|
В преддверии саммита G8 профсоюзы обратились с заявлением к главам стран "большой восьмерки", которые прибудут в Санкт-Петербург 15 июля. I. Вступление 1. Год назад, на саммите в Глениглзе, лидеры стран "большой восьмерки" обещали предпринимать действия в отношении ряда вопросов, касающихся содействия развитию. Участвующие в саммите лидеры должны выполнять обязательства, взятые в Глениглзе, чтобы обещания трансформировались в конкретные дела. Конкретные пункты повестки дня Саммита-2006 (энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями, образование) сами по себе являются важными глобальными вопросами государственной политики. Но они должны быть и частью более широких рамок международного экономического регулирования, в которых правительства стран "большой восьмерки" ответственны за выполнение взятых ими обязательств. 2. За прошедшие пятнадцать лет, после того как Китай, Индия и Россия стали частью глобальной экономики, глобальная рабочая сила удвоилась. Зарплата и условия труда миллионов новых работников хуже, чем у трудящихся в станах ОЭСР. Если правительства и международные учреждения не примут соответствующую политику регулирования процесса глобализации, создания условий для достойного труда и устойчивого развития, то глобализация , вместо повышения уровня жизни каждого, приведет к еще большему неравенству между богатыми и бедными, между трудом и капиталом. Поэтому представители правительств стран "большой восьмерки", собравшиеся в Санкт-Петербурге, в качестве основных приоритетов должны выдвигать защиту прав трудящихся, создание рабочих мест и содействие развитию. 3. Лидеры стран "большой восьмерки" не смогли придать так необходимый новый импульс этическому и гуманитарному измерению глобализации. Это наиболее очевидно во многих развивающихся странах, где своих основных прав лишены работники особых экспортных зон, а компании угрожают перевести производство в Китай, где свободные профсоюзы запрещены. Обеспечение прав человека должно стать не менее важной целью международной политики, включая торговые и инвестиционные соглашения, чем защита прав инвесторов или интеллектуальной собственности. 4. Более миллиарда мужчин и женщин полностью или частично лишены работы, а около 1,4 миллиарда - почти половина всех трудящихся мира - борются за выживание, получая по 2 доллара в день и находясь за чертой бедности. В самих странах "большой восьмерки" перспективы роста остаются неустойчивыми, структура доходов угрожающе сместились с заработной платы в сторону прибылей, а уровень безработицы в ключевых странах остается неприемлемо высоким. Свободный рынок не исправит этого дисбаланса. Правительства должны предусмотреть правильные положения и рамки для создания рабочих мест, которые бы связывали создание достойного труда на "Севере" с аналогичной целью на "Юге". 5. Аннулирование долгов, всеобщий доступ к лечению СПИДа, обеспечение вакциной беднейших стран, удвоение официальной помощи в целях развития и внедрение инновационных методов финансирования развития были одними из ключевых обязательств саммита "большой восьмерки", состоявшегося в Глениглзе год назад. На момент встречи лидеров стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге большинство из этих обязательств требует дальнейших действий, а сроки достижения целей Программы тысячелетия окажутся еще более отдаленными, если страны "большой восьмерки" не изменят приоритеты коренным образом. Почти полтора миллиарда людей по-прежнему не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Мир продолжает сталкиваться с чрезвычайной ситуацией, вызванной СПИДом и малярией, когда 40 миллионов взрослых и детей заражены ВИЧ/СПИДом. Не менее 104 миллионов детей лишены доступа к начальному образованию, 860 миллионов взрослых являются неграмотными. Для многих в этом мире, даже в России - стране-устроительнице - бедность становится все более ощутимой реальностью, а жизнь менее безопасной, более жестокой, чем год назад. 6. В мире достаточно ресурсов, знаний и технологий, чтобы искоренить бедность. Достижение прогресса зависит от создания достойных и стабильных рабочих мест и мест проживания в рамках всей глобальной экономики. Расширяя начавшуюся в 2005 г. кампанию "Глобальный призыв к действиям против бедности", международное профсоюзное движение будет сотрудничать со своими союзниками в гражданском обществе, оказывая давление на правительства, чтобы вернуться к выполнению Целей развития тысячелетия. 7. Достижение мира и безопасности является предпосылкой для ставящихся профсоюзами целей демократии, социальной справедливости, занятости и развития. Борьба с терроризмом может успешно вестись лишь в том случае, если она ведется на основе цивилизованных человеческих ценностей. В период заседания стран "большой восьмерки" обостряется трагедия на Ближнем Востоке, продолжаются вооруженные конфликты в более чем 40 странах мира. Кроме непосредственной трагедии, заключающейся в потере человеческой жизни, они означают массовое отвлечение ресурсов, так необходимых для развития. Многие конфликты вызваны экстремальной несправедливостью, бедностью, коррупцией, непризнанием прав человека и демократии власть предержащими, будь то правительства или те, кто борются против правительств. Профактивисты часто становятся мишенью для террористов. Развитие и защита права трудящихся создавать и вступать в профсоюзы является ключевой составляющей борьбы за мир и безопасность. 