|
Брак, любовь и сексуальность вс╦ меньше совпадают друг с другом - мы привыкли разделять, а не соединять эти понятия. Семья существует для государства, как средство политических манипуляций, как экономическая ячейка общества, как средство регулирования сексуальных отношений, как средство социализации потомства. А любовь? Любовь почему-то вс╦ время теряется в семье.
И тем не менее люди стремятся к браку. Может быть, устав от жесткой конкуренции в обществе, они ищут в семье стабильности, безопасности и покоя? Тогда почему стереотип семейного счастья так не похож на действительность? Почему в большинстве сказок осторожно останавливаются на свадьбе? Замужество - это и есть счастливый конец. Конец чего? Ведь впереди целая жизнь.
Я предлагаю, честно взглянув на себя и на окружающих, назвать возможные причины вступления в брак:
- Любовь
- Потребность в зависимости
- Дефицит понимания и нежности
- Социальные ожидания
- Повышение статуса
- Страх старости и одиночества
- Желание насолить бывшему партн╦ру
- Пресловутый "стакан воды", который некому поднести в старости...
Этот список при желании можно довести до ста пунктов, а в жизни всегда найд╦тся неучт╦нный вариант. Может быть, у женщин причин для создания семьи больше - защищенность меньше.
Многие по-прежнему утверждают, что основной причиной вступления в брак является любовь, то загадочное чувство, которое из всех творений Бога или природы может испытывать только человек и которому невозможно дать четкое определение. Это чувство мы назов╦м Бытийной любовью, и именно с ним связывают представление о браках, "заключенных на небесах".
Однако способность к Бытийной любви, данную человеку природой, удается сохранить на протяжении жизни далеко не всем. Такая любовь требует определенных усилий, внутренней работы, так как невозможна без уважения к себе, стремления к развитию, внутренней свободы - черт, присущих личности. И, возможно, любовь, о которой мы мечтаем всю жизнь, просто не по силам тому, кто е╦ не находит.
Все остальные мотивы, определяющие необходимость создания семьи, связаны с потребностью ликвидировать какой-либо иногда жизненно важный дефицит: уверенности в себе, внимания, интимной близости, недостаточно высокий социальный статус. Все это мы условно обозначим как Дефицитную любовь. Такая любовь может стать всепоглощающей потребностью, неврозом, особенно у людей, которым с детства не хватало нежности и понимания, и отличается тем, что имеет садомазохистские черты.
Конечно, садомазохизм - явление достаточно редкое, но отдельные его проявления бывают у всех. Мазохизмом в семье я называю то, что культура приписывает женщине как е╦ природу - покорность, стремление к подчинению, и это обязательно вызывает к жизни садистские проявления, пусть в скрытой форме. Садизм и мазохизм по определению не существуют друг без друга. "Жертва" привязывает партн╦ра чувством вины. Жизнь проходит с лейтмотивом "я вс╦ ему отдала". Он - хозяин жизни и поэтому несет полную ответственность за женщину и за детей, причем границы этой ответственности весьма неопределенны, поэтому при желании его можно обвинить в ч╦м угодно.
Для Дефицитной любви личность не имеет большого значения. Стремление к счастью, "когда тебя понимают", заменяется мотивом ликвидации дефицита. Такая любовь является чем-то вроде защитного механизма психики и может быть крайне неизбирательной. При этом к объекту любви выдвигаются непомерные требования. Муж приравнивается к собственности, поэтому женщина уверена, что он, несмотря на взаимную ненависть, обязан сохранять семью. Например, женщина без тени сомнения может убеждать психолога, что муж должен жертвовать собой ради удовлетворения е╦ потребности считаться замужней женщиной просто потому, что другого партн╦ра нет. Его потребность в сексе и в любви вызывает только возмущение. Отво╦ванное "семейное счастье" привязывается месткомом, общественным мнением, церковной моралью... и бытом. Невротическая любовь у женщин вызывает к жизни невротическую хозяйственность (невроз чистоты, вызванный скорее стремлением к суете). Однажды выбранная роль каждодневно вписывается в жизненный сценарий, и собственный образ согласовывается с этой ролью. В результате индивидуальность такой женщины можно описать только одной характеристикой - хозяйственная. К ее добродетелям, конечно, можно отнести верность, но это верность без любви, больше похожая на ненависть.
