[an error occurred while processing this directive]

Add to favorites

Search

[an error occurred while processing this directive]

 OWL Russian news

Школьный курс литературы как руководство по выращиванию "сильных самок"

21-05-2002 Любовь Штылева, Мурманск

   

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Информация из проекта "Шире круг, коллеги!"
Мурманск, май.

Школьный курс литературы как руководство по выращиванию "сильных самок"

На очередном семинаре проекта для преподавателей, интересующихся гендерным подходом в образовании "Шире круг, коллеги!" предпринята попытка применения полученных знаний к рутине школьной практики. В фокус внимания преподавателей был помещен гендерный потенциал уроков литературы в старших классах.

"Классическая русская литература Х1Х века изучается в 9-11 классах каждой российской школы. Идея создателей программы состояла в том, что герои классики должны стать "живыми и настоящими" для современных старшеклассников. Мороз по коже пробирает, когда начинаешь рассматривать школьный курс литературы с гендерныйх позиций"- так начался доклад участницы проекта, преподавателя литературы и русского языка средней школы ╧42 г Мурманска Валентины Редьковой. Валентина Сергеевна - учительница высшей категории с тридцатилетним стажем. Как ей кажется, женские типажи курса литературы в старших классах средней школы предлагают, в основном, две готовые модели женского характера: или идеал красоты, или идеал чувственности.

Из канонизированных произведений русских классиков школьники узнают, что в жизни женщин два главных события - рождение и замужество, а главный смысл в ублажении мужчины и служении ему (произведения Тургенева И., Чехова А.)

Доклад вызвал горячий отклик у преподавателей высших учебных заведений и студентов. Многие участники семинара назвали его блестящим. Педагоги рассуждали о том, можно ли утверждать сегодня идеал женщины, предложенный Л.Н.Толстым? Насколько он соответствует времени, темпу жизни и культуре? Кандидат наук в области психологии Е.Петрушихина считает, что литература закладывает определенные противоречия в мировосприятие выпускников. Русская классическая литература предлагает патриархатные модели женственности и мужественности, а реальная жизнь совсем другая. Образы литературных героев преподаются школьникам как социальные обобщения, которыми на самом деле они не являются. Это противоречие рефлексируется юношеством на внутреннем уровне, но не всегда прочитывается окружающими.

Преподаватели философии Ираида Лукичеква и Наталья Забелина поделились наблюдениями, что идеалы школьников часто формируются по принципу "от обратного", нередко в сочинениях и на уроках декларируются одни ценности, а реальное поведение демонстрирует иные. Примечательно, что когда студентов попросили назвать 10 книг, которые потрясли их внутренний мир, то упоминаний о произведениях из школьной программы оказалось очень мало.

Высказывания сводились к тому, что школьный курс литературы, включенные в программу произведения, безусловно, гендерно окрашены и влияют на формирование гендерной идентичности, но это сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, как считают педагоги, от содержания мировоззренческих программ и предметов школьной программы, от школьных учителей очень много зависит именно сегодня, когда уже нет жестко навязываемых схем, одобряется свобода выбора позиции. Преподавание литературы требует сегодня широкой образованности и специальной гендерной подготовки, как считают доценты Мария Ильичева и Людмила Рогозина.

Все выступавшие сошлись на том, что: включение гендерных теорий в методологию и методическую подготовку учителей, обучение педагогов инструменту гендерного анализа - актуальная проблема профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования уже сегодня.

Информация подготовлена на основе протокола семинара
Л.В.Штылевой, к.п.н.
e-mail: irina@womkongr.murmansk.su
Tel/fax: +8152-59-19-72


Версия для печати Print version
Discuss:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Archive

see also:

Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Из материалов круглого стола "Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (региональные аспекты)", Российский межвузовский центр гендерных исследований, Ивановский государственный университет, 14 декабря 2001 года

Курс дистанционного обучения по гендерным исследованиям "Введение в гендерные исследования"

Харьковский центр гендерных исследований в рамках программы "Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР" при поддержке Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров объявляет набор на курс дистанционного обучения по гендерным исследованиям "Введение в гендерные исследования"

Диплом о замужестве

В Петрозаводске открылся Институт благородных девиц, где они смогут получить специальность "менеджер домашнего хозяйства". Что бы это значило? Гадать не приходится.

"Пятерка" за работу гендерной секции в педагогическом институте

"-Я забежал послушать один доклад, а проработал в секции 5часов, настолько оказалось интересно! - Гендерная секция открыла для меня очень много нового, поразила высоким уровнем основательности и научности докладов, потрясающим знанием материала, разнообразием культурных и временных срезов."

Конференция "Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере"

16-18 сентября 2002 года в г. Архангельске в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке Института "Открытое общество" состоится международная научная конференция "ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ"

Феминизмом "заряжают батарейки"!

"Я чувствую себя после этого курса подзаряженной батарейкой. Хочется идти и нести эти знания, передавать их другим" так выразила свои чувства Татьяна Епикова, психолог средней школы из поселка Молочное, участница десятидневного пилотного курса по гендерной педагогике в Мурманске.

Время собирать идеи. Мурманск

В Мурманске состоялся четвертый методологический семинар преподавателей ВУЗов, участвующих в проекте рекрутирования сторонников гендерного подхода в высшей школе "Шире круг, коллеги". Он был посвящен разработке гендерного подхода в образовании.

Семинар по гендерной педагогике для работников образования Печенгского района

На семинаре были представлены результаты мурманского проекта 2001 года "Гендерная педагогика в дошкольном образовании" и состоялось знакомство с программой украинских коллег для школьников "Уполномоченное образование".

Выездные бригады по гендерному просвещению начнут работу в марте в Республике Коми.

Выездные бригады по гендерному просвещению впервые начнут работу в Коми в марте

Международная летняя школа "Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика", Саратов, 1-14 мая 2002 г.

К участию в школе приглашаются преимущественно граждане России до 40 лет, преподающие гендерные курсы на факультетах и кафедрах социальной работы...

Семинар участников проекта "Мастер - класс: дорога в вузы" в Мурманске

В Мурманске состоялся трехдневный семинар участников проекта "Мастер - класс: дорога в вузы", осуществляемый в Мурманской области под руководством кандидата педагогических наук, доцента Мурманского пединститута Любови Штылевой.

Гендерный ликбез для профессуры в Мурманске: шаг за шагом

В Мурманске стартовал проект "Шире круг, коллеги!". Цель которого - распространение гендерной концепции среди преподавателей региональных высших учебных заведений и учреждений повышения квалификации педагогов.

[an error occurred while processing this directive]

mamacash October 2003 - March 2004 supported by Mama Cash
English version of portal created with financial support of Women's Network Program of Open Society Institute (Soros Foundation).

[an error occurred while processing this directive]
ROO "East-West: Women's Innovation Projects"
E-mail: zhip@owl.ru
[an error occurred while processing this directive]
╘ 2001 Design site:
Company Internet Project
╘ Pictures: Ivan Maksimov