|
За социально ответственную журналистику 9 сентября т.г. в Калининградской городской библиотеке им. А.П.Чехова прошла пресс-конференция в рамках проекта "Журналисты против сексизма", организованная Санкт-Петербургским отделением общероссийской организации работников СМИ "МедиаСоюз" и РОО "Лига избирательниц Калининградской области". В ней приняли участие политики, журналисты, представители общественных организаций региона ("Союз участников возрождения Калининградской области", "Молодежь за свободу слова", "Деловой клуб профессионально активных женщин", "Союз женщин" и другие). Участники обсуждения отметили, что сегодня в материалах СМИ только около 3 процентов общих площадей отводится женской теме. Сексизм в текстах и образах - обычное явление (в материалах СМИ доминируют преимущественно два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка – подруга мужчины, негативные оценки получают женщины, несогласные с традиционными ролями женщины в обществе). Сегодня образ женщины в СМИ очень часто нереален, смешон, унизителен и пошл. Постоянное повторение и умножение примитивного, старомодного, не политкорректного взгляда на женщину как на предмет, на существо второго сорта не делает чести ни журналистам, ни просто мыслящим людям. Надо отметить, что в последнее время стали появляться в СМИ публикации об успешных женщинах, дискуссионные материалы о роли женщины в обществе, но это единичные публикации. Конечно, журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и недолжном, дурном и праведном, положительном и отрицательном. Эти стереотипы складываются из устойчивых представлений, восходящих к заповедям мировых религий, фольклорным представлениям и национальному опыту. Сегодня Россия все еще остается страной с прочно укоренившимися в массовом сознании гендерными стереотипами и предубеждениями. Распространению гендерных предрассудков во многом способствуют СМИ, открыто или косвенно поддерживающие идеи дискриминации по половому признаку, пропагандирующие второстепенную роль женщины в современном обществе, использующие откровенно унизительные и оскорбительные характеристики, фотоиллюстрации, некорректные высказывания. Организаторы пресс-конференции обращаются к редакторам средств массовой информации и журналистам с призывом: - при освещении женской тематики в своих изданиях руководствоваться как этическими, так и правовыми нормами, направленными на искоренение дискриминации женщин,
- продвигать знания по равноправию женщин и мужчин в обществе;
- поддержать социально-ответственную журналистику.
Гендерная корректность является условием профессионализма журналистов и проявления сексизма не совместимы с принципами социально ответственной журналистики.
|