[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2000-2004

Информация по сотрудничеству между городами

29-09-2002 Исполнительное бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве

 

К проведению Всемирного дня Хабитат
в Российской Федерации

7 октября 2002 г. круглый стол на тему:
"Сотрудничество между городами"

Информация о международном сотрудничестве между городами*

Когда в 1996 г. делегации стран мира встретились в Стамбуле, в Турции на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II) для обсуждения той серьезной проблемы, которую ставит перед ними глобальная урбанизация и наши быстро растущие города, они пришли к согласию по целому ряд исторических решений и включили их в программный документ Конференции - "Повестку дня Хабитат". Международному сообществу удалось добиться признания важной роли городов в социальном и экономическом развитии как центров производства, инноваций и прогресса. Второе важное достижение состоит в том, что была согласована коллективная стратегия, четко определившая две основных приоритетных задачи: "устойчивые населенные пункты" и "адекватное жилье для всех". Третьим важным достижением явилось начало развития нового партнерского подхода с привлечением не только центрального правительства и гражданского общества, но и местных властей к совместному планированию систематических действий для решения будущих задач наших городов и городских районов.

В этом контексте неудивительно, что сотрудничество между городами, вошедшее в практику местных властей при поддержке их ассоциаций более чем полвека назад, в последние годы находится в центре внимания Организации Объединенных Наций. В последнее десятилетие оно возникло как новый вид международного сотрудничества ООН, в котором особое внимание уделяется обмену оперативным опытом с учетом конкретных потребностей участвующих сторон, обмену "ноу-хау" и взаимному обучению, а не просто традиционному предоставлению готовых решений.

Ко времени завершения 25-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Стамбул+5" был заложен прочный фундамент для организации совместного форума по сотрудничеству между городами на более постоянной основе, который будет в состоянии продолжить и расширить работу по изучению различных форм сотрудничества и определению обязательств по международной поддержке, включая устранение правовых ограничений в области сотрудничества между городами. Это, в свою очередь, позволит систематически выявлять положительные и отрицательные стороны данного процесса и устранять имеющиеся несоответствия, т.е. получать информацию, которая одинаково важна как для городов, стремящихся установить контакты с целью сотрудничества, так и для организаций, желающих поддержать инициативы по сотрудничеству между городами.

Города и местные власти на протяжении многих десятилетий развивали международное сотрудничество. Первая международная ассоциация местных властей была создана еще в 1913 году, главным образом для общего обмена информацией и взаимной поддержки и лишь небольшое число городов установило непосредственные связи между собой. Фактически развитие прямых контактов между местными властями двух и более стран началось лишь после Второй Мировой войны. Сначала участниками большинства этих инициатив были развитые страны, но вскоре и между развивающимися странами стали устанавливаться подобные связи. С учетом этого представляется целесообразным разработать логическую систему для анализа имеющихся в настоящее время разнообразных форм сотрудничества между городами, а также механизмов поддержки, призванных обеспечить дальнейшее развитие этого сотрудничества.

Кроме того, она должна послужить основой для оценки имеющихся возможностей и недостатков в этой области, определения оптимальных направлений современной практики и политики, используемой для дальнейшего развития сотрудничества между городами. Задача заключается в том, чтобы провести сравнительный анализ современной практики городов и имеющихся возможностей для оказания поддержки как основы для обеспечения непрерывности процесса коллективного обучения и его дальнейшего развития.

На протяжении последних лет был разработан целый ряд механизмов по поддержке процесса сотрудничества между городами с целью его расширения и повышения его эффективности. На раннем этапе поддержка в основном исходила от международных организаций местных правительств, а затем, особенно в Европе, большую поддержку стали оказывать национальные правительства и национальные ассоциации городов. По мере расширения сотрудничества за пределы Европы и других развитых стран формы поддержки стали более разнообразными. Как национальные (двусторонние), так и международные (многосторонние) организации и программы помощи в целях развития становятся важными механизмами поддержки мероприятий по сотрудничеству между городами, особенно когда они стали развиваться по таким направлениям, как Север-Юг, Запад-Восток и Юг-Юг. По мере повышения разнообразия форм сотрудничества городов, расширяются и возможные формы их поддержки.

Поддержка, оказываемая городам из разных источников на развитие их сотрудничества, постоянно растет. С одной стороны, международные ассоциации городов и их сети потенциально имеют глобальный масштаб, так же как и целый ряд программ помощи, в то же время все большее число мероприятий направлено на конкретные регионы мира. Программы, учреждаемые национальными организациями и в основном ориентированные на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также на некоторые страны с переходной экономикой, часто определяют масштаб предоставляемой поддержки на основе исторических и культурных связей. Так, Испания отдает приоритет странам Центральной и Латинской Америки, Франция - своим бывшим колониям в Африке, а Великобритания, США. Канада, как развивающимся странам Сообщества, так и некоторым странам Центральной и Восточной Европы.

