[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

Проект "Создание сети служб социальной адвокатуры в отдаленных районах республики Бурятия"

05-11-2002 Ирина Матвейчева, руководитель проекта

 

"Региональная общественная организация " Женский Клуб "АРТЕМИДА""

  • Адрес офиса: Россия, Республика Бурятия, 670040, г. Улан-Удэ, ул. Звездная, 171-41
  • Телефон/факс: (3012) 214553 для Матвейчевой, тел.(3012) 21-28-69
  • Э/почта: mailto:artemida@buryatia.ru mailto:irmat@mail.ru
  • Для писем: Россия, Республика Бурятия,670000, г. Улан-Удэ, а/я 10761

Проект "Создание сети служб социальной адвокатуры в отдаленных районах республики Бурятия"

I. Работа с представителями общественности, государственными структурами и органами власти на местах.

Современный интерес теоретиков и практиков к домашнему насилию в РБ возрос главным образом потому, что сформировалась возможность открытого обсуждения этой проблемы и поисков выхода из поистине угрожающей ситуации. Случаи домашнего насилия стали выноситься на всеобщее обозрение, обсуждаться на страницах открытой печати, формируются устойчивые общественные институты, противодействующие его распространению.

Между тем число случаев насилия в семье увеличивается, а эффективность механизмов защиты его жертв реально не достаточно высока. В связи с этим возникает объективная необходимость консолидации усилий субъектов, работающих непосредственно с женщинами, пострадавшими от домашнего насилия, и/или над профилактикой насилия в семье.

Складывающиеся формы взаимодействия между женскими НКО и правоохранительными органами, в частности МВД РБ, показали, насколько эффективнее могут решаться многие проблемы города, когда потенциал НКО получает поддержку государственных органов и включается в совместную работу.

Особенно ярко это проявилось на совместном совещании, так называемом "малом круглом столе", среди представителей служб социальной адвокатуры, женских НКО и сотрудников МВД РБ, 27 марта 2002 г. в г. Улан-Удэ.

В работе совещания приняли участие 12 человек, из которых 41,7% составили сотрудники отдела участковых уполномоченных МВД РБ. Женщины составили 58,3%.

Были поставлены основные цели совещания:

  • подведение итогов совместных дежурств по заявлениям о насилии в семье;
  • выработка дальнейших методов работы по предупреждению семейно-бытовых преступлений;
  • анализ целесообразности сотрудничества.

При анализе существующей ситуации в г. Улан-Удэ участники совещания определили сильные и слабые стороны сотрудничества женских НКО и отделов внутренних дел районов.

Сильными сторонами явились:

  • доброжелательное отношение сотрудников ОВД;
  • компетенция сотрудников ОВД и владение ими информацией о "буйных" семьях;
  • наличие нормативных актов: Концепция по улучшению положения женщин в РФ, Национальный план по улучшению положения женщин в РФ, План действий по повышению роли и общественного статуса женщин в экономическом и социальном развитии РБ на 2002-2005гг и др.;
  • наличие опыта работы центров реабилитации РБ;
  • работа над проектом по созданию Служб социальной адвокатуры ( в дальнейшем "ССА") в РБ;
  • наличие желания сотрудничества между МВД РБ и общественными организациями РБ.

Слабые стороны так же были отмечены участниками совещания:

  • недостаточная мобильность ОВД и зависимость от дежурной смены;
  • низкая информированность населения об участковых и наличие большой нагрузки на 1 участкового;
  • недостаточность рекламы о деятельности ССА, РОО ЖК "Артемида" и освещения темы насилия;
  • отсутствие конечного результата ( Из 700 заявлений только в 45 случаях возбуждено уголовное дело и только 7 человек привлечено к ответственности );
  • низкая информированность населения РБ о ст.116, 117 Уголовного кодекса РФ;
  • наличие проблем по сопровождению жертв в судах;
  • невозможность оказания влияния на принятие правовых решений по статьям частного обвинения;
  • наличие и большое влияние стереотипов как среди сотрудников женских НКО о МВД , так и у сотрудников МВД об общественных объединениях;
  • территориальная ограниченность.

В результате бурных обсуждений участники пришли к выводам, что для более эффективной работы по профилактике правонарушений в быту, в частности профилактики насилия в отношении женщин более целесообразно сделать следующее:

  1. Создать мобильную группу реагирования по "семейным вопросам" при муниципальных народных дружинах.
  2. Создать центры ССА при ОВД г. Улан-Удэ.
  3. Организовать подготовку специалистов в данной области.
  4. Проводить совместные планерки ССА и ОВД не реже 1 раза в квартал.
  5. Снабдить раздаточным материалом о деятельности ССА ОВД, школы, ЖЭУ и другие учреждения.
  6. Организовать серию передач на телевидении и радио по проблеме жестокости и насилия в семье.
  7. Повысить уровень информированности населения и ЖЭУ об участковых.
  8. В СМИ регулярно размещать информацию о режиме работы опорных пунктов и участковых с реквизитами связи.
  9. Развивать работу с Мировыми судьями, активнее участвовать в процессах.
  10. Проводить совместные выезды с участковыми по заявлениям, поступившим за истекшие сутки.

Все выработанные решения реально осуществимы на практике и зависят лишь от финансовых и организационных возможностей. Главным выводом этой встречи можно считать наличие готовности сотрудничать представителей сторон и осознание того факта, что без совместных усилий проблему насилия в семье не решить.

Знаменательным событием в общественной жизни РБ стал приезд Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Драчевского Л.В. Так 26 марта 2002г. состоялась встреча некоммерческих женских организаций РБ с официальными лицами по вопросам развития социальных услуг населению. На которой звучала тема насилия в семье, правда, акцентированная на оказании помощи пострадавшим от насилия в семье детям.

