C 19 декабря в Томске началось осуществление образовательного проекта «Гендерная идентичность в контексте разных историко-культурных типов: стратегии и методики гендерного образования». Проет осуществляется Кафедрой истории средних веков Томского государственного университета при участии Томского центра гендерных исследований и при поддержке Фонда Сороса (Институт Открытое Общество). Научный руководитель проекта – к.и.н., доцент ТГУ И.Ю.Николаева. 19 – 23 декабря в рамках проекта был прочитан спецкурс «Гендерная и женская история Россиии и Европы». Автор спецкурса Н.Л.Пушкарева, доктор историческиъх наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Наталья Львовна Пушкарева второй раз приезжает в Томск, чтобы читать спецкурсы оп гендерной тематике. Основная цель проекта: подготовка образовательного блока, способствующего изживанию консервативного подхода в системе исторического образования нашего общества, а также преодолению гендерных стереотипов обыденного сознания, затрудняющих процесс формирования новой гендерной идентичности. Задачи проекта: 1. подготовка блока специальных курсов и семинаров по исторической типологии гендерной идентичности, который помет слушателям расширить границы гендерного сознания, выработать более толерантные установки сознания и поведения, способствующие преодолению традиционной гендерной асимметрии; 2. «Расшифровка» механизмов формирования и исторического опыта преодоления гендерной асимметрии в различных обществах способна не только расширить кругозор слушателей, но и облегчить приращение навыков практического анализа гендерных проблем и ситуаций, возникающих в повседневной жизни. 3. Повышение гендерной культуры и квалификации авторского коллектива проекта за счет «донорской» помощи ведущих специалистов в области гендерных исследований и программ, пополнение собственного «гендерного багажа» кафедры истории средних веков ТГУ и Центра гендерных исследований инновационными знаниями и технологиями гендерного анализа. 4. Вовлечение женщин и молодых преподавателей и аспирантов в реализацию заявленных планов как одного из слагаемых «практического» содействия интеграции гендерного подхода в систему высшего образования. Содержательная новизна проекта заключается в попытке создания компаративистского и в то же время системно-целостного междисциплинарного образовательного блока, ориентированного на выявление новаций, с которыми связано изживание старых гендерных стереотипов и формирование новой гендерной идентичности. Отсутствие такого учебного блока в образовательном пространстве российских, как, впрочем, и зарубежных вузов, делает такого рода опыт работы значимым в плане поиска и отработки путей реализации стратегии конкурса – повышения уровня гендерной культуры общества. Уникальность предлагаемого проекта заключается в методах подачи материала и тренинга участников семинаров, которые вытекают из образовательной стратегии проекта. Пополнение багажа знаний участников проекта о новых гендерных методиках будет осуществляться не только посредством традиционной лекционной формы, но и методам дистанционного образования, налаживания через сеть Интернет динамичной системы консультаций сотрудников проекта у ведущих специалистов в гендерной области. Далее. Каждый из предполагаемых семинаров будет ориентирован на приращение навыков самостоятельного анализа гендерных проблем. В ходе осуществления проекта будет прочитано три спецкурса для студентов, аспирантов, преподавателей университета и всех, интересующихся методом гендерного анализа исторического процесса. Темы семинаров: 1. «Гендерная идентичность в режиме большого времени: актуальные проблемы современности». Отв. исп. – доц. ТГУ И.Ю.Николаева, доц. ТГПУ Г.Г.Супрыгина и руководитель Центра гендерных исследований Т.М. Дмитриева. Срок проведения – конец января. Знакомство слушателей с актуальными гендерными проблемами как в области научных исследований, так и повседневной жизни современного общества. Прочитанные ранее спецкурсы зададут тон обсуждения на последующем семинаре дискуссионных проблем, связанных с формированием новой гендерной идентичности, а именно: современное массовое общество и его гендерные типы; сходство и различие форм и методов «репрессирования» женской идентичности (в самых разных сферах ее реализации) в современном, западном и российском обществе; пути преодоления гендерной асимметрии в повседневной жизни на уровне окультурации массового сознания (ключевые вопросы обсуждения будут подкреплены показом знаковых сюжетов из известных фильмов, скажем вопрос о гендерном мифотворчестве масс-медиа как одном из способов мужского «контроля» над женской идентичностью, может быть предпослан показ роликов из популярной в широких слоях киноленты «Красотка». 2. «Культ Прекрасной дамы во Франции: формирование новой гендерной идентичности в средневековом обществе». Отв. исполнитель – доц. И.