"Региональная Общественная организация “ Женский Клуб “АРТЕМИДА”” Адрес офиса: Россия, Республика Бурятия, 670040, г. Улан-Удэ, ул. Звездная, 171-41 Телефон/факс: (3012) 214553 для Матвейчевой, тел.(3012) 21-28-69 Э/почта: mailto:irmat@mail.ru Для писем: Россия, Республика Бурятия,670000, г. Улан-Удэ, а/я 10761 Председатель правления - Ирина Матвейчева СОДЕРЖАНИЕ (Повествовательный отчет) - Краткое описание проекта
- Описание ситуации в регионе
- Особые достижения и потери по проекту
- Рекомендации и выводы
Проект: "СОЗДАНИЕ СЕТИ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОЙ АДВОКАТУРЫ В ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ" Организация - грантополучатель: РОО ЖК "Артемида" Период по проекту: с 20.08.2001г. по 20.02.2003г. 1. Краткое описание проекта Основные действия по проекту "Создание сети служб социальной адвокатуры в отдаленных районах республики Бурятия" проявились в следующем: - Создание инициативных групп в районах республики Бурятия (в дальнейшем "РБ"), желающих и реально способных создать службы социальной адвокатуры (в дальнейшем "ССА") на местах
Было сформировано белее 15 групп из 20 районов республики. Однако очень жесткие требования, предъявляемые к соискателям гранта, отсеяли три инициативных группы. Таким образом, только 12 коллективов представили свои заявки на создание ССА в районе. Это органы местного самоуправления, учреждения социальной защиты и женские некоммерческие организации (НКО). Следует отметить тот факт, что государственные и муниципальные организации составили большинство (75%). - Разработка информационных и аналитических материалов по вопросам работы ССА
Разработано пособие "организация и методы работы ССА", распространены буклеты, листовки и памятки безопасности среди учрежденных ССА, государственных и правоохранительных органов, общественных организаций и сочувствующих лиц. Поступили первые положительные отзывы и замечания по содержанию. Адаптирован и распространен среди ССА опыт работы с волонтерами и социальные технологии по привлечению волонтеров к работе в ССА. На базе РОО ЖК "Артемида" сформирована библиотека, насчитывающая более 200 экземпляров, по теме профилактики и предотвращения насилия в отношении женщин. Доступ к библиотеке открыт для всех ССА, входящих в единую сеть, а так же для студентов социально-психологического и юридического факультетов ВУЗов. За время осуществления проекта на базе сформированной библиотеки РОО ЖК "Артемида" было написано 4 дипломные и 5 курсовых работ по проблеме насилия в семье. Данные работы также пополнили библиотечный фонд организации. Кроме того, поступили предложения от ВУЗов по изданию разработанных сотрудниками организации материалов с целью распространения среди студентов и повышения образовательного уровня будущих социальных работников. - Проведение образовательных мероприятий (семинаров, тренингов) для специалистов ССА, правоохранительных и государственных органов
Всего проведено 5 образовательных семинаров по темам: "Организация и методы работы ССА", "Обучение сотрудников ССА навыкам работы с жертвами насилия. Обмен опытом" и выездные семинары- тренинги. Общее количество участников образовательных мероприятий составило 212 человек. Среди них женщины - 68,0%, мужчины - 32,0%. Представители районов республики Бурятия -134 человека (63,2%). Анонимное анкетирование участников семинаров показало на сколько они удовлетворены проведенным мероприятием. Анализ анкетирования показал, что занятия в целом были оценены на "отлично" (81,2% опрошенных). - Открытие ССА в районах РБ, проведение конкурса на соискание частичного финансирования ССА. Оказание бесплатной консультативной юридической и психологической помощи пострадавшим от насилия в семье.
Как выше отмечалось, 12 коллективов представили свои заявки на соискание субгранта по созданию ССА на местах. В соответствии с утвержденным правлением РОО ЖК "Артемида" Положением о конкурсе проектов в рамках гранта конкурс проходил в два этапа. На первый этап было представлено 10 заявок из 10 районов РБ, на второй - всего 2 заявки из 1 района РБ. Основными критериями отбора на финансирование стали: - наличие неблагоприятной криминогенной обстановки и преступлений на семейно-бытовой почве в районе;
- наличие опыта оказания услуг пострадавшим от насилия в семье в любой форме;
- наличие подготовленных кадров;
- наличие четкой программы действий и возможности проведения мониторинга;
- наличие возможности осуществления программы после прекращения финансирования;
- партнерство и/или желание сотрудничества с правоохранительными и государственными органами и представителями общественности на местах.