А с 27 по 28 марта 2002 г. в г. Улан-Удэ прошла Региональная научно-практическая конференция "Социальное развитие РБ: опыт и перспективы", участие в которой приняли практически все ведущие лица министерств и ведомств РБ. Представители РОО ЖК "Артемида" не принимали участие в этом мероприятии по причине неуведомления. Однако, в секции "Местные инициативы и инновации" был представлен доклад Степановой Н.П., директора территориального центра социальной помощи п. Загорск о новых методах работы с семьей, где была представлена ССА центра как один из новых методов работы по профилактике насилия в семье. Данный центр является получателем гранта по проекту.

С целью изучения имеющегося регионального опыта взаимодействия женских НКО с правоохранительными и государственными органами в области работы с пострадавшими от домашнего насилия были направлены запросы в организации, достаточно давно работающие в данной области, в частности:

  1. РОО "АННА" ( Ассоциация Нет Насилию) (г. Москва);
  2. РОО " Служба социально-юридической помощи пострадавшим от насилия " Александра" (г. Санкт-Петербург);
  3. РОО " Кризисный центр " Екатерина" для женщин и детей, переживших насилие в семье (г. Екатеринбург);
  4. Городская общественная организация " Кризисный центр для женщин" (г. Иркутск).

Все эти организации, как и РОО ЖК " Артемида", являются членами Ассоциации Кризисных центров для женщин "Остановим насилие". Следует отметить оперативность и наличие готовности коллег поделиться любым имеющимся опытом. Весь имеющийся опыт можно представить в виде основных направлений сотрудничества местных сообществ это:

  • обучающие семинары среди сотрудников правоохранительных органов по оказанию социально-юридических консультаций жертвам домашнего насилия;
  • сопровождение пострадавших в учреждениях правоохранительных органов и судах;
  • очное и телефонное консультирование;
  • вовлечение общественности к внедрению восстановительного правосудия и др.

Полученные в процессе обмена методические наработки стали весомым дополнением имеющихся у РОО ЖК "Артемида" информационно-методических материалов.

Прекрасной возможностью освещения проблемы насилия и жестокости в семье стал Гражданский форум общественных организаций РБ. Данный Форум состоялся 16 апреля 2002 г. В отличие от Гражданского форума России перед проведением самого мероприятия и переговорных площадок были организованы круглые столы. Первым прошел круглый стол по теме "Социальная политика: исключительная ответственность государства или партнерство государства и общества". В работе этого стола приняли участие более 70 человек: представители некоммерческого и коммерческого секторов, сотрудники государственных органов, СМИ. Благодаря работе в данном круглом столе, предложение по созданию мобильной службы при муниципалитете по оказанию экстренной помощи пострадавшим от насилия в семье было включено в рекомендации участников круглого стола органам власти РБ.

Информация о проекте была представлена также на выставочном стенде во время Работы Форума с приложением раздаточного материала, что позволило ознакомить значительное количество участников с проблемой. 17 апреля с.г., как логическое продолжение работы Форума, была проведена переговорная площадка с представителями Администрации г. Улан-Удэ. Здесь вновь зазвучала тема создания муниципальной бригады по работе с семьями, где встречается насилие и жестокость. Данное предложение было с одобрением воспринято Администрацией г. Улан-Удэ. Однако само выполнение или оказание реальной поддержки этой идеи остается сомнительным. Наличие предвыборной ситуации, потребность кандидатов в социально-общественном резонансе их деятельности и заигрывание с избирателем наложило негативный отпечаток на общественные инициативы снизу.

Большой победой прошедшего Гражданского форума общественных организаций РБ следует считать подписание соглашения по созданию консорциума НКО с целью объединения усилий пяти организаций по оказанию комплексной помощи пострадавшим от насилия. Объединение с организациями, работающими с инвалидами, позволило охватить женщин-инвалидов, пострадавших от всех форм насилия, и унифицировать представляемые им социально-психологические и юридические услуги.

Постоянное освещение деятельности по проекту как непосредственно РОО ЖК "Артемида" и Сетью служб социальной адвокатуры на местах привлекает все большее количество сочувствующих и любопытствующих. Со стороны СМИ интерес к проблеме проявляется чаще с одной лишь целью - получение "жареных" фактов для привлечения внимания населения к газете. К сожалению, желание рассмотреть проблему гораздо глубже со стороны СМИ встречается крайне редко.

Выездной семинар в Тункинском районе РБ в апреле с.г. собрал представителей местных органов власти, ОВД, общественности и сотрудников ССА. Всего приняло участие более 45 человек, из них женщины составили 54,3%, мужчины - 45,7% ( в основном сотрудники милиции ).По национальности: русские - 16,1%, буряты - 83,9%. Основной целью семинара было поставлено налаживание дружественных и долгосрочных контактов между ССА на месте и представителями ОВД. Что в идеале может перерасти в конструктивное сотрудничество по профилактике насилия в семье в районе. Сотрудники ОВД и представители общественности района проявили невиданную доброжелательность и желание сотрудничества.

С другой стороны, выявились сложности, которые, на наш взгляд, могут оказать негативное влияние на ход проекта в Тункинском районе. А именно:

  1. Наличие этнокультурных и национальных особенностей в районе: нескрываемая агрессивность, склонность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций и др.;
  2. Наличие межличностных конфликтов между сотрудниками органов местного самоуправления и ОВД;
  3. Недостаточная осведомленность населения о работе ССА;
  4. Сведение деятельности ССА только к рекламно-агитационной работе;
  5. Недостаточная подготовка кадров.

