|
7 августа 2007 г. в офисе ИЦ НЖФ состоялся семинар "Гендерный подход к анализу экономической политики в глобальном мире. Взгляд на деятельность международных финансовых институтов», на котором обсуждались материалы Летней гендерной школы, проведенной офисом по Северной Америке Фонда им. Г. Белля в Вашингтоне 28 июля - 3 августа 2007 года. В работе этой Школы из России принимали участие Елизавета Божкова (РОО ИЦ НЖФ, Москва) и Ирина Костерина (Центр "Регион" УлГУ). На семинаре Елизавета Божкова сделала сообщение: "Гендерный подход к анализу экономической политики в глобальном мире по материалам Летней гендерной Школы 2007 года в Вашингтоне". Она отметила, что Фонд им. Генриха Белля проводит Гендерные летние школы уже не первый раз. Таким образом он вносит свой вклад в установление гендерной справедливости и продвижение гендерного подхода в экономический анализ. Три последних Школы были посвящены таким темам, как проблемы глобализации, анализ последствий и результатов работы ВТО и деятельности международных финансовых институтов (МФИ) в гендерном аспекте. В работе Школы приняли участие около 60 человек из 37 стран (при этом из Ирана, Палестины, Нигерии, Камбоджи и Германии приняли участие и мужчины; из Афганистана - Заместитель Министра финансов). В основном слушателями Школы были представители общественных организаций, экономисты-исследовательницы, преподаватели колледжей и университетов. В работе Школы, кроме исследователей, активное участие приняли также и эксперты-представители общественных организаций, анализирующие деятельности международных финансовых институтов, в том числе Мирового банка, Международного Валютного Фонда, Европейского Банка реконструкции и развития и др. На семинаре был высказан ряд существенных соображений общего характера. Так, было отмечено, что пусковым механизмом расширения объемов исследования глобальной экономики, политик инвестиций и кредитования во многом явился Азиатско-Тихоокеанский экономический кризис конца 90-х годов. В связи с анализом его причин, более детально стали рассматриваться последствия международной инвестиционной политики, правил международной торговли, а также преимущества, которые дает использование внутренних ресурсов. В результате были также показаны отрицательные последствия построения экономики на приоритете промышленности и индустрии. Была также подчеркнута важность работы именно общественных организаций (и особенно женских), использования гендерного анализа экономических процессов, анализа качества и последствий инвестиционной политики МФИ. Было показано, что именно гендерный подход дает возможность визуализировать тяжелые последствия инвестиционной политики МФИ для стран-получателей. Основная цель гендерного подхода – не просто представить результаты проделанной работы, а показать действительное положение мужчин и женщин в тех местах, где осваиваются инвестиции. Приходится признать, что в настоящее время макроэкономические подходы, ориентированные на показатели роста и развития, не позволяют увидеть действительной схемы распределения вкладываемых ресурсов, в то время как гендерный подход проводит свой анализ на микроуровне, и это дает возможность выявить реальные процессы, которые имеют место в экономике и сказывается на реальном положении женщин и мужчин. На Школе обсуждались также инструменты, применяемые международными экономическими институтами для анализа своей деятельности. Отмечалось, что в последние несколько месяцев идет широкая дискуссия, как улучшить работу, например, Мирового банка как одного из центральных игроков на этом поле, какие основные стратегии позволят это реализовать. Как известно, в настоящее время Мировой банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Основной целью деятельности Мирового банка провозглашено оказание помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам – то есть сокращение бедности, а основной идеологией провозглашено обеспечение развития и стимулирование экономического роста в интересах борьбы с бедностью. Поскольку при этом понятия "экономический рост" и "развитие" трактуются в неолиберальном ключе, они понимаются в основном как "увеличение экономических показателей" (что является часто аргументом и для оправдания реализуемой сегодня в России экономической политики). Этот неолиберальный подход в экономике, который реализуется через деятельность международных финансовых институтов, в том числе и Мирового банка, в настоящее время подвергается все более жесткой критике. Конечно, такая критика звучала и на Школе. Выступающие эксперты и участники не раз указывали, что необходим детальный анализ самих понятий "рост" и "развитие". Они отмечали, что очень часто в странах, в которых реализуется неолиберальный подход в экономике, под видом "роста" происходит ухудшение качества жизни населения. Представители Кении, Нигерии, Уганды, Эфиопии и др. демонстрировали это на примерах своих исследований. О работе МБ и его структур участникам на Школе рассказывали как эксперты, так и его сотрудники. При этом и один из дней работы Школы проходил в помещении Мирового банка, это позволило более тесно познакомиться с его деятельностью. Перед участниками выступил один из 24 Исполнительных Директоров Мирового банка – представитель Германии. Тема дня была связана с анализом реальной гендерной политики Международных финансовых институтов, обсуждением их позитивных результатов, а также эффективности используемых ими сегодня методов оценки результатов и тех разрывов, которые существуют в этих методах, внедрению гендерных методов оценки в деятельность финансовых институтов на примере Мирового банка. На встрече с участниками Школы Исполнительный директор Мирового банка от Германии Экхардт Дейшер (Eckhardt Deutscher) признал значительные недостатки в деятельности банка. Например, отсутствие прозрачности и реального гендерного подхода (что приводит к существенному разрыву между традиционным и современным пониманием сути экономических изменений), он признал и отсутствие справедливости в целом ряде случаев, однако, при этом Экхардт Дейшер просил участников не останавливаться на уже осознанных недостатках