|
C 31 октября по 2 ноября 2003 года в пансионате "Знаменка" под Петербургом состоялся очередной межрегиональный семинар по программе ИЦ НЖФ "Инновационные подходы к образованию". Организаторы: Информационный центр независимого женского форума (ИЦ НЖФ, Москва), молодежная организация "Лаборатория творческих инициатив молодежи" (ЛаТИМ) при Санкт-Петербургском государственном университете в рамках деятельности по проекту ИЦ НЖФ, поддержанному Фондом им. Г. Белля. Основной целевой группой семинара были студенты высших учебных заведений Петербурга, Воронежа, Петрозаводска и Сочи. Семинар был посвящен теме "Молодежь и социальное обновление общества. Гендерный аспект". Кроме студентов, в работе семинара принимали участие преподаватели из разных вузов России, лидеры общественных организаций и социальных инициатив и др. Это третий семинар по программе ИЦ НЖФ для молодежи. В этой работе организаторы не ставили своей целью дать молодежи некую сумму знаний по той или иной дисциплине, наша задача была пробудить и поддержать их интерес к общественной работе, к гендерной проблематике, дать импульс и силы для новой практической работы в общественной сфере, привлечь их внимание к необходимости развития у каждого из них социальных умений и навыков, а не только отвлеченно- абстрактных представлений, сформировать чувство социальной ответственности. Участники семинара, работая в группах, обсудили проблемы, формы социальной активности современной молодежи, поделились своим опытом общественной деятельности, проанализировали само понятие "социальное обновление общества". Особое внимание было уделено обсуждению вопроса, какие образовательные программы нужны для повышения социальной активности молодежи. Второй день семинара был полностью посвящен гендерной проблематике. Ирина Юкина, зав. кафедрой гендерных исследований Невского института языка и культуры, рассказала участникам семинара о гендерном подходе к истории и дореволюционном женском движении в России. Лариса Бойченко, доцент ПетрГУ, раскрыла тему "Для чего необходимо гендерное равенство в России". Семинар проходил в интерактивной форме. Социальное рисование, упражнения на развитие коммуникативных навыков, работа с природными материалами, тренинг на развитие эмпатии - вся эта работа была направлена на то, чтобы не только узнать и понять, но и прочувствовать, что такое социальность и гендерная чувствительность. ИЗ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРА 31 октября 2003 г. Открытие семинара - Габриэлян Нина Михайловна, координатор образовательных программ ИЦ НЖФ, писательница, член Союза писателей г. Москвы. Приветственное слово - Черникова Светлана Александровна, региональный координатор семинара, доцент СПбГУ; Божкова Елизавета Алексеевна, директор ИЦ НЖФ - Цели и задачи семинара - Габриэлян Нина Михайловна
- "Третий сектор - новые возможности для влияния общества на социополитические процессы в городе и стране" - Божкова Елизавета Алексеевна
- Работа в группах, вед. Божкова Е.А
- Кого вы относите к категории "молодежь"
- Какие вы видите проблемы современной молодежи
- Что с вашей точки зрения означает социальное обновление общества
- Что такое общественная деятельность и какой опыт через нее можно обрести
- Какие нужны образовательные программы для повышения социальной активности молодежи и кто их должен разрабатывать
1 ноября 2003 г. - "Введение в гендерную проблематику" - Габриэлян Н.М.
