Название Каталога

Введение по теме

Мир - народам!
Землю - крестьянам!
Интернет - женщинам!
    "Интернет - женщинам!" Зачем? Им что, занятий по дому мало? Проблем в семье мало? А может, им не хватает журнальчиков про косметику, с рецептиками, прическами и модой? ...А-а, наверное, это уже привычное подражание Западу - феминизм и что-то там еще", - возможно, так подумают многие читатели и читательницы, прочитав название каталога "Интернет - женщинам!".

Ни то и ни другое. "Интернет - женщинам!" - это каталог информационных ресурсов, охватывающих широкую тему - взаимоотношения "женщина и общество". Вы можете спросить: "Но причем здесь Интернет?" Интернет на сегодняшний день - средство массовой информации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Телевещание ворвалось в нашу жизнь полвека назад, и теперь никто не отрицает, что это одно из мощнейших средств массовой информации. Так и Интернет, зародившись в 70-х годах, в 90-х обрушился мощным шквалом информационных потоков на весь мир. Власть средств массовой информации неоспорима, как и их способность проникать в обыденную жизнь и тем самым влиять на жизнь людей и общества в целом. По предсказаниям аналитиков, в 2000 году ожидается увеличение количества пользователей в мире до 200 млн. человек.1 По оценкам Регионального общественного центра Итернет-технологий, сейчас в России около 1,5 миллионов человек используют Интернет.

Уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к Интернет, использование Интернет в учебных заведениях - от средней школы до высших учебных заведений, бизнес с использованием возможностей Интернет, визитная карточка с указанием адреса Web-страницы. Влияние Интернет как средства массовой информации становится очевиднее с каждым днем. И если телевидение, радио, журналы, газеты, распространенные повсеместно, формируют мировоззрение общества, то и Интернет предназначена аналогичная функция.

Необходимо заметить, что влияние "СМИ - Общество" взаимно. Ведь именно средства массовой информации являются зеркалом общества и позволяют ему видеть собственное отражение. Стереотипы, сложившиеся в обыденной жизни, четко проецируются во всех СМИ. И развивающееся новое средство массовой информации - Интернет - не отличается инновационностью в этом отношении. Вы, должно быть, скажете, что женщины крайне далеки от новых информационных технологий, и вообще Интернет - уже и не для них. Но реальные цифры этого не подтверждают. Ведь общеизвестно, что именно женщины находят возможность первыми приспособиться к переменам и кризисным ситуациям в нашей стране. По данным различных исследований, доля женщин среди пользователей Интернет увеличивается и в настоящее время составляет в США - более 40%, в Европе - более 20%, в России более 15%.2 Если в 1997 году доля женщин среди пользователей в России оценивалась от 5 до 8 процентов, то на сентябрь 1998 года Агентство "Gallup Media" приводит оптимистическую цифру - 31,1% женщин среди пользователей Интернет в России.

Рост использования средств электронной коммуникации женщинами, создание и развитие нового информационного и дискуссионного пространства для женщин, женских объединений разных стран и регионов в значительной степени катализирует процессы, связанные с переосмыслением положения и роли женщин в обществе. В последние годы все громче и яснее звучат новые для нас словосочетания "гендерные стереотипы", "равные возможности", "дискриминация в отношении женщин". Случайно ли это? Случайно ли, что уже более чем в 40 российских вузах читается около 60 курсов по предмету "Гендерные исследования для гуманитарных дисциплин"? Не случайно понятие "феминизм" постепенно входит в современное общественное сознание. К сожалению, не без участия СМИ была сформирована не самая привлекательная, мягко говоря, трактовка этого термина. Феминизм в нашем понимании - это культура цивилизованного общества, которое рассматривает женщин как равную во всех отношениях половину человечества. К сожалению, большинство СМИ, с которыми мы сосуществуем в конце 20 века, консервативны в своей приверженности стереотипам. Но должны ли они оставаться такими же и в следующем тысячелетии? Если будет меняться лицо общества, то будет меняться и его отражение. И Интернет предоставляет возможность внести вклад в формирование лица этого общества, поскольку является наиболее гибким, широко доступным, демократическим - словом, объективно и полно отражающим взгляды интересы различных слоев общества. Сложно говорить о складывающейся на наших глазах культуре этого нового СМИ, поскольку она формируется разными слоями общества, даже непосредственно разными пользователями. Но пытаться влиять на ситуацию - это в наших силах.

Что же есть сегодня в информационном пространстве Интернет для женщин? Информация "для женщин" и "о женщинах", размещенная в Интернет на русском языке, содержит, главным образом, "традиционные женские материалы" - развлекательные и бытовые: о магазинах, кулинарии, косметике, сайты брачных агентств, эротические и порнографические, число которых быстро растет (например, по Каталогу "Ау! " в июне 1999 года на запрос по ключевому слову "женщин" из 139 записей лишь 18 записей содержало серьезные проблемные женские материалы; в январе 2000 года на 225 записей приходится лишь 20). Большинство интересных информационных материалов, посвященных взаимоотношению общества и женщин, - по положению женщин, гендерным исследованиям, деятельности женских организаций - размещены в Интернет на английском языке (например, каталог "Yahoo!" из более 4 миллионов Web-страниц предлагает для женщин около 11 тысяч). О чем говорят эти цифры? О том, что развиваются две параллельные культуры - "женщина и развлечения" и "женщина и общество". Последняя, без сомнения, пока слабо представлена. Но само ее наличие говорит о том, что стереотипы постепенно меняются. Наш Каталог "Интернет - женщинам!" создан именно для того, чтобы объединить ростки этой культуры, разбросанные по необъятному информационному океану Интернет, чтобы показать, что культура "женщина и общество" существует, что она не так уж слаба, как это может показаться на первый взгляд. Обвинять средства массовой информации в проблемах современного общества - все равно, что убивать гонца за то, что вам не понравилось известие, которое он принес, или критиковать пианиста за то, что вам не нравится мелодия. Попробуем сами менять свое отражение в СМИ. Каталог - это наш посильный вклад в изменение стереотипов общественного сознания.

1 Эти цифры приведены в докладе Т.Бокарева "Количественный и качественный состав аудитории Интернета, тенденции развития и их значение для рекламодателя". http://www.citforum.tl.ru/marketing/im98/bokarev1.shtml
2 там же
Благодарности  |  Введение по теме  |  Факты и цифры  |  О Каталоге  |  Об авторах