|
Нерядовые мысли одной из наиболее известных исследавательниц женского движения в Украине Марты Богачевськой-Хомяк.
Среди женщин все еще бытует мнение, что политика должна быть чем-то грязным, а поэтому - это не женское дело. Тем временем политика - это просто ответственность за окружающую жизнь. И пока женщины не поймут, что их собственная окружающая среда не кончается на их подъезде, что с детьми не нужно цацкаться до взрослого возраста, что они выходят замуж, а не берут себе взрослого ребенка за мужа, - до тех пор Украина будет инфантильной. Украина, и в большой мере все постсоветское пространство, инфантильна. И Советский Союз был большим инфантильной сообществом. В модерном же мире, вообще в полноценной жизни, вы не можете позволить другим людям принимать решение за себя. Тем временем в Украине всегда "кто-то - никто не знает кто" принимает решение. Хотя люди начинают понимать, что не Высшая аттестационная комиссия и не министерство образования принимает решение учить ли вашего ребенка. И не Кабинет министров решает, что в вашем подъезде должен быть свет.
Именно поэтому каждый раз больше общин объединяются и создают свои первичные организации. Но первичная политическая организация не может широкомасштабно функционировать. А как можно говорить о масштабе, если женщины (55% население Украины) есть вне политических решений? Пойдите на любую презентацию, на любой политический съезд, сколько женщин сидит в высокопоставленных президиях? Одна - для проформы. А сколько женщин принимают решение, и сколько женщин торгует на лотках? Я считаю, что любая политическая активность женщин является желаемой. Важным является подъем сознательности женщин относительно их политической и общественной роли.
Лично я думаю, что чисто женские партии не имеют смысла существования, потому что нет таких вещей как женские вопросы. Я уже двадцать лет бью именно это: женские вопросы - это общественные вопросы, которые общество не решило. Почему воспитание детей, здоровье, бедность и тот самый СПИД должны быть проблемой женщины? Это - проблемы общества. Трагическим является то, что мы понимаем о реальном статусе женщины в возрасте, когда у самих появляются дети. А еще женщины ощущают огромный долг проводить время с детьми. Мужчины не ощущают этого давления, хотя дети нуждаются в отце так же, а то и больше, чем в матери. Поэтому, когда мы ощущаем потребность создать организацию, мы уже не в том возрасте. Когда мне было тридцать пять, я с большим скептицизмом смотрела на американок-феминисток, где "уже солидные женщины" маршировали демонстрацией по 5-ой Авеню. Я только тогда это поняла, когда начала работать над женскими движениями как историк. Я поняла, что мы стоим на плечах тех бабушек, которые квасили капусту, но пытались выслать своих детей и внучек в университеты. И теперь, когда мы уже имеем доступ к высшим ступеням науки, наш святой долг пользоваться этим. Мы имеем политические права, но не используем их.
Я считаю, что трагедия Украины и целой Восточной Европы это любовь к "концепциям". Сначала надо иметь концепцию, теорию, а тогда будем функционировать. А политика не зависит от теорий, политика это умение использовать шанс, использовать все возможности. Не нужно кривить душой, но если видите возможность открыть магазин и заработать деньги, чтобы издать книжку - то почему не воспользоваться этой возможностью? Политика это так же как патриотизм: не умирать за свою страну. А сделать так, чтобы за нее умирали другие.
Справка
МАРТА БОГАЧЕВСЬКАЯ-ХОМЯК
Доктор философии. С 1999 года - директор программы академических обменов им. Фулбрайта в Украине.
Родилась в г. Сокаль Львовской области в семье адвоката. В конце 1940-х лет переехала в США. Степень доктора наук получила в
Колумбийском университете в Нью-Йорке, где в 1968 г., защитила диссертацию по русской философской мысли XIX ст. В 1964-1986 годах работала преподавателем, а впоследствии профессором истории в университетах Нью-Йорка, Нью-ДжерсЁ, Вашингтона и в Гарвардском университете. С 1986-го по 1999-ый год - руководитель исследовательской программы в Национальном фонде содействия гуманитарным наукам в Вашингтоне. Продолжала преподавать курсы истории Украины и российской империи (университет им. Джорджа Вашингтона). В 1992-93 гг. читала курс в Киевском государственном университете за программой им. Фулбрайта и в рамках той же программы вела курс в Киево-Могилянской академии в 1997-98 гг. Шесть месяцев работала в архивах Москвы, Киева, Львова, Варшавы и Праги за программой научного обмена между США и СССР, собирая материалы для книжки об украинском женском движении.
Шире всего известный ее труд о женском движении в Украине, вышедшей в украинском варианте под названием "Белое по белому. Женщины в общественной жизни Украины 1884-1939" (Киев, 1995). За американское (англоязычное) издание (Белое по белому - Feminists Despite Themselves) авторке присвоили премию Барбари Гелд Ассоциации слависток США, которая признала его наилучшим исследованием в отрасли женских студий за 1988г. и премию им. Татьяны и Омеляна Антоновичей за 1989 г. Этот труд, украинское издание которой финансировал Союз украинок Америки, стал основанием для дальнейших исследований с истории женского движения в Украине, и вызвал заинтересованность ученых в отрасли женских студий в Европе и Америке. В Украине в 1993 году вышла также ее "Дума Украины Женского Рода". Авторка труда о Сергее Николаевиче Трубецьком (1976) и о "весне народов" 1848 года в Восточной Галичине (1967), других книг и ряда научных статей. Последний труд - издание произведений Милены Рудницкой.
Замужем за журналистом Ростиславом Хомяком. Имеет двоих дочерей: Таня - атташе по делам культуры в представительстве США в Варшаве, Теодора работает в издательско-информационном концерне МкГро-Гилл в Нью-Йорке.
http://www.for-ua.com
|