2 апреля 2002 г. Образовательный центр Конгресса женщин Мурманск Информация для СМИ из проекта "Шире круг, коллеги!"
Гендерная педагогика: от посева знаний к сбору идей.
В Мурманске состоялся четвертый методологический семинар преподавателей ВУЗов, участвующих в проекте рекрутирования сторонников гендерного подхода в высшей школе "Шире круг, коллеги". Он был посвящен разработке гендерного подхода в образовании.
С докладом о практике применения гендерного подхода в работе с дошкольниками выступила воспитательница детского сада села Тулома Наталья Гладышева. В течение двух лет она создает уникальный опыт изменения среды воспитания детей, просвещения и вовлечения в гендерную проблематику родителей и всех жителей своего населенного пункта. Выступление Н. Гладышевой произвело сильное впечатление на всех участников и участниц семинара. Многие преподаватели оценили его как "уникальный и блестящий", многие отмечали вдохновение, возникшее в результате знакомства с таким опытом внедрения гендерных знаний в педагогическую практику. "Наталья Гладышева помогла мне понять, что гендерный подход в педагогике способствует воспитанию у мальчиков и девочек взаимопонимания и взаимоуважения" - отметил кандидат педагогический наук, проректор педагогического института Валерий Черник.
"Сегодняшний доклад дорогого стоит. - сказала доцент кафедры всемирной истории Мария Ильичева. - Он дает надежду, показывает, как каждый из нас может действовать и изменять практику.". Гостья семинара, школьный психолог из г. Апатиты, подчеркнула, что в ходе гендерного курса ощущает изменения сознания, совершенствование критического мышления, изменения в мировоззрении. Она говорила о том, что опыт Натальи Гладышевой - это пример изменений в социуме, для проведения которых не требуется больших материальных затрат, необходимо видение и воля.
Семинар завершился педагогической рефлексией всего прослушанного курса. Участники и участницы отмечали точный отбор содержания и высокий научный, профессиональный уровень всех приглашенных специалистов, открытость и креативность аудитории.
"У меня сначала было некоторое внутренне сопротивление. Я опасался, что будет оказываться давление, "начнут грузить и давить феминизмом" - смеясь, говорил Валерий Черник, - Но мои опасения не подтвердились. Каждый семинар, если не открытие, то новый поворот, пересмотр педагогического багажа, пища для размышления. Я уже внес некоторые изменения в лекции по истории педагогики и думаю, что есть возможность развиваться дальше". "Я испытала сильные позитивные переживания в связи с высоким уровнем прослушанных лекций. Возникло ощущение формирования новой общности, нового профессионального сообщества" - отметила заведующая кафедрой управления образованием, кандидат психологических наук Елена Петрушихина.
Четвертый семинар завершает образовательную часть проекта. Следующий этап посвящается рефлексии и самоопределению участниковиц в распространении гендерной концепции, внедрению ее в содержание высшего профессионального образования через традиционные курсы и вновь создаваемые спецкурсы.
Уже в апреле продвижение гендерного подхода в подготовку будущих учителей истории, литературы, иностранных языков, школьных психологов состоится в форме научно-практического семинара студентов и преподавателей Мурманского педагогического института.
28 апреля участникицы проекта встретятся за круглым столом, чтобы обсудить видение гендерного подхода в педагогике.
Проект поддержан Женской сетевой программой фонда Сороса (ИОО).
Штылева Л.В., руководительница проекта, к.п.н. postmaster@womkongr.murmansk.su
|