Следует отметить тот факт, что были предприняты все меры по снижению влияния на мнение Конкурсной комиссии и Экспертного совета как с наружи, так и внутри группы. Получили поддержку всего 7 проектов из представленных (58,3%). Среди них представители органов местного самоуправления - 2 (28,6%), учреждения социальной защиты и муниципальных органов - 3 (42,8%), женские неправительственные организации - 2 (28,6%). В созданные ССА за помощью обратились 4268 граждан (с учетом общественной приемной РОО ЖК "Артемида"). Количество обращений на телефон доверия пострадавших от насилия - 1450 чел., пострадавших от насилия в семье - 443 чел., пострадавших от сексуального насилия в семье (не в семье) - 25 чел., пострадавших от траффика - 3 чел. Всего оказано очных психологических консультаций - 768. Количество очных юридических консультаций составило - 1793. Особую гордость вызывает тот факт, что имеется опыт привлечения к уголоовной и административной ответственности виновных в насилии над женщинами. Количество законченных с помощью ССА дел достигло пяти. - Проведение общественно-просветительских кампаний
Ноябрь 2001г. - участие в работе I Гражданского форума Российской Федерации (г. Москва) и тематической дискуссии по проблеме насилия в отношении женщин. Декабрь 2001г. - участие в Х I Международной сессии “Права человека, культурак мира, толерантность - содержание и методы обучения” (г. Москва). Представлено сообщение о ССА, как одной из форм защиты права человека на жизнь без насилия в семье. Январь 2002г. - создание виртуальной службы социальной адвокатуры "Артемида" Март 2002г. - рабочее совещание сотрудников ССА РБ с участковыми уполномоченными МВД РБ. 26 марта 2002г. - встреча с Полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе Драчевским Л.В. апрель 2002г. - вхождение в состав оргкомитета и участие в работе Гражданского форума общественных организаций РБ. Поставлен вопрос создания специализированной муниципальной службы, оказывающей экстренную помощь пострадавшим от насилия в семье. Июль 2002г. - вхождение в состав оргкомитета и участие в работе Международного женского форума "Женщины за выживание планеты" (г. Иркутск) 30 сентября-01 октября 2002г. - участие в работе Российско-французской конференции "Жестокость и насилие в семье" (г. Улан-Удэ) 11 ноября 2002г. - участие в заседании Консультативного совета женщин при Президенте РБ по повестке дня "О предотвращении насилия в семье в отношении женщин и детей в РБ" 15-16 ноября 2002г. - проведение Республиканской конференции "Общественное сознание и насилие". В работе конференции приняли участие 83 человека - представители общественности, государственных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления районов РБ. Главным достижением конференции стало коллегиальное обсуждение и доработка проекта Республиканской программы "Профилактика и предотвращение насилия в семье на 2003-2005гг.", представленного РОО ЖК "Артемида" 25 ноября 2002г. - представление проекта Программы в официальные органы РБ 11 февраля 2003г. - встреча с Полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе Драчевским Л.В. 13 февраля 2003г. - круглый стол "Механизмы взаимодействия между ССА и государственными органами по реализации Республиканской программы "Профилактика и предотвращение насилия в семье на 2003-2005гг."" январь 2001г по настоящее время - кампания в СМИ РБ "Общественное сознание и настлие". Всего было выпущено 47 публикаций, среди них в СМИ республиканского уровня -10, в СМИ районного уровня -37. Ключевые достижения по проекту: - Построена интегрированная система ССА в районах РБ. Создано 8 ССА (с учетом общественной приемной РОО ЖК "Артемида") на общих организационно-правоых и методических принципах.
- Расширен доступ к информационным ресурсам по вопросам защиты прав женщин для социально-незащищенных слоев населения. Бесплатную помощь (очно и заочно) через сеть ССА получили 4268 человек.
