Бойченко Л.Д., к.и.н., доцент
Петрозаводского Госуниверситета,
Председатель Карельского центра гендерных исследований
Мировое сообщество сформулировало необходимость достижения в мире гендерного
равенства, для достижения устойчивого прогресса и построения действительно
демократического и недискриминационного общества.
Термин "гендер" (gender - анг.) обозначает пол или род в социокультурном
смысле слова и является продуктом социализации.
"Гендер" относится как к мужчинам, так и к женщинам, к их
социально и культурно обусловленным отношениям. Гендерное равенство нельзя
понимать как абсолютную одинаковость в положении полов. Оно должно быть
реализовано во всех сферах деятельности: экономической, правовой, социальной,
семейной, культурной, бытовой и т.д. Гендерное равенство и гендерное равноправие
не идентичные термины: гендерное равноправие - это один из путей достижения
гендерного равенства. Гендерное равноправие требует создания правовых механизмов
обеспечения гендерного равенства в конкретных ситуациях и правовой ответственности
за его нарушение.
В нашей статье мы собираемся рассказать о том, как действует данный
механизм в Финляндской Республике последние 30 лет.
В странах Северной Европы активная деятельность движения за равноправие
женщин началась в 60-х гг. ХХ века, а с середины 60-х гг. развернулась
и в Финляндии.
В феврале 1966 г. в Старом Доме студенчества Финляндии было основано
"Общество 9", которое ставило своей целью создание такого жизненного
устройства, в котором личности была бы предоставлена возможность самореализации
независимо от половой принадлежности. "Обществом 9" выдвигались
требования по предоставлению одинакового воспитания девочкам и мальчикам,
по улучшению возможности трудоустройства женщин на рынке труда; по осуществлению
принципа одинаковой заработной платы и по устранению двойственной морали,
господствующей в половой жизни. В "Общество" вступило около 500
человек, из которых каждый третий был мужчина. Вопросы равноправия замелькали
в заголовках, а вопросы освобождения женщины и ее неравенства стали темой
общественных дискуссий.
В сентябре 1966 г. Государственным Советом Финляндской Республики был
создан комитет, в основу идеологии которого была положена "миссия"
"Общества 9". Запланировали проведение исследования о положении
женщины в финляндском обществе, с целью подготовки планов и предложений
по содействию вопросам равноправия. Председателем комитета была избрана
Сюльви Силтанен - член Парламента, а позднее - губернатор. Заместителем
председателя - профессор Инкери Антилла. Комитет дал себе название - Комитет
по исследованию положения женщин в обществе.
В июне 1972 г. в своем заключении комитет констатировал, что для улучшения
положения женщин потребуются глубокие и многоступенчатые реформы, для чего
необходима детальная проработка вопросов, постоянное и более широкое понимание
основных целей, как на уровне органов власти, так и среди самих граждан.
Работа комитета была оценена как один шаг на пути к равноправию, вслед
за которым потребуется создать орган, который совместно с властями, государственными
и муниципальными учреждениями, организациями, действующими на рынке труда
и другими сторонами, мог бы на практике проводить реформы по укреплению
равноправия. Это предложение было реализовано осенью 1972 г., когда при
Государственном Совете Финляндской Республики был учрежден Совет по вопросам
равноправия (СВР)(1). Его целью являлось
содействие утверждению равноправия мужчин и женщин в обществе, а также
подготовка реформ, укрепляющих равноправие.
Указ о СВР был принят 31.05.1972 (455/72). Совет был избран на три года,
его председателем назначили секретаря по учебным вопросам Меери Калавайнен,
заместителем - директора кооперативного банка Ахти Пеккала. СВР получил
статус парламентского консультативного органа.
В 1972 г. Среди 200 членов парламента Финляндии было только 43 женщины.
На муниципальных выборах 1972 г. в 26 коммунах не было избрано ни одной
женщины в члены муниципального представительства.
В апреле 1975г. Государственный совет издал приказ, обязывающий все
министерства ежегодно предоставлять данные о количестве женщин, занятых
в работе административных комитетов и др. органов. Увеличение информации,
однако, не привело к усилению равноправия.
В 1977 г. заместителем генерального секретаря ООН была Хельви Сипиля
- представительница Финляндии. Она говорила: "Равноправие предоставляет
женщинам наравне с мужчинами возможность извлекать пользу из развития общества
и отвечать за его развитие. Женщинам, таким образом, следует отказаться
одним нести ответственность за семью, а мужчинам - за общество".
СВР стал направлять свою деятельность на привлечение внимания к фактам,
которые не входят в область компетенции каких-либо государственных или
общественных органов, например: дискриминация по половому признаку, право
мужчин на отпуск по уходу за ребенком, предотвращение насилия по отношению
к женщинам.
