[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

О Заседании Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации от 22 января 2003 года

03-03-2003  

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

1. "Об освещении гендерных вопросов в системе образования"
Коврижных Юрий Васильевич - заместитель Министра образования Российской Федерации,
Хасбулатова Ольга Анатольевна - проректор Ивановского государственного университета

2. Разное

ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации

г. Москва, от 22 января 2003 г. № 1

Председательствовала:
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации,
председатель Комиссии - В.И. Матвиенко

Присутствовали:
Члены Комиссии - В.И.Галицкий, Н.И.Гетман, О.Ф.Гобзева, С.П.Горячева, М.К.Добровольская, А.П.Егорушков, Г.Н.Карелова, Ю.В.Коврижных, Е.Н.Ким, Е.Ф.Лахова, О.С.Мальгинов, В.Н.Пивненко, А.В.Федулова, Т.Л. Фролова, О.В.Шарапова, Л.И.Швецова;
ответственные работники федеральных органов исполнительной власти - Т.А.Мельникова, В.Т.Понизов, Т.К.Ростовская, И.В.Тихомирова;
проректор Ивановского государственного университета - О.А.Хасбулатова;
ответственные работники аппаратов Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - О.Л.Морошкина, Н.Т.Удалова, З.М.Суслова

I. Об освещении гендерных вопросов в системе образования
(Коврижных, Лахова, Карелова, Хасбулатова, Матвиенко)

  1. Принять к сведению информацию заместителя Министра образования Российской Федерации Ю.В.Коврижных и проректора Ивановского государственного университета О.А.Хасбулатовой по данному вопросу.
  2. Минобразованию России (В.М.Филиппову):
    * проработать вопрос о включении дисциплин по основам гендерных знаний в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и о результатах проинформировать Комиссию до 1 декабря 2003 года;
    * содействовать расширению научно-исследовательских работ по гендерной тематике, подготовке научных кадров по данному научному направлению;
    * рассмотреть вопрос о возможности открытия на базе Ивановского государственного университета межвузовского научно-учебно-методического центра по гендерным исследованиям и гендерному образованию и о результатах проинформировать Комиссию;
    * предусмотреть в программе курсов повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей освещение вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования.
  3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    * разработать и принять региональные программы об освещении гендерных вопросов в системе образования и о результатах проинформировать Комиссию до 31 декабря 2003 года;
    * учитывать гендерный аспект при разработке планов социального и социально-экономического развития регионов.

II. Разное
(Мальгинов, Горячева, Понизов, Карелова)

Минтруду России (Г.Н.Кареловой) представить на утверждение План работы Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации на 2003 год с учетом замечаний и предложений членов Комиссии.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации,
председатель Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации В.И.Матвиенко


Информация об освещении гендерных вопросов в системе образования
(к заседанию Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации)

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин, независимо от пола, вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Основное общее образование обязательно.

Возможность получения образования независимо от пола гарантируется также статьей 5 закона РФ "Об образовании". В образовательных учреждениях России лица обоих полов получают образование совместно, по одним и тем же программам, учебникам. Им преподают одни и те же преподаватели, используя идентичные формы обучения и методы преподавания. Законодательно обеспечены одинаковые возможности для получения стипендии и других пособий на образование. В целом действующие правовые нормы в области образования не содержат дискриминационных положений по признаку пола.

Статистика свидетельствует о том, что данные положения законодательных актов реализуются на практике. Так, из общей численности обучающихся в общеобразовательной школе (1-11 классы) 50,2 % составляют девочки; существуют незначительные отличия в старшей школе, которые связаны с возможностью выбора. Девочки больше склонны к получению среднего (полного) общего образования в школе, а не в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, поэтому 57,3 % от общего числа учащихся в 10-11 классах составляют девочки.

В вечерних образовательных учреждениях девушек обучается всего 38,1 %, что подтверждает их стремление получить образование в очных формах, не откладывая на более поздние сроки. В средних специальных учебных заведениях девушки составляют 55%, в высших учебных заведениях учится 56 % девушек, 44 % юношей. Среди студентов, осуществляющих обучение на основе полного возмещения финансовых затрат, также не наблюдается гендерной асимметрии. Среди аспирантов женщины составляют 43 %, среди докторантов- 36%.

Диспропорция наблюдается на протяжении нескольких десятилетий в сосредоточении девушек и юношей по группам специальностей, а именно: по гуманитарным специальностям обучается 61% девушек и 39% юношей, по техническим специальностям - 69 % юношей и 31 % девушек.