В процессе работы на семинаре было проведено анкетирования участников по теме "Роль женщин в формировании ненасильственных отношений в обществе". Результаты которого заслуживают отдельного обсуждения. На вопрос о существовании насилия в обществе и семье все опрошенные ответили утвердительно. На другие вопросы ответы распределились следующим образом:

  1. Считаете ли Вы актуальным в настоящий момент для нашей страны предложение о снижении уровня насилия: Да - 59,1% ; нет - 35% ; воздержавшиеся - 5,9%.
  2. Является ли насилие средством защиты от криминализации общества в целом: Да-11,7% ; нет - 82,3% ; воздержавшиеся - 6,0%.
  3. Считаете ли Вы , что насилие является неотъемлемой частью человеческого существования: Да - 41,1% ; нет - 52,9% ; воздержавшиеся - 6%.
  4. Нужно ли, по Вашему мнению, воспитывать ребенка в идеологии ненасильственных отношений или это приведет в будущем к сложностям в его жизни: Да - 64,7% ; нет - 11,8% ; воздержавшиеся - 23,5% ;
  5. Считаете ли Вы возможным научить взрослого человека стереотипам ненасильственных отношений: Да - 52,9% ; нет - 47,1%.
  6. Как Вы считаете, следует ли обучать женщин ненасильственному поведению, если они и так представляют собой наименее агрессивную часть общества: Да - 76,5% ; нет - 23,5%.

Наличие значительной доли населения, считающей насилие неотъемлемой частью человеческого существования, подтверждает, насколько глубоки корни стереотипов и как они живучи. При таком положении дел не стоит ожидать большой заинтересованности населения, в частности Тункинского района, в решении проблемы насилия в семье. Это положение усугубляется излишней заинтересованностью местных органов власти решением больше экономических вопросов района.

Попытка создания виртуальной службы социальной адвокатуры не увенчалась успехом. Работа по проекту признана неудовлетворительной и остаток неизрасходованных средств был возвращен фонду. Идея создания такого сайта базируется на основном проекте организации по созданию Служб социальной адвокатуры в районах РБ. Наполняемость разделов сайта напрямую зависит от работы служб на местах. Рубрика " Ваш адвокат" и " Судебная практика" практически не работали. Причинами такого состояния явилось:

  1. Отсутствие достаточного опыта и знаний у сотрудников, работающих над данным проектом: не прикладывалось достаточно усилий по рекламированию сайта, по его заполнению, не был предложен план преодоления возникших в ходе работы трудностей и достижения поставленных целей;
  2. Итоги первого квартала работы служб социальной адвокатуры районов РБ выявили ряд сложностей:

а) Организации, получившие средства на создание служб социальной адвокатуры, юридически такие службы не создали, хотя вся информационно-методическая база была представлена вовремя и в срок проведены обучающие семинары. Эти организации до сих пор не отчитались за первый квартал работы. Что можно трактовать как откровенное презрение к деятельности женских НПО, с одной стороны, и наличие стереотипа восприятия грантов, как легко доступных денежных средств, использующихся исключительно в личных целях сотрудников НПО.

б) из имеющихся организаций в социальной сфере реально способны на профессиональном уровне оказывать социально-правовые и социально-психологические услуги женщинам государственные и муниципальные организации и учреждения по линии Министерства труда и социального развития РБ.

в) О судебной практике по защите права женщин на жизнь без насилия в семье говорить рано. По данным МВД РБ из 700 заявлений, поступивших от женщин, пострадавших от насилия в быту, только в 45 случаях возбуждено уголовное дело и только 7 человек осуждено судом. Реально проанализировать данный факт не представляется возможным, т.к. обращения в судебный департамент остаются без особого внимания.

С другой стороны, выявился низкий уровень юридических знаний среди сотрудников милиции, в частности участковых уполномоченных, которые чаще сталкиваются с фактами насилия в быту. Доля сотрудников со средним и высшим юридическим образованием составляет всего 14%, а средний срок работы в должности не превышает у 70% участковых 4-х лет. В настоящее время, когда вступили в силу ряд новых законов (Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовно- процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и другие) и появился институт Мировых судий, возможность оказания профессиональной помощи женщинам, обратившимся как в милицию, так и в службу социальной адвокатуры в районах, становится проблематичной

Не смотря на такой опыт создания виртуальной странички о деятельности служб социальной адвокатуры, необходимость наличия такого сайта несомненна. Что подтверждается положительными отзывами коллег из Ассоциации Кризисных центров России.

Сотрудничество РОО ЖК "Артемида" с МВД РБ позволило, с одной стороны, улучшить контроль над деятельностью ССА на местах и потребовало прозрачности их ведения деятельности по проекту; с другой стороны, вызвало негативную реакцию сотрудников организаций, получивших гранты на создание ССА, т.к. не позволяет им фальсифицировать отчетность и требует более профессионального подхода к вопросам защиты прав женщин на жизнь без насилия в семье. Следует отметить благосклонное отношение Отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции МВД РБ и желание сотрудничества в работе по профилактике насилия в быту. На учете в отделе состоит более 3000 семей, где зарегистрированы факты физического насилия, а на сегодня это более полная информация о фактах насилия в семье. Осознание необходимости обучения сотрудников милиции по проблеме насилия и жестокости в семье, важности объединения усилий в данной области стали причиной разработки проекта по проведению обучающих семинаров среди сотрудников милиции. Эта идея была представлена в виде заявки на соискание гранта в Фонд Д. Сороса. К сожалению, финансовой поддержки она не получила, но в настоящее время разработана программа по привлечению финансовых ресурсов на реализацию данной идеи.

Во исполнение федеральных законов в РБ приняты местные законы: "О мировых судьях в РБ" от 24.08.98г. и " Об общем количестве судебных участков и числе мировых судей в РБ" от 04.04.2000. Согласно названным законам в РБ опаределены 46 судебных участков и соответствующее количество мировых судей. На 01..03.2002 г. численность мировых судей в РБ составили 42 человека из 46, предусмотренных действующим законодательством, укомплектованность кадров составляет 91,3%. В работе выездного семинара в Тункинском районе приняла участие Мировой судья района Зверева М.В, которая представила сообщение по теме "Роль мировых судей в работе по профилактике насилия в семье". В процессе обсуждения роли института мировых судей выявились проблемы, способные влиять на качество правовой защиты женщины, пострадавшей от насилия и жестокости в семье. А именно:

  1. В большинстве случаев дела по насилию в семье сводятся к примирению сторон;
  2. Низкое информационно-методическое обеспечение судей по вопросам защиты прав человека на жизнь без насилия в семье: отсутствие международно-правовых актов, ратифицированных РФ и судебной практики их применения; отсутствие специальных знаний по проблеме насилия;
  3. Правосудие в районах осуществляется в крайне стесненных условиях.

