[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Анонсы, 2000-2004

В Томске стартовал проект «Гендерная идентичность в контексте разных историко-культурных типов: стратегии и методики гендерного образования»

24-12-2002 inter@admin.tomsk.ru

   C 19 декабря в Томске началось осуществление образовательного проекта «Гендерная идентичность в контексте разных историко-культурных типов: стратегии и методики гендерного образования». Проет осуществляется Кафедрой истории средних веков

Томского государственного университета при участии Томского центра гендерных исследований и при поддержке Фонда Сороса (Институт Открытое Общество). Научный руководитель  проекта – к.и.н., доцент ТГУ И.Ю.Николаева.

19 – 23 декабря в рамках проекта был прочитан спецкурс «Гендерная и женская история Россиии и Европы». Автор спецкурса Н.Л.Пушкарева, доктор историческиъх наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Наталья Львовна Пушкарева второй раз приезжает в Томск, чтобы читать спецкурсы оп гендерной тематике.

Основная цель проекта:

подготовка образовательного блока, способствующего изживанию консервативного подхода в системе исторического образования нашего общества, а также преодолению гендерных стереотипов обыденного сознания, затрудняющих процесс формирования новой гендерной идентичности.

Задачи проекта:

1. подготовка блока специальных курсов и семинаров по исторической типологии гендерной идентичности, который помет слушателям расширить границы гендерного сознания, выработать более толерантные установки сознания и поведения, способствующие преодолению традиционной гендерной асимметрии;

2. «Расшифровка» механизмов формирования и исторического опыта преодоления гендерной асимметрии в различных обществах способна не только расширить кругозор слушателей, но и облегчить приращение навыков практического анализа гендерных проблем и ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

3. Повышение гендерной культуры и квалификации авторского коллектива проекта за счет «донорской» помощи ведущих специалистов в области гендерных исследований и программ, пополнение собственного «гендерного багажа» кафедры истории средних веков ТГУ и Центра гендерных исследований инновационными знаниями и технологиями гендерного анализа.

4. Вовлечение женщин и молодых преподавателей и аспирантов в реализацию заявленных планов как одного из слагаемых «практического» содействия интеграции гендерного подхода в систему высшего образования.

Содержательная новизна проекта заключается в попытке создания компаративистского и в то же время системно-целостного междисциплинарного образовательного блока, ориентированного на выявление новаций, с которыми связано изживание старых гендерных стереотипов и формирование новой гендерной идентичности. Отсутствие такого учебного блока в образовательном пространстве российских, как, впрочем, и зарубежных вузов, делает такого рода опыт работы значимым в плане поиска и отработки путей реализации стратегии конкурса – повышения уровня гендерной культуры общества.

Уникальность предлагаемого проекта заключается в методах подачи материала и тренинга участников семинаров, которые вытекают из образовательной стратегии проекта. Пополнение багажа знаний участников проекта о новых гендерных методиках будет осуществляться не только посредством традиционной лекционной формы, но и методам дистанционного образования, налаживания через  сеть Интернет динамичной системы консультаций сотрудников проекта у ведущих специалистов в гендерной области. Далее. Каждый из предполагаемых семинаров будет ориентирован на приращение навыков самостоятельного анализа гендерных проблем.

 

В ходе осуществления проекта будет прочитано три спецкурса для студентов, аспирантов, преподавателей университета и всех, интересующихся методом гендерного анализа исторического процесса.

Темы семинаров:

1. «Гендерная идентичность в режиме большого времени: актуальные проблемы современности». Отв. исп. – доц. ТГУ И.Ю.Николаева, доц. ТГПУ Г.Г.Супрыгина  и руководитель Центра гендерных исследований Т.М. Дмитриева. Срок проведения – конец января.

Знакомство слушателей с актуальными гендерными проблемами как в области научных исследований, так и повседневной жизни современного общества. Прочитанные ранее спецкурсы зададут тон обсуждения на последующем семинаре дискуссионных проблем, связанных с формированием новой гендерной идентичности, а именно: современное массовое общество и его гендерные типы; сходство и различие форм и методов «репрессирования» женской идентичности (в самых разных сферах ее реализации) в современном, западном и российском обществе; пути преодоления гендерной асимметрии в повседневной жизни на уровне окультурации массового сознания (ключевые вопросы обсуждения будут подкреплены показом знаковых сюжетов из известных фильмов, скажем вопрос о гендерном мифотворчестве масс-медиа как одном из способов мужского «контроля» над женской идентичностью, может быть предпослан показ роликов из популярной в широких слоях киноленты «Красотка».

