|
Обращение к лидерам стран "Большой Восьмерки" участников конференции "Права человека в России в год ее председательства в "Большой Восьмерке" и Комитете министров Совета Европы" Москва, 5 июля 2006 года Мы, представители российских, зарубежных и международных правозащитных организаций, принявшие участие в конференции "Права человека в России в год ее председательства в "Большой восьмерке" и Комитете министров Совета Европы", выражаем глубокую озабоченность ситуацией с соблюдением прав человека в России. Мы считаем, что партнерство ведущих демократических и экономически развитых стран предполагает не только совместные действия для решения глобальных проблем, - в частности, таких как обеспечения "энергетической безопасности", борьбы с терроризмом, сотрудничества в решении проблем образования, здоровья и бедности, - но и откровенный разговор о наиболее актуальных проблемах самих стран "Большой восьмерки", и в первую очередь, - о проблемах прав человека. Мы констатируем, что сегодня в России имеет место системный кризис в области прав человека и демократических институтов. Замалчивание этих вопросов будет способствовать дальнейшей деградации положения с правами человека и эрозии демократии в России. Игнорирование этой ситуации подрывает основополагающий принцип "группы восьми", страны-участники которой не только оказывают наибольшее политическое и экономическое влияние на ситуацию в мире, но и являются демократическими государствами, утверждающими в своей политике ценности прав человека. На конференции мы обсудили и выработали рекомендации по таким вопросам, как проблемы законодательства и судебной системы, невыполнение обязательств по отмене смертной казни, произвол правоохранительных органов, произвол в пенитенциарной системе, преступления против личности в вооруженных силах, политические преследования, эрозия демократических институтов и наступление на права человека в контексте борьбы с терроризмом, ограничения свободы слова, свободы собраний, свободы ассоциаций, положение НПО, ограничение избирательных прав граждан, кризис с правами человека в Чечне и на Северном Кавказе, положение мигрантов рост расизма и ксенофобии в России и использование государством антиэкстремистского законодательства для давления на гражданское общество, а также реакция международных организаций и демократических государств на ухудшающуюся ситуацию с правами человека в России (описание проблем и полный список рекомендаций - см. Приложение). Ниже приведены наиболее важные из этих рекомендаций: - Обеспечить независимость судебной власти и возможности для судей по каждому делу принимать решения в справедливых процедурах исключительно на основе закона; обеспечить прозрачности и гражданского контроля за функционированием судебной системы.
- Незамедлительно ратифицировать Протокол N6 к ЕКПЧ и полностью отменить смертную казнь на территории России.
- Осуществить реформу правоохранительной системы по таким приоритетным направлениям, как оптимизация финансирования правоохранительной сферы, усовершенствование и децентрализация управления правоохранительной деятельностью, кадровая политика и подготовка персонала, налаживание связей между правоохранительными структурами и общественностью, включая внедрение механизмов общественного контроля.
- Незамедлительное принять закон о гражданском контроле над закрытыми учреждениями, а также подзаконные акты, гарантирующие визитирование со стороны представителей правозащитных и других гражданских организаций.
- Пересмотреть уголовные дела осужденных по политическим и мотивам, в частности, дела И.Сутягина, В.Данилова, М.Ходорковского, П.Лебедева, М.Трепашкина, прекращения дел ученых О.Кайбышева и О. Коробейничева.
- Пересмотреть национальное законодательство с целью обеспечения прав военнослужащих и граждан, подлежащих призыву; обеспечить защиту свидетелей и жертв преступлений, совершенных в вооруженных силах; обеспечить систему правозащитного визитирования в вооруженных силах.
- Инструктировать и контролировать правоохранительные органы в том, что во время митингов их приоритетной задачей является безопасность митингующих и в первую очередь для этого должны использовать свое право на применение силы, при этом использование силы в случае ее применения для поддержания порядка - обеспечения безопасности митингующих и/или нарушения закона со стороны самих митингующих - должно быть соразмерно этим нарушениям.
- Восстановить прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, а также выборы депутатов Федерального Собрания по одномандатным округам; снизить порог прохождения партий в Государственную Думу; восстановить возможность формирования избирательных блоков партий.
