
Можно было бы в качестве примера межгородского сотрудничества, при поддержке Программы ООН по населенным пунктам, рассмотреть следующие основные направления такого сотрудничества: - Наилучшая практика и программы рационального руководства городами (в развитие Глобальной компании ООН-ХАБИТАТ по рациональному управлению городским хозяйством);
- Разработка оптимальных схем технических связей с местной администрацией;
- Создание потенциала ассоциаций местного управления с помощью партнерства национальных и зарубежных ассоциаций;
- Программа подготовки кадров для местного руководства и управления с использованием методических материалов ООН-ХАБИТАТ;
- Охрана окружающей среды на местном уровне;
- Партнерство общественного и частного сектора в области охраны городской окружающей среды;
- Укрепление местного управления - муниципалитеты-побратимы;
- Процесс передачи опыта наилучшей практики - развитие сотрудничества по линии Программы ООН по населенным пунктам;
- Организация межгородского сотрудничества в рамках рекомендаций Всемирного форума городов;
- Разработка Программы улучшения качества обслуживания городского населения, например, гражданское общество и межмуниципальная кооперация для улучшения городского обслуживания.
Исполнительное бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве Подготовлена по материалам исследований Программы ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ)
|