В России общепринятым является совместное обучение мальчиков и девочек, но по решению учредителей могут быть открыты общеобразовательные учреждения для учащихся одного пола. Подобные учреждения открываются, но среди них преобладают учреждения для мальчиков, как правило, связанные с военной подготовкой ( например, кадетские школы). Весьма редкие примеры гимназий, лицеев с раздельным обучением мальчиков и девочек показывают, что различий в содержании основных школьных предметов не существует, обычно такие учреждения создаются ради решения воспитательных задач. Тенденции к росту потребности населения в таких учреждениях и к увеличению их числа не наблюдается.

В целом уровень образования женщин превышает уровень образования мужчин. Согласно результатам обследования населения по проблемам занятости в 1999 году, 63,8 % женщин имеют высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование в сравнении с 50,8 % мужчин по тем же показателям.

Минобразование России видит свою задачу в сохранении доступных и качественных услуг в области образования для всех членов общества, без различия по полу или иным характеристикам.

Гендерный состав преподавательских кадров до настоящего времени не сбалансирован. Среди учителей общеобразовательных школ преобладают женщины (82%), среди преподавателей профтехучилищ женщины составляют 60%, в техникумах доля женщин- 66%. Наиболее сбалансирован состав преподавательских кадров в высших учебных заведениях: здесь трудится 42% женщин и 56% мужчин. Гендерный дисбаланс наблюдается среди преподавателей, имеющих ученую степень: из числа докторов наук женщин насчитывается 17,9%, среди кандидатов наук - 31,9%.

Пока не достигнут гендерный баланс в составе руководящих кадров образовательных учреждений. Среди директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений женщин большинство - 82%. Среди ректоров вузов большинство (95%) составляют мужчины. Среди проректоров женщин - 16%, деканов факультетов - 22%, заведующих кафедрами - 26%.

С целью повышения роли женщин в обществе и достижения гендерного равенства Минобразование России с 1994 года финансирует научные программы и проекты в области гендерных исследований. В 1997 году была утверждена межвузовская научно-исследовательская программа "Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии". В 1998-1999 годах в программе участвовало 22 вуза, еще 50 вузов участвовало в научных конференциях, научно-издательской деятельности, осуществлявшейся в рамках программы. Тематика научных исследований была достаточно обширной и охватывала различные направления гендерных исследований (социальную политику, занятость, управление, насилие в отношении женщин, гендерные аспекты коммуникации, национального сознания, систем ценностей, гендерную историю и т.д.). Есть основания считать, что с 1998 гендерные исследования были иституционализированы в системе высшего образования.

В 1998-2000 году по гендерным вопросам в системе образования были успешно защищены 6 докторских и 48 кандидатских диссертаций.

Важным направлением научной деятельности вузов стали подготовка научных кадров в области гендерной теории, формирование учебно-методической базы для преподавания спецкурсов по гендерной тематике, обмен научной информацией между коллективами ученых. С этой целью на базе головной организации - Ивановского госуниверситета - начал издаваться ежеквартальный российский научных журнал "Женщина в российском обществе", ежегодно проводятся международные научные конференции по женской и гендерной тематике.

С 2000 года гендерные исследования осуществляются учеными в рамках научной программы "Университеты России - фундаментальные исследования". С 2001 года в рамках межвузовской научно-исследовательской программы поддержки региональной науки сформирован подраздел "Гендерные исследования", который объединяет ведущие научные коллективы системы высшего образования. Ряд проектов осуществляется учеными при поддержке зарубежных благотворительных фондов.

С 2001-2002 учебного года в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Министерства образования РФ для специальности "социальная работа" введена учебная дисциплина "Гендерология". Спецкурсы по гендерной тематике читаются в большинстве вузов России. Приказом Минобразования России № 141 от 21.01.2002 г. в 2002 году объявлен всероссийский конкурс студенческих научных работ по направлению "Гендерные исследования".

С 2001 года на базе Ивановского госуниверситета функционирует Российский межвузовский центр гендерных исследований. Ежегодно по данному научному направлению защищаются десятки докторских и кандидатских диссертаций. При поддержке Женской Сетевой программы Института "Открытое общество" (фонд Сороса-Россия) и Минобразования России коллективами ученых МГПУ, Саратовского государственного технического университета, Ивановского государственного университета, Нижегородского государственного университета, Санкт-Петербургского филиала Европейского университета, Института сравнительной политологии РАН осуществляется проект по разработке и изданию серии учебных пособий по гендерной тематике для гуманитарных специальностей с рекомендацией Минобразования России использовать их в образовательном процессе.

