Харьковский центр гендерных исследований в рамках программы "Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР" при поддержке Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров объявляет набор на курс дистанционного обучения по гендерным исследованиям "Введение в гендерные исследования"
Курс рассчитан на аспирантов и молодых преподавателей из стран бывшего СССР, пишущих диссертации по гендерной тематике и читающих по ней курсы в системе высшего образования. Обучение осуществляется бесплатно. Набор - 30 человек. Начало обучения - 1 сентября 2002 года. Окончившим курс предоставляется сертификат об обучении.
Основные курсы:
Гендер как категория анализа политических процессов
Светлана Айвазова (Институт сравнительной политологии РАН, Москва)
Данный курс - едва ли не первая попытка в российской политической науке рассмотреть одну из самых сложных для общественных наук проблем - проблему модернизации общественных систем сквозь "гендерные линзы". Исходным материалом для анализа станет в основном российская история ХIХ-ХХ веков, но моделью для сравнения будет процесс модернизации, происходивший в Западной Европе, начиная с первых буржуазных революций.
Основные категории анализа - это категории "гендера", "власти", "модернизации", "патриархата", "демократии". С помощью этих категорий будут выясняться особенности гендерных отношений в России в те периоды развития страны, когда предпринимались попытки сменить модель ее устройства - перейти от общества традиционного к обществу "модерна", и когда одновременно менялся подход к определению характера гендерных ролей. Это - конец ХIХ - начало ХХ веков; советский период; перестройка и либерально-демократические реформы конца ХХ века.
Центральные проблемы курса - взаимосвязь и взаимозависимость проблематики модернизации и гендерного равноправия; гендерный аспект перестройки социальных отношений в период революционной ломки российского общества в начале и в конце ХХ века; гендерный фактор в становлении государства советского типа; инновационная природа женского политического участия и женского движения, как одной из его форм, особенности российского женского движения на разных этапах его развития и женского политического поведения (включая электоральное) в конце ХХ века.
Методологической основой курса являются методы современной политической науки, в частности, - компаративистики и транзитологии, политической и исторической социологии, культурологии, социальной философии, психоанализа, социальной антропологии.
Курс во многом основан на авторских социологических исследованиях, поэтому основная часть ридеров будет содержать оригинальный авторский материал, изданный небольшим тиражом и потому не всегда доступный исследователям.
Пол, гендер и сексуальность
Игорь Кон (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва)
Изучение особенностей и взаимоотношений мужчин и женщин всегда так или иначе затрагивает проблемы сексуальности. Традиционная медицински-ориентированная сексология рассматривает половые особенности как природную данность, а сексуальность - как разновидность репродуктивного поведения. На самом деле все гораздо сложнее. Цель курса - разобраться в этих вопросах.
Как соотносятся друг с другом понятия пола и гендера? Сколько полов и гендеров различает современная наука? Что такое сексуальность и каким образом общество конструирует разные сексуальные сценарии? Чем сексуальное поведение отличается от репродуктивного? Каковы
критерии сексуального и репродуктивного здоровья? Чем мужская сексуальность отличается от женской? Что в этих различиях биологически универсально, а что культурно-специфично? Как сексуальное поведение и ценности связаны с особенностями стиля жизни разных групп населения? Что такое сексуальная культура и как она изменялась в ходе истории? Каковы особенности традиционной русской сексуальной культуры по сравнению с западной? Почему мы говорим сегодня не о сексуальности, а о сексуальностях? Чем обусловлена "нормализация" гомосексуальности и других сексуальных меньшинств? В чем заключалась сексуальная революция ХХ в. и каковы ее социальные и психологические последствия? Что такое сексуальные поколения и как они взаимодействуют друг с другом? Почему современным людям нужно сексуальное просвещения и кто его боится? Каковы современные методы изучения сексуального поведения, установок и ценностей?
Чтобы разобраться в этих вопросах, слушателям придется изучить ряд работ по теории, истории, психологии и антропологии сексуальности. Это позволит им прояснить свои собственные психосексуальные проблемы и особенности, а также включить соответствующие сюжеты в курсы гендерологии.
Постколониализм: теории и феминистские вызовы
Ирина Новикова (Университет Латвии, Центр гендерных исследований УЛ)
Первая часть курса будет построена на "полилоге" и критическом анализе постколониальных теорий в текстах Франца Фанона, Альберта Мемми, Эдварда Саида, Хоми Бабы и др. с одной стороны, и феминистского постколониального дискурса в работах Гайатри Спивак, Индерпал Гревал, Умы Нарайан, Глории Анзалдуа и др.
