Название Каталога

Факты и цифры

Интернет уверенно завоевывает себе права общепризнанного средства массовой информации и в качестве такового оказывает все возрастающее влияние на формирование мировоззрения общества. Общество, в свою очередь, формирует облик самого Интернет, перенося в него все привычные стереотипы общественного сознания, в частности, стереотипы гендерные. Такими стереотипами, например, являются представления о том, что женщины далеки от информационных технологий, что применение Интернет связано с такими областями, где мало женщин, что у женщин слишком много других проблем и т.п.3 В противоречие с подобными утверждениями вступает очевидная тенденция к росту числа женщин среди пользователей, которая поддерживается важностью мотивов для деятельности женщин в Интернет. Среди таких мотивов женщины называют рабочую необходимость, доступ к важному источнику новых знаний, интересное общение, новые знакомства, восполнение недостатка духовных и культурных контактов.4

Информация "для женщин" и "о женщинах" в Интернет

Что же предлагает Интернет "для женщин" и "о женщинах" на русском языке сегодня, 27 января 2000 года? Поисковая система "Яndex, имеющая информацию о 14 130 149 Web-страницах, на запрос по ключевому слову "женщины" предложит более 438 тысяч "уникальных документов" (Web-страниц). Эти "уникальные документы" содержат, главным образом, развлекательно-светские материалы. В августе 1999 года был открыт "Семейный Яndex". Полуавтоматический фильтр этого варианта поисковой системы исключает "взрослые" сайты, а также все страницы, содержащие "нехорошие" слова. Если повторить запрос "женщины" при включенном "семейном" фильтре, то количество "уникальных документов" сократится до 253 тысяч (на 42%). Удивительно, но 42% информации является, таким образом, предназначенной отнюдь не для женщин. Что же было обнаружено при других запросах? "Семейный" фильтр отбросил от 32 до 37% при запросах на ключевые слова и словосочетания "женская сетевая программа", "феминология", "женские организации", "положение женщин". Ситуация с гендерной терминологией еще хуже: "гендерная политика" - исключено 47% страниц, "гендер" - исключено 56%, а результат поиска по ключевому слову "феминизм" - выше всяких оценок: из 4153 страниц осталось всего 1688, т.е. исключено 59% страниц. По нейтральному ключевому словосочетанию "национальный доклад" сокращение составило около 20%. Полностью данные приведены в следующей таблице.

Таблица
результатов поиска по ключевым терминам женского движения
Поисковая система "Яndex", 27 января 2000

Ключевые слова для запроса Количество уникальных документов в "Яndex" Количество уникальных документов в "Яndex"
(семейный фильтр)
Доля "нехороших" страниц
феминизм 4153 1688 59%
гендер 620 270 56%
"гендерная политика" 60 32 47%
женщин 438741 252890 42%
"положение женщин" 3483 2160 38%
"женские организации" 2282 1465 36%
феминология 187 121 35%
"женская сетевая программа" 158 107 32%
"национальный доклад" 379 305 20%

Результаты поиска информации по тематике "женщина - общество" в каталогах Интернет более печальны, несмотря на то, что за последние 2 года на русском языке в Интернет появились Web-страницы и сайты женских организаций, серьезные публикации и аналитические материалы. Каталог "@Rus" (старое название - "Ау!") на запросы по ключевому слову "женщин" в разные периоды в течение последних двух лет предлагал от 100 до 200 ресурсов, из которых всегда лишь около 10% можно было отнести к информационным источникам по тематике "женщина - общество", таким как сайты "Open Women Line", "Женская информационная сеть", Сеть "Женщины Востока и Запада", "Российский феминизм", "Гуманитарные исследования в Интернет". Поиск же по ключевым словам "гендер" и "феминология" в каталоге "@Rus" до сих пор дает нулевой результат. Специалисты каталога не знают или не замечают новые сайты, созданные женскими организациями: "Женская информационная сеть", "Консорциум женских неправительственных объединений", "Московский центр гендерных исследований (МЦГИ)", "Харьковский центр гендерных исследований", "Феминистская Лига - Женщины Шелкового пути" ("Silk Road Woman"). В новом каталоге ресурсов Интернет "Желтые страницы России" информация о женских организациях включена в категорию "Прочие организации". В ответ на запрос по ключевому словосочетанию "женские организации" каталог "@Rus" выберет только 4 записи: "Open Women Line", "Женская информационная сеть", "Cyber-Femin-Club", "Российский Феминизм"; каталог "Rambler" предложит 2005 "уникальных страниц", включая "костюмы женские, юбки женские, пиджаки женские, пальто женские утепленные на синтепоне", а "Яndex" - 2282, но с "семейным" фильтром только 1465 (данные поиска от 27.01.2000). Таким образом, мы можем констатировать, что, несмотря на рост общего числа страниц по серьезной женской тематике, их процентное содержание среди других ресурсов в Интернет не увеличивается. Можно также утверждать, что с помощью российских поисковых систем информацию о женских организациях и их деятельности может найти только опытный пользователь, и то лишь тогда, когда звезды на небе расположатся благоприятным для него образом. По тому, где и как размещены женские материалы, можно смело оценивать место гендерных знаний в мировоззрении создателей каталогов и поисковых систем.

Российские каталоги и поисковые системы Интернет вообще не имеют среди своих основных разделов (рубрик, категорий) женской тематики. Описание информации "для женщин" и "о женщинах" включены в категории "Семья, дом, досуг" (каталог "@Rus" и "Апорт"); "Развлечения" и "СМИ" ("Rambler"); "Домашний очаг" и "СМИ" (каталог "List.ru" и "Яndex") и т.п. А вот в англоязычных каталогах, напротив, такую информацию можно найти действительно в соответствующих разделах, например, в каталоге "Yahoo!" - в разделе "Society and Culture", каталог "Infoseek" имеет специальный раздел "Women". На английском языке существуют электронные путеводители по Интернет для женщин, такие как "WWWomen"!, "Beatrice's Web Guide", "FeMiNa", "Feminist.com"; создано много информационных сайтов, например, сайт AVIVA, содержащий информацию о женском движении по всему миру: мероприятия, ресурсы, группы, курсы и многое другое; "Сеть Женщин Востока и Запада" ("Network of East-West Women" - NEWW) - сайт международной информационной женской сети в странах бывшего СССР, в Центральной и Восточной Европе, содержащий информацию о своих информационных проектах, изданиях и публикациях, ссылки на сайты женских организаций, новости, сведения о конференциях, грантах, конкурсах и прочее. В 1997 году опять же на английском языке был издан справочник Shana Penn "the Women's quide to the wired world", содержащий аннотации и адреса 700 лучших ресурсов Интернет для женщин.

Результаты приведенного выше анализа подтверждают необходимость и своевременность создания русскоязычного тематического каталога, разделы которого содержали бы информацию о положении женщин в обществе, участии женщин в принятии решений, стратегии и практике женского движения - необходимость как с точки зрения самого содержания, так и с точки зрения доступности подобных материалов в сети Интернет.

3 Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей/ Московский государственный университет (http://www.Ripn.net:8080/relarn/human/woman.txt)
4 там же