- Повысился уровень информированности женщин, женских НКО и общественности по вопросам предотвращения насилия в отношении женщин посредством работы ССА и размещения информации о них в СМИ районов РБ. Охват составил более 10 тыс. человек.
- Усилилась значимость решения проблемы насилия в семье на уровне государственных органов. Учтены предложения РОО ЖК "Артемида" в ряде нормативных актов республиканского уровня, в частности в Плане действий Правительства РБ на 2003г. Органы местного самоуправления активизировали свою деятельность в данном направлении. По инициативе органов местного самоуправления созданы в районах РБ еще четыре ССА.
- Имеется опыт взаимодействия общественных организаций, государственных и правоохранительных органов в вопросах поддержки и оказания помощи пострадавшим от насилия в семье.
2. Описание ситуации в регионе Не смотря на определенные достижения в ходе выполнения проекта, необходимо отметить важные возможности и трудности, с которыми мы столкнулись в процессе работы. В области политики и нормотворчества Деятельность по проекту совпала с периодом выборов в регионе, поэтому во взаимоотношениях с НКО наблюдался конъюнктурно- политизированный подход. Однако, приятно было наблюдать, когда в предвыборные программы кандидатов стали чаще попадать "женские" темы, в т.ч. и проблема насилия в семье. ССА на местах охотно включились в работу с кандидатами на выборные должности, особенно на местном уровне. Данная деятельность со стороны ССА ни в коем случае не регламентировалась РОО ЖК "Артемида", являлась личной инициативой сотрудников ССА районов РБ и соответствовала их личным убеждениям. В последствии на местах стали наблюдаться трения и проблемы во взаимоотношениях между ССА и государственными органами, причиной которых стала политическая позиция сотрудников ССА, особенно если они поддерживали конкурента по выборам. РОО ЖК "Артемида" заняла нейтральную позицию с полным осознанием того, что если возникнет необходимость освещения своей позиции о происходящем, то будет освещена реальная ситуация взаимодействия с органами власти. РБ является экономически депрессивным регионом с дотационным бюджетом. Так до 70% бюджета составляют трансферты из федерального бюджета РФ. При таком положении становится очевидным тот факт необходимости более основательного обоснования получения бюджетных ассигнований из центра. Особенно привлекательными в этом плане являются социальные программы, еще лучше, ели они отвечаю велениям времени и обладаю новизной. Потребность в получении инноваций в социальной сфере в связи с этим особенно возрастает, поэтому государственные органы охотно захватывают и присваивают общественные инициативы, тем более, если они еще и подкреплены международными и национальными нормами. Это явилось, на наш взгляд, причиной быстрого включения в План действий Правительства РБ по повышению роли и общественного статуса женщин в экономическом и социальном развитии РБ на 2002-2005гг. пункта по созданию сети служб социальной адвокатуры в РБ. Примечательно, что выполнение намечено на 2004-2005гг. полагаем с расчетом получения всех социальных технологий, уже апробированных первыми ССА под руководством РОО ЖК "Артемида". Говорить о защите авторских прав и ноу-хау в данном случае не приходится. По сведениям из надежных источников на проект Республиканской программы "Профилактика и предотвращение насилия в семье на 2003-2005гг" имеются официальные заключения от Министерства трута и социального развития РБ и Министерства здравоохранения РБ. Однако тот факт, что эти министерства посчитали ненужным поставить в известность о своем мнении автора программы говорит об откровенном неуважении общественных инициатив. С другой стороны, государственные органы РБ призывают к проявлению общественной инициативы в работе по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере, при этом не признавая превращения человека из объекта в субъект общественной жизни. Это, на наш взгляд, очень важное политическое заявление в значительной степени определяет будущую состоятельность любых принятых законодательных мер в регионе. Повышение социальной роли личности, реальное участие граждан, их объединений в решении социальных проблем способно стимулировать инновации в социальной политике региона. Всякая общественно-полезная деятельность имеет право на признание и должна рассматриваться как вклад в экономическое развитие. Осознание и признание этого позволяет социальное партнерство, в международном понимании, развить на более высоком качественном уровне и поддерживать инициативы граждан через организацию конкурсного финансирования проектов и программ. Именно это включено в основу проекта Республиканской программы. Можно предположить, что официальные лица больший интерес обратят только на финансовое обеспечение программы, чем на суть. При таком положении вещей успокаивает осознание того, что хотя бы часть мероприятий программы проявится в нормативных актах местного районного уровня, тем более при наличии Плана действий Правительства РБ, т.