Ю. Николаева. Приблизительный срок проведения – февраль 2003г. Программа: а) лекционная часть - междисциплинарный экскурс в историю возникновения культа Прекрасной дамы во Франции XII-XIII веков, показать взаимосвязь новой куртуазной системы отношений, «признания» женщины со специфически французским социальным ландшафтом его появления, выяснить, почему культурная трансформация средневековых традиционных представлений о женщине и соответственно отношения к женщине стала возможной ранее всего во Франции; обозначить психологические механизмы интериоризации культа в других социальных и «национальных» средах европейского общества; б) практическая часть - тренинг по овладению участниками семинара навыков анализа гендерного дискурса в рыцарском романе, жестах, лэ; дискуссия по вопросу о том, могла ли данная куртуазная игра, свидетельствовавшая о серьезных коррективах в гендерном сознании традиционного общества, зародиться где-либо кроме Франции; обсуждение вопроса о том, что общего по своей психологической природе имеет средневековый дискурс «Прекрасной дамы» и современные дискурсивные практики аналогичного рода; в) анкетирование участников и подведение итогов работы. Эта часть программы одинакова для всех семинаров, поэтому в следующих программах опускается. 3. «Женщина в системе гендерных отношений Франции Нового времени: пути социализации, пути эмансипации». Отв. исп.– доц. ТГУ Т.И. Зайцева. Срок проведения – апрель 2003г. Программа: а) лекционная часть -, женщина в придворной среде (инструмент и жертва политической борьбы); примеривание мужских ролей – попытки борьбы с мужским доминированием; от примеривания ролей к уравниванию позиций (мужчина-щеголь и женщина-философ); расширение женских «сетей влияния» через куртуазию любви – от любовного приключения до «большой политики»; метаморфозы гендерного дискурса в период «либерализации» - парадоксы женской эмансипации; б) круг предлагаемых для анализа материалов - от текстов элитарной просветительской культуры, скажем, 5-ой книги «Эмиля» («Софи, или женщина») до разных вариантов. 4. «Гендерные аспекты новоевропейского лидерства: Елизавета I и ее подданные». Отв. исп.- доц. Н.В.Карначук. Срок проведения – июнь 2003г. Программа: а) лекционная часть - очерк социальной и политической жизни Англии II пол.XVIвека, выделение традиционных гендерных установок англичан в частной и общественной сферах жизни; демонстрирование механизмов «отказа» женщины-правительницы и ее подданных от традиционных гендерных установок; анализ глубины трансформации гендерных установок в новой матрице властных отношений на примере царствования Марии I и Елизаветы I Тюдор; б) практическая часть - анализ текстов поздне-тюдоровской эпохи – от элитарной поэзии, например, Шекспира, до памфлетов, распространявшихся в простонародной среде, на основе чего участники семинара смогут сами зафиксировать своеобразие понимания гендерных проблем в указанную эпоху. Анализ предложенных кинематографических версий образа Елизаветы I позволит слушателям наработать навыки корректного анализа разного рода мифов, создаваемых масс-медиа. 5. «Буржуазное общество и гендерная идентичность». Отв. исп.- доц. ТГУ А.Ю. Соломеин, асп. С.В. Карагодина. Срок проведения – сентябрь 2003 г. Программа: а) лекционная часть - интериоризация морали как структурообразующий момента становления новых гендерных отношений в буржуазной среде; генезис гендерной идентичности западноевропейского буржуазного общества; новая идентичность в пространстве диалога хозяйственно-репродуктивных интересов и престижных форм социально-культурного подражания аристократии; нарастание гендерной асимметрии как результат поиска новых ресурсов эксплуатации и мужского самоутверждения; формы и способы депривации женщины в самых разных областях жизни; пуританская мораль – формы идеологического и психологического контроля над женской идентичностью в раннебуржуазном обществе; амбивалентность гендерного дискурса просветителей; б) практический тренинг - анализ широкого круга литературных источников, от новелл Боккаччо до отрывков из произведений Флобера, а также сюжеты из кино- и видео-продукции, например, французской телеверсии «Бальзак». 6. «Русские маргиналки : опыт эмансипации в традиционном обществе». Отв. исп. – доц. О.Н.Мухин, асп. А.В. Соболевский. Срок проведения – ноябрь 2003 г. Программа: а) лекционная часть - русская гендерная традиция в сравнительном контексте с европейским материалом, национальное своеобразие гендерной асимметрии на примере маргинальных проявлений эмансипации Нового времени, получавшей «карт-бланш» в горячее время социальных подвижек; освящение таких сюжетов как, женщины в Расколе (боярыня Морозова), женщины «у власти» ( Наталья Кирилловна Нарышкина, царевна Софья и т.д.); женщины в пространстве культура (Е. Воронцова-Дашкова); б) практическая часть - анализ предложенных источников от текстов, так называемых беспоповцев, до переписки Екатерины II с княгиней Дашковой, обсуждение видеоряда известных кинематографических образов, скажем, Екатерины Великой и т.д. Предполагаемые участники семинаров – представители преподавательского корпуса томских вузов, административной элиты г.Томска получат соответствующие рекламные проспекты, кроме того предусмотрено привлечение внимания широкой аудитории с помощью местных СМИ (ГТРК, частной телекомпании «ТВ-2» и др.).
|