8. Мы, как глобальное профсоюзное движение, в частности, призываем лидеров стран "большой восьмерки", присутствующих на саммите в Санкт-Петербурге: Повсеместно признавать профсоюзные права и другие основополагающие трудовые нормы путем ратификации и осуществления международных трудовых норм, а также действий, как на национальном уровне, так и в соответствующих международных организациях ( п. 9-11); Предпринимать незамедлительные действия с целью выполнения взятых в 2005 г. обязательств в отношении Целей развития тысячелетия, сдерживая обещания, данные развивающимся странам в отношении облегчения долгового бремени, помощи в целях развития и действий по сдерживанию распространения инфекционных заболеваний (п. 12-13); Создать постоянную рабочую группу стран "большой восьмерки" высокого уровня с целью информирования, мониторинга и стимулирования действий стран "большой восьмерки" в отношении СПИДа (п. 14-17); Подготовить проект политического ответа стран на воздействие, оказываемое глобализацией на занятость, в котором бы закреплялись основные права трудящихся, подтверждались и укреплялись принципы, изложенные в Руководстве ОЭСР для многонациональных предприятий, гарантировалось прозрачное корпоративное управление и оказывалась поддержка в адаптации передовых методов (п. 18); Добиваться того, чтобы Дохская программа развития превратилась в подлинный раунд развития, поддерживающий создание достойной занятости, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах (п. 19-22); Выдвигать долгосрочные планы в сфере энергетики в рамках устойчивого развития, обеспечивающие энергетическую безопасность и экологическую устойчивость, и совместимые с полной занятостью (п. 23-34); • Определить четкие действия в отношении образования для осуществления данного в Глениглзе обязательства "больше инвестировать в лучшее образование, большее число учителей и новые школы" Привлекать профсоюзы в процесс, направленный на повышение уровня квалификации и на аттестацию профессий (п. 35-41). II. Признание основополагающих прав трудящихся 9. Основные права трудящихся, такие как право на свободу ассоциации и ведение коллективных переговоров, являются фундаментальными правами человека и должны соблюдаться. В соответствии с процедурами МОТ были выявлены и решительно осуждены некоторые наиболее вопиющие случаи повторяющихся случаев нарушения профсоюзных прав в таких странах, как Колумбия, Бирма и Беларусь. Однако эти нарушения продолжаются. Соблюдение профсоюзных прав ослабевает во всем мире, включая страны СНГ. Лидеры стран "большой восьмерки" должны настаивать на том, чтобы соблюдение основных прав трудящихся в этих странах стало всеобщим и приоритетным вопросом, в котором нельзя проявлять терпимость. 10. Глобализация сама по себе заставляет обращать пристальное внимание на необходимость более решительной защиты прав трудящихся. Основополагающие права трудящихся находятся под угрозой во многих развивающихся странах, так как компании грозят перевести производство в Китай, где не соблюдается право трудящихся на организацию. Обеспечение гуманитарных прав трудящихся должно стать не менее важной целью международных торговых и инвестиционных соглашений, чем защита прав интеллектуальной собственности или иностранных инвестиций. Это неоспоримо. 11. Кроме того, соблюдение основополагающих прав трудящихся приносит в долгосрочной перспективе и экономическую выгоду. Для экономического развития необходимы учреждения, способные обеспечить социальную справедливость - условие, которое не может диктоваться одним рынком. Это, в свою очередь, подтверждает важность демократических институтов, надлежащего управления и диалога со всем гражданским обществом и миром труда. За прошедшие 15 лет, в частности, в странах с переходной экономикой и самой России процессы реформ очень часто основывались на идее "меньшего участия государства" и проповедовании достоинств рыночной экономики, которая якобы автоматически должна привести к росту и процветанию. Без параллельной работы учреждений, без соблюдения профсоюзных прав и без способности государств и правительств регулировать, поддерживать и направлять рыночные силы результатом является всплеск неравенства и бурный рост неформальной экономики с ее деструктивным воздействием на учреждения, системы социальной защиты, производственные отношения и саму "формальную" экономику, представляемую всеми компаниями, которые строго придерживаются правовых рамок и правил рыночной экономики. III. Трансформируя обещания в дела - выполняя цели развития тысячелетия Финансируя развитие 12. Достижение Целей развития тысячелетия будет все менее вероятным, если правительства не изменят свои приоритеты. Правительства-спонсоры в целом не смогли выполнить взятые ими в 2005 г. обязательства по оказанию помощи и облегчению долгов. Безработица или негарантированная занятость по-прежнему являются бичом для значительной части развивающегося мира наряду с растущей неформальной занятостью в странах, страдающих от низких темпов роста, что пополняет количество работающих бедных. Значительные слои населения в России, странах с переходной экономикой все в большей степени оказываются в ужасной нищете. Страны Африки южнее пустыни Сахара в экономическом плане скорее регрессируют, чем развиваются. Следует признать, что экономический рост как таковой не приводит автоматически к сокращению бедности; он должен сопровождаться политикой, нацеленной непосредственно на бедных, позволяющей им получать выгоду от роста и выбраться из бедности. Вместо того, чтобы продвигать идеологические стратегии приватизации и либерализации, правительства должны больше фокусировать внимание на росте, благоприятном для бедных, создавая необходимые условия для достойных рабочих мест. Это должно включать в себя распространение основных прав и социальной защиты на всех трудящихся и граждан таким образом, чтобы это поддерживало экономическое развитие; ответственность государства за "общественные блага", такие как образование, здравоохранение, инфраструктура, продовольственная безопасность и гендерное равенство; а также стратегии промышленного развития, направленные на местные и региональные уровни. 13. Вызовом для международного сообщества является выполнение обязательств в отношении облегчения долгового бремени, увеличения финансовой помощи на развитие, новых источников финансирования развития, а также нового "договора о развитии", создающего условия для оптимального управления в развивающихся странах и справедливых правил торговли. Правительства-спонсоры и международные учреждения должны обеспечить значительное повышение качества и количества ресурсов, необходимых для ликвидации бедности и содействия социальной справедливости, достижения Целей развития тысячелетия и создания достойных рабочих мест. Данный вопрос является крайне насущным. Эти ресурсы должны также поддерживать устойчивое развитие, права трудящихся, мигрантов и интересы изолированных групп, включая коренные народности. Ресурсы должны работать на реформирование, а не подрыв правительств и государственного сектора. Реструктуризация означает предоставление им возможности осуществлять права