е. фактического одобрения идеи "сверху". В области социо-культурных отношений Для решения проблемы насилия в отношении женщин в РБ становится актуальным изучение положения женщины в историческом развитии, поскольку это дает возможность, осмыслив положительное и отрицательное в ее положении в прошлом, определить основные направления действий для фактического улучшения положения женщины в настоящем. Учет исторического, этнокультурного и этноконфессионального факторов при обсуждении и решении проблемы статуса женщины сегодня обязателен. Пренебрежение ими, абстрагирование от них, сосредоточенность только на современности может повлечь немало ошибок, поспешных и непродуманных действий. Бурятская семья как большая, так и малая, по своему внутреннему строю была семьей патриархальной. Однако, не смотря на это непосредственно в семье положение хозяйки дома (жены, матери) было таким же высоким, как хозяина - глав семьи (мужа, отца). При этом организаторские функции во всех формах бурятской семьи осуществлялись ими обоими в равной степени. В бурятском обществе отношение к женщине, ее статус и степень ее свободы зависели от того, к какому определенному страну она принадлежала и какую роль выполняла в семье. Большая свобода девушки в бурятском обществе, в частности, проявлялась в снисходительном отношении к ее добрачным связям. С замужеством, в силу принятых этических и религиозных норм, на молодую женщину-невестку налагался целый ряд ограничений и запретов, регламентирующих ее поведение в быту. Став матерью и хозяйкой дома, молодая женщина обретала более высокий статус в семье и, в целом, в обществе. В бурятском обществе статус женщин, у которых жизненный путь отклонялся от естественного ("старые девы" и бездетные) был очень низок. В любых жизненных ситуациях приданное женщины являлось ее личной собственностью. Если муж расточал имущество жены, женщина была вправе заявить об этом родовым старейшинам. Муж мог продать что-либо из приданного жены только с ее согласия. Бурятская женщина могла получить развод с мужем в случае дурного обращения и притеснений с его стороны. Большее количество буряток прибегало в прошлом к крещению, как способу расторжения брака. В бурятском обществе вдовы не оставались без моральной и материальной поддержки. Обычное право всех локальных групп бурят обязывало помогать вдовам. Пожилые вдовы содержались детьми, бездетные - опекались родственниками. При желании некоторые из вдов, согласно левирату, могли перейти жить в семью младшего брата покойного мужа. Издавна у бурят вдова, возглавлявшая семью, наравне с мужчинами участвовала в сугланах. Следует отметить тот факт, что и шаманизм, и буддизм бурят обоюдно поддерживали патриархально-родовой уклад семьи. Таким образом, бурятская женщина обладала относительно меньшей правовой обеспеченностью в прошлом, в сравнении с женщиной русского народа и отдельных народов Кавказа, хотя в то же время ее положение характеризовалось большей независимостью, в отличие от положения женщин некоторых народов Востока (например, Передней и Средней Азии, Китая, Индии). Вышеперечисленные данные являются материалами первого научного исследования по положению женщины в бурятском обществе, проведенного кандидатом исторических наук Людмилой Дондоковой. Основные положения диссертации изложены автором в ряде публикаций. Необходимость поиска новых подходов в оказании помощи пострадавшим от насилия и жестокости в семье требует учета наличия этнокультурных особенностей бурят. В связи с вышеизложенным не удивителен был тот факт, что количество обращающихся за помощью женщин-буряток значительно низко по сравнению с другими народностями. Не смотря на то, что удельный вес бурят в общей численности населения РБ значительно снизился (до 20%) соблюдение родовых обычаев среди бурят сохраняется. В настоящее время наблюдается факт признания женщинами-бурятками особого своего статуса в семье т и низкая заинтересованность в участии по проекту по сравнению с женщинами других национальностей. Есть основания предположить, что это связано с историческими, этнокультурными и этноконфессиональными факторами. В области институциональных преобразований Заинтересованность официальных структур ходом проекта и возможностью использования полученных наработок в ходе его реализации особенно проявились в связи