|
Лозунг "В единстве сила" принадлежал некогда могущественному блоку СЭВ. И, несмотря на то, что организации Стран Экономической Взаимопомощи уже не существует, лозунг остается актуальным и сегодня, но в другой сфере - сфере построения и развития социальных взаимоотношений. В условиях социально-экономической и политической нестабильности острой проблемой нашего общества стал рост преступности и укоренение жестокости и насилия во всех общественных сферах, в том числе на уровне межличностного бытового общения. Мы строим гражданское общество с эгалитарными отношениями. Для многих уже стало ясно, а недавние события это подтвердили, что безопасность в обществе - общая забота. И правоохранительные органы не могут быть единственным субъектом обеспечения безопасности. Некоммерческая организация, работая непосредственно с людьми, является своего рода рецептором, получающим информацию о той или иной социальной проблеме. При определенной систематизации и анализе эта информация помогает создать четкую картину проблемы и определить пути ее решения, а, как показала жизнь, эффективность решения проблем повышается только при условии взаимодействия. Воронежское общественное движение "Защита женщин" - это организация, объединившая специалистов, чьи профессиональные и научные интересы лежат в области социальной психологии, криминологии, медицины, педагогики и журнастики. Свою деятельность мы начали 8 лет назад. Понимая, что нельзя объять необъятное, и учитывая депопуляционные процессы в обществе, мы определили для себя приоритетную тему: поддержка женщин и детей, пострадавших от разных форм насилия. Работу построили в нескольких направлениях: - Правовое просвещение населения, в частности женщин и подростков. Последнее наше достижение - это разработка информационного блока, в который вошли сведения о проблеме насилия в отношении женщин и детей, рекомендации для жертв: что делать в ситуации насилия, в какие учреждения обращаться. Эта информация будет размещена во всех опорных пунктах г. Воронежа, женских консультациях. Выпущен справочник, который распространен среди участковых уполномоченных и передан во все районные комитеты социальной защиты населения г. Воронежа. Надеемся, что эта информация поможет в работе, как участковых, так и социальных работников и будет доступна всем гражданам.
- Предоставление жертвам насилия конкретной помощи через телефон доверия, который в 2002 г. работал три раза в неделю; консультации специалистов: юриста и психолога. В прошлом году помощь наших специалистов получило около 500 человек. Во время бесед с женщинами мы стараемся развенчать некоторые мифы о милиции, т.к. не секрет, что многие не имеют представления о рамках полномочий правоохранительных органов и списывают все на нежелание работать.
После консультаций обратившиеся граждане знают, что им необходимо делать в той или иной ситуации. Важным направлением я считаю сотрудничество с ГУВД Воронежской области в плане повышения правовой и психологической осведомленности самих сотрудников милиции о проблеме. История нашего партнерства начинается с 1997 года. Вначале мы провели ряд круглых столов, во время которых смогли выработать общее понимание проблем насилия в семье, наметить направления совместной работы по нейтрализации проявлений бытовой преступности. Сотрудничая с Американской ассоциацией юристов, в январе 1999 г. и в марте 2000 г. провели два крупных семинара по проблеме домашнего насилия для работников правоохранительных органов, судов. В семинарах участвовали также представители администраций города и области и СМИ. В каждом семинаре участвовало около 100 специалистов Воронежской области. Среди выступающих были специалисты из Америки, представители кризисных центров г. Москвы ("Ярославна", "Сестры") и Санкт-Петербурга, сотрудники НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры г. Москвы и сотрудники УВД субъектов Российской Федерации. 20 мая 2002 года провели в Воронеже первую научно-практическую конференцию "Предотвращение насилия в семье", к работе которой привлекли представителей национальных общин: еврейской, азербайджанской, армянской, были представители буквально всех национальных диаспор. В июне 2002 г. совместно с Информационным центром независимого женского форума (Москва)провели трехдневный семинар "Взаимодействие общественных организаций и государственных структур в решении местных проблем". В течение последних двух лет мы находили возможность для обеспечения участия большой группы сотрудников ГУВД Воронежской области в конференциях и семинарах в Саратове, В. Новгороде, Арзамасе, Москве. Во время этих мероприятий у сотрудников была возможность лично ознакомиться с опытом работы их коллег в других городах, поделиться своими наработками и увидеть положительные результаты, которые приносят сотрудничество правоохранительных органов с общественностью. Основные темы этих мероприятий: развитие диалога и партнерства на локальных территориях при решении местных проблем, целостный подход в решении проблем безопасности и оказания помощи жертвам. Как видите, наша работа направлена на содействие развитию сотрудничества правоохранительных органов с населением и общественными организациями, что в свою очередь способствует созданию в городе безопасной среды проживания. С одной стороны, мы выполняем свои уставные задачи, а с другой - тиражируем положительные формы работы с населением, способствуем правовому просвещению граждан и формируем положительный образ милиции, что, я думаю, на сегодняшний день является очень важным моментом. Благодаря нашей работе образовалось некое профессиональное сообщество, имеющее научный и организационный потенциал в решении проблем снижения бытовой преступности. Статистические данные подтверждают, что проведенная совместно с