Финансовые средства на поддержку сотрудничества городов могут предоставляться из различных источников, как индивидуально, так и комбинированно. Эта поддержка может принимать всевозможные формы: от финансовых взносов в согласованный проект или программу совместной работы до долгосрочной финансовой поддержки с учетом накладных расходов на развитие связей в рамках сотрудничества, расходов на обмен опыта и информации, транспортных, коммуникационных расходов и др. Но как бы ни использовали эти средства, главный вопрос состоит в том, как и из каких источников они поступают, т.е. каковы пути мобилизации финансовых ресурсов и их применения для целей поддержки сотрудничества между городами. Поскольку финансовые средства поступают из множества различных организаций, было бы полезно заблаговременно определить возможные источники для оказания финансовой поддержки сотрудничеству между городами.

В большинстве развитых стран, существуют национальные ассоциации местных правительств, которые обеспечивают связь между городами в стране. Обычно они возникают на базе добровольных организаций взаимопомощи, представляющих интересы местных властей страны, например, путем лоббирования на уровне национального правительства или участия в коллективных переговорах. Есть среди них и такие, которые основаны на национальном законодательстве или признаны законом как необходимые партнеры в консультациях по вопросам будущего законодательства, оказывающего влияние на местное правительство. Растет число ассоциаций, которые постепенно расширяют сферу своей деятельности и начинают принимать активное участие в оказании поддержки городам в их сотрудничестве не только в рамках своей страны, но и за ее пределами, выступая в роли банковской палаты и посредника между городами - участниками сотрудничества в своей стране и в других странах.

В то же время роль Программы ООН по населенным пунктам приобретает все более важное значение для сотрудничества между городами. Произошел важный сдвиг в самом отношении - возросла готовность и желание организаций и программ по развитию работать в городах и с городами. Это нашло отражение в изменении политики и практики национальных организаций по развитию в ряде стран, таких как Нидерланды, Канада, Великобритания и др. Например, в Голландии есть программы помощи, учрежденные голландской ассоциацией местных властей. Аналогично этому в ответ на предложения, выдвинутые городами и их ассоциациями, Великобритания предоставила им определенную поддержку по линии технической помощи и связей с местными органами власти в рамках своего более широкого Фонда "Ноу-хау" по оказанию помощи демократическому развитию в Центральной и Восточной Европе. В последнее время такая помощь оказывается и в рамках Глобальной компании Хабитат по рациональному управлению городами.

В последние годы многие международные организации по развитию стали более активно работать непосредственно с городами и их ассоциациями, так, например, ООН-ХАБИТАТ, начинает включать связи и партнерства по сотрудничеству между городами в свои региональные и национальные инициативы по устойчивому развитию городов и других населенных пунктов.

Тенденции демократизации и децентрализации во многих странах востока и юга, усиленные международным сообществом, требуют укрепления местного правительства и повышения его подотчетности перед местными гражданами. Эта тенденция делает необходимым расширение мер по созданию потенциала на местном уровне, а сотрудничество между городами предлагает целый ряд эффективных механизмов.

Активное финансирование мероприятий по сотрудничеству между городами, особенно там, где оно выходить за рамки традиционных городов-побратимов, все больше требует объединения финансовых ресурсов, поступающих из разных источников. Способность объединения источников финансирования и создания "консорциума" в поддержку сотрудничества станет, по-видимому, важнейшим инструментом в будущем. Несмотря на большое разнообразие форм поддержки сотрудничества городов и появление новых форм, есть некоторые общие черты, которые можно подразделить на следующие три группы.

  1. Национальные ассоциации местных правительств являются своего рода инкубаторами процессов сотрудничества между городами как внутри стран, так и на международном уровне. К основным направлениям их деятельности относится оказание содействия в организации сотрудничества между городами внутри страны, особенно на Севере, и с другими странами. В некоторых случаях они руководят национальными схемами поддержки сотрудничества или непосредственно работают с программами или организациями по развитию.
  2. Наблюдается растущая тенденция привлечения национальных ассоциаций на Юге к инициативам по развитию в качестве партнеров, учитывая их потенциал обеспечить такое сотрудничество. Однако серьезным ограничением следует признать слабую институциональную базу многих национальных ассоциаций на Юге.
  3. Международные ассоциации местных правительств (глобальные или региональные) долгое время поддерживали партнерства и продолжают расширять свою деятельность: с одной стороны, они объединились для создания общего фронта для проведения политических переговоров и лоббирования, особенно в ходе международных форумов. С другой стороны, они начинают работать с ООН и другими организациями на оперативном уровне, объединяя свой опыт сотрудничества с новыми подходами к развитию. Такое внимание оперативной поддержке следует развивать и дальше и наиболее целесообразно это осуществлять на основе более тесного партнерства между представительными ассоциациями и ООН-ХАБИТАТ, как назначенным ООН координационным центром по сотрудничеству с местными правительствами.

