В отличие от чиновников Минобразования и правозащитников, учителя относятся к новому предмету настороженно В России со следующего учебного года в школах собираются ввести новый предмет. Пока по этой дисциплине нет даже учебников. Но председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова пообещала написать их таким языком, чтобы "дети понимали, насколько это значимо для них, а не шарахались от этого предмета". О введении нового предмета "Права человека" в школьную программу в воскресенье заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, этот "вопрос долго обсуждался с уполномоченным по правам человека, в результате было принято решение ввести подобный предмет в программу учебных учреждений". "Школьная программа сильно перегружена и от введения нового предмета "Права человека" проку не будет, считают учителя " "Такой предмет в настоящее время необходим, поскольку для каждой профессии вопрос прав человека становится на первый план", – пояснил министр. Однако, передает ИТАР-ТАСС, по словам Фурсенко, "учебники (которые пока еще не написаны) и изложение этого предмета не должны быть скучными и неактуальными". "У школьников и студентов бытует мнение, что все, что преподают, – скучно и неинтересно", – сказал Фурсенко, подчеркнув, что "учащихся надо уверить в обратном". Разработкой методических материалов займется коллегия при непосредственном участии председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой. В интервью изданию "Газета" она пояснила, что "это образовательное новшество поможет ликвидировать низкую правовую культуру россиян и наше рабское сознание". "Учебники по этой дисциплине должны быть написаны таким языком, который бы с легкостью могли воспринимать дети, чтобы они понимали, насколько это значимо для них, а не шарахались от этого предмета", – сказала Элла Памфилова. По ее мнению, создать подобный учебник очень непросто, так как никакого, даже приблизительного, аналога в школьной программе нет. Да и представления сограждан о правах человека весьма смутные, а отношение к общественным организациям чаще всего негативное. Аналог предмета "Права человека" уже есть в ряде регионов России, в том числе в Москве. На курсе граждановедения учеников старших классов знакомят с основными положениями конституции и Гражданского кодекса. Возможно, новый курс будет разработан на его основе. По плану чиновников, новая дисциплина будет знакомить школьников с правами, которые гражданам страны предоставляет не только национальная конституция, но и международное законодательство. Однако учителя, в отличие от чиновников Минобразования и правозащитников, относятся к новому предмету настороженно. В последнее время в школьной программе чуть ли не каждый год появляются новые дисциплины, причем как на федеральном, так и на местном уровне. Например, в московских школах столичное правительство собирается ввести предмет "Основы энергосбережения". А в Медынском районе Калужской области с этого года появилась дисциплина "Пчеловодство". И не всегда это приводит к положительным результатам – достаточно вспомнить скандал в некоторых регионах по поводу введения "Основ православной культуры". Поэтому, говорят учителя, школьная программа сильно перегружена, и от введения нового предмета "Права человека" проку не будет. "Детям просто будет тяжело", – пояснил "Газете" заслуженный педагог России Евгений Бунимович. Он сомневается, что даже в столичных школах удастся найти достаточное число подготовленных педагогов, способных преподавать подобный весьма специфический предмет на должном уровне. "Учителей не хватает по обычной математике и истории: что уж тут говорить о правах человека!" – сказал он. Текст: Алексей Чернега Источник: Деловая газета "Взгляд" Опубликовано: 25.09.2006, 11:17 http://www.vz.ru/society/2006/9/25/50234.html
|