Основные направления дискуссий - феминизм и постколониальный разум глобализации; культурная идентичность и диаспора - гендерные аспекты формирования новых этничностей; транснациональные реальности и феминистская политическая практика.
Во второй части курса мы обратимся к гендерному анализу текстов, маркированных как "постколониальная литература". Авторы - Джамейка Кинкейд, Мишель Клифф, Ханиф Курейши, Майкл Ондаатье, Ата Айду.
Основные направления дискуссий - постколониальная культурная идентичность и литературные/кинорепрезентации; вопросы расы, сексуальности и гендера
Женские и гендерные исследования в истории: методология и методики
Наталья Пушкарева (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва)
Учебники истории рассказывают обычно о воинских сражениях и дипломатических победах, управлении государствами и немного об искусстве и науке. Как сложился такой стандарт написания исторических работ? В них почти нет женских имен, а если мы их и встречаем - это чаще всего имена жен и дочерей известных мужчин. Действительно ли женщины были лишь безмолвными статистками в мировой истории? Можно ли вернуть женщин истории, а историю женщинам? Если "да", то каким образом? Дополняя историю или переписывая ее заново? Нужна ли науке "женская история" или же ей нужнее общая "история полов", а время "женской истории" уже прошло?
На все эти вопросы способны ответить работы исследователей, чья сфера интересов лежит в области изучения истории фемининности, маскулинности и гендерных отношений, то есть реализующих гендерный подход к анализу социально-исторических явлений. Историческая феминология и гендерная история - это важнейшие дисциплины исторического профиля, входящие в так называемую "социальную историю" и образующие, одновременно, важную структурную часть в междисциплинарном направлении современного гуманитарного знания, называемого "гендерные исследования".
Заявленный курс рассчитан, с одной стороны, на ученых-историков и призван методологически и практически сориентировать всех интересующихся этим новым подходом к исследованию прошлого. Поэтому в его задачи входит:
- I. обучение методам и приемам гендерной экспертизы социально-исторических явлений
- II. расширение горизонтов исторического видения, помощь в проблемной ориентации, а также в поиске наиболее перспективных и востребованных тем современного исторического знания
- III. ознакомление с новыми (модернистскими, структуралистскими) и новейшими (постмодернистскими, постструктуралистскими) концепциями социологии, философии, психологии пола, оказавшими влияние на развитие наук исторического профиля в последней трети XX века, как за рубежом, так и в России
С другой стороны, данный курс ориентирован на тех, кто "не боится феминизма в бывшем СССР". Ведь женское и феминистское движение в Восточной Европе имеет долгую историю, которая была поругана и низведена до уровня случайных обмолвок или полного забвения. Поэтому заявленный курс призван теоретически и фактологически вооружить тех, кто в условиях постсоциалистического ренессанса патриахатной идеологии сохраняет убежденность в необходимости защиты прав женщин, кого интересуют причины успехов и поражений женского движения в России и за ее пределами, кто верит в возможность культурного перевода и содержательного переопределения теоретических концептов
западной феминистской критики и ее использования для живой практики российского женского движения.
Гендер и культура в парадигме "культурных исследований"
Альмира Усманова (Европейский гуманитарный университет в Минске, Центр гендерных исследований ЕГУ)
Основной задачей данного курса является ознакомить слушателей с историей, методологией и современным состоянием парадигмы "Cultural Studies" с точки зрения гендерной проблематики и в свете ее актуальности для постсоветской гуманитаристики.
Cultural Studies - междисциплинарная сфера исследований культуры эпохи позднего капитализма. "Культурные исследования" сформировались в контексте глобальных изменений, в корне изменивших стиль жизни и социальные реалии западных обществ, таких как интенсивное развитие массовых коммуникаций, урбанизация, коллапс классических форм колониализма и распространение неоколониализма, модернизация, возрастающая коммодификация культурных форм, создание глобальной экономики, повсеместное распространение массовой культуры, американизация, возникновение новых форм экономически и идеологически мотивированной миграции и т.д.