На наш взгляд, институт мировых судей заслуживает особого внимания с точки зрения профилактики насилия в семье, целесообразно среди сотрудников судов проводить обучающие семинары по правоприменительной практике норм международного и российского права.

Изучив проведенную работу сотрудники организации пришли к следующим выводам:

  1. на местах отсутствуют способные влиять на общественное сознание женские общественные организации, а большинство из работающих инициативных групп женщин представляют собой клубы по интересам, без юридической регистрации и без конкретных программ деятельности;
  2. на уровне органов власти и правоохранительных структур районов предпринимаются меры по профилактике насилия в отношении женщин, но они носят эпизодический характер и не имеют поддержки общественности на местах, что снижает их заинтересованность в решении этого вопроса;
  3. терпимость общественности на местах ко всякого рода насилию обусловливается наличием значительной доли населения, считающей насилие нормой жизни ( от 38 до 47%).
  4. Наличие потребности в информационно-методическом обеспечении по вопросам профилактики насилия в семье со стороны МВД, судебного департамента и организаций социальной сферы;
  5. Из имеющихся организаций в социальной сфере реально способны на профессиональном уровне оказывать социально-правовые и социально-психологические услуги пострадавшим от насилия в семье государственные и муниципальные организации и учреждения по линии Министерства труда и социального развития РБ.

Эти выводы явились причиной обращения с предложением о сотрудничестве в Министерство труда и социального развития РБ и письмо было направлено 2 августа с.г.

В качестве вклада РОО ЖК "Артемида" предлагает:

  • интеллектуальную собственность и информационно-методические материалы;
  • деловые связи и опыт привлечения внебюджетных источников;
  • денежные средства для проведения II этапа конкурса по созданию ССА в районах РБ;
  • подготовленные кадры и новые социальные технологии по привлечению добровольцев к работе и др.

К письму была приложена информация по мониторингу и оценке проекта по утвержденной форме ЮНИФЕМ за 1 полугодие 2002 года.

II. Разработка информационных и методических материалов по вопросам работы Службы социальной адвокатуры

Работа ССА на местах выявила необходимость обмена информацией по правоприменительной практике в области зашиты прав женщин от насилия в семье. Особую сложность составляют вопросы определения судебно-экспертных оценок причиненного вреда здоровью в случаях домашнего насилия, особенно в сфере психо-эмоционального состояния женщины; определение размера морального вреда пострадавшей; недостаточность информации об институте мировых судей др.

С целью изучения этих вопросов и дальнейшего включения их в пособие "Организация и методы работы ССА" создана рабочая группа в следующем составе:

  1. Матвейчева И.В. - председатель правления РОО ЖК "Артемида", ответственная за сбор информации по организационно-правовой составляющей деятельности ССА;
  2. Белоус А.Ф. - старший инспектор по особым поручениям Службы участковых уполномоченных МВД РБ, ответственный за сбор информации о деятельности мировых судей по делам частного обвинения;
  3. Алексеенко Е.В. - психотерапевт Психоневрологического диспансера, член судебно-медицинской экспертной комиссии, ответственная за сбор информации по определению судебно-экспертных оценок причиненного вреда здоровью, особенно в сфере психики;
  4. Шахурова Н.И. - менеджер Кризисного центра, ответственная за сбор информации по альтернативным способам разрешения конфликтов в семье.

Итоги этой работы будут подведены на Республиканской конференции в ноябре этого года.

Участие в июньском семинаре сотрудников Кризисного центра для женщин г. Иркутска позволило ознакомиться с принципами восстановительного правосудия и опытом реализации программы примирения в Иркутской области. Важнейшей задачей данной программы является не наказание правонарушителя, а восстановление морального, психологического и материального ущерба, нанесенного жертве. Происходит вовлечение правонарушителя в социально-реабилитационные программы, позволяющие избежать повторных правонарушений в будущем. Сотрудники ССА районов РБ имели возможность задать вопросы и обменяться своими взглядами о идее восстановительного правосудия.

В любой сфере деятельности организации можно опираться только на три основных ресурса: время, люди и деньги. Чаще всего все жалуются на отсутствие денег, забывая, что при некоторой изобретательности и привлекательности идеи защиты прав женщин на жизнь без насилия и жестокости в семье этот недостаток можно восполнить за счет привлечения людей и заблаговременного планирования своих действий. В июле 2002 года руководитель проекта прошел обучение в семинаре-тренинге "Работа с волонтерами: методы и технологии", проведенном Ассоциацией Кризисных центров России "АННА" и "КАРИТАС" (Австрия) при финансовой поддержке Программы ТАСИС. Ознакомление с новыми социальными технологиями работы с волонтерами позволило улучшить и систематизировать работу с волонтерами в РОО ЖК "Артемида" и передать этот опыт ССА в районах РБ.

Особенно полезным оказался опыт подбора добровольцев в Австрии, осуществляемый в несколько этапов:

  1. Анкетирование желающих, где изучаются биографии, круг интересов, наличие пережитых кризисов, опыт работы волонтером и др.;
  2. Собеседование с руководителем организации и ответственным лицом по работе с волонтёрами, где изучается способность кандидата к самообразованию и идентификации человека;
  3. Проверка психологической стабильности, где изучаются опыт кандидата по преодолению стрессовых ситуаций;
  4. Наложение ограничения в возрасте.

Этот опыт сразу был адаптирован в работе с волонтерами РОО ЖК "Артемида" в области оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия в семье. Был объявлен дополнительный набор волонтеров. И полной неожиданностью стал тот факт, что ряды волонтеров в организации пополнили мужчины - юристы по образованию.

