Проект "Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения" выполняется автономной благотворительной некоммерческой организацией ЦПП "Искусство и здоровье" и РОО "Информационный центр независимого женского форума" при поддержке Правительства г. Москвы. Целью проекта является осуществление комплексной социальной помощи в условиях специального учебно-воспитательного учреждения, которая включает работу с женщинами-педагогами, воспитателями, администрацией Школы-интерната №105 и воспитанниками - учащимися младших классов. Проект направлен также на развитие сотрудничества между государственными специальными учреждениями и общественными организациями. За последние годы значительно возросло количество сирот, социальных сирот, детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и интернатах. По данным Министерства образования к концу 2005 г. число сирот, беспризорных и безнадзорных детей достигло 760 тысяч. Из них только 10% выпускников школ-интернатов, приютов и др. считаются успешными. У детей, обучающихся в условиях интерната, социальное общение ограничено. Нередко эти дети, не получая в детстве социальных навыков, при выходе из интерната не могут противостоять трудностям, с которыми они сталкиваются в жизни. Воспитанники интернатов слабо владеют бытовыми навыками: не умеют приготовить простейшую еду, постирать, делать покупки в магазине, заботиться о себе и о других. Известны случаи, когда дети-выпускники школ-интернатов теряют полученное от государства жилье в обмен на ящик газировки. Часто они оказываются "орудием" в руках криминальных структур. Известно, что для каждого ребенка, находящегося в интернате, характерны трудности в социальном контакте, межличностные отношения с окружающими складываются тяжело, социальная приспособленность на низком уровне. В настоящее время вся социально-психологическая и профилактическая работа начинается главным образом в подростковом возрасте. Целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста. Именно эта целевая группа нуждается в социально-психологическом сопровождении и реабилитации как можно раньше. Исследования психологов показали, что если ребенок не получил своевременной психологической помощи, то в дальнейшем у него может проявиться агрессия с преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонность к разгульному поведению – в юношеском. Установлено, что спонтанное выражение гнева в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, поиску удовольствия в курении, принятии алкоголя – в 14 лет, а в 20 лет - к деструктивным поступкам. Каждому ребенку жизненно важно освоить навыки социального поведения, осознать свою значимость и ценность другого человека. Детям, не получившим полноценного общения в своей родной семье, это особенно важно. Своевременная адаптация, коррекция и реабилитация воспитанников в рамках специального образовательного учреждения позволит предотвратить дальнейшую трансляцию ими негативных социально-поведенческих моделей в социум, т.е. в какой-то мере внесет вклад в решение проблемы социально-психологического оздоровления общества. Поэтому в нашем проекте мы хотим уделить особое внимание приобретению детьми социально значимых навыков. Это говорит о том, что образовательные и воспитательные программы нуждаются в совершенствовании и дополнении. Специфика работы педагогов и воспитателей в специальном учебном заведении с одной стороны связана с длительным психическим и физическим напряжением, способным оказывать негативное влияние на их психику и здоровье. С другой стороны, быстро меняющиеся социальные условия требуют от них способности к социальному развитию, быть способными к сотрудничеству и партнерству и адаптации к новым социальным условиям. Профессия педагога, воспитателя, особенно специальных учреждений, связана с длительными периодами волевого усилия, умственного и эмоционального напряжения, большими физическими нагрузками, что способствует развитию "синдрома хронической усталости" и "синдрома эмоционального выгорания". Это подтверждается и исследованиями отечественных и зарубежных ученых. Существует также тенденция полного поглощения школой всей жизни педагога, который чаще всего находится в школе с утра до вечера, забрасывает свою личную жизнь, смиряясь либо с неналаженностью семейной жизни, либо вообще с ее отсутствием. Около половины педагогического состава школ – одинокие женщины, которые разведены или не были замужем. Многие из них не имеют собственных детей. В семейной жизни они должны уметь гибко переходить от профессиональной роли к бытовой, быть просто женой и матерью. Известно, что и здесь они сталкиваются со сложностями: дома они часто остаются учителем, по всем педагогическим правилам строго