своих граждан. Международные финансовые учреждения должны обеспечивать быструю выплату странам, получившим дополнительное облегчение долгового бремени в результате решений, принятых на их ежегодном заседании в 2005 г., распространить списание долгов на большее число стран, чем то, которое имеет право на это в рамках действующей Многосторонней инициативы по списанию долгов, а также исключить из экономической политики условия для облегчения долгового бремени. Мы призываем правительства и учреждения-спонсоры: Достигнуть и превысить целевой показатель предоставления помощи, составляющий 0,7%, направляемой на осуществление принятых на уровне общин и стран программ по ликвидации бедности и приоритетов устойчивого развития, способствующих сокращению бедности и устойчивому развитию. Вводить инновационные международные налоги и механизмы для изыскания финансовых средств на развитие в дополнение к обязательствам в рамках Программы официальной помощи в целях развития в размере 0,7%. Применять инновационные международные налоговые тарифы и механизмы с целью сбора средств на развитие сверх обязательств в размере 0, 7 %. Выполнять и совершенствовать положения Парижской декларации о предоставлении помощи, которая была бы надежной, предсказуемой, гармонизированной и эффективной. Помощь не должна обуславливаться контрактами с компаниями стран-спонсоров или экономическими условиями, ущемляющими людей, общины и окружающую среду. Обеспечивать проведение анализа, мониторинга и разработку индикаторов эффективности предоставления помощи с учетом гендерных аспектов. Выполнять международные обязательства в отношении образования для всех, борьбы с полиомиелитом, малярией, туберкулезом, обеспечивать всеобщий доступ к профилактике, лечению ВИЧ/СПИДа, в том числе посредством финансирования многосторонней инициативы и Глобального фонда для лечения СПИДа, туберкулеза и малярии. • Аннулировать невыплаченные долги бедных стран и стран со средними доходами, которые уважают права человека, в рамках справедливого, демократического и прозрачного процесса, чтобы высвободить ресурсы для гуманитарного развития. Действия в отношении здравоохранения 14. За прошедшее десятилетие средняя продолжительность жизни в мире увеличилась наряду со значительным прогрессом в искоренении или ликвидации различных серьезных инфекционных заболеваний. Однако средняя продолжительность жизни в наименее развитых странах остается на уровне примерно 49 лет по сравнению с 75 в развитых странах. В России она снизилась после перехода к рыночной экономике. В настоящее время 90% смертей, которых можно было бы избежать, вызываются шестью основными инфекционными заболеваниями: СПИДом, малярией, туберкулезом, пневмонией, заболеваниями, связанными с расстройством пищеварения, и корью. Сейчас с ВИЧ/СПИДом живут около 40 миллионов взрослых и детей, 95% из них - в развивающихся странах. Более 12 миллионов жителей Африки умерли от СПИДа (более 2 миллионов за один год), из-за ВИЧ/СПИДа осиротели многие миллионы людей. Рост уровня инфекций имеет место во многих других частях света, и вместе с туберкулезом является серьезной проблемой и потенциальной причиной смерти в самой России. В развивающихся странах многих смертей можно было бы избежать путем применения дешевых антибиотиков и более широкого доступа к первичной медицинской помощи. Улучшение доступа к запасам воды для 1 миллиарда человек и к санитарной помощи для 2,4 миллиардов оказало бы ощутимое воздействие на медицинскую статистику в целом, также как и меры по борьбе с недостаточным питанием среди 30% населения мира. 15. Похоже, что бедность остается убийцей N 1 во всем мире из-за недостаточного доступа к лекарствам, вакцинам, воде и санитарии, а также надлежащим службам обнаружения и лечения заболеваний. Диспропорциональное бремя заболеваний будут по-прежнему нести обделенные или маргинальные слои общества. Многие из ключевых детерминант здоровья и заболевания, также как и решения, находятся вне зоны непосредственного контроля секторов здравоохранения, в таких сферах, как окружающая среда, вода и санитария, сельское хозяйство, образование, занятость, городские и сельские места проживания, торговля, туризм, энергетика и жилье. 16. Более одного миллиона трудящихся ежегодно умирают из-за болезней и травм, связанных с производством; в мире ежегодно происходят около 250 миллионов несчастных случаев и регистрируются 160 миллионов случаев профессиональных заболеваний. Это ложится еще более тяжелым бременем на трудящихся (в том числе детей) в неформальном секторе, где точная статистика по-прежнему в основном отсутствует. Согласно официальным оценкам, экономические издержки, связанные со случаями производственного травматизма, заболеваемости и смерти, составляют примерно 4% глобального валового национального продукта! 17. Мы призываем страны "большой восьмерки" действовать и расширять конкретные меры, согласованные в прошлом году в Глениглзе, где было решено предпринимать шаги, направленные на достижение к 2010 г. всеобщего доступа к лечению таких заболеваний, как ВИЧ и СПИД, и активизацию усилий по разработке вакцины против СПИДа. Важно обеспечивать надлежащий контроль над выполнением уже взятых обязательств и вселять уверенность в устойчивой ценности решений "большой восьмерки", касающихся вопросов общественного здравоохранения в целом. Игнорирование этого неправильно с моральной точки зрения и является шагом к развалу системы управления "большой восьмерки" Мы приветствуем шаги, сделанные на Парижской конференции в феврале 2006 г. рядом стран в направлении внедрения инновационных методов финансирования и резервирования средств для международных программ вакцинации. Учреждение постоянной рабочей группы "большой восьмерки" высокого уровня, которая должна сообщать на будущих саммитах о реакции стран "большой восьмерки" на вызов СПИДа, является важным шагом. Такая рабочая группа позволила бы "большой восьмерке" сделать СПИД постоянным, систематическим пунктом в планах по здравоохранению и развитию во всем мире. Она также позволила бы странам-спонсорам и получателям вести мониторинг хода выполнения обязательств, касающихся ресурсов и политики. Проблемы СПИДа и других заболеваний невозможно решать на эпизодической основе. IV. Торговля Необходимость в подлинном раунде развития 18. Справедливая, основанная на правилах система торговли может вносить значительный вклад в глобальное развитие. Однако все страны и регионы не получают благ от либерализации торговли и инвестиций автоматически. Представители ОЭСР отмечали на заседании Министерского совета, что "...