Участие организации и сотрудников ССА районов РБ в работе IV Международного женского форума "Женщины за выживание планеты" в июле с.г. в г. Иркутске позволило значительно пополнить библиотеку организации печатными изданиями по проблеме профилактики насилия, в частности книгами: "Россия: насилие в семье - насилие в обществе" под редакцией Забелиной Т.Ю.; "Правовые , нравственные и медицинские проблемы насилия в семье" под редакцией Солодун Ю.П.; "Судебно-экспертные оценки причиненного вреда здоровью в случаях домашнего насилия". Солодун Ю.В, Злобина О.Ю., Шевцова И.Я., Иркутск и др.

Все приобретенные материалы и книги позволяют значительно улучшить разработанное пособие и в дальнейшем значительно повысить квалификацию сотрудников ССА на местах.

Потребность в информации столь велика, что родилась идея издания ежемесячного информационного бюллетеня для ССА, где можно было бы освещать практику и отвечать на часто возникающие вопросы обращающихся за помощью в ССА людей.

Ясно стало одно, что без объединения опыта и знаний различных сфер деятельности (медицины, права, социологии, психологии, образования и других) проблему насилия в семье не решить. Она требует мультидисциплинарного подхода.

III. Работа Служб социальной адвокатуры в районах республики Бурятия

В процессе работы над проектом были созданы шесть служб социальной адвокатуры в районах РБ. Это первый уникальный случай финансирования посредством общественного объединения государственных и муниципальных структур, призванных по уставным целям и задачам заниматься оказанием социально-правовых и социально-психологических услуг женщинам, подвергающимся насилию в семье. Первые отчеты о деятельности принесли первые результаты работы Служб социальной адвокатуры из районов РБ. (См. таблица 1)

Из таблицы видно, что за первый квартал работы было оказано ССА на местах всего 201 телефонная консультация, очных консультаций - 292; сопровождение в правоохранительных органах и судах - 6; патронаж семей группы риска - 56; семинаров - 4; публикаций в республиканских и районных СМИ - 15; участие в других мероприятиях, способствующих пропаганде деятельности по проекту - 13; проведено опросов населения - 3. Проведенные же опросы населения выявили наличие большого удельного веса людей, считающих насилие нормой в обществе. Средний показатель составил 42,5%. Это показывает насколько сильно влияние стереотипов в обществе.

Отчеты за первый квартал (с 01.02.02 по 01.05.02г.) выявили ряд сложностей и проблем:

  1. Организации, получившие средства на создание Службы социальной адвокатуры, юридически не создали такие службы, при этом получили всю необходимую информационно-методическую литературу и сотрудники организаций прошли специальное обучение.
  2. Налицо наблюдается нежелание выполнять взятые по договору обязанности. Отчеты поступили с большим опозданием по срокам, начиная с 15 июля по 12 августа 2002г. Что также можно признать как откровенное презрение к деятельности женских НПО, с одной стороны, и наличие стереотипа восприятия грантов, как легкодоступных денежных средств, использующихся исключительно в личных целях сотрудников НПО.
  3. Из имеющихся организаций в социальной сфере реально способны профессионально оказывать услуги пострадавшим от насилия государственные и муниципальные организации по линии Министерства труда и социального развития РБ. Общественные организации на местах сводят всю деятельность в основном к информационной пропаганде, высказываясь откровенно, что лучше будут больше писать статей о проблеме насилия, чем оказывать практическую помощь.
  4. На местах доверие к Службам социальной адвокатуры не столь высоко; это объясняется тем, что на местном уровне люди в маленьком поселке друг друга лучше знают и неохотно доверяют свои проблемы из боязни утечки информации о личной жизни. Что также подтверждается участившимися обращениями жителей районов РБ, где созданы Службы, напрямую в РОО ЖК "Артемида".

Как видно из таблицы 2 особую сложность составили финансовые отчеты Служб социальной адвокатуры районов РБ. Выявились однотипные ошибки, это: искажения в учете заработной платы и налогов сотрудников по проекту; неграмотное оформление отношений между организацией - грантополучателем и работником по проекту и др.

В связи с этим было принято решение о проведении в июне обучающего семинара "Обучение сотрудников ССА практическим навыкам работы с жертвами насилия. Обмен опытом", в программу которого включен раздел по составлению отчетности по проекту. А в целях стимулирования деятельности по проекту принято решение профинансировать участие представителей успешно работающих ССА в IV Международном женском форуме "Женщины за выживание планеты" в городе Иркутске.

В работе семинара принимали участие представители ССА районов РБ за исключением представителей общественных организаций: РОО "Союз женщин Мухошибирского района" и РОО "Центр поддержки женских инициатив "Гармония"".

По итогам деятельности семинара было принято решение сформировать делегацию от РБ на Международный женский форум "Женщины за выживание планеты" в составе:

  1. Матвейчева И.В. - председатель правления РОО "Артемида", руководитель проекта;
  2. Белоус А.Ф. - старший инспектор по особым поручениям Службы участковых уполномоченных МВД РБ;
  3. Шахурова Н.И. - менеджер Кризисного центра РОО ЖК "Артемида";
  4. Цыренова Э.П. - директор Центра здорового образа жизни и планирования семьи, Закаменский район;
  5. Мостовщикова Г.Н. - главный специалист Кяхтинского управления труда и социального развития.

Таким образом, делегация была представлена представителями трех секторов общества: общественное объединение, правоохранительные органы и государственные структуры. Что можно обозначить как начало зарождения социального партнерства в РБ в вопросе защиты прав на жизнь без насилия в семье.

Следует отметить, что в работе июньского семинара приняли участие всего 14 человек. Такой узкий круг участников обусловлен главной целью - повышение качества оказываемых услуг ССА на местах. Это явилось причиной проведения, так называемого, закрытого семинара - тренинга.