С конца 80-х гг. "культурные исследования" начали активно институционализироваться также и в университетах США, Канады и Австралии, однако в каждой стране они обретали свою "локальную" специфику. Именно в рамках этой парадигмы предметом исследования впервые стала культура рабочего класса (по контрасту с элитарной культурой, изучением которой традиционно занимается отечественная культурология), позднее - проблемы национальной, расовой, этнической и гендерной идентичности, а также вопросы мультикультурализма и глобализации.
Иногда "культурные исследования" называют "дискурсом меньшинств", поскольку именно в этих рамках так называемые "меньшинства" или те, кто к таковым себя причисляет, получили академическую трибуну для выражения своих взглядов. Не в последнюю очередь этой парадигме обязан своим существованием и пресловутый принцип "политической корректности". Это интеллектуальный проект, позиционирующий себя как политическая практика, которая может и должна активно вторгаться в социальные процессы.
В методологическом плане школа "культурных исследований" базируется на марксистской традиции (идеи К. Маркса, В. Беньямина, А. Грамши, Франкфуртской школы, Л. Альтюссера), с которой у феминистской теории всегда складывались непростые отношения (более того, марксизм стал камнем преткновения не только между феминизмом и CS, но даже между британской и американской традициями "культурных исследований"). Поэтому одной из центральных проблем курса является сравнительный анализ эпистемологических и методологических параллелей между гендерной теорией и марксизмом. С другой стороны, антиэссенциалистский пафос сближает гендерные исследования (особенно в постфеминистской трактовке) с постмодернистской теорией, со многими положениями которого не согласны С. Холл и другие представители CS. В то же время, между обеими традициями постоянно ведется продуктивный диалог в области осмысления феноменов репрезентации, мультикультурализма, постколониальной идентичности, критики расизма и других видов дискриминации.
Ключевые понятия курса - "идентичность", "репрезентация", "мультикультурализм", "идеология", "коммодификация", "эссенциализм", "конструктивизм", "культурализм", "глобализация", "субкультура" и др. Курс предполагает ознакомление с постфеминистскими концепциями гендерной идентичности, постколониальной теорией субъекта, теорией репрезентации, а так же с основными достижениями феминистской теории масс медиа.
Применение качественных методов сбора и анализа данных в социологическом исследовании
Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов (Саратовский государственный технический университет, Центр социальной политики и гендерных исследований)
Участвуя в научных проектах и занимаясь преподаванием гендерных исследований, многие сталкиваются с необходимостью получения новых данных. Качественные методы становятся все более популярными среди феминистских ученых, потому что эти аналитические инструменты позволяют нам пересмотреть стереотипы, заглянуть за кулисы того, что принимается как должное, "прочитать" гендер в ткани повседневной жизни мужчин и женщин, в культурных практиках частной и публичной сфер. Как построить исследование с применением качественных методов? Каким должен быть гид интервью и план включенного наблюдения? Можно ли сделать данные, полученные с применением качественных методов, более строгими и точными? Что делать с большим количеством различных текстов, транскриптов интервью, полевых дневников, чтобы провести необходимый анализ и прийти к обоснованным выводам? Какие шаги нужно совершить, чтобы перейти от полевых материалов к тексту отчета, научной статьи? Эти и многие другие вопросы возникают у любого человека, который, воодушевившись познавательными возможностями интерпретативной методологии, захочет применить ее в гендерных исследованиях.
Предлагаемый курс ставит своей целью помочь слушателям найти решение проблем, возникающих в ходе самостоятельной полевой работы и тогда, когда необходимо превратить разрозненные "сырые" данные в логичный научный текст.
Программа курса будет построена на использовании современных подходов американских и европейских социологических школ к сбору и анализу "мягких" данных. Для того, чтобы сделать учебные материалы более доступными для участников из стран СНГ, список литературы будет включать, по преимуществу, русскоязычную литературу, а использование опубликованных результатов различных исследовательских проектов в области гендерных исследований, изучения образования, экономической социологии, трудовых отношений, этничности, поможет наполнить учебный курс конкретными примерами использования качественной методологии. Кроме того, в преподавании курса авторы будут опираться на собственный большой опыт проведения таких научных проектов и преподавания качественных методов в рамках университетских курсов и на летних школах.
В рамках дистанционного курса по качественным методам предполагается остановиться на стратегии кейс-стади, подробно рассмотреть такие подходы к сбору "мягких данных", как этнографию, включенное наблюдение, интервьюирование. Будут затронуты такие темы, как нарративный анализ транскриптов интервью и некоторых других текстов. В курсе найдут отражение проблемы исследовательской этики, принципов организации полевой работы, выборки в качественных исследованиях, архивирования данных, обобщения. Качественная методология будет рассматриваться в отношении достоинств и ограничений, обусловленных техническими особенностями сбора и анализа социологических данных.