2. «Культ Прекрасной дамы во Франции: формирование новой гендерной идентичности в средневековом обществе». Отв. исполнитель – доц. И.Ю. Николаева. Приблизительный срок проведения – февраль 2003г.

Программа:

а) лекционная часть - междисциплинарный экскурс в историю возникновения культа Прекрасной дамы во Франции XII-XIII веков, показать взаимосвязь новой куртуазной системы отношений, «признания» женщины со специфически французским социальным ландшафтом его появления, выяснить, почему культурная трансформация средневековых традиционных представлений о женщине и соответственно отношения к женщине стала возможной ранее всего во Франции; обозначить психологические механизмы интериоризации культа в других социальных и «национальных» средах европейского общества;

б) практическая часть - тренинг по овладению участниками семинара навыков анализа гендерного дискурса в рыцарском романе, жестах, лэ; дискуссия по вопросу о том, могла ли данная куртуазная игра, свидетельствовавшая о серьезных коррективах в гендерном сознании традиционного общества, зародиться где-либо кроме Франции; обсуждение вопроса о том, что общего по своей психологической природе имеет  средневековый дискурс «Прекрасной дамы» и современные дискурсивные практики аналогичного рода;

в) анкетирование участников и подведение итогов работы. Эта часть программы одинакова для всех семинаров, поэтому в  следующих программах опускается.

3. «Женщина в системе гендерных отношений Франции Нового времени: пути социализации, пути эмансипации». Отв. исп.– доц. ТГУ Т.И. Зайцева. Срок проведения – апрель 2003г.

Программа:

а) лекционная часть -, женщина в придворной среде (инструмент и жертва политической борьбы); примеривание мужских ролей – попытки борьбы с мужским доминированием; от примеривания ролей к уравниванию позиций (мужчина-щеголь и женщина-философ); расширение женских «сетей влияния» через куртуазию любви – от любовного приключения до «большой политики»; метаморфозы гендерного дискурса в период «либерализации» - парадоксы женской эмансипации;

б) круг предлагаемых для анализа материалов - от текстов элитарной просветительской культуры, скажем, 5-ой книги «Эмиля» («Софи, или женщина») до разных вариантов.

4. «Гендерные аспекты новоевропейского лидерства: Елизавета I и ее подданные».  Отв. исп.- доц. Н.В.Карначук. Срок проведения – июнь 2003г.

Программа:

а) лекционная часть - очерк социальной и политической жизни Англии II пол.XVIвека, выделение традиционных гендерных установок англичан в частной и общественной сферах жизни; демонстрирование  механизмов «отказа» женщины-правительницы и ее подданных от традиционных гендерных установок; анализ глубины трансформации гендерных установок в новой матрице властных отношений на примере царствования Марии I и Елизаветы I Тюдор;

б) практическая часть - анализ текстов поздне-тюдоровской эпохи – от элитарной поэзии, например, Шекспира, до памфлетов, распространявшихся в простонародной среде, на основе чего участники семинара смогут сами зафиксировать своеобразие понимания гендерных проблем в указанную эпоху. Анализ предложенных кинематографических версий образа Елизаветы I позволит слушателям наработать навыки корректного анализа разного рода мифов, создаваемых масс-медиа.

5. «Буржуазное общество и гендерная идентичность». Отв. исп.- доц. ТГУ А.Ю. Соломеин, асп. С.В. Карагодина. Срок проведения – сентябрь 2003 г.

Программа:

а) лекционная часть - интериоризация морали как структурообразующий момента становления новых гендерных отношений в буржуазной среде; генезис гендерной идентичности западноевропейского буржуазного общества; новая идентичность в пространстве диалога хозяйственно-репродуктивных интересов и престижных форм социально-культурного подражания аристократии; нарастание гендерной асимметрии как результат поиска новых ресурсов эксплуатации и мужского самоутверждения; формы и способы депривации женщины в самых разных областях жизни; пуританская мораль – формы идеологического и психологического контроля над женской идентичностью в раннебуржуазном обществе; амбивалентность гендерного дискурса просветителей;

б) практический тренинг - анализ широкого круга литературных источников, от новелл Боккаччо до отрывков из произведений Флобера, а также сюжеты из кино- и видео-продукции, например, французской телеверсии «Бальзак».