и неуклонно воспитывающим не только своих детей, но и своего спутника жизни. Многие женщины-учителя, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Учительницы говорят о том, что испытывают постоянный страх что-то не успеть, ускоряют ритм собственной жизни, не разрешая себе "отвлекаться по пустякам". К таким "пустякам" они часто относят минуты отдыха, созерцания или наслаждения маленькими радостями жизни. Как следствие, женщины начинают раздражаться, испытывать переутомление, жалуются на головные боли, бессонницу. Обычно на сознательное и грамотное овладение практическими навыками психологической самопомощи: снятия внутреннего напряжения, усталости, восстановления работоспособности учителю просто не хватает времени. Явно недооценивается ее значение, да и существует мало специальных руководств и методик, посвященных данному вопросу. В связи с вышеизложенным, необходимо оказать комплексную социальную помощь как педагогам, воспитателям, так и детям младшего школьного возраста в условиях специального учебно-воспитательного учреждения. Мы планируем организовать практические занятия, социально-психологические тренинги и семинары для воспитателей и педагогов, на которых они получат практический опыт психологической самопомощи: снятия внутреннего напряжения, усталости и восстановления работоспособности, оживить социальную инициативу. В педагогической практике мало используются методики, направленные на обучение работе в группе. Наши практические занятия, тренинги и семинары направлены на развитие у педагогов, воспитателей таких важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе, учащимися, а также членами своей семьи; социального партнерства, они дают возможность понять себя и окружающих, учат быть социальным в группе. Мы используем различные методики обучения работе в группах – социальное рисование, музыкальные, танцевальные упражнения и др. Введение в практические занятия элементов творчества стимулирует познавательную, творческую и общественную активность, способствует развитию индивидуальных способностей. Зарубежные педагоги и психологи, а также отечественные ученые, занимавшиеся изучением детей с проблемами развития, указывали на важную роль искусства в развитии детей, и признают, что наиболее эффективными в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений и социальной дезадаптации у детей являются арттерапевтические методы. В рамках нашей программы мы проводим групповые и в том числе индивидуальные занятия с учетом личностных и психофизических особенностей детей с нарушениями развития. Это не просто занятия рисованием, музыкой или играми, а целенаправленное использование искусства в зависимости от имеющихся у детей нарушений развития. Искусство помогает развитию социального чувства, умению сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Специалисты АБНО Центра психологической помощи "Искусство и здоровье" и Информационного центра независимого женского форума имеют многолетний опыт практического применения арттерапевтических методик в работе с детьми и взрослыми в образовательных учреждениях и общественных организациях: НОУ "Родник", Школа "Рафаил", Центр "Радуга", Центр реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями "Липки" и др., в различных социальных проектах. Наш опыт показал эффективность применения комплексных арттерапевтических методик как для детей с нарушениями развития, так и для взрослых, имеющих проблемы здоровья, и здоровых людей, нуждающихся в реабилитации после социально-психических нагрузок. Проблемы, с которыми сталкиваются государственные специальные учреждения, сегодня невозможно решить только усилиями одного учреждения или ведомства, для этого необходимо взаимодействие структур, ведомств и общественных организаций, налаживание между ними партнерских отношений. С этой целью мы планируем организовать семинары для обмена опытом между участниками данного проекта: ИЦ НЖФ, АБНО Центром психологической помощи "Искусство и здоровье", Школой-интернатом №105 и Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних "Солнышко" г.Пущино Московской области. Социально-реабилитационный центр "Солнышко" имеет уникальный опыт социализации детей через их участие в городских проектах. Участвуя в проектах, дети получают новые социальные навыки: изменяется их поведение, учеба, отношения со сверстниками и взрослыми. Мы хотим этот опыт привнести и в московские интернаты. Обмен имеющимся положительным опытом будет способствовать развитию новых форм и видов социально-направленной деятельности, участники смогут увидеть новые сферы применения своих возможностей, установить доверительные и партнерские отношения. Координаторы проекта: Нисневич Е.И., Федорова В.В.
|