деятельности этих институтов, а делать свои предложения по улучшению работы банка, что и было сделано во время встречи. Другие официальные представители и сотрудники Мирового банка в своих выступлениях говорили о тех процессах и стратегиях, которые, по их мнению, призваны уменьшить бедность в странах, в которых они работают, В частности, с этими целями был принят специальный документ по предполагаемым мерам борьбы с бедностью - "Poverty Reduction Strategy Paper" (PRSP). Они отметили, что финансовые средства Мирового банка составляются из вкладов государств-доноров. Банк работает с национальными правительствами и с министерствами финансов или с различными структурами этих министерств. Они разъяснили присутствующим, что Банк не работает с общественными структурами и индивидуальными экспертами, поэтому, критикуя деятельность Мирового Банка и других МФИ, нужно понимать, что вся политика этих структур согласовывается с представителями Национальных правительств. Этот факт дает основание и возможность представителям Мирового банка говорить о том, что большую часть претензий по проведению реформ общественность должна предъявлять не МФИ, а своим правительствам и руководителям их финансовых структур, и с ними работать. Важно также отметить, что изначально в Мировом банке не было Отделов, которые должны были бы анализировать последствия его деятельности в тех или иных регионах: не отслеживалось, что происходит со средой, территорией, источниками энергии, экологией, культурой, положением женщин и т.д. Эту работу фактически начали общественные организации, которые вынудили Мировой банк создать внутри себя структуры, отслеживающие последствия его воздействий. К настоящему моменту сложилась ситуация, при которой методы расчета эффективности проектов, которые используются МБ, и методы, применяемые при оценке общественными организациями (а особенно экономистами-феминистами), отличаются, поэтому и результаты получаются разные. Пока формальные показатели роста и развития, которые остались в проектах Мирового банка, дают возможность отчитываться по проектам не на уровне реального качества жизни населения, а на уровне чисто технократической оценки успехов, хотя уже было показано, что рабочие места создаются не для местного населения, а для обслуживающего персонала из страны-донора, нередко ставится условие, что оборудование и транспорт должно быть закуплено только в стране, отвечающей за проект и т.д. Неудивительно, что в итоге получается, что большая часть финансовых средств возвращается в страну, осуществившую инвестиции, а число рабочих мест, если и увеличивается, то структура их не та, которая нужна для борьбы с бедностью. Есть и другое существенное препятствие: поскольку в настоящее время Исполнительными директорами Фондов являются в основном представители стран-доноров, представители стран-получателей инвестиций не имеют возможности выбора и шансов в реализации своей политики. Несмотря на то, что уже появились общественные организации, которые отслеживают последствия действий МБ, организаций, прослеживающих именно гендерное измерение его деятельности, все еще мало. В результате явно недостаточно осознается, что в настоящее время система налогообложения не является гендерно нейтральной. Вместе с тем, выступающие неоднократно отмечали, что феминистские экономические исследования делают сейчас значительный вклад в критику теории "роста" и "развития", а также и в осознание проблем распределения инвестиций и выполнения принимаемых обязательств. На Школе был поднят вопрос о том, что термин "уменьшение бедности" сейчас нельзя понимать как чисто экономический. Об этом говорили, в частности, представители развивающихся стран Африки. Они ясно осознают, что одних только экономических средств для борьбы с бедностью явно недостаточно. Становится понятно, что в инвестициях должно быть несколько уровней. Среди ключевых положений, высказанных на конференции, можно отметить также признание необходимости осуществить переход от протестных действий, основанных на вербальной критике власти, к активизму - то есть развитию позитивно направленной деятельности. Не только общественные организации, но и правительства некоторых стран (особенно Латинской Америки) осознали отрицательные последствия проводимой МФИ инвестиционной политики. Так, в выступлении представительницы из Бразилии подчеркивалось, что страны Латинской Америки пытаются создать общие механизмы противостояния деятельности Международных финансовых институтов. Бразилия и Аргентина, например, подписали взаимные соглашения о создании общего рынка. Они создали также Фонд, где каждая страна вкладывает по 10% от ВВП. Они сумели накопить уже 270 млрд. долл. Некоторые другие страны Латинской Америки присоединяются к ним. Выступающие неоднократно указывали на то, что реализация многих проектов Мирового банка не обеспечивает гендерной справедливости. В большинстве случаев в реализуемых проектах отсутствуют гендерные подпрограммы. То же самое можно сказать и о других крупных финансовых структурах. Так, в Совете Европейского банка реконструкции и развития страны, для которых выделены инвестиции, тоже не имеют возможности достаточного участия, поэтому вопросы о том, какими методами нужно преодолевать существующие проблемы стран Африки и Азии, решаются пока с точки зрения европейских представлений. В Европейском банке происходят значительные изменения в стратегиях работы. С 2005 года он является не только банком развития, но и имеет цели реконструкции. В 2007 году произошла смена Президента Мирового банка и политика Мирового банка (в том числе и в направлении гендерного подхода) в настоящее время меняется. В 2006 г. принят Gender Action Plan. Германия является самым большим донором этой программы. На ее реализацию выделено около 25 млн. долл., принят ряд стратегических документов, призванных изменить ситуацию, то есть фактически сейчас проявлена ожидаемая политическая воля, но пока ситуация такова, что декларируемые изменения провозглашаются только формально, и пока гендерный подход к инвестируемым проектам не используется в должной мере. Елизавета Божкова, Татьяна Клименкова, ИЦ НЖФ
|