В прежние времена была форма вежливого отказа от женитьбы: "Я не могу составить ваше счастье". Мыслимое ли дело взять на себя задачу составить чь╦-то пожизненное счастье? Однако, похоже, женщины до сих пор ждут, что кто-то способен выполнить такое обещание, и обижаются, если этого не происходит. Муж призван обеспечить женщину не только деньгами, сексом и детьми, но и суетой, заменяющей жизнь, и ...чувством выполненного долга. Он может только позавидовать тому, как просто, в домашней обстановке, без конкуренции, без борьбы да╦тся жене состояние нужности и значимости. Притом на всю жизнь.
Самоуничижение и отрицание своей личности и своих талантов, сверхзабота и жертвенность хозяйственных женщин в быту скрывают вполне садистское желание руководить и иметь, привязывая чувством вины. Это понятно. Так много сил потрачено на ликвидацию дефицита любви, что хочется найти гарантии сохранности хотя бы е╦ видимости. Рационализация скрытой агрессии: "Меня так часто обижали, что я имею право обидеть других; мне так часто приходится переносить удары, что я имею право нанести упреждающий удар". Самое обидное, что эта слабость и зависимость выглядят вовсе не привлекательно и не вызывают ожидаемых чувств. Это, прежде всего, сексуально не привлекательно, потому что вопреки мифам мужчины любят преуспевающих женщин и ненавидят рабынь, даже если им самим кажется, что это не так. Поэтому хозяйственная женщина - залог семейного счастья только для такого мужчины, которому из всех доступных человеку чувств понятней чувство голода и сытости.
Садомазохизм мужчины питается его вечным страхом оказаться неспособным удовлетворить женщину, который ставит его в невыгодное положение с детства до старости. Это касается е╦ требований в целом, но главное - сексуальных. Шутки, анекдоты и житейский опыт не оставляют в этом сомнений. Тревожность, возникающая от этих причин, вынуждает его унижать женщину - подругу или жену. Наличие таких чувств может не осознаваться, источник не осозна╦тся никогда. Вообще жестокость, как считают психологи, является следствием жизненно важных дефицитов и страха. Если жестокость направлена на женщину, вероятно, страхи связаны с ней.
Страх старения и половой слабости часто и есть причина агрессии и зависти к женщинам, что заметно при простом наблюдении, без психоанализа. Можно купить гарем, но нельзя купить любовь. Можно завоевать мир, но в постели с женщиной оказаться банкротом, можно слыть мудрецом и быть обманутым женщиной, можно заслуженно прославиться на века, но состариться телом. В любви мужчине, как и женщине, приходится предъявить только себя самого, как в бане. Это не может не вызывать страха у "хозяев жизни", именно от этого страха ищет мужчина защиту в патриархальном сознании.
Однако долгие годы господства патриархальной морали, освящ╦нной Церковью, не привели к нейтрализации мужского страха перед женщиной, и миф о собственном превосходстве мужчину не успокаивает. Он знает, что это всего лишь игра, что далеко не всегда он был на высоте, и боится, что это может открыться. Загнанный в угол мужчина, чтобы хоть немного успокоить себя, к мифу о том, что женщина способна любить только деньги и успех, сочинил еще тысячи сказок о бескорыстии и самоотверженной любви принцесс и писаных красавиц к Иванушкам-дурачкам. Скрытый в подсознании мазохизм не да╦т мужчине поверить в бескорыстие женской любви, потому что он уверен в том, что любви недостоин. Неуверенный в себе, мужчина мстит миру за дефицит любви, наполняя его агрессивностью. И супергерой и инквизитор - это не справившиеся со своими страхами и одиночеством дети.
От чего надо спасать мужчин, так это от стереотипа преуспевающего победителя и сексуального гиганта, потому что невозможность следовать им делает мужчин невротиками и преждевременно убивает. Когда женщина при мне гордо говорит: "Муж - сильный", я чувствую, что ему грозит инфаркт.
