|
Воспитание музыкой, или слово в пользу классики
Елена Темичева
Когда детям исполняется 5-7 лет (некая └точка отсчета гениальности" - ранняя повышенная восприимчивость сочетается на этой отметке с первым └взрослым детским" возрастом), любая мама встает перед выбором или хотя бы задумывается о возможности дополнительного образования для своего ребенка. Отдавая его в музыкальную школу, мало кто из родителей уверен в том, что музыка станет профессией. А многие вложение денег даже в начальное музыкальное образование считают причудой, не оправданной для └нашего трудного времени" тратой, не говоря уже о получении непрестижной и неденежной в России профессии музыканта.
Но есть и такие мамы, которые именно в музыкальном образовании видят одно из условий полноценного воспитания детей. И есть такие дети, которые уже в раннем возрасте вполне серьезно связывают свое будущее с музыкой и достигают поразительного уровня владения музыкальными инструментами. Для таких детей и родителей уже более десяти лет работает уникальная организация - Ассоциация социально-культурных инициатив └Классическое наследие".
Такое воспитание,
или Музыкальная диалектика
Музыкальное образование для детей можно рассматривать по-разному. Если относиться к этому как к начальному профессиональному образованию, то обучение ребенка в музыкальной школе становится основной жизненной задачей на этом этапе. Но выбор музыки в качестве дополнительного образования (что бывает гораздо чаще) продиктован совсем другими причинами. Родители стремятся воспитать своих детей в определенной эстетической традиции и считают это не менее важным, чем материальное обеспечение ребенка. └Я твердо уверена, что говорить о материальном обеспечении без культурного - нельзя, - говорит Виктория Георгиевна Щепина, директор духовой музыкальной школы им. М. И. Табакова. - Да, для многих сейчас трудное время, и мамы думают, прежде всего, как накормить и одеть ребенка. Но в то же время именно дети, которые занимаются музыкой, духовно богаче, они по-другому воспринимают жизненные трудности, и даже легче переносят материальную необеспеченность". Кстати говоря, ученики Виктории Георгиевны за школу платят 11 рублей в месяц. Это трудно назвать критической суммой даже для довольно скудного семейного бюджета. Самый дорогостоящий вклад - покупка музыкального инструмента, и для многих семей это, конечно, проблема. Впрочем, ее решение в значительной степени зависит от убежденности родителей в том, что занятия музыкой необходимы для развития их ребенка. Многие школы располагают небольшим количеством инструментов для учащихся, в классах некоторых педагогов инструменты передаются └по наследству" от старших к младшим по вполне умеренной цене, так что занятия музыкой для общего развития доступны для большинства желающих.
Конечно, по-настоящему одаренным, с детства ориентированным на профессиональное музыкальное образование ребятам нужны совсем другие инструменты, и стоят они очень дорого. Но и эту, действительно сложную задачу можно попытаться решить объединенными усилиями заинтересованных сторон: одаренного ребенка, энергичных и настойчивых педагогов и родителей. Существуют благотворительные фонды, учрежденные известными музыкантами и деятелями культуры, которые хорошо знают эту проблему. Иногда помогают и крупные коммерческие структуры, руководители которых считают благотворительность общественно полезным и важным делом.
└Будущее человека в наше время зависит от интеллекта, а не от материальной обеспеченности, - уверена бессменный председатель Совета учредителей Ассоциации └Классическое наследие" Тамара Лазаревна Марголина. - Нужно не откупаться от ребенка кроссовками, а учить его думать. Музыка развивает абстрактное мышление. В начальной степени музыка нужна не для того, чтобы стать музыкантом, а чтобы стать человеком с широкими познавательными способностями".
Еще один плюс в пользу музыкального образования - возможность формирования среды, в которой развивается ребенок. Воспитывать детей только в семье невозможно. Они в любом случае выбирают себе круг общения - в школе, во дворе, родители должны подумать и об этом.
Человек, который формируется как личность в музыкальной среде, конечно, будет стоять на более высокой ступени культурного развития, нежели тот, кто вырос в достатке, но в атмосфере бездуховности. └Музыка воспитывает внутреннее благородство", - уверены сотрудники └Классического наследия". И еще, безусловно, восприимчивость к краскам жизни. └Мы сами себе устраиваем праздники", - говорят женщины-педагоги музыкальных школ, работающие в Ассоциации.