с объявлением 2003 года "Годом семьи". Заметно увеличение в РБ количества организаций и структур, оказывающих социальные услуги семье. Особенно по линии социальной защиты населения. Реализация проекта стала для региона одним из рычагов формирования здоровой конкурентной среды в области оказания социальных услуг пострадавшим от насилия в семье. Так по линии РОО ЖК "Артемида" было профинансирована организация ССА в Кяхтинском, Тункинском, Мухоршибирском, Джидинском, Закаменском районах РБ, в Октябрьском и Железнодорожном районах г. Улан-Удэ. То со стороны государственных структур, как следует из письма Министерства труда и социального развития РБ, созданы ССА в Кабанском, Северобайкальском, Селенгинском, Тарбагатайском районах РБ. А наличие конфликтной ситуации, вызванной нарушением договорной дисциплины со стороны получателей денежных средств, демонстрацией низкой правовой культуры и проявлением силовых методов манипулирования, и приверженность к корпоративно-государственным интересам обусловили поддержку и развитие ССА со стороны государственных органов в тех районах, где было прекращено финансирование нашей организацией, в частности: в Кяхтинском, Тункинском районах РБ и Октябрьском районе г. Улан-Удэ. Будем надеяться, что созданные структуры, не зависимо от организационно-правовой формы, улучшат правовую защищенность женщин. Как показали опросы населения, 76,8 % всех опрошенных женщин считают себя незащищенными в правовом отношении. Следует отметить рост неправительственных и некоммерческих организаций в РБ с активной гражданской позицией. Хотя их доля в общем количестве НКО РБ значительно низкая (около 2,3% от общей численности НКО), но желание объединения и выработки согласованных действий в вопросах лоббирования и разработки стратегий для продвижения законодательства в области социальной политики РБ заслуживает особого внимания. В условиях наличия значительной доли населения (от 37 до 46,9%), считающей насилие неотъемлемой частью жизни и охотно позволяющей применять на себе все формы управления с позиции силы, присутствие таких организаций позволяет надеяться на, пусть медленное, но все же, продвижение на пути к гражданскому обществу. В экономической области В любой сфере деятельности можно опираться только на три основных ресурса: время, люди и деньги. Чаще всего все жалуются на отсутствие денег, забывая, что при некоторой изобретательности и привлекательности идей защиты прав женщин на жизнь без насилия и жестокости в семье этот недостаток можно восполнить за счет привлечения людей и заблаговременного планирования своих действий. Доказательством этого служит факт участия добровольцев в проекте и наличие определенного количества сочувствующих и разделяющих взгляды лиц. Общее количество этих людей достигло уже более 35 человек. Наличие у них свободного времени и желания позволяет минимизировать затраты по проекту. Такие активы, как интеллект и свобода творчества, не измерить в денежном выражении. Но они способны значительно модернизировать любой проект в социальной сфере. В частности это явилось причиной экономии по оплате труда в размере более 1 тыс. дол. США и позволило увеличить затраты на оснащение рабочих мест сотрудников в общественной приемной ССА. Привлечение на конкурсной основе организаций, располагающих собственными источниками финансирования и потенциальными возможностями осуществления проекта в дальнейшем, и создание на их базе ССА в районах РБ обусловило экономию денежных средств по статьям "командировочные расходы" и "субгранты" в общей сложности на сумму более 12 тыс. дол. США. Основной задачей здесь было, это - не выработать и не поддержать иждевенческо-бюджетный образ жизни организаций, выигравших конкурс. И итоги проекта говорят сами за себя. Анализ экономической ситуации РБ позволяет сделать некоторые выводы по финансовому обеспечению Республиканской программы "Профилактика и предотвращение насилия в семье на 20003-2005гг", да и в отношении любой программы социальной направленности в регионе: - В республике по данным нашего исследования ежегодно женщинами-предпринимателями тратится на благотворительные цели в общей сложности от 80 тыс. дол. США. Эти средства зачастую проходят неучтенными. С нашей точки зрения, данный денежный поток можно и нужно значительно увеличить и легализовать путем предоставления налоговых льгот в местные и региональный (республиканский) бюджеты на сумму, направленную на финансирование программы социальной направленности, имеющей статус региональной программы. Как показал опрос, значительная доля женщин-предпринимателей (более 54,2%) согласны напрямую финансировать социальные проекты при наличии таких условий.
