ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Информация из проекта "Шире круг, коллеги!" Мурманск, май.
Школьный курс литературы как руководство по выращиванию "сильных самок"
На очередном семинаре проекта для преподавателей, интересующихся гендерным подходом в образовании "Шире круг, коллеги!" предпринята попытка применения полученных знаний к рутине школьной практики. В фокус внимания преподавателей был помещен гендерный потенциал уроков литературы в старших классах.
"Классическая русская литература Х1Х века изучается в 9-11 классах каждой российской школы. Идея создателей программы состояла в том, что герои классики должны стать "живыми и настоящими" для современных старшеклассников. Мороз по коже пробирает, когда начинаешь рассматривать школьный курс литературы с гендерныйх позиций"- так начался доклад участницы проекта, преподавателя литературы и русского языка средней школы ╧42 г Мурманска Валентины Редьковой. Валентина Сергеевна - учительница высшей категории с тридцатилетним стажем. Как ей кажется, женские типажи курса литературы в старших классах средней школы предлагают, в основном, две готовые модели женского характера: или идеал красоты, или идеал чувственности.
Из канонизированных произведений русских классиков школьники узнают, что в жизни женщин два главных события - рождение и замужество, а главный смысл в ублажении мужчины и служении ему (произведения Тургенева И., Чехова А.)
Доклад вызвал горячий отклик у преподавателей высших учебных заведений и студентов. Многие участники семинара назвали его блестящим. Педагоги рассуждали о том, можно ли утверждать сегодня идеал женщины, предложенный Л.Н.Толстым? Насколько он соответствует времени, темпу жизни и культуре? Кандидат наук в области психологии Е.Петрушихина считает, что литература закладывает определенные противоречия в мировосприятие выпускников. Русская классическая литература предлагает патриархатные модели женственности и мужественности, а реальная жизнь совсем другая. Образы литературных героев преподаются школьникам как социальные обобщения, которыми на самом деле они не являются. Это противоречие рефлексируется юношеством на внутреннем уровне, но не всегда прочитывается окружающими.
Преподаватели философии Ираида Лукичеква и Наталья Забелина поделились наблюдениями, что идеалы школьников часто формируются по принципу "от обратного", нередко в сочинениях и на уроках декларируются одни ценности, а реальное поведение демонстрирует иные. Примечательно, что когда студентов попросили назвать 10 книг, которые потрясли их внутренний мир, то упоминаний о произведениях из школьной программы оказалось очень мало.
Высказывания сводились к тому, что школьный курс литературы, включенные в программу произведения, безусловно, гендерно окрашены и влияют на формирование гендерной идентичности, но это сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, как считают педагоги, от содержания мировоззренческих программ и предметов школьной программы, от школьных учителей очень много зависит именно сегодня, когда уже нет жестко навязываемых схем, одобряется свобода выбора позиции. Преподавание литературы требует сегодня широкой образованности и специальной гендерной подготовки, как считают доценты Мария Ильичева и Людмила Рогозина.
Все выступавшие сошлись на том, что: включение гендерных теорий в методологию и методическую подготовку учителей, обучение педагогов инструменту гендерного анализа - актуальная проблема профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования уже сегодня.
Информация подготовлена на основе протокола семинара Л.В.Штылевой, к.п.н. e-mail: irina@womkongr.murmansk.su Tel/fax: +8152-59-19-72
|