- Положить конец безнаказанности виновных в нарушении прав человека в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе, независимо от их служебного положения; обеспечить воюющим против федерального Центра возможность возвращения к мирной жизни путем проведения амнистии под контролем независимой общественной комиссии; начать реальный политический процесс в Чеченской Республике при участии всех политических сил.
- Внести в Закон "О правовом положении иностранных граждан" поправки, легализующие бывших граждан СССР, проживавших на территории России на момент вступления закона в силу; обеспечить доступ к процедуре определения статуса всех лиц, ищущих убежища; развивать и укреплять систему убежища, предоставляя его в первую очередь жертвам политических преследований и дискриминации.
- Инициировать разработку специального антидискриминационного закона с участием экспертов из правозащитных организаций; ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе Маастрихтские соглашения 2002 г.; отказаться от идей и практики расширения и ужесточения антиэкстремистского законодательства; прекратить использование антиэкстремистского законодательства не по назначению - против активистов гражданского общества и независимых СМИ.
- Привести антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство РФ в соответствии с международными обязательствами нашей страны в области прав человека; изучить судебные решения по делам об "исламском экстремизме", вынесенные на основе этих законов.
- Создать в России общественное телевидение и оказывать поддержку социально-ориентированной журналистике.
- Пересмотреть законодательство о неправительственных организациях, обеспечить свободу деятельности правозащитников в соответствии с Декларацией ООН 1998 года.
Мы хотим обратить внимание на роль международного сообщества с точки зрения ситуации с правами человека и демократического транзита в России. Мы с сожалением констатируем, что международные механизмы защиты прав человека не работают с надлежащей эффективностью в отношении Российской Федерацией, а реакция демократических государств на кризис с правами человека в России является, по меньшей мере, неадекватной. Работа Комиссии по правам человека ООН в последние годы была нерезультативна, а недавно созданному на ее месте Совету по правам человека еще необходимо себя проявить. Российская Федерация фактически не принимает во внимание рекомендации договорных органов ООН. Также игнорируются и резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, касающиеся, в первую очередь, кризиса в Чеченской республике, а в последнее время, шире, на Северном Кавказе. Консультации по правам человека "Россия - Европейский Союз" проходят при закрытых дверях. Публичная критика российской политики в сфере прав человека со стороны демократических государств - редкое исключение. Фактически, единственным действенным механизмом в этой области на сегодняшний день остается Европейский суд по правам человека. Но и его решения исполняются Россией лишь с точки зрения мер индивидуального характера (индивидуальных компенсаций жертвам), но не в плане мер характера общего, нацеленных на приведение национальной правовой и правоприменительной систем в соответствие со стандартами Европейской конвенции по правам человека. Мы часто слышим от представителей развитых демократических государств, что с Россией необходимо поддерживать диалог, не допускать ее изоляции. Мы согласны: диалог необходим. Но вести его следует более жестко, - в тоне, адекватном манере собеседника. Ссылаясь на то, что в свете международного антитеррористического и энергетического сотрудничества у демократических государств не остается реального механизма влияния на Россию, сообщество демократических государств допускает откровенную профанацию диалога и международного права, тем самым, дискредитируя механизмы, которые могли бы работать. Это, впрочем, не означает, что России следует угрожать санкциями на уровне исключения из сообщества развитых демократических государств. Мы убеждены, что само членство в России в клубе развитых демократических государств является эффективным рычагом влияния. Россия вступала в этот клуб, принимая определенный свод правил, основанный на ценностях прав человека и демократии. И сегодня партнеры Российской Федерации в рамках "Большой Восьмерки" должны напомнить России, что ее положение в этом элитном сообщества напрямую зависит от того, насколько серьезно она относится к взятым на себя обязательствам. Поэтому мы призываем лидеров стран "Большой восьмерки" обсудить положение с правами человека в России во время саммита в Санкт-Петербурге и принять во внимание рекомендации по ключевым проблемам, вынесенные правозащитниками властям Российской Федерации. Источник: Портал "Права человека в России" Опубликовано: 06.07.2006 http://www.hro.org/ngo/about/2006/07/06-2.php
|