Проведенное анонимное анкетирование участников семинара показало на сколько удовлетворены участники проведенным мероприятием. 100% опрошенных отметили актуальность темы семинара; 28,6 % - высказались за увеличение времени на разбор конкретных случаев из практики ССА. Оценка же семинара выглядит следующим образом:

  • занятие в целом - "отлично" - 100 %
  • оформление материала - "отлично" - 66,7 %
  • содержание - "отлично" - 100 %
  • соответствие Вашим целям - "отлично" - 83,3 %
  • представление материала - "отлично" - 83,3 %
  • возможность участия - "отлично" - 53,8 %

Преподавателями семинара выступили :

  1. Матвейчева И.В. - председатель правления РОО ЖК "Артемида";
  2. Филиппов В.М.- руководитель юридической службы РОО ЖК "Артемида", заслуженный юрист РБ;
  3. Шевцова И.Я. - руководитель психологической службы Иркутского Кризисного Центра для женщин;
  4. Белоус А.Ф. - старший инспектор по особым поручениям Службы участковых уполномоченных МВД РБ;

Опыт работы ССА в районах РБ и прошедший семинар выявил ряд вопросов, на которые необходимо найти как можно быстрее ответы:

  1. Что ставить приоритетным в реализации проекта: охват территории РБ или повышение качества оказываемых услуг ССА? Что выбрать: рост количества ССА или улучшение качества их работы?
  2. На местах зачастую отсутствуют подготовленные кадры для работы в ССА. Что выбрать: подготовку кадров и их обучение или расширение пропагандистко-информационной работы ?

В результате анализа существующей ситуации принято решение :

  1. Прекратить финансирование организаций, нарушивших условия договора о гранте и не представивших отчетность. Это общественные (РОО "Центр поддержки женских инициатив "Гармония" и РОО "Союз женщин Мухошибирского района") и государственные (Кяхтинское районное управление труда и социального развития, Администрация Тункинского района) организации. Известить их о необходимости вернуть остаток средств. В случае отказа в возврате направить исковое заявление в судебные органы.
  2. В целях увеличения охвата территории РБ и повышения качества оказываемых услуг провести II этап конкурса проектов по созданию ССА в районах РБ с привлечением организаций и учреждений по линии Министерства труда и социального развития РБ, как более подготовленные структуры.
  3. Необходимы новые подходы в оказании помощи пострадавшим от насилия и жестокости в семье, а именно: организация выездных консультаций специалистов (юристов, психотерапевтов, психологов); организация служб быстрого реагирования по профилактике насилия в семье; проведение патронажа семей группы риска; привлечение волонтеров - специалистов для ССА на местах и др. Эти подходы должны учитывать психологические и информационные барьеры на местах; наличие этнокультурных стереотипов.

IV. Работа Службы социальной адвокатуры РОО ЖК "Артемида"

За время работы ССА "Артемида" было оказано 121 консультаций по телефону, 292 консультации в общественной приемной.

Из обратившихся женщины составляли - 75 %;

Мужчины - 25 %. Возраст обратившихся :

От 20 до 30 лет - 16,7 %

От 31 до 40 лет - 41,6 %

От 41 до 50 лет - 29,1 %

Более 50 лет - 12,6 %

По месту жительства обратившиеся распределились следующим образом :

Октябрьский район - 66,7 %

Железнодорожный район - 14,3 %

Советский район - 15,0 %

Другие районы РБ - 4,0%

По виду насилия обращения можно классифицировать следующим образом:

Физическое - 8,3%

Экономическое - 58,3%

Сексуальное - 3,0%

Психологическое - 16,7%

По вопросам права, не относящихся к насилию в семье - 11,0%

Другое (справочная информация, любопытствующие и т.д.) - 2,7%

По сфере права обращения распределились следующим образом:

Трудовое право - 8,3%

Жилищное право - 42,4 %

Гражданское право - 16,0%

Семейное право - 20,8%

Уголовное право - 8,3%

Пенсионное право - 4,2%

Одной из форм работы по профилактике насилия в семье стал патронаж семей группы риска. Он стал логическим следствием сотрудничества со службой участковых уполномоченных МВД РБ. Информация о семьях поступает из ОВД от участковых уполномоченных, следует отметить тот факт, что получаемые данные не оформляются специальным документом.

Общее количество посещений составило - 39, из них:

Район п. Стеклозавод - 30,8%

Центр г. Улан -Удэ - 46,2%

Район Батарейки - 12,8%

Аэропорт - 5,1%

Октябрьский район - 5,1%

Все эти семьи состоят на учете в ОВД по причине проявления насилия в семье, чаще всего физического в отношении женщин.

Опрос членов семей показал, что случаи физического насилия без употребления алкоголя встречаются у 17,9% обследованных семей; случаи физического насилия с употреблением алкоголя - 41,0%;

Агрессорами выступают другие члены семьи (дети, внуки, мать) - 12,8%; психологическое и физическое насилие по другим причинам ("выживание" из квартиры, вымогание денежных средств, травма и др.) - 5,1%; отказались объяснять причину - 23,2%.

Одним из сложных вопросов явился сам факт правомерности вторжения в частную жизнь даже при условии стояния на учете семьи. Было удивительно наблюдать ту открытость людей, к которым приходят специалисты ССА. Большинство посещаемых высказывали нескрываемую радость от проявления участия в их жизни. Думается, это является следствием постсоветского периода, когда влияние государства на отношения в семье было очень велико.

С разрушением системы люди ощутили некоторую заброшенность,а груз ответственности за отношения в семье и развитие семьи лег на плечи самих членов семьи.

Обучающие программы в области формирования семейных отношений, а тем более ненасильственных отношений, пока отсутствует.

С целью усиления правомерности патронажа семей группы риска было принято решение об оформлении двух сотрудников организации как внештатных сотрудников милиции по линии Службы участковых уполномоченных, дающих право вхождения в семьи, стоящие уже на учете ОВД. Однако, до сего времени оформление документов не закончено.