6. «Русские маргиналки : опыт эмансипации в традиционном обществе». Отв. исп. – доц. О.Н.Мухин, асп. А.В. Соболевский. Срок проведения – ноябрь 2003 г.

Программа:

а) лекционная часть - русская гендерная традиция в сравнительном контексте с европейским материалом, национальное своеобразие гендерной асимметрии на примере маргинальных проявлений эмансипации Нового времени, получавшей «карт-бланш» в горячее время социальных подвижек; освящение таких сюжетов как, женщины в Расколе (боярыня Морозова), женщины «у власти» ( Наталья Кирилловна Нарышкина, царевна Софья и т.д.); женщины в пространстве культура (Е. Воронцова-Дашкова);

б) практическая часть - анализ предложенных источников от текстов, так называемых беспоповцев, до переписки Екатерины II с княгиней Дашковой, обсуждение видеоряда известных кинематографических образов, скажем, Екатерины Великой и т.д.

Предполагаемые участники семинаров – представители преподавательского корпуса томских вузов, административной элиты г.Томска получат соответствующие рекламные проспекты, кроме того предусмотрено привлечение внимания широкой аудитории с помощью местных СМИ (ГТРК, частной телекомпании «ТВ-2» и др.).


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Рекомендация Министерства образования РФ по изучению основ гендерных знаний в системе образования

Комиссия по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации 22 января 2003 года рассмотрела вопрос "Об освещении гендерных вопросов в системе образования". В решении Комиссии содержатся рекомендации в адрес Минобразования России об организации в системе образования повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров по гендерным проблемам в системе образования.

Гендер и политический дискурс

Татьяна Рябова (Иваново) приглашает посетить ее веб-сайт

Меняющиеся мужчины в меняющемся мире

Начиная разговор о меняющихся мужчинах в меняющемся мире, мне бы хотелось вспомнить об истории мужчин в целом.

Гендерное равенство - в жизнь

Представители ресурсного центра гражданского образования "Сана Сезiм" города Шымкента в апреле 2003 года провели в рамках университета тренинг по гендерному образованию. В нем приняли участие школьники, студенты, стажеры, методисты, а также сотрудники Юридического научного центра.

Летняя образовательная школа "Общество и гендер" в Рязани

Рязанский гендерный центр в содружестве с Рязанским государственным педагогическим университетом и Московским государственным лингвистическим университетом проводит с 1 по 12 июля 2003 г. летнюю образовательную школу "Общество и гендер".

О Заседании Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации от 22 января 2003 года

Повестка дня, протокол и информация об освещении гендерных вопросов в системе образования

Азбука демократии: гендерное просвещение

Информационный вестник №4. Азбука демократии: гендерное просвещение. / Региональная общественная организация содействия реализации прав граждан "Доверие" (г. Москва) - М.: ""Эслан", 2002.- 72 с.

Просто о сложном: гендерное просвещение (Пособие)

В книге раскрываются наиболее ключевые аспекты гендерных знаний, необходимых для сознательного созидания гражданского демократического общества. Она задумана как пособие, предназначенное для широкого круга читателей, интересующихся проблемами гендера. Электронная версия книги расположена на портале "Женщина и общество"

Гендерный центр в Рязани

Центр начал свою работу 24 февраля 2001 года. За это время зарегистрировано более 500 обращений.

Так чем же Адам лучше Евы?

Интервью с редактором Словаря гендерных терминов Аллой Денисовой на сайте "Аргументы и факты - Интернет" ("Семейный совет"): так ли уж нужно это пресловутое равенство мужчины и женщины?

On-line обучение

Облегчение бедности, стимулирование занятости и гендерное равество - дистанционная программа обучения с таким названием стартовала 15 августа этого года при поддержке Международной организации труда.

Словарь гендерных терминов. Электронная версия

Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным (378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные гендерные термины, а также их англоязычные варианты. Под гендерными терминами понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения, истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]