- Превращение человека из объекта в субъект общественной жизни региона и, соответственно, социальной политики РБ позволяет применить механизмы, отве6чающие принципам: доступность, открытость, конкурсность, результативность и возможность оценки результатов, и привлекать дополнительные источники финансирования и ресурсы в виде добровольных пожертвований, членских взносов, людских ресурсов, интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Что в итоге, на наш взгляд, ведет к увеличению объема общественно-значимой деятельности и занятости населения РБ, развитию социально-ориентированного бизнеса, уменьшению социальной напряженности и усилению социальной безопасности общества.
3. Особые достижения и потери по проекту А) В результате выполнения проекта произошло повышение осведомленности населения по вопросам домашнего насилия, увеличились случаи обращений в ССА по фактам насилия и жестокости в семье. Средний рост обращений в ССА РБ, созданных при поддержке РОО ЖК "Артемида", составил 103,4%. Наблюдается рост обращений от мужчин, так удельный вес в 2002г. составил 11,7%. Особый социальный резонанс имел факт рассмотрения проблемы насилия в отношении женщин и детей у Президента РБ. Республика является регионом с преобладающим командно-административным управлением и наличием особых исторических и этнокультурных особенностей, поэтому рассмотрение вопроса на столь высоком уровне воспринято было на местах как команда к действию. Большинство представителей органов местного самоуправления после этого проявили инициативу и активизировали работу на местах по созданию служб помощи женщинам, находящимся в сложной жизненной ситуации. В общей сложности создано 11 ССА в районах РБ. Вопросы профилактики жестокости и насилия в семье чаще стали подниматься на научно-практических конференциях региона и а республиканских СМИ. Б) Самой большой проблемой явилась низкая квалификация, а порою и отсутствие, на местах в ССА людей, способных на должном уровне проводить анализ результатов работы и разрабатывать индикаторы для определения конкретных результатов по проекту. Большая часть сотрудников ССА (а это в основном своем составе представители государственных и муниципальных органов) и ответственных лиц по проектам сводят свою деятельность к элементарной статистике. Применение относительных и интегральных показателей проявилось слабо. На наш взгляд, это связано с рядом причин: - В государственных структурах очень остро стоит вопрос удержания рабочего места и продвижения по службе, поэтому любая объективная информация о реальном положении женщин, пострадавших от насилия в семье, может рассматриваться как одним из доказательств "некомпетентности" сотрудника. Что является причиной искажения информации и ее приукрашивание. Автор проекта имел откровенные разговоры со специалистами министерств, которые согласились с тем, что если информация, которую РОО ЖК "Артемида" представляет в отчетах, попадет на стол вышестоящей организации, то они в худшем случае рискуют потерять рабочее место.
- На местах имеется большая загруженность бумажной статистической отчетностью.