Следует отметить его сильные и слабые стороны патронажа.

Сильные стороны:

  1. Увеличение количества обращающихся в ССА по проблеме насилия в семье;
  2. Выход напрямую к потерпевшим от насилия и жестокости в семье.

Слабые стороны:

  1. Отсутствие достаточных оснований вторжения в семью, шаткое правовое обоснование.
  2. Наличие угроз физической безопасности сотрудников ССА. В семьях, стоящих на учете в ОВД, имеются лица, вернувшиеся из мест лишения свободы.
  3. Рост расходов по проезду и оплате труда специалистов ССА.
  4. Патронаж стимулирует иждивенческую позицию семьи, перекладывает большую часть ответственности за происходящее на других лиц, а не на членов семьи.

Все вышеперечисленное привело к отказу на первых порах от патронажа.

Его можно проводить только в условиях создания специализированной службы, где будут решены все вопросы по организации патронажа и обеспечению безопасности сотрудников.

С другой стороны, необходимость создания такой специализированной службы подтвердил опыт дежурства в ОВД. О чем было сказано ранее.

Необходимость решения проблемы и ограниченность в финансовых ресурсах требует применения новых социальных технологий. Участие в семинарах-тренингах и обмен опытом с коллегами выстроили новый подход в привлечении специалистов в качестве добровольцев.

В настоящее время ежегодно выпускается много молодых специалистов в области права, с другой стороны, возможность организации своего дела с нуля для молодого человека становится проблематичным так же как и устроиство на престижную работу тоже.

Осознавая такое положение вещей, РОО ЖК "Артемида" приняла решение о привлечении юристов на конкурсной основе и обеспечении их оборудованнными рабочими местами (на первых порах двумя) с условиями :

  • А) работы в качестве добровольца не менее 16 часов в неделю по социально-юридическим вопросам в сфере профилактики насилия в семье по утвержденному графику;
  • Б) добровольцу разрешается профессиональная деятельность в другое свободное от дежурства время.

А отбор специалистов осуществить поэтапно:

  • Анкетирование (проводит менеджер ССА);
  • Собеседование (проводит руководитель проекта, менеджер ССА и специалист по работе с волонтерами);
  • проверка психологической стабильности (проводит привлеченный психотерапевт);
  • ограничения по возрасту (от 25 до 45 лет).

В настоящее время дано объявление о конкурсе. Такой подход имеет ряд преимуществ:

  1. привлечение специалистов, способных самостоятельно зарабатывать и желающих создать себе имидж;
  2. значительная экономия средств по оплате труда;
  3. подбор людей с устойчивой психикой, способных в первую очередь решать собственные проблемы;
  4. возможность в дальнейшем привлечения студентов старших курсов в качестве стажеров с целью увеличения объема оказываемых услуг и подготовки кадров.

V. События и мероприятия, способные влиять на ход проекта.

Основным отличительным моментом настоящего в России является непрерывное обновление законодательной базы. Введение в действие ряда новых законов (ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", КоАП, ТК РФ; УПК РФ и др.) сопровождается ухудшением осведомленности населения об этих нововведениях, с одной стороны, и неверием в их прогрессивность, с другой.

Правозащитные НПО в таких условиях более ограничены своим мандатом и правозащитным характером своей деятельности, чем другие НПО. Это в полной мере касается и женских НПО, защищающих право на жизнь без насилия в семье.

Эти организации не так сильны, как многие НПО, хотя у них более тяжелая работа. Их сила заключается в той проблеме, которую они защищают. Поэтому в связях с обществом особенно важно вызвать симпатию к проблеме прав человека (во многих случаях это является первоочередной целью многих кампаний по социальному лоббированию прав человека).

Даже обозначить проблему в обществе в области прав человека - уже является успехом.

Такой возможностью явился Гражданский форум общественных организации РБ, состоявшийся в апреле с.г. Участие организации в составе оргкомитета Форума позволило вынести вопрос защиты гражданских, социальных и экономических прав женщин на обсуждение. Был подготовлен проект рекомендаций к органам власти, составленный в соответствии с международными нормами по правам человека. К сожалению, итоговый документ стал больше походить на заигрывание со структурами власти, все ссылки на международные нормы были убраны. Сами рекомендации были упрощены и стали больше носить декларативный характер, чем практический, однако, необходимость создания, хотя бы в столице республике (г.Улан-Удэ) специализированной службы, оказывающей экстренную помощь пострадавшим от насилия в семье была отражена в нем, что можно считать большой победой. А формальное согласие администрации города обратить на это внимание усилило надежду на решение проблемы.

Все эти события проходили в предверии выборов (выборы Президента РБ и мэра г.Улан-Удэ; депутатов НХ РБ) поэтому во взаимодействии с общественными объединениями наблюдался конъюнктурно- политизированный подход. Приятно было наблюдать, когда в предвыборные программы кандидатов стали чаще попадать "женские" вопросы.

В период выборов РОО ЖК "Артемида" заняла нейтральную позицию с полным осознанием того, что если возникает необходимость освещения своей позиции о происходящем, то будет освещена реальная ситуация взаимодействия с органами власти.

Неприятной неожиданностью для организации стало наложения ареста на расчетный счет организации в мае месяце. Формальная причина- непредставление бухгалтерского баланса организации за 2001 г. Данная мера воздействия на организации при наличии проступка применялась до 01.01.1999 г. и она была незаконной, время требовало независимой экспертизы проекта в первую очередь и тщательного разбирательства. Эти события могли нанести непоправимый вред ходу проекта. Настораживает и временное совпадение ареста и предвыборной ситуации.

Сомнений в низкой квалификации бухгалтера не возникало никогда, так как она имеет высшее экономическое образование и стаж главного бухгалтера более 10 лет.