- "Для чего необходимо гендерное равенство в России?" - Бойченко Лариса Дмитриевна, председатель КЦГИ, гл. специалист Архивного управления РК, доцент ПетрГУ
- "Женское движение в России. Первая волна" - Юкина Ирина Игоревна, к. соц. наук, зав. каф. гендерных исследований Невского института языка и культуры
- "Гендерный подход к истории" - Юкина Ирина Игоревна
- Дискуссия "Какие проблемы гендерного равенства актуальны в России"
- "Социальные, экономические и экологические аспекты управления жизнедеятельностью многоквартирного жилого дома" - Сокол Алла Яковлевна, председатель Клуба городского огородничества, г. Санкт-Петербург
2 ноября 2003 г. - "Повышение социальной активности и ответственности студенческой молодежи на примере деятельности молодежной организации ЛаТИМ" - Куличенко Анастасия, Михеева Евгения, ЛаТИМ, Cанкт-Петербург
- "Вовлечение студентов в процессы управления развитием территории на примере Приморского района г. Санкт-Петербурга" - Торопова Ольга, СПбГУ, Санкт-Петербург
- "Опыт вовлечения населения в процессы самоуправления территорией по инициативе молодежи" - Черникова С.А., Чернова Елена, ЛаТИМ, СПб
- "Женское движение РК" - Макарова Оксана, студентка 2-го курса юрфака ПетрГУ
- "Профилактика наркозависимости: модели, тренинги, сценарии. Работа информационного автобуса на Лазаревском взморье" - Полупан Светлана Дмитриевна, сотрудница наркодиспансера г. Сочи
- "Из опыта взаимодействия молодежных инициативных групп и отдела по делам молодежи Лазаревского района г. Сочи в осуществлении социальных программ" - Юлия Киселева, филиал Адыгейского университета г. Сочи
- "Школа социальной журналистики как механизм информационного обеспечения молодежной политики" - Волкова Анастасия, межрегиональный центр "Точка опоры"
- "Деятельность молодежных общественных организаций в г.Пущино" - Танцева Татьяна Валентиновна, специалист по делам молодежи отдела по культуре, спорту и делам молодежи Администрации г. Пущино
- "Участие студенческой молодежи в решении социально важных проблем на примере проблемы предотвращение насилия на гендерной почве" - Казминская Екатерина, координатор телефона доверия ВОД "Защита женщин", Фролова Елена, волонтер ВОД "Защита женщин"
В рамках семинара также проводились тренинги: - "Сделай квадрат", "Искусство для развития социального партнерства, упражнения с цветом" (вед. Габриэлян Н.М.);
- работа с природным материалом, тренинг на развитие эмпатии (вед. Божкова Е.А.).
"Я ОКУНУЛАСЬ В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ" Крылова Анна, студентка Академии культуры и искусств, факультета культуры семьи и детства, отделения "психология", Санкт - Петербург Семинар "Молодежь и социальное обновление общества. Гендерный аспект", прошедший в усадьбе Знаменка, что под Стрельной в Санкт-Петербурге с 31 октября по 2 ноября, был первым семинаром, на котором я побывала. Попав туда по воле случая, я даже и представить себе не могла, сколько нового я смогу открыть в себе и узнать о других. С первого же дня происходящее в кругу участников семинара захлестнуло меня, окунув будто в иной мир, в другую реальность, мне доселе не веданную. Одним из самых сильных впечатлений от семинара было открытие истинной идеологии феминизма. Наше сознание настолько стереотипно и, порой, именно эти стереотипы руководят нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Так и о феминизме. Не только в моем сознании, но и в сознании многих других людей это движение имеет ярко отрицательную окраску, обусловленную навязыванием стереотипов о нём при помощи СМИ и социума в целом. Точно так же и с гендерными вопросами. Этот семинар перевернул все, открыв глаза на истину, разрушая все неверное, что так долго копилось в моем сознании. Я поняла, что феминистское движение борется не только за равные права мужчин и женщин в социальной, политической и пр. сферах жизни, но и стремится (насколько это возможно) искоренять стереотипы, передававшиеся из поколения в поколение, закладывавшиеся в нас веками. Но при этом женщины остаются женщинами со всей своей красотой, нежностью, утонченностью и элегантностью. Мне стало понятным, почему актуальна тема семинара "Молодежь и социальное обновление общества". Потому что, чем раньше человек осознает свое место в жизни, откроет себе свои возможности и свою природу, тем меньше пагубно влияющих стереотипов захватят его разум и тем более свободно он сможет продвигаться по жизни. А молодежь, в свою очередь, будет способствовать развитию младших членов общества, и подобная цепочка сможет вывести нас на другой уровень жизни. Здесь речь идет не столько о феминизме, сколько о потенциале нашей нации. Одним словом, прошедший семинар заставил меня задуматься о многих вещах, поставил