в краткосрочной перспективе оборот рабочих мест, ассоциируемый с оффшором, не обходится без издержек, и может оказывать диспропорциональное воздействие на определенные регионы, секторы и фирмы". Генеральный директор ВТО подтвердил это и призвал к очеловечиванию глобализации как составной части "Женевского консенсуса", который должен заменить "Вашингтонский консенсус". Всемирная комиссия МОТ по социальному измерению глобализации настоятельно призывала уделять намного больше внимания социальному измерению глобализации, к признанию прав трудящихся всеми международными учреждениями, включая МВФ, Всемирный банк и ВТО. 19. Переговорный процесс ВТО заблокирован. Чтобы он был успешным, Дохский раунд должен быть трансформирован в раунд подлинного развития, обеспечивающего справедливость в торговле для развивающихся стран. Правительствам необходимо принимать позитивную политику, которая бы обеспечивала, что структурные перемены не обязательно должны быть игрой с нулевым результатом и что можно регулировать изменения в фирмах, отраслях, регионах и рынках труда социально справедливыми методами. Странам-членам ОЭСР необходимо проводить реструктуризацию на основе комплекса высоких трудовых норм, а не модели развития с низкой заработной платой, и обеспечивать, чтобы рост производительности использовался для повышения уровня жизни, сокращения бедности и содействия устойчивому развитию. 20. Многие проблемы развивающихся стран в сфере доступа к рынкам несельскохозяйственной продукции (NAMA) отражают их потребность в осуществлении производственных стратегий, как это делали страны-члены ОЭСР в периоды своей индустриализации. Кроме того, концессии, которых требуют от развивающихся стран, приведут к существенному снижению тарифов и окажут серьезное воздействие на занятость, в частности, из-за влияния свободной конкуренции с Китаем. Это показывает необходимость прочной основы для поддержки базового уровня трудовых норм и уровня жизни. Как минимум, ВТО должна сотрудничать с МОТ, ОЭСР, Всемирным банком, МВФ и соответствующими структурами ООН, предвидеть социальные последствия и издержки на адаптацию к либерализации торговли, и затем связывать это с финансированием программы помощи в организации торговли. Замешательство, вызванное отменой квот на текстиль, показывает, что торговые переговоры должны сопровождаться постоянным анализом их воздействия на занятость и соответствующими мерами адаптации, а также международным финансированием там, где это необходимо. В заключительном заявлении министров ВТО, которое должно быть принято при завершении Дохского раунда, должен быть предоставлен мандат ВТО на подготовку программы работы в отношении торговли и занятости, которую будет контролировать комитет или рабочая группы ВТО. 21. Продолжающиеся высокие темпы роста в Китае и связанное с этим увеличение прямых иностранных инвестиций оказались экономическим феноменом 21-го столетия. Тем не менее, китайской модели роста угрожает серьезный дисбаланс между регионами в результате растущего неравенства, неэффективности капитала, банкротства банковской системы, а также истощения ресурсов и экологического мародерства. Поколение работников-мигрантов в Китае, молодых и пожилых, представляет собой эксплуатируемые низшие слои общества. Между тем основанная на экспорте китайская модель роста повысила конкурентное давление на рынках стран-членов ОЭСР. Конечным результатом поведения Китая явится подрыв трудовых норм в других развивающихся странах на фоне повышения спроса на товары. Экспортная ориентация роста основана на подавлении основных прав трудящихся, и все ради того, чтобы получить преимущество в стоимости рабочей силы в сочетании с искусственным поддержанием курса валюты и режимом предоставления иностранных инвестиций по выбору. 22. Приоритетом для Китая должно быть постепенное развитие от обособленности в плане соблюдения международно-признанных норм и переход к более сбалансированному и качественному росту, устойчивому как в социальном, так и в экологическом отношении. По мере роста частного сектора органы государственной власти должны признавать необходимость в укреплении своей способности разработать и ввести в действие справедливое положение о рынке труда с целью защиты наемных работников от экстремальных условий рыночной системы и регулировать перемены социально-устойчивым образом. Это невозможно делать "сверху вниз" - для этого необходимо энергичное гражданское общество, фундаментальные гражданские и политические свободы, плюс сильные и эффективные профсоюзы, руководствующиеся в своей деятельности нормами МОТ о свободе ассоциации и праве на забастовку. V. Энергия: безопасность, экологическая устойчивость и рабочие места - три политические цели 23. После резкого повышения цен на энергию за прошедшие два года энергетическая политика попала в центр внимания профсоюзов. В странах "большой восьмерки" и за их пределами наши члены хотят добиться того, чтобы поставки энергии отвечали повседневным потребностям по стабильным и разумным ценам. Они стремятся фокусировать больше внимания на сохранении и эффективности использования энергии, чтобы защищать окружающую среду от глобального потепления и загрязнения, поддерживают энергетическую политику, которая бы помогала создавать больше хороших рабочих мест. Россия, входящая теперь в "большую восьмерку", располагает богатыми и легкодоступными запасами энергии. Кто будет отрицать, что в этих условиях было бы вполне уместно, чтобы на саммите в Санкт-Петербурге энергетика стала одной из центральных тем? Правительства "большой восьмерки" должны добиваться нового консенсуса в отношении энергетической политики. 