В целях устранения гендерных стереотипов в учебной литературе Минобразование России финансирует научный проект ученых г.г. Иванова и Санкт-Петербурга, осуществляющих в 2001-2002 годах гендерную экспертизу учебников для общеобразовательных школ. Результаты этой работы станут предметом обсуждения научно - педагогической общественности России.

22-27 июня 2002 года при поддержке Минобразования России и Института "Открытое общество" (фонд Сороса-Россия) в г. Иванове прошел фестиваль гуманитарных наук, центральным событием которого стала VII международная научная конференция "Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе", на которой подведены итоги, определены перспективы научной и образовательной политики в области достижения гендерного равенства и улучшения положения женщин в России.

Равные возможности и равные условия получения общего образования вне зависимости от пола, которые справедливо могут рассматриваться как демократическое достижение системы образования России, тем не менее, порождают некоторые проблемы.

Исследования ученых показывают, что в системе общего образования, несмотря на определенное продвижение вперед в плане использования гендерного подхода в обучении, в некоторых аспектах общее образование продолжает оставаться "мужским" (нацеленным на психологические особенности развития детей и подростков мужского пола, на достижение в дальнейшем более высокого социального статуса мужчинами). Отсюда явное несоответствие между школьными успехами девочек и их профессиональными достижениями в зрелом возрасте. Асимметрия гендерных представлений в образовании сказывается на планах о будущем современных девочек - они снижают уровень своих социальных, профессиональных притязаний. Причем отмечается, что преобладание среди женщин-учителей (которые составляют 85,7 % от общего числа), зачастую усиливает формирование у девочек сниженных ориентации на высокую социальную роль женщины в обществе, профессиональную карьеру, ориентирует на традиционные ценности: жены, матери, хозяйки дома. Это происходит потому, что женщины-учителя также являются продуктами гендерной социализации и большинство из них не осознает предвзятого отношения к дальнейшей судьбе девочек и их роли в обществе.

Достигнув реального равенства в образовании мальчиков и девочек, Россия стоит на пороге решения проблем более эффективной реализации способностей учащихся разного пола на основе гендерного подхода.

 


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

Летняя образовательная школа "Общество и гендер" в Рязани

Рязанский гендерный центр в содружестве с Рязанским государственным педагогическим университетом и Московским государственным лингвистическим университетом проводит с 1 по 12 июля 2003 г. летнюю образовательную школу "Общество и гендер".

Летняя школа (Ивановская обл.) "Комплексная модель гендерного бразования: от ВУЗа к школе"

Летняя школа рассчитана на 25 участников из центрального региона России, которые будут отобраны по итогам открытого конкурса. К участию приглашаются учителя истории, литературы, обществознания, а также школьные психологи. Занятия проводят преподаватели университетов Иваново, Москвы, Санкт-Петербурга, Душанбе, Твери.

Всероссийская научная конференция "Гендерное образование как фактор устойчивого развития России" (Иваново, 19-20 июня 2003 г.)

Цели конференции - содействие институционализации гендерного образования в средней и высшей школе; повышение гендерной квалификации преподавателей вузов и учителей школ; обмен опытом, обсуждение специфики преподавания основ гендерной теории в различных типах учебных заведений; разработка технологий интеграции гендерной тематики в гуманитарные дисциплины; разработка научно-методических рекомендаций.

Летняя образовательная школа "Общество и гендер"

Рязанский гендерный центр в содружестве с Рязанским государственным педагогическим университетом и Московским государственным лингвистическим университетом проводит с 1 по 12 июля 2003 г. летнюю образовательную школу "Общество и гендер".

Гендерное образование через Интернет!

Электронная библиотека для специалистов в области гендерных исследований открыта на портале «Женщина и общество» - www.owl.ru/library. Работа проводится в рамках проекта, поддержанного Женской сетевой программой ИОО-Россия (Фонд Сороса).

В Томске стартовал проект «Гендерная идентичность в контексте разных историко-культурных типов: стратегии и методики гендерного образования»

Проет осуществляется Кафедрой истории средних веков Томского государственного университета при участии Томского центра гендерных исследований и при поддержке Фонда Сороса (Институт Открытое Общество). Научный руководитель проекта – к.и.н., доцент ТГУ И.Ю.Николаева.

Изучаем гендерное равенство

Третья конференция по гендерному равенству в высшем образовании пройдет 13-16 апреля 2003 года в университете Генуи (Италия)

Мировой саммит информационного сообщества

Гендерные перспективы и гендерный подход в информационном сообществе - это то, что необходимо рассмотреть на повестке дня саммита.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]