В) Другая проблема - это смена руководящих лиц государственных и правоохранительных органов среднего звена в связи с проведением выборов в законодательные органы и/или сменой руководителя министерства. Так уже сейчас сложно говорить о качестве отношений отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции МВД РБ и желании сотрудничества в работе по профилактике насилия в быту в виду со сменой ряда должностных лиц. РОО ЖК "Артемида" потребовалось более 3-х лет на доказательство своей надежности и приверженности делу предыдущим ответственным лицам. С учетом того, что от мнения руководителя зачастую полностью зависит отношение структуры к организации, а мышление сотрудников учреждений и ведомств достаточно стереотипно и мифологизировано, становится очевидным необходимость постоянной работы с новыми лицами. Дело усугубляется еще и тем, что действие стереотипов мышления и восприятия достаточно высоко, особенно в вопросе насилия в отношении женщин. Г) В ходе реализации проекта была выявлена еще одна сложность - это устаревшие знания о третьем секторе общества и/или отсутствие подготовленных кадров от лица государственных и правоохранительных органов по работе с НКО. А если такой сотрудник вдруг имеется, то его мышление, как правило, стереотипно и часто отражает "советское восприятие общественности" Кроме этого можно выделить еще ряд проблем, которые, на наш взгляд, являются достоянием пост советского периода. А именно: низкая правовая культура общества, правовой нигилизм, ностальгия по патернализму и др. Но эти проблемы заслуживают отдельного изучения. Д) Главным преимуществом проекта явилось осознание общественностью того, что он проводится при поддержке ООН и трастового фонда ЮНИФЕМ. Придание международного статуса позволяло свободнее открывать двери многих официальных лиц, сокращая время на доказательство значимости заявленной темы. В основном большие проблемы возникали в вопросах поддержания связи с региональным офисом ЮНИФЕМ и ПРООН. Приходится по электронной почте читать десятки сообщений в день и отмечать факты пропажи невесть куда важных писем. Налицо наблюдается нарушение приватности почтовых отправлений со стороны третьих лиц. Доказательством этого служит и тот факт, что наша организация до сих пор не получила оригиналы грантового соглашения на русском и английском языках, когда об этом было сообщено дважды. Просим выслать заверенные копии соглашений в офис ПРООН в Москве, где наш представитель может их забрать в ближайшее время, желательно продублировать отправку по электронной почте с приложением отсканированных соглашений. Считаем в дальнейшем необходимым создать региональное представительство ПРООН, можно временное, на период осуществления проектов в регионе. В обязанности структуры желательно вменить: - представительские функции;
- поддержание связи с организациями, участвующими в реализации проектов и кампаний;
- координация действий сторон;
- проведение мониторинга хода проектов и кампаний;
- оказание переводческих услуг организациям, работающим по проекту.
Е) В процессе выполнения проекта было организовано и продвинуто стратегическое партнерство со следующими организациями: - Консультативный совет женщин при Президенте РБ
- Совет женщин при мэре г. Улан-Удэ
- Комитет по делам национальностей и связям с общественными, религиозными объединениями Администрации Президента и Правительства РБ
- Комитет по социальной политике Администрации г. Улан-Удэ
- Управление труда и социального развития железнодорожного района г. Улан-Удэ
- Организации, на базе которых созданы ССА: Администрация Джидинского района РБ, НУ "Центр здорового образа жизни и планирования семьи" Закаменского района РБ, МУ "Территориальный центр социальной помощи семье и детям п. Загорск", РОО "Союз женщин Мухоршибирского района РБ" и др.
- Бурятский государственный университет
- Восточно-Сибирский государственный технологический университет
- Более 20 НКО РБ
- Более 50 женщин-предпринимателей РБ
- Более 5 республиканских СМИ
4. Рекомендации и выводы А) Поддержка общественной инициативы и общественно-полезной деятельности в РБ невозможна без признания человека субъектом программ по социальной направленности. Это важное политическое заявление должно найти отражение в Концепции общественного развития республики Бурятия на 2003-2008гг. В данную концепцию рекомендуется включить отдельный раздел по защите прав человека, в том числе на жизнь без насилия и жестокости в семье. После этого рассмотреть и принять Республиканскую программу "Профилактика и предотвращение насилия в семье на 2003-2005гг."" Б) Активизировать работу по разработке механизмов межсекторного взаимодействия в реализации Республиканской программы. В) основным отличительным моментом настоящего в России является непрерывное обновление законодательной базы. Рекомендуем акцентировать внимание на проведение образовательных программ по применению норм права для защиты интересов пострадавших от насилия и жестокости в семье среди смешанных групп из представителей государственных и правоохранительных органов, сотрудников ССА, СМИ и общественности. Г) направить средства на усиление институциональных преобразований _ ССА в районах РБ, особенно на связь, заработную плату консультантов и методическое обеспечение. Д) Активнее привлекать к проведению образовательных мероприятий сотрудников прокуратуры и судов РБ Е) Проводить мониторинг мероприятий с привлечением на конкурсной основе экспертов со стороны.
|