24. Страны имеют законное право осуществлять контроль над своими энергетическими ресурсами, но ими необходимо управлять в более широких рамках международного регулирования, точно также как должна быть международная отчетность за сохранение и эффективное использование энергии. Энергия слишком важна в долгосрочной перспективе, чтобы использовать ее в качестве системы рычагов для достижения краткосрочных политических целей. Трудящимся и их семьям, интересы которых представляют профсоюзы, необходимо следующее: Стабильные и долгосрочные поставки энергии по доступным ценам, которые отражают все издержки и руководствуются принципом "платит загрязнитель"; Экологическая устойчивость, требующая, чтобы экономика была более энергосберегающей, менее интенсивно использующей углероды; Создание достойных рабочих мест в сфере производства первичной энергии в отраслях, зависящих от значительных поставок энергии, а также сохранения энергии и разработки альтернативных источников энергии. 25. Профсоюзы и их члены находятся на переднем фронте в решении сложных задач перехода от эры обильных, основанных преимущественно на углероде источниках энергии к эре, когда производство и использование энергии должны быть все более эффективными. Экономический рост должен быть отделен от роста спроса на энергию, должна существенно возрасти роль возобновляемых источников энергии. "Дешевая энергия" не соответствует целям сохранения и эффективного использования энергии, однако наемные работники и их семьи нуждаются в большей защите от скачков цен на энергию. Непредвиденные прибыли энергетического сектора должны вернуться в русло долгосрочных инвестиций в производство, и не использоваться для финансирования не имеющих значения поглощений и приобретений. Эти цели не будут достигнуты лишь посредством привлечения рынков и конкуренции. 26. Правительства должны принимать долгосрочные стратегии по энергетической безопасности, окружающей среде и конкурентоспособности. Не делать этого было бы опрометчиво. Не делать этого было бы рецептом для дестабилизации. Необходимы более активные исследования и финансирование развития. Государственные инвестиции в исследования и развитие энергетического сектора, в частности, энергии от возобновляемых источников, начали снижаться с середины 1980-х годов, и сейчас на них направляется лишь незначительная доля этой поддержки. В то же время, дерегулирование и конкурентное давление в энергетической отрасли привели к переориентации исследований частного сектора и инвестиций на развитие от долгосрочных, базовых исследований к исследованиям с небольшим риском, зависящим от рынка. Существует очевидная потребность в более сильной, более последовательной поддержке усилий в области исследования и развития, а также в политике, стимулирующей продуктивные инвестиции. В долгосрочной перспективе рабочие места, созданные в секторе сохранения энергии и новых источников энергии, более чем компенсируют потенциальные потери рабочих мест в традиционных секторах энергетики. А пока абсолютно необходимой является политика, котороая бы обеспечивала справедливый переходный период. Обеспечение поставок 27. Глобальная энергетика вступила в период непредсказуемости, который, похоже, сохранится. Эта нестабильность привела к изменчивым ценам на нефть и газ, хотя пока и не вызвала цепную реакцию в отношении цен на уголь. Стремительно развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия) увеличили использование ископаемых видов энергии и готовы существенно повышать их использование и дальше на этой стадии своего промышленного развития. Для Китая и Индии стремительный отход от использования ископаемых видов топлива маловероятен, хотя планы повышения эффективности использования энергии являются необходимыми, особенно в Китае. Эксперты по энергетике ожидают, что цены на нефть могут подскочить выше 100 долларов за баррель в случае прекращения поставок из стран Персидского залива или какой-либо цепи событий где-либо еще. Однако центральные банки следят за ситуацией и начинают действовать, чтобы предупредить инфляцию, обусловленную ценами на нефть. Это касается непосредственного профсоюзов, поскольку повышение процентных ставок влияет на занятость. 28. Мы обращаемся к лидерам "большой восьмерки" с призывом сформулировать долгосрочные политические планы по энергетической безопасности. Либерализация и обострение конкуренции среди поставщиков энергии не является панацеей. Уже существует тесная координация с Международным энергетическим агентством, но ее необходимо расширять, а именно: Так как занятость и жизненный уровень трудящихся сильно зависят от энергетической политики, которая бы могла обеспечивать поставки безопасной, чистой и доступной по цене энергии, профсоюзы предпочитают политический подход для достижения этих трех целей. Занятость напрямую зависит от высоких и изменчивых цен, что видно по их нынешнему влиянию на энергоемкие отрасли и на занятость в наименее развитых странах-экспортерах топлива. Высокие цены снижают жизненный уровень и подталкивают все больше трудящихся к топливной бедности. Необходимо, чтобы политика в отношении занятости была связана с усилением контроля над загрязнением посредством развития энергии от возобновляемых источников, что является трудоемким сектором. Стабильность поставок лучше всего достигается многосторонними усилиями. Это факт. Если страны "большой восьмерки" хотят сохранить свою роль наднационального и межнационального форума, они должны идти впереди при содействии в виде диалога ЕС-Россия, США-Россия и Япония-Россия. Из-за сжатых сроков - потоки инвестиций необходимы уже сейчас - было бы лучше делать это посредством заключения соглашений, чем ждать подписания Договора об энергетической хартии всеми участниками. Рыночные механизмы не являются безотносительными, но так как рынок не "мыслит стратегически", он не может решить этих фундаментальных проблем. Акцент соглашений должен быть на инвестировании в новые мощности и инфраструктуру, со справедливыми нормами прибыли, юридической достоверностью и распределенной, ясно прописанной выгодой. Когда речи идет об энергии, чистый эффект определений "безопасный", "чистый", "доступный" можно в результате назвать одним словом: "устойчивый". Гарантируя рабочие места и конкурентоспособность 29. Повышение и непостоянство цен снижает конкурентоспособность. В результате энергоемкие компании и местные потребители в одинаковой мере испытывают значительные трудности. В то время как непостоянство порождается частично в глобальном энергетическом рынке, в некоторых странах это обусловлено и внутренними причинами, кроющимися главным образом в характере либерализации некоторых энергетических рынков в странах "большой восьмерки". В некоторых случаях либерализация раздробила производство энергии на отдельные компании и создала регулярную структуру, которая была слишком слаба для корректировки поведения компании. Регулирующие системы также не смогли добиться, чтобы обязательность энергетической безопасности была достаточной для того, чтобы смягчить обязательность приоритета цен/ конкуренции, когда это необходимо. Такие же проблемы наблюдались в вопросе поставки энергии на многие либерализованные рынки из Новой Зеландии в Калифорнию, из Скандинавии в Италию, когда перебои с подачей электроэнергии оказывали влияние на широкие географические районы, приводя к огромным финансовым и человеческим издержкам. 