Такое дело,
или Азбука энтузиазма
Энтузиазм этих женщин поражает. Воскресенье - свободный от основной работы день - они тратят на то, чтобы в Доме композиторов сотни детей и родителей могли услышать настоящую классическую музыку. Чтобы действительно гениальные для своего возраста способности смогли продемонстрировать 7-летние и 17-летние, лауреаты многочисленных международных и российских конкурсов, воспитанники музыкальных школ и студенты консерваторий - уже сейчас виртуозы и профессионалы. За сценой, пока звучит в зале зажигательное танго Пьяццоллы в исполнении детского дуэта, учителя и организаторы чуть не пританцовывают, радуются, как будто в первый раз слышат скрипку, как будто у них в первый раз концерт.
Они работают в Ассоциации └Классическое наследие", одной из первых общественных организаций в России, чтобы помочь талантливым детям. Работают на голом энтузиазме (здесь: не избитое выражение - правда) и тащат на себе такое по-настоящему БОЛЬШОЕ дело.
А концертов за спиной уже сотни. Ассоциации 12 лет. Создавалась она музыкальными педагогами с целью поддержать творческую молодежь, дать ей возможность проявить свой талант - то есть предоставить сцену и привлечь, в свою очередь, юных слушателей. Классическое творчество, исполнительство русской школы не должно исчезнуть для нового поколения, уверены в Ассоциации. Пропаганда отечественной и мировой классики, просвещение - основные задачи └Классического наследия". Идею организации Ассоциации поддержал в свое время Д. С. Лихачев, который до самой смерти был ее Почетным Президентом.
В отличие от известных фондов Владимира Спивакова, Владимира Крайнева, программы └Новые имена", Ассоциация не предоставляет детям материальной помощи. Она выявляет таланты, проводя конкурсы (в том числе международные), концерты с участием юных музыкантов, музыкальные абонементы для детей и родителей. Треть стипендиатов └Новых имен", многие воспитанники Фонда Владимира Спивакова прошли через конкурсы └Классического наследия". └Мы ведем ребят от самого маленького возраста. Практически всех знаем, они вырастают на наших глазах, поступают в консерваторию, - рассказывает Алла Николаевна Лебеднова, директор Детско-юношеской филармонии, которая образовалась при Ассоциации именно с целью дать сцену молодым талантам. - Никакого финансирования у нас нет. Здесь работают одержимые".
Один из абонементов └Классического наследия" - цикл концертов └Учитель и ученик". └Очень важно за успехом ученика видеть учителя, - говорит Т. Л. Марголина. - Мы приглашаем известных педагогов выступать вместе со своими классами и по праву разделить с ними достижения ребят". Это профессора Московской государственной консерватории Юрий Николаевич Должиков, Сергей Иванович Кравченко и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Иван Федорович Пушечников.
Значение музыкального образования еще и в том, что создаются очень важные связи - связь поколений, связь учителя с учеником, классической школы с современным исполнительством. И конечно, временем доказана связь просвещения и воспитания. └Наши дети - другие. Не лучше, не хуже - другие, - говорит Алла Николаевна. - У них другие разговоры, у них даже глаза другие┘"
Такие дети,
или От Филиппа до Луки
Когда говорят о ребенке, который успешно учится в музыкальной школе, многие представляют себе или вундеркинда, не от мира сего, или несчастного ребенка, которого родители заставляют бить по клавишам или пиликать на скрипке, в то время как его сверстники с удовольствием гоняют в футбол (помните, в └Покровских воротах": └Играй, Яша, играй!").