Можно было бы в качестве примера межгородского сотрудничества, при поддержке Программы ООН по населенным пунктам, рассмотреть следующие основные направления такого сотрудничества:

  1. Наилучшая практика и программы рационального руководства городами (в развитие Глобальной компании ООН-ХАБИТАТ по рациональному управлению городским хозяйством);
  2. Разработка оптимальных схем технических связей с местной администрацией;
  3. Создание потенциала ассоциаций местного управления с помощью партнерства национальных и зарубежных ассоциаций;
  4. Программа подготовки кадров для местного руководства и управления с использованием методических материалов ООН-ХАБИТАТ;
  5. Охрана окружающей среды на местном уровне;
  6. Партнерство общественного и частного сектора в области охраны городской окружающей среды;
  7. Укрепление местного управления - муниципалитеты-побратимы;
  8. Процесс передачи опыта наилучшей практики - развитие сотрудничества по линии Программы ООН по населенным пунктам;
  9. Организация межгородского сотрудничества в рамках рекомендаций Всемирного форума городов;
  10. Разработка Программы улучшения качества обслуживания городского населения, например, гражданское общество и межмуниципальная кооперация для улучшения городского обслуживания.

Исполнительное бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве


Подготовлена по материалам исследований Программы ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ)


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

6-ой международный конкурс 2006 г. В Дубаи "Лучшие практики для улучшения качества жизни" (DIABP)

Муниципалитет Дубаи, Объединенные Арабские Эмираты и Программа ООН по населенным пунктам (UN-HABITAT) приглашают подать заявки на рассмотрение в конкурсной комиссии 2006 г. Цель конкурса – выявление и повышение осведомленности и озабоченности перспективными, инновационными и устойчивыми достижениями в деле улучшения качества жизни как основного критерия, принятого Второй конференцией ООН по населенным пунктам (Habitat II) и Дубайской Декларацией.

Проекты программы РОЛЛ "Экополис Пущино" вносят конкретный вклад в устойчивое развитие города

На сайте Института устойчивых сообществ опубликована заметка о деятельности партнеров ИЦ НЖФ из города Пущино по подпрограмме "Устойчивое развитие городов" .

II международная конференция "Образование и устойчивое развитие"

16-18 ноября в Москве состоится 2-ая Международная конференция "Образование и устойчивое развитие", которую проводят Российская академия наук, Министерство образования Российской Федерации, Российское химическое общество им. Д.И.Менделеева, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева при поддержке Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и ЮНЕСКО.

О деятельности ЛаТИМ (Лаборатория творческих инициатив молодежи)

Конкурс "Устойчивое развитие глазами студентов". Дискуссионный клуб

Пресс-конференция по теме "Устойчивое развитие российских городов и коррупция"

Если раньше коррупцию связывали преимущественно со слаборазвитыми странами, то за последнее десятилетие она стала одной из самых тревожных реалий в России и других высокоразвитых государствах.

Гендерный анализ Плана выполнения решений ВСУР

По результатам Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 августа - 4 сентября 2002 года) Женская организация по окружающей среде и развитию выпустила доклад под названием "Гендерный анализ Плана выполнения решений ВСУР".

Йоханнесбургский меморандум

Йоханнесбургский меморандум. Справедливость в хрупком мире. Меморандум ко Всемирному саммиту по устойчивому развитию. Первый выпуск, август 2002, Фонд им. Генриха Белля.

Презентация Йоханнесбургского меморандума "Справедливость в хрупком мире"

Полит.Ру и Фонд им. Генриха Белля приглашают Вас принять участие в презентации Йоханнесбургского меморандума "Справедливость в хрупком мире"

Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам устойчивого развития

С 26 августа по 4 сентября в Йоханнесбурге (Южная Африка) состоялся Саммит ООН по проблемам устойчивого развития, который предоставил мировому сообществу уникальную возможность продвинуться вперед к устойчивому будущему.

Ключи от устойчивого развития находятся в руках женщин

"...ключи от устойчивого развития находятся в руках женщин", - заявила президент Финляндии Тарья Халонен в Йоханнесбурге на саммите ООН по устойчивому развитию.

V международная конференция по этике и экологической политике "Бизнес-стиль и устойчивое развитие"

2 - 5 апреля 2003 г. в Киеве состоится V Международная конференция по этике и экологической политике "Бизнес-стиль и устойчивое развитие". На конференции будут проанализированы и обсуждены разные аспекты экологической политики

Всероссийское совещание "Обеспечение устойчивого развития городов России. Совершенствование государственного технического учета"

5 июня 2002 года в Государственном Кремлевском Дворце прошло Всероссийское совещание "Обеспечение устойчивого развития городов России. Совершенствование государственного технического учета", организованного Госстроем России.

На пути к Всемирному саммиту по устойчивому развитию. Обращение Европейской конференции женщин: приоритеты для ВСУР

17 марта 2002 года в Чехии завершилась Европейская конференция женщин по устойчивому развитию, собравшая более 120 участниц из Западной, Центральной и Восточной Европы и СНГ. Конференцию провела организация "Женщины Европы за общее будущее"

Международная конференция по волонтерству и гражданскому обществу в Корее

С 29 сентября по 3 октября 2002 г. в Корее состоится международная конференция по волонтерству и гражданскому обществу: "Волонтерство, достижение мира и согласия"

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]