30. В некоторых системах трудно увидеть, где в настоящее время необходимо усиливать энергетическую безопасность. Баланс между обязательствами или поставками, защитой окружающей среды и конкуренцией цен так и не был решен удовлетворительно, частично из-за самоуспокоенности за поставки энергии, которая началась с коллапса цен на нефть в 1986 году. Тем временем, общая энергетическая ситуация стала более запутанной. Либерализация также оказала влияние на остановку, в лучшую или худшую сторону, программ замены атомных электростанций в некоторых странах, препятствуя развитию возобновляемых источников энергии и замедляя, или даже останавливая развитие технологий очистки угля, которые, путем повышенного термальной эффективности, потребляют меньше энергии. Различные секторы энергоснабжения действуют как конкурирующие между собой "лобби". Когда перспективы развития различных вариантов энергии рассматриваются изолированно друг от друга, упускаются возможности для эффективного совместного использования стратегий исследований и развития. Эффективность энергии следует считать многосторонней, стратегической проблемой. 31. Потеря рабочих мест в энергетической промышленности в течение этого периода носила массовый характер. Исследование, поведенное европейскими профсоюзами, свидетельствует о потере 300 000 рабочих мест в электроэнергетической и газовой отрасли в ЕС. В Великобритании статистика тенденций занятости показывает, что в 1988 году занятость в угольной промышленности, карьерных работах, поставке электричества, газа и воды составляла 477 000 человек, тогда как в июне 2005 года она понизилась до 160 000. Преобладающая часть такой потери рабочих мест имела место в угольной, электрической и газовой отрасли, и эти цифры не отражают огромную потерю рабочих мест в поставках оборудования и других отраслях, связанных с энергетикой. ПКК отметил, что все экономики должны рассматриваться как "экономики переходного типа", двигающиеся по направлению к измененному энергетическому профилю. Это будет влиять на занятость, и необходимо, чтобы это был "справедливый переход" для трудящихся. Много новых рабочих мест должны создаваться и создаются в отраслях с альтернативными и обновляемыми источниками энергии. 32. Данные вопросы должны быть в центре обсуждения на саммите. В частности, речь идет о следующем: ЕС рассматривает, какой вид регулирующей структуры необходим в появляющемся едином энергетическом рынке в 25 странах-членах. Поскольку энергия все больше подчиняется глобальным рынкам (как сейчас газ, а перед этим нефть), существует необходимость в создании усиленного регулирующего процесса. Может ли Международное агентство по энергетике выполнять эту роль? Оно уже имеет несколько важных, стратегических ролей, связанных с анализом и аварийными запасами. В отношении энергетических рынков возникают другие вопросы. Когда участники более открытых рынков получат потенциальный доступ ко всем частям рынка, какие будут последствия для реструктуризации компаний, трансграничных слияний и поглощений. Если не решать основные проблемы стабильности поставок (рассматриваемые как реальный, национальный политический приоритет для правительств, как, например, поставка продовольствия) этот процесс останется заблокированным. Конкуренция цен особенно важна для энергоемких производств, а также для потребителей энергии. Модели регулирования должны быть еще раз проверены в свете опыта, полученного с начала процесса либерализации в 1980-х годах. Что касается вопроса справедливой переходной политики, необходимо множество правительственных и межправительственных обязательств: обеспечение альтернативной занятости для высвобождаемых работников, защиту доходов, поддержку общин в развитии новых отраслей и сфер обслуживания, исследование и развитие устойчивого производства и государственных инвестиций. Окружающая среда 33. Как было признано в выводах саммита в Глениглз, сделан явно недостаточный прогресс в исправлении вклада человечества в глобальное потепление. Сейчас действия являются еще большим императивом. Профсоюзное движение предпочитает смешанный подход, который начинается с признания того, что и развитые, и развивающиеся страны являются "переходными экономиками" в экологическом и энергетическом смысле. Огромные ресурсы, навыки и технологические знания уже существуют для достижения целей, к которым мы все стремимся. Чтобы это эффективно работало, необходим стратегический подход. Мы должны учиться на нашем опыте, накопленном до настоящего времени. Наиболее важным здесь является согласование путем государственной политики трех целей взаимосвязанным образом, заставляя механизмы рынка работать для достижения большей энергетической безопасности и улучшения окружающей среды. Для этого необходимо совершенствовать политику в отношении развития и окружающей среды с целью усиления контроля над загрязнением, анализа производства и потребления, охраны окружающей среды и достойного труда. 