Дети, которые выступают на концертах └Классического наследия", в эти образы не вписываются. Вот, пожалуйста, Филипп, учится в духовой музыкальной школе, играет на кларнете. К музыке относится как к любимому увлечению. Жизнь свою с нею пока связывать не собирается. Гоняет в футбол. Слушает популярную └тяжелую" группу └Рамштайн". Хотя конечно, есть среди этих ребят и такие, которые уже сейчас относятся к музыке только как к профессии. └Я искренне не понимаю людей, которые говорят: └Я когда-то учился в музыкальной школе". И что? А дальше? Если ты занимаешься музыкой, этим надо заниматься серьезно", - считает Костя, заканчивающий ту же духовую школу, что и Филипп. Он мечтает играть в квартете и жить жизнью настоящего музыканта. └Я смотрю на своего учителя: у него интересная жизнь. Концерты, поездки, записи. Я хотел бы так жить". Но при этом в разговоре с Костей я совсем не ощущаю, что разговариваю с человеком └не от мира сего". └Ты можешь назвать себя фанатиком?" └В полной мере нет. Но отчет себе в том, как меня воспринимают, отдаю. Я бы определил себя, как └фанатик, но в разумных пределах".
В отношении ребят к музыке прослеживается некая градация. Чем └профессиональнее" подход, тем выше устремления. Кирилл, сын исполнительного директора Ассоциации, с пяти лет играет на трубе, хотя по физиологическим причинам трубу детям разрешают брать только в девять лет. С виду уверенного вида подросток с серьгой в ухе. └Музыка - это мое дело. Я отношусь к этому серьезно. И на сцене я другой, чем на улице со своими приятелями". А будущее свое Кирилл связывает с образованием фонда, который будет помогать детям заниматься музыкой.
А вот еще один персонаж. Известный уже, хотя всего 11-летний, исполнитель пианист Лука Затравкин. Победитель множества международных конкурсов. Говорят, будущий Рахманинов. Его отношение к музыке и к будущей профессии - что для него уже несомненно - во многом воспитано родителями.
Такие родители,
или Семейный случай
Мама Луки, бывший преподаватель консерватории, учит сына отдавать все силы искусству музыки. Каждый день без устали заниматься. Папа, известный художник Никас Сафронов, └сказал мне, что либо я стану лучшим пианистом в мире, либо я не его сын", - рассказывает Лука. Это уже, как говорится, совсем другая история. Лука хочет жить одновременно в России и в Швейцарии, потому что там ему предлагали 200 долларов в час за преподавание, хотя ему всего 11 лет. └Там совсем другое отношение к музыке. Там ценят культуру. В Европе профессия музыканта очень престижна".
Как бы ни было обидно за Россию, но Лука прав - в России профессия музыканта, как правило, безденежна. И даже самые великие российские исполнители, композиторы и дирижеры зарабатывают себе на жизнь за границей. Поэтому, конечно, понятно волнение родителей, когда их ребенок, ходивший в музыкальную школу, как им казалось, └просто ради увлечения", вдруг заявляет, что будет поступать в консерваторию. Так сделал Костя, о котором мы уже говорили, и долго спорил со своими родителями, которые пытались его убедить в неправильности выбора. И все же Костя будет поступать. Убедил.
Разумеется, каждый └семейный случай" - дело отдельное. И вовсе не все нынешние воспитанники музыкальных школ, да даже и не все нынешние лауреаты станут профессиональными музыкантами. Но вот что говорят сами дети и их преподаватели о том, что им уже дала музыка и что они сохранят при выборе любой другой профессии. └Терпение, прежде всего, - говорит Филипп. - Игра на инструменте - это тяжелая работа". └Музыка требует особого отношения, - вторит ему директор Детско-юношеской филармонии. - Преданности. Даже если человек уйдет, другим делом он будет заниматься с такой же отдачей". └Благодаря музыке душа светлеет", - говорит Кирилл.
Если вы приняли решение дать ребенку начальное музыкальное образование, или если он уже учится музыке, и даже если при этом вы не ставили перед собой высокие воспитательные и образовательные цели, одну важную задачу вы уже точно выполнили. Вы показали ему, как можно уходить от обыденности, самим себе делать праздник. Помните такой любимый всеми фильм └День сурка"? Чтобы пережить вечно повторяющийся день - серые будни наших бытовых, рабочих проблем - герою пришлось перейти на новый культурный уровень. В сущности, примитивный по художественной коллизии фильм использовал для этого понятные всем образы: герой стал помогать людям, научился делать красивые фигуры из льда и┘ играть на рояле.
|