Теории гендера: изменяя субъект
Ирина Жеребкина (Харьковский национальный университет, Харьковский центр гендерных исследований)
Это интенсивный вводный курс для тех, кто хочет понять значение, функции и методологическую ценность ключевых теорий гендера как для современной феминистской теории, квир-теории, так и для различных социальных дисциплин. Следует обратить особое внимание на название курса. В нем отражен тот тезис, что нет одной теории гендера, что само понятие "гендер" должно рассматриваться как коллективный термин, содержащий множество различных дискурсивных перспектив.
Центральной тематизацией курса будет тематизация субъективности, идентичности и власти. Специальным вопросом станет вопрос о соотношении теорий гендера и основных понятий классической и современной феминистской теории - а именно, перефразируя Джудит Батлер, следующий вопрос: если гендер конституирует любую категорию идентичности, остается ли это понятие полезным сегодня для феминизма? А также вопрос о том, как переопределить женского субъекта феминизма и политического действия после того, как разрушен гендерный дуализм?
В курсе будут проанализированы различные школы и теоретические традиции как в феминистской теории, так и в различных и зачастую противоречащих друг другу теориях гендера, будет прояснена терминология и даны содержательные определения ключевых понятий в ракурсе их методологического применения.
Спецификой курса является то, что он будет содержать специальную референцию к современной философской традиции: будет рассмотрено влияние (пост)структурализма и психоанализа на феминистскую и гендерную теории, а также обратное влияние феминистской и гендерной теории на критические дискурсы современности - (пост)структурализм и постколониализм.
Участницам/кам программы дистанционного обучения будут предоставлены:
- подробные программы каждого курса (подробное описание основных тем, центральных проблем и вопросов курса, со списком обязательной и дополнительной литературы к каждой теме, вопросами для самопроверки и самостоятельной работы и указанием методологических рамок и ключевых понятий);
- объемный ридер, включающий ключевые источники по каждой теме и вопросы для самостоятельной работы с ними;
- возможность научного консультирования с преподавателями курса по теме своего диссертационного исследования (индивидуальные электронные консультации) и интерактивного виртуального общения друг с другом;
- возможность обсуждения тем и проблем курса в виде виртуальных семинаров с преподавателями курса и друг с другом;
- возможность публикации в журнале "Гендерные исследования";
- для успешно окончивших курс - возможность участия в международной летней школе в Форосе в сентябре 2003 года.
Результатом обучения является написание итогового эссе - главы, раздела или подраздела диссертационного исследования объемом не менее авторского листа (24 страницы, или 5.500-6.000).
Срок обучения - 9 месяцев. На освоение каждого из семи предложенных курсов предполагается по 1 месяцу (с сентября по март) и 2 месяца для написания слушателями итогового эссе.
Заявка на участие в программе дистанционного обучения должна состоять из заполненной Анкеты (прилагается ниже) и образца вашей публикации (статьи, эссе, лекции и т.д.) объемом не менее 5-ти и не более 10-ти страниц (1.500-3.000 слов). Условием участия в программе является владение английским языком (чтение) в объеме, позволяющем работать с учебными материалами курса, часть которых состоит из англоязычных текстов.
Срок подачи документов для участия в программе дистанционного обучения - 15 июня 2002 г.
Все материалы высылать в электронном виде по адресу eivanova@univer.kharkov.ua
Результаты будут сообщены в начале июля 2002 года.
Подробнее ознакомиться с другими программами Харьковского центра гендерных исследований вы можете на нашем веб-сайте http://www.gender.univer.kharkov.ua
Координатор проекта:
профессор, доктор психологических наук
Елена Феликсовна Иванова.
-----------------------------------
Анкета
для заявки на участия в курсе дистанционного обучения "Введение в гендерные исследования"
Ф.И.О.
Дата и место рождения
Домашний адрес (с индексом)
Телефон дом. служ. Факс
Электронный адрес
Высшее учебное заведение, которые Вы окончили
Место работы
Должность
Тема диссертационного исследования (если оно утверждено официально - какая кафедра и дата)
Участвовали ли вы ранее в международных научных и образовательных программах по гендерным исследованиям
(укажите, когда и в каких)
Список основных публикаций
|