такое огромное количество вопросов, что это стало почвой для дальнейших размышлений и идей. Он дал мне силы и стремление идти рядом с теми людьми, кто был там и открыл новые возможности реализации себя. Безусловно, то, что семинар проходил все три дня безвыездно в одном месте, дало возможность настолько глубоко погрузиться во все происходящее, что волей - не волей все мысли, даже в свободное время, были охвачены проблемами и вопросами, рассматривавшимися на семинаре. Хочу признаться, что, приехав обратно, я почувствовала некую доселе не известную мне свободу, что-то изменившую во мне. Я благодарна всем, кто участвовал в этом семинаре и, конечно, организаторам за их радушие, внимательность, искренность, целеустремленность. Спасибо большое! МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ МОЛОДЕЖИ" (ЛАТИМ) lateam@hotbox.ru На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92), Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994 г.), подписанную более 220 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что "университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основах сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии. Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу и создадут обучающие программы, вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов, которые будут обращены к глобальным вызовам окружающей среды и развития, независимо от профиля их преподавания, обучения и исследований". Все началось с проекта ТАСИС "Санкт-Петербург 21", основной задачей которого было широкое распространение идей устойчивого развития (УР) и Местной повестки-21 (МП-21) в нашем городе. Для решения этих задач свои усилия в рамках проекта объединили: Администрация города в лице Комитета по природопользованию, охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, СПбГУ, общественные организации, СМИ, а также наши финские партнеры из г. Лахти. В процессе реализации проекта для каждого из нас - будущих участников "ЛаТИМ" - раскрылись все преимущества и перспективы, связанные с объединением усилий. В марте 2002 г. в СПбГУ проходил один из завершающих этапов работы по проекту ТАСИС "Санкт - Петербур-21", в работе которого мы приняли активное участие. Подготавливая Конкурс "УР глазами студентов" и проводя интернет-исследование о том, какие курсы по УР и МП 21 читаются в ВУЗах нашего города, мы познакомились, подружились, и даже успели понять, что можем и сами совершать разнообразные действия по распространению идей и принципов УР. Первый успех - проведение Конкурса-выставки - придал нам смелости и вселил веру в собственные силы. И хотя у каждого из нас свое видение жизни, свои цели и приоритеты, в ходе осуществления работы мы ясно ощутили, что объединение в инициативные группы является наиболее продуктивным способом общественного участия и продвижения идей устойчивого развития. Работая в рамках этого проекта, мы ясно осознали, как важно объединение инициативной творческой молодежи на пути продвижения устойчивого развития. Еще во время наших первых встреч возникла идея - не прекращать сотрудничества после окончания проекта. В последствии эта идея окончательно оформилась в стремление объединиться в молодежную общественную организацию. Почему молодежную? Да потому, что мы - это студенты и выпускники географического и биологического факультетов СПбГУ, мы - это молодые люди, распространяющие идеи МП -21 и УР среди населения, мы - это те, кто пытается изменить окружающую среду, опираясь на свой личный опыт и жизненные принципы, мы - это ЛаТИМ. Название организации было выбрано не случайно. ЛаТИМ - это русскоязычная интерпретация английского выражения "Local Agenda Team" (LАteam) - ("команда Местной повестки"), а также Лаборатория Творческих Инициатив Молодежи, а коротко - снова ЛаТИМ. Для нас ЛаТИМ - это способ применить наши знания в жизни и своей практической деятельностью способствовать переходу родного города на путь устойчивого развития. Мы надеемся, что для каждого из нас участие в ЛаТИМ будет эффективным катализатором профессионального развития. В настоящее время в состав ЛаТИМа входят 14 человек двух факультетов Санкт-Петербургского государственного университета - биолого-почвенного и географии и геоэкологии. Целью своей деятельности мы видим распространение идей УР среди различных групп населения - среди студенчества и молодежи, школьников и родителей. Для этого студенты ведут научную, исследовательскую деятельность, переводят зарубежную литературу, посвященную вопросам УР и МП-21, сами разрабатывают информационные материалы для распространения идей УР среди населения. Организуют и принимают участие в семинарах, тренингах, налаживают контакты с организациями, работающими в области УР.
|