Совет осуществляет проверки, разрабатывает конкретные рекомендации и
выдвигает требования к соответствующим сторонам. СВР, вместе со своим секретариатом
выступает в качестве эксперта по вопросам равноправия в Парламенте, министерствах
и ведомствах.
Помимо этого, важной задачей СВР является привлечение внимания властей
к вопросам равноправия непосредственно в административном секторе. Первые
планы по утверждению равноправия были подготовлены министерствами Финляндии
в 1978 и 1979 годах. Тогда, член Парламента Финляндии Матти Луттинен сказал:
"Духовное равноправие должно исходить из каждого дома, из традиций,
из отношений и привычек. Здесь есть что исправить, но изменение не может
произойти мгновенною. В первую очередь - это вопрос о любом виде неравенства
между людьми: о неравенстве между женщинами, о неравенстве между мужчинами,
о неравенстве между мужчинами и женщинами".
В 1982 г. в Финляндии отмечали десятилетие деятельности Совета по вопросам
равноправия. На юбилее, адъюнкту Хельсинкского университета Элине Хаавио-Маннила
была вручена Премия заслуженно женщины исследователя. СВР Аландских островов(2)
был также награжден за активную, исследовательскую работу в области равноправия.
Осенью 1983 г. СВР начал обсуждение вопроса о малочисленности женщин
во всех муниципальных выборных органах и выступил с предложением об изменении
Муниципального Закона. Отношение к вопросу было в принципе положительным,
хотя еще не было готовности принять предложенную СВР формулировку - "одинаковое
число женщин и мужчин".
В 1988 г. в СВР был создан подкомитет по делам мужчин, в задачу которого
входил поиск средств, помогающих пробудить интерес мужчин к работе, связанной
с укреплением равноправия.
Вслед за созданием кризисных центров для женщин, стали возникать и кризисных
центры для мужчин. Большая часть бездомных, алкоголиков, заключенных, "отцов
по выходным" и лиц, совершающих самоубийство - мужчины. Подкомитет
по делам мужчин стал оказывать поддержку организациям и проектам, направленным
на предоставление помощи мужчинам, находящимся в кризисных ситуациях. "Линия
без удара" - это проект, в рамках которого через телефонную службу
доверия, посредством личных бесед и работу дискуссионных групп предоставляется
помощь мужчинам, склонным к насилию в супружеской жизни.
После муниципальных выборов 1996 г. лимиты (или квоты), внесенные в
1995 г. в парламентский Закон о равноправии, стали на практике влиять на
состав муниципальных рабочих органов. Хотя положение в целом в Финляндии
улучшилось, лимитный принцип означал для многих коммун бурные изменения.
В крупных городах исходная ситуация была довольно благоприятной, но в муниципальном
правлении небольших коммун число женщин резко возросло, а в технических
комитетах - удвоилось. Соответственно в библиотечных комитетах, где доминировали
женщины, теперь можно было увидеть больше мужчин.
В 1992 г - на торжественном собрании по поводу двадцатилетия СВР премии
получили: профессор Лииса Ранталайхо - основной разработчик финских исследований,
посвященных положению женщины в обществе, научные заслуги которой получили
международное признание; член парламента Пааво Никула - в качестве первого
уполномоченного по вопросам равноправия. Он доказал, что в процессе утверждения
равенства полов и мужчина может выполнять женскую работу. Так же премию
получил СВР г. Эспоо - первый муниципальный СВР в Финляндии, чей проект
по оценке труда, охвативший все городские службы, был одним из примеров
первопроходческой деятельности Совета.
Согласно исследованию, проведенному в Финляндии в 1995 г. отделом уполномоченных
по вопросам равноправия, положение о лимитах (квотах) более чем оправдало
себя(3). Число женщин в составе комитетов
и советов увеличилось до 48%.
В 2002 г. будет отмечено тридцатилетие деятельности СВР, и мы можем
судить о значимых результатах, тем более что, начиная с 1987 г. исследования
и доклады СВР стали публиковаться в серии Отдела уполномоченного по вопросам
равноправия. Согласно исследованию Союза местных и региональных органов
самоуправления в Финляндии, число женщин в муниципальных комитетах составляет
47% .
Ежегодно СВР дает десятки заключений на актуальные темы. Он так же по
собственной инициативе принимает активное участие в публичных обсуждениях
и представляет свои требования в области равноправия в форме обращений,
предложений и заявлений. На наш взгляд, данный опыт очень важен и полезен
для развития демократического общества в России.
Примечания:
(1) См. подробнее Пионер движения за равноправие.
Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндской Республики.
1997. Хельсинки.
(2) Аландские острова -автономная территория,
входит в состав Финляндской Республики, демилитаризованная зона и член
Совета Европы - прим.Л.Б
(3) В настоящее время квоты применяются в 50
странах мира, гарантируя женщинам возможность участвовать в принятии решений.
- прим. Л.Б.
|