Обычно мужчины, с которыми мне приходилось обсуждать такие проблемы, во многом со мной соглашались. Они говорили: "Да, все это так, но вс╦-таки, кому же мыть посуду?" Как будто это последний оплот их мужественности.
На самом деле, мужчина боится, что экономическое равноправие может оказаться единственной сферой его настоящего равноправия с женщиной. Женщины знают о козырях, данных им природой в семье, в сексе, в репродуктивной роли, и умело используют их на кухне и в спальне при помощи мифов и стереотипов, созданных самими же мужчинами. На сегодняшний день, женщина строит свою ловушку и свой шантаж на создании зависимости мужчины от быта, мужчина - на экономической зависимости женщины. Эта ловушка называется семь╦й. Мужчина стремится сузить до функций хозяйки смысл жизни и внутренний мир женщины. Но отстранить женщину от общественной жизни значит сделать для не╦ выгодный союз единственным средством реализации своих жизненных целей, т.е., по большому сч╦ту, лишить общество Любви как основной ценности, превратив ее в средство достижения социального успеха.
При помощи покорности, слабости, великодушия и истерии "простые советские женщины" достигли впечатляющих результатов. Единственный результат, которого не удалось добиться - это счастье, ни для женщин, ни для мужчин, ни для детей. Но всех магически успокаивают слова: "Так было всегда".
Брак, основанный на Дефицитной любви, является мощным генератором агрессии и невротизации общества. Хочу привести перечень характеристик, которыми наградила представителей противоположного пола одна из моих клиенток, свято верящая в их превосходство: трусы, мерзавцы, слабаки, предатели, подлецы, деревянные, тупые, бесчувственные, рабы, бабники, развратники, циники, жлобы, самцы, ...желанные. Я благодарна ей за искренность эмоций. Похожие эмоции я чаще всего наблюдаю у патриархально настроенных женщин. Ничего удивительного в том, что они способны рассматривать отношения с мужчинами только с бойцовской позиции "кто - кого". Мужчина-охотник делает жизнь соревнованием, а любовь - добычей, мечта любой женщины - почувствовать себя во всеоружии, чтобы пораж╦нные мужчины "складывались в штабеля" по пути следования. "У нас есть для этого арсенал средств, победа будет за нами". Но против кого воюем?
Я поняла, каких женщин мужчины любят больше всего - спокойных. Именно таких, не обдел╦нных судьбой и не обиженных. Никогда не забываются не замеченные никем, убитые таланты и нераскрытые возможности, потому что по законам психологии больше запоминаются незаконченные действия. Вс╦ это тоже вызывает обиду и поиск виновных. Неосознанная или невыраженная обида переходит в злобу или зависть (может быть, в зависть к мужчинам, может быть, к подругам). Если мы предполагаем, что нас не принимают всерь╦з и от нас ожидают безропотного молчания, мы начинаем приспосабливаться и сдерживать желания и мысли. Мы многого не добиваемся или добиваемся наполовину. Это обязательно привед╦т к неожиданным эмоциональным взрывам. Это приведет и к накоплению зата╦нных обид. На кого и когда выльются эти обиды, кто окажется случайным свидетелем этих взрывов? Может быть, это будет муж, которого мы привыкли приравнивать к собственности, или реб╦нок, или кто-то другой?
Обиды - это ошибки в ожиданиях. Наши взгляды и мнения основываются на опыте, приобретенном в течение жизни, и на предубеждениях и установках, усвоенных от семьи и от культуры. В любую ситуацию мы входим с определ╦нными ожиданиями и предчувствиями: мы строим догадки о том, чего хотят от нас наши партнеры, порой даже не стараясь проверить, так ли это. Мы также планируем определенную реакцию на наши поступки: "Уж если я жертвую, то он должен быть благодарен за это". Но наши установки часто оказываются ошибочными, и тогда мы чувствуем себя раздраженными и оскорбл╦нными.