34. Нет необходимости противопоставлять подход, предусматривающий более чистые технологии, задачам и механизмам Киотского протокола. Либерализованные системы нуждаются в том, чтобы их вновь привели в соответствие для достижения более быстрого внедрения технологий с низким и нулевым содержанием углерода, включая чистый уголь, поглощение и хранение углерода. Требуется структура для стимулирования чистых технологий. Политика цен в либерализованных системах также нуждается в поддержке сохранения и эффективности энергии, особенно ископаемого топлива, развития возобновляемой энергии и биологического топлива. Принятие оптимального сочетания решений требует как можно более широкого обсуждения с привлечением трудящихся. Так как действия по-прежнему затягиваются, растет перспектива включения в сценарий атомной энергии. Новое поколение атомных электростанций и новые международные меры безопасности, регулирующие обогащение урана и переработку плутония должны быть предметом всесторонних общественных консультаций и политических дебатов. Безопасность, удаление отходов и угрозы террористов о быстром распространении ядерного деления кажутся в настоящее время непреодолимыми проблемами. Всем действующим лицам необходимо искать альтернативы. VI. Образование: достигая цели и задачи, поставленные "большой восьмеркой" 35. Семь лет назад, в 1999 году, на саммите "большой восьмерки" была принята Кельнская хартия под названием "Цели и задачи обучения в течение всей жизни". Ключевые пункты хартии были вновь рассмотрены и развиты на последующих саммитах. Спустя год в Окинаве "большая восьмерка" приняла ясные и подробные обязательства по финансированию образования для всех развивающихся стран, поддержанные Дакарской структурой действий, и заявила: "Мы вновь подтверждаем наше обязательство, что ни одному правительству, серьезно приверженному делу обеспечения образования для всех, не помешает недостаток ресурсов". Обязательство Кельнского коммюнике по инвестициям в людские ресурсы было вновь подтверждено в коммюнике в Глениглзе 2005 года. Так как Санкт-Петербург завершает полный цикл саммитов, настало время оценить успехи в достижении целей, так ясно изложенных в Кельне и Окинаве. 36. Почти во всех ключевых областях существует неприемлемый разрыв между целями и достижениями. Хартия "большой восьмерки" призывает к "обновленному обязательству инвестировать в обучение в течение всей жизни", утверждая, что "каждый должен иметь доступ к образованию и обучению". Семь лет спустя имеются лишь скудные свидетельства прогресса в каком бы то ни было секторе, а уровень государственных инвестиций остался на прежнем уровне или снизился. 37. Хартия "большой восьмерки" излагает цели для приобретения навыков взрослыми, которое могли поддержать как работодатели, так и профсоюзы, представляющие интересы наемных работников. Некоторый прогресс был достигнут в оглашении этого консенсуса на национальном уровне, но движение на следующую ступень выполнения было болезненно медленным, в основном из-за недостатка инвестирования. Квалификационный разрыв расширяется. Те, кто уже имеют квалификацию и работу, как правило, имеют возможности для повышения квалификации, в то время, как неквалифицированные и безработные их лишены. Правительства должны инвестировать в развитие навыков для безработных, особенно для безработных и тех, кто оказались в ловушке долговременной безработицы. Квалификационный разрыв оказывает непропорциональное воздействие на женщин. Обездоленные группы, включая этнические меньшинства и коренные народности, требуют особого внимания. Правительства должны прислушиваться и сотрудничать с социальными партнерами для повышения мобильности на рабочих местах и обновления подходов, в рамках которых правительства, работодатели и профсоюзы выполняют свои обязательства. Профсоюзы уже играют важную роль в обучении и образовании во многих странах "большой восьмерки" и ОЭСР. ПКК и наши партнеры из Глобальных профсоюзов готовы сотрудничать с правительствами "большой восьмерки" и другими учреждениями над обеспечением совместимости и аттестации профессиональной квалификации между странами. 38. В Хартии "большой восьмерки" утверждается: "Учителя являются наиболее важным ресурсом в продвижении модернизации и высочайших стандартов; их подбор, обучение, трудоустройство и соответствующие стимулы имеют решающее значение для каждой успешной образовательной системы". Семь лет спустя отчеты ОЭСР и экспертов, ведущих мониторинг Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе учителей, показывают, что существует тенденция к движению назад, а не вперед. Инвестирование в людей означает инвестирование в квалифицированных педагогов. Но этот консенсус не привел к какому-либо значимому изменению к лучшему, опять же, в основном, из-за недостатка инвестиций. Правительства не принимают такой же подход к инвестированию в подбор и развитие квалифицированных образовательных кадров, который успешные предприятия используют для набора и развития их ключевых знающих работников. 39. Образование является общим благом. Коллективизация и приватизация образования слишком часто являются неблагоприятными для социальной сплоченности, в то время как опыт показывает, что они не приводят к экономической эффективности. Рост партнерства между государственным и частным сектором в сфере образования принимает различные формы. Такое партнерство, если оно развивается с участием всем заинтересованных сторон, может повысить ценность Однако партнерство не заменяет общей ответственности государства за образование, которое получают дети и молодежь в каждой стране, ответственности, которую признают и подтверждают и профсоюзы, и работодатели. 40. В Окинаве лидеры "большой восьмерки" договорились оказывать поддержку в достижении целей гендерного равенства в школьном образовании к 2005 году и всеобщего начального образования во всех странах к 2015 году. В рамках программы "Образование для всех" отчет о мониторинге крупных агентств показывает, что цели гендерного равенства 2005 года не были достигнуты в большинстве стран, и что перспективы достижения цели к 2015 году снижаются. 