В данной ситуации было принято решение:

  1. привлечь независимую аудиторскую фирму, с целью проверки правильности ведения бухгалтерского отчета по проекту за 2001 г. и осуществления контроля за расходованием денежных средств по проекту в дальнейшем;
  2. бухгалтера отстранить от должности.

Данное решение позволяет минимизировать затраты на ведение учета по проекту на сумму налогов на ФОТ в дальнейшем; повысить качество учета и контроля привлечением независимых аудиторов.

Бухгалтер по проекту пыталась объяснить такое положение рядом уважительных причин (болезнь близких, сложность в семье, низкая квалификация и т.п.). Хотя это все перечеркивается фактом устройства ее в последствии сотрудником управления налоговой инспекции РБ.

Главной проблемой на этот момент стала потеря времени и выбивание из плана работ по проекту, усугубившееся низкой договорной дисциплиной организаций - грантополучателей.

В настоящее время ведением бухгалтерской отчетности по проекту занимается ООО "Аудиторская кампания "МИР"", имеющая все необходимые разрешения и лицензию на аудит. Представленные финансовые отчеты сейчас, и в дальнейшем будут, скреплены печатью и подписью ответственного лица этой организации.

Не смотря на такие сложности, в работе IV Международного женского форума, проходившем в июле месяце в г. Иркутске, была представлена делегация из РБ.

Работа по проекту, как мы надеемся, станет в дальнейшем одним из факторов формирования здоровой конкурентной среды в сфере оказания социальных услуг населению. Большее количество организаций пытаются работать в сфере оказания услуг жертвам насилия. Примечательным доказательством этого являются решения Консультативного совета женщин при Президенте РБ. В частности 16 мая 2002г. на выездном заседании этого органа в Кабанский район было принято: "п.4. Создать службу социальной адвокатуры и открыть в районе "телефон доверия", как канал поддержки женщин и подростков, испытавших насилие в семье". Это решение было утверждено Президентом РБ.

Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы:

  1. Наблюдается влияние деятельности по проекту на общественно-политическую ситуацию в регионе;
  2. Наблюдается желание со стороны подчинить эту деятельность конъюнктурно- политическим интересам про правительственных и референтных групп;
  3. Независимость женской НПО очень сильно зависит от профессионального уровня сотрудников и их гражданской позиции.

Ирина Матвейчева,
руководитель проекта

председатель правления РОО ЖК "Артемида"


Таблица 1

Оказание услуг Службами социальной адвокатуры РБ

№ пп Служба соц. адвокату-ры Телефон-ное консульти-рование, обращений Очное консультирование, обращений Сопровождение, дел Патронаж семей группы риска, количество семей Семинары, тренинги Круглые столы Публика-ции, количество Участие в других мероприятиях Опрос, анкетирование, количество опрошен-ных Результаты опроса, анкетирования
1 Центр здорового образа жизни, закаменский район 44 90 - 6 4 - 6 - 183 62% - против насилия

38% - терпимое отношение к насилию

2 РОО Союз женщин Мухоршибирского района - - - - 1 - - - - .
3 Администрация Тункиского района - - - - 1 1 - 1 50 52,9% - против насилия

41,1% - терпимое отношение к насилию

6% - воздержа-лись с от-ветом

4 РОО "Центр поддержки женских инициатив "Гармония"" 30 14 - - 1 - 3 5 - .
5 Кяхтинское районнное управление труда и социального развития 9 15 1 1 1 1 3 3 - .
6 Территориальный центр п. Загорск, Железнодорожный район 38 52 3 10 1 1 2 2 - .
7 РОО ЖК "Артемида"80 80 121 2 39 3 1 1 2 203 57% - против насилия

43% - терпимое отношение к насилию

. Итого по районам РБ 121 171 4 17 9 3 14 11 2 .
. Всего, включая РОО ЖК "Артемида" 201 292 6 56 12 4 15 13 3 .

Таблица 2

Итоги рассмотрения отчетов Служб социальной адвокатуры РБ за первый квартал работы

№ пп Район РБ Статус организации, создавшей ССА Результат рассмотрения отчетов
. . . финансовый Аналитический
1 Железнодорожный район Муниципальное учреждение, Территориальный центр п. Загорск одобрен Одобрен
2 Кяхтинский район Кяхтинское управление труда и социального развития отклонен Одобрен
3 Октябрьский район Общественная организация, РОО "Гармония" отклонен Одобрен условно
4 Тункинский район Администрация Тункинского района, орган местного самоуправления отклонен Отклонен
5 Мухоршибирский район Общественная организация, РОО "Союз женщин Мухоршибирского района" Одобрен условно Одобрен условно
6 Закаменский район Муниципальное учреждение, Центр здорового образа жизни и планирования семьи одобрен одобрен


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

"Открытый мир" открытыми глазами

Программа "Открытый мир" способствует развитию взаимопонимания между народами США и Российской Федерации, дает возможность молодым российским лидерам знакомиться с опытом рыночной экономики и демократических институтов из первых рук.

Новости сайта ЖОО "Фемина

На сайте ЖОО "Фемина" опубликованы эффективные стратегии по межсекторному взаимодействию в различных областях

Информационные технологии для усиления российского женского движения!

На портале "Женщина и общество" (http://www.owl.ru )открыт новый раздел "Содействие". Цель раздела - помощь во взаимодействии женских инициатив. Если вы проводите акцию, если вам нужна поддержка - ваши материалы будут размещены в данном разделе! Добро пожаловать!

Предпринимательницы из Мурманской области и Северной Норвегии вместе изучают английский язык

В Департаменте службы занятости населения по Мурманской области закончился курс английского языка для женщин-предпринимательниц, принимавших участие в российско-норвежском проекте "B to the B".

База данных он-лайн "Женское звено"

База данных создана ЖИФ при поддержке Фрауен-Анштифтунг с целью содействовать сотрудничеству женских групп по всему миру. Она содержит данные на русском и английском языках и имеет интерактивный доступ.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]