Если ожидания мы будем стараться приводить в соответствие с действительностью, то меньше станет обид. Но для этого надо отказаться от распространенных в обществе предубеждений: "Женщина должна промолчать, когда говорит мужчина", "Женщина не способна к творчеству и к серь╦зной умственной работе", "Женщина неспособна к логическому мышлению", "Женщина не должна иметь честолюбия", "Женщина не имеет права на собственные желания и на собственную жизнь, она обязана постоянно жертвовать собой". Это всего лишь наши ложные установки, никто не может потребовать, чтобы мы им всерь╦з соответствовали. А мы строим собственную клетку, мы находим мужчин, которые к нам относятся так же, как мы к себе, и обижаемся на отношение окружающих, которое сами же запрограммировали.
Сколько судеб и сколько жизней погублено ради сомнительных моральных норм, которые к тому же меняются, чуть ли не для каждого поколения! Сколько невинных детей было погублено только за то, что они родились вне брака! А сколько детей изуродовано и духовно и физически только потому, что для мамы мужчина всегда прав! Может быть, самая длительная и страшная эпидемия болезни, название которой "ненависть к себе", возникла как результат маскулинного отношения к людям, к любви, к воспитанию, к ценностям и целям жизни. Во вс╦м этом нет ни Любви, ни Бога, ни нормального семейного очага.
Замеченная психоаналитиками зависть мужчины к деторождению и зависть женщины к мужской анатомии питают тысячелетнюю борьбу полов, и этот конфликт постепенно отнимает у человечества здоровье и энергию жизни. Развитие цивилизации делает брак, основанный на дефицитной садомазохистской привязанности, вс╦ большей потребностью измученных конкуренцией людей, но он не решает проблем, а только загоняет их в подсознание. Сексуальность в семье теряет сво╦ значение сдерживания агрессии, т.е. сво╦ чисто человеческое значение. Именно поэтому семья - это не гарантия выживания человечества. Это источник садомазохистских тенденций в обществе. Мало того, это источник сексопатологий и других нарушений психики.
Семья - это арена жесточайшей борьбы. Разговоры о любви и долге слишком часто скрывают вытесненную ненависть или страх. Как можно думать, что этот ад в нашей душе никак не отражается на психике детей?!
Для того чтобы было по-другому, надо, во-первых, понять, что семья, как вс╦ на свете, подлежит развитию и изменению. Как любая ж╦сткая система она теряет жизнеспособность. Но лучше уж утратить незыблемость брака, чем заменить его божественную основу садомазохистской привязанностью, которая удерживает сегодняшний мир в зыбком равновесии, но не спас╦т мир завтрашний. Отсутствие любви нельзя заменить тюремной крепостью семейных уз, и высокая рождаемость не спас╦т от вымирания. Нет альтернативы великому божественному дару - человеческой любви и сексуальности. Только любовь, основанная на равенстве, исключает внутреннюю тревожность и изолированность - основные причины существования садомазохизма.
Современная авторитарная семья весьма не совершенна и нуждается в преобразованиях. Спасти институт семьи - это значит изменить отношение к женщине. Как-то, выступая в телевизионной программе, Александр Градский сказал: "Не люблю женщин, которые стремятся занять чужое место, а не сво╦ настоящее как женщины". Может быть, он накоротке с Богом и знает великую тайну предназначения каждого человека?
Но женщина никогда не займ╦т своего "настоящего места как женщина", если она не реализуется в общечеловеческом смысле. Полная реализация индивидуальных возможностей, внутренняя свобода и способность к Бытийной любви не могут существовать друг без друга - это единственная альтернатива садомазохизму современной семьи. Чтобы у человечества наметились точки роста, нужно снова взорвать его благочестие, как это однажды сделал Фрейд. Отношение к любви как к основе бытия, а к свободе как основе любви, невозможно без равноправных отношений и доступно лишь меньшинству сильных людей, способных уважать чужие права и свободу. Победит ли логика этого меньшинства? Да, потому, что другого пути нет.
Литература
1. А.Маслоу. "Психология Бытия", гл.3-5 "Развитие и мотивации", "Рефл-бук", М,1997
2. К.Хорни. "Психология женщины. Невротическая личность нашего времени", глава "Страх перед женщиной", М, "Смысл", 1997
3. Биргит Биллен и Эллен Шепп-Винтер. "Женщина на работе", Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996, стр. 354-355.
|