правоохранительными органами работа способствовала снижению уровня бытовой преступности на 12,1% (с 373 до 328), сократилось количество умышленных убийств и случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, совершенных на бытовой почве в прошедшем году, в том числе на 23,5% (со 174 до 133) - бытовых убийств, на 6% (со 199 до 195) - бытовых случаев нанесения тяжкого вреда здоровью). Профилактика преступности, в частности бытовой, является основополагающим положением долгосрочной социальной политики нашего государства. Руководство страны постоянно требует от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы. В последнее время большое внимание в этом вопросе отводится также и общественным организациям, о чем свидетельствует прошедший Гражданский Форум. Анализ мотивов бытовой преступности показывает, что они часто обусловлены неспособностью государства и общества решить социальные и экономические проблемы. Для того, чтобы поставить барьер росту бытовой преступности, необходимы новые социальные технологии. Предупреждение преступлений - это не только самое гуманное средство поддержания правопорядка и обеспечения безопасности граждан, направленное на устранение и нейтрализацию негативных обстоятельств, но и более дешевое средство. Я попыталась рассчитать экономические потери по одному параметру статотчетности - "убийство женщины". В 2001 году в Воронежской области было убито 88 женщин, мы потеряли 88 потенциальных налогоплательщиц. 88 человек, как правило, мужчин, репродуктивного возраста помешаются в места заключения. По приблизительной оценке Главного управления исполнения наказания Воронежской области, без учета затрат за заработную плату сотрудников, работающих в системе ГУИН, на содержание 1 заключенного в месяц тратится около 721 руб. На 88 осужденных - 63448 руб. / мес., 761 376 руб./ год. При условии, что у каждой женщины в среднем был 1 ребенок, ежемесячно государство затрачивало бы 70 руб. на детское пособие. (На 88 детей - 6166 руб. в месяц/ 73992 руб. в год.) В случае гибели женщины? над ребенком, в лучшем случае, оформляется опекунство. Опекуну на 1 ребенка выплачивается пособие в размере 1144 руб. и пенсия по утрате кормильца в размере около 600 руб. Таким образом, в месяц на одного ребенка тратится уже 1744 рубля, на 88 детей - 153 472 руб. в месяц/ 1 млн.841 тыс. 664 руб. в год. А при условии, если дети оформляются в интернат, эта сумма увеличивается в несколько раз. Таким образом, по приблизительным подсчетам потери составляют в месяц 216 тыс. 920 рублей, соответственно в год 2 млн. 603 тыс. 40 рублей. Аналогичным способом можно оценить экономический ущерб от плохого состояния здоровья женщины, в частности репродуктивного, и низкого качества воспроизводства нового поколения. Оценить экономический ущерб, вызванный заболеваемостью, например, по таким параметрам: - расходы на амбулаторное и стационарное лечение;
- расходы на оплату больничных листов;
- потери от недоиспользования трудового потенциала.
Большая доля потерь связана с "недополученным" национальным доходом из-за невыхода на работу и оплатой больничных листов по уходу за болеющими детьми. Видимо стоит еще посчитать затраты на лечение, которые могут составить существенный процент от всех потерь. Таким образом, нерешение проблем, связанных с насилием, приносит огромный вред социально-экономической устойчивости Воронежской области. На примере оценки только одного параметра "убийство женщины" мы видим, что профилактические мероприятия, такие как вовлечение различных учреждений: здравоохранения, образования, социальной защиты и других в решение этой проблемы, разработка скоординированных мероприятий, государственная поддержка существующих телефонов доверия и специализированных социально-психологических и юридических консультативных служб, обойдутся государству намного дешевле. Деятельность нашей организации принесла определенные результаты: администрация г. Воронежа и ГУВД Воронежской области готовы сегодня откликнуться на наши предложения, связанные с решением проблем женщин и детей. На данный момент мы разработали и приступили к внедрению новой социальной технологии в решении проблемы: совместной консультативной службы, когда участковый уполномоченный и представитель женской организации рука об руку будут решать проблемы личной безопасности населения, а в частности женщин, используя возможности и ресурсы, которые уже имеются у учреждений и структур, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами насилия в семье (комитет соцзащиты, лечебные учреждения, правоохранительные органы, НКО и др.). Эту технологию мы предполагаем отработать на одном из шести районов города, сейчас решается вопрос на базе какого РОВД мы будем работать. На первом этапе мы хотим собрать максимум информации о ситуации в районе, определить субъекты межведомственной системы профилактики бытовой преступности, их ресурсы и обсудить уровень компетенции. Далее последует анализ, разработка и внедрение конкретных, уточняю, конкретных, а не абстрактных, рекомендаций, которые дадут возможность любому специалисту, работающему в районе, к которому обратился человек за помощью, четко представлять, какие ресурсы существуют в районе и городе, чем можно реально помочь человеку. Т. е. мы хотим создать четкую систему перенаправления граждан внутри района. Не бросать человека на произвол судьбы, тем самым создавая неконтролируемую ситуацию, которая может привести к преступлению, а предложить варианты решения проблемы. Я понимаю, что на первых этапах мы столкнемся с равнодушием, неверием, пассивностью, но я уверена, что даже небольшая группа людей, объединенная общей целью, может изменить ситуацию к лучшему. А цель у нас благая: создать безопасное общество, в котором будут счастливы и дети, и мужчины, и женщины.
|