[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Александр Аузан. Общественная палата - это не политический инструмент

27-09-2005  

 

Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор", профессор МГУ, высказывает свою точку зрения на роль Общественной палаты в России.

- Роль общественной палаты многие видят в том, чтобы устранить ситуацию, в которой демократические институты демократической России оказались недееспособными, насколько верно это предположение?

- Это отчасти верно. То, что мы имеем кризис парламентской власти, который проявляется в необычайно низком качестве законов, выходящих из парламента, это факт. И думаю, что именно такого рода соображения заставили власть инициировать создание какого-то другого рода институтов. Это правда, но это только часть правды, потому что в ряде развитых стран, где парламентаризм находится в более цветущем состоянии, отдельные от парламента, дополнительные к парламенту каналы коммуникации общества и власти тем не менее существуют.

- Могут ли пользоваться общественным доверием институты, созданные в обход традиционных механизмов демократии?

- Да могут. Во-первых даже институты, созданные на основе традиционных механизмом демократии могут пользоваться доверием, а могут не пользоваться доверием. Таким же образом, институты, созданные другими путями, могут пользоваться или не пользоваться доверием в зависимости от того, пользуются ли доверием люди, которые образуют эти институты. Это вопрос доверия как нравственного, в том смысле, что этот человек будет преследовать некоторые общественные интересы, так и в смысле дееспособности этих людей - их способности делать ту работу, которую ожидает общество.

- Какую основную задачу должен решить этот новый политический инструмент?

- Я не согласен с тем, что это политический инструмент. Если это политический инструмент, то с его помощью будут решать очередные задачи манипулирования. Это не политический инструмент, отсюда и другая постановка задачи. Если это не политический инструмент, то задача состоит не в том, чтобы представлять взгляды и концепции, а в том, чтобы дать некоторую картину социальных интересов в стране и с помощью этой картины влиять на принятие решений. Она не политическая функция, политическая функция связана со способом формирования власти, а в данном случае об этом речи не идет. Политическое манипулирование только ухудшит ситуацию с парламентаризмом, потому что у нас и так плохой парламент, а зачем нам два плохих парламента?

- Удастся ли Общественной палате стать институтом адекватно представляющим интересы гражданского общества?

- Нет, не удастся, потому что вообще не может быть такого отдельного института, который адекватно представляет интересы гражданского общества. Природа гражданского общества состоит в том, что оно многоканально, в определенной степени хаотично, поэтому выражение интересов гражданского общества происходит обязательно через серии институтов, разомкнутый ряд институтов. Попытка сделать из палаты орган выражения интересов гражданского общества, приведет прямо к обратному результату.

- А где же эта золотая середина?

- В том, чтобы существовали разные, не связанные между собой, не замкнутые друг на друга каналы. Общественные советы при министерствах, участие в межведомственных комиссиях, совет при президенте, советы при правительстве наряду с общественной палатой. Вот попытки замкнуть все на общественной палате, приведет к тому, что ничего гражданского в этом не будет. Мы получим дублирующий бюрократический механизм.

Природа гражданского общества в отличие от государства, такова, что как только вы строите четкую скоординированное иерархическую структуру, вы получаете государственную структуру, в которой нет общественной природы.

- Станет ли Общественная палата той публичной площадкой для разного рода гражданских инициатив, которая компенсирует отчуждение между властью и обществом?

- Я не думаю, что она станет площадкой для гражданских инициатив, это опять завышенное ожидание от института, который может, тем не менее, иметь реальную пользу. Будет ли она компенсировать разрыв между властью и обществом? Я бы сказал, что нельзя считать, что с помощью одного института эта проблема будет решена. Эта проблема гораздо тяжелее и многообразнее. Но палата может участвовать в решении такого рода проблем. Корень отчуждения между властью и обществом состоит в том, что власть рассматривает население, как объект для болезненных реформ и не хочет слушать пациента. В этих условиях отчуждение будет сохраняться. Проблема не в том, знают люди про реформы или не знают, а проблема в том, слышат ли их в этих реформах или не слышат. Палата должна была бы свою часть работы сделать для того, чтобы в реформах слышали людей. Но, по-моему, это не соответствует нынешней установке верховной власти.

Беседовала Инесса Ульянова

Источник: Кремль.ORG
Опубликовано: 26.09.2005
http://www.kreml.org/interview/98237837


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

В Общественную палату запустили людей

Ближайшей целью президентского списка членов Общественной палаты признана задача формирования следующей части корпуса именитых общественников - еще 42 человека должны войти в состав этого органа до декабря, по представлению главных общественных организаций страны. К середине января палата будет сформирована окончательно - последняя треть пополнения придет из регионов. На первом январском заседании, которое откроет Владимир Путин, изберут и председателя. Совет палаты будет заседать 2 раза в месяц. Аппарат палаты составит 60 человек, поэтому не каждый удостоится отдельного кабинета и личного помощника. Временно палата размещается в здании на Софийской набережной, а ее постоянное место жительства окажется на Миусской площади, в здании бывшей партшколы.

15 женщин среди 42 назначенных Президентом членов Общественной палаты РФ

Среди 42 назначенных Президентом членов Общественной палаты РФ - 15 женщин (35,7%). Редакция портала "Женщина и общество" поздравляет всех и выражает надежду, что идеи гендерного равенства найдут достойное отражение в их деятельности. Коротко о каждой - информация из Администрации Президента. Кто из них будет продвигать и поддерживать идеи гендерного равенства?

В Кремле утверждают, что коррупции в Общественной палате РФ не будет

В Кремле опасаются "забюрокрачивания" Общественной палаты, однако не сомневаются, что коррупции в ней не будет. Предполагается, что Общественной палате, у которой будет постоянный аппарат, выделят помещение на Миусской площади. С учетом ремонта, а также оборудования этого помещения, в бюджете на 2006 год на эти цели будет запланировано порядка 120-140 миллионов рублей.

Сформирована первая треть Общественной палаты РФ - полный список

Согласно Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации", не позднее тридцати дней со дня утверждения Президентом Российской Федерации определенных им членов Общественной палаты общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения направляют в Общественную палату заявления о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений.

Общественная палата РФ подготовила проект регламента своей деятельности

На первом заседании Общественной палаты, состоявшимся 1 октября, было принято обращение к общероссийским региональным и межрегиональным организациям с призывом выдвигать своих представителей в Общественную палату. Участники заседания определили регламент избрания части палаты от общероссийских организаций и в общих чертах обсудили положение о том, как избирать членов палаты от региональных и межрегиональных организаций. Были созданы 7 региональных инициативных групп по числу федеральных округов, которые будут участвовать в собраниях региональных и межрегиональных организаций по выдвижению кандидатов в Общественную палату. Кандидатуры представителей от региональных и межрегиональных общественных объединений выдвигаются на собраниях субъектов Российской Федерации и конференциях федеральных округов. Первый этап должен быть завершен до 30 сентября, второй - до 30 ноября, третий - до 31 декабря 2005 года. Кроме того, уже подготовлен проект регламента деятельности Общественной палаты, который, как ожидается, будет рассматриваться на следующем ее заседании.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]