41. Саммит 2005 года в Глениглзе вновь подтвердил решимость лидеров "большой восьмерки" (с акцентом на Африке) "больше инвестировать в лучшее образование, дополнительных учителей и новые школы". Обязательства, взятые в Глениглзе в отношении списания долгов наиболее бедным странам, были важны, так же как и обновленные обязательства к основным целям в области образования и здравоохранения в Декларации тысячелетия ООН. Однако по-прежнему недостаточно средств для того, чтобы Инициатива об ускорении способствовала выполнению одной из Целей развития тысячелетия - всеобщего начального образования для всех к 2015 г. Своевременным будет на саммите в Санкт-Петербурге вновь сделать акцент на образовании. При этом важно, чтобы лидеры стран "большой восьмерки" согласились не только вновь подтвердить шаги, сделанные в Глениглз, но также предпринять новые шаги для достижения целей и задач "большой восьмерки", так решительно высказанных семь лет назад. Германия, принимающая у себя саммит в 2007 г., должна взять на себя особую ответственность за выполнение решений Кельнской хартии. Великобритания также должна продолжить действия, направленные на ликвидацию разрыва между заявлениями и реальными достижениями в отношении Глениглза. Миграция и международная мобильность труда 42. Мобильность людей является частью реалий глобальной экономики. Но эта реальность принимает многообразные формы - некоторые желательные, некоторые нет - и имеет социальные и политические последствия. В странах ОЭСР необходимо уделять особое внимание образованию детей мигрантов и молодежи, а также их возможностям при поиске достойной работы. Последствия бездеятельности в плане угрозы социальной сплоченности и безопасности во всех наших обществах являются драматичными. Утечка мозгов из развивающихся стран в промышленно развитые страны лишает первые живого человеческого потенциала, подрывая усилия государств в таких сферах, как здравоохранение и образование. Также как обучение в течение всей жизни было признано ключевым элементом устойчивого развития экономики стран "большой восьмерки"/ОЭСР, оно может быть и элементом разрешения проблемы утечки мозгов из развивающихся стран. Это не только вопрос миграции. Необходимо держать под контролем и решать устрашающие проблемы торговли людьми между Восточной Европой, СНГ и Западной Европой. Направляющие и принимающие страны должны сотрудничать над стратегиями совместного развития, которые бы снимали экономическое давление, подталкивающее к вынужденной миграции, разрабатывая эффективные и осуществимые правовые положения с целью предупреждения нарушений прав человека, особенно женщин и детей. 43. Очевидно, что мобильность исследователей и студентов является желательной. Интернационал образования, глобальный профсоюзный партнер ПКК по образованию и исследованиям, тесно связан с Болонским процессом, нацеленным на укрепление мобильности преподавателей и студентов, и содействие сотрудничеству между университетами в 40 европейских странах, включая пять стран-членов "большой восьмерки". Вовлечение заинтересованных сторон является необходимым условием практического выполнения целей, поставленных странами-участницами. 44. Сотрудничество между университетами весьма желательно. Но такое взаимодействие должно руководствоваться в большей степени образовательными, а не коммерческими интересами. Руководящие принципы ЮНЕСКО/ОЭСР об обеспечении качества в международном высшем образовании, принятые в прошлом году, должны в этом помочь. Однако коммерческое давление имеет тенденцию превалировать, когда международные образовательные услуги зависят только от коммерческого подхода, особенно тогда, когда правила и практика торговли являются скрытыми и непрозрачными как в случае с ГАТС или другими двусторонними или многосторонними торговыми соглашениями. Образование - это общественное благо, а не недвижимость. 45. С другой стороны, нелегальная и скрытая миграция является растущим источником напряженности во многих обществах. Ясно, что увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными будет усугублять такие проблемы. Хотя правовые рамки для миграции, основанные на Конвенциях МОТ N 97 и N 143, и совершенно равные права для работников-мигрантов необходимы и должны уважаться, ясно, что проблема нелегальной миграции не может быть успешно решена только законодательными мерами. В глобальной экономике нелогично странам огораживаться заборами, чтобы блокировать передвижение людей. Внутри стран богатые не смогут долго поддерживать свое существование за баррикадами. В конечном итоге, их собственная безопасность зависит от большего равенства в обществе. Большее равенство является необходимым элементом социальной сплоченности, наряду с такими факторами, как гарантия сохранения рабочих мест и вовлечение гражданского общества в управление переменами. 46. Вопрос социальной сплоченности даже в большей степени касается многих миллионов семей, которые легально переехали в страны "большой восьмерки" и другие страны ОЭСР для построения лучшего будущего. Если второе или третье поколение семей таких мигрантов не имеют хороших перспектив для своего будущего, если у них нет надежды, появляющееся в их среде разочарование будет и уже сейчас создает риски, как в социальном плане, так и в плане безопасности. Потенциал для широкомасштабного нарушения социальной сплоченности может достичь ошеломляющих, пугающих пропорций. VII. Заключение 47. Правительства не могут решить эти проблемы самостоятельно. Они должны вовлекать институты в своих обществах. Они должны контактировать с заинтересованными сторонами. Для лидеров стран "большой восьмерки" важно дать новый импульс в направлении достижения целей и задач, которые было заявлены и подтверждены во время саммитов текущего цикла. Саммит в Санкт-Петербурге должен стать мероприятием, на котором не только подтвердятся прежние обязательства, но и будут приняты решения для движения вперед. Без очевидного прогресса система "большой восьмерки" атрофируется в символическую говорильню. Задача саммита заключается в том, чтобы разрушить такое представление. 48. Инвестирование в человеческие ресурсы требует вовлечения граждан в определение политики, влияющей на их собственное будущее. Развитие сильных гражданских обществ является частью развития живых и гибких демократий. Роль гражданского общества является центральной в попытках найти решения сложных политических вопросов, возникающих в процессе глобализации экономики и влиянии деятельности человека на окружающую среду. Свободные, независимые и представительные профсоюзы находятся среди ключевых действующих лиц гражданского общества в демократических странах. Они помогают управлять изменениями путем участия своих членов. Профсоюзы дают людям возможность не только защищать свое благополучие и благополучие своих семей, но также участвовать в определении своего собственного будущего. Источник: Агентство национальных новостей Опубликовано: 07.07.2006, 13:45 http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=48989
|