|
Корр.: Были ли учтены поправки представителей НПО, подготовленные по итогам заседания Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в постановлении Правительства РФ? Л.Л.: Ожидать, что что-то могло быть существенно изменено постановлением правительства, было бы бессмысленно. В первую очередь исправлять нужно сам закон и отказываться от большинства его положений. В нем остались избыточные требования и полная подконтрольность общественной деятельности государственным органам. Но это задача на будущее. Такой порядок можно принимать только как временный. Наши замечания частично были учтены. Но, несмотря на 50% внесенных поправок, разработчики форм отчетности вышли за предписания, которые содержит закон. Отчетность, прописанная в формах, ухудшает положение НПО даже по сравнению с законом. Правительство не отбросило наши замечания и теперь имеет основания говорить, что в окончательной редакции подзаконные акты приняты с учетом предложений общественности. Так, в форме отчетности в графе "количество и состав участников" мероприятий появилась сноска "при невозможности указания точного количества участников указывается примерное количество". В примечании к отчетности по мероприятиям учтено еще одно наше замечание. Если в первоначально обсуждавшейся нами редакции документов в отчет предписывалось включать мероприятия, для проведения которых необходимо разрешение либо уведомление "непонятно какого органа", теперь уточнено, что речь идет о соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления. Зато другое, более важное наше предложение, принято с обратным знаком. В представленной на Совет проектной редакции предлагалось включать в отчет все мероприятия, на которые требовалось выделение денежных средств, не важно - самой НПО или извне. Мы предложили ограничиться указанием мероприятий, финансируемых третьими лицами. "Третьих лиц" включили, но как дополнительное основание отчетности. В результате получилось, что НПО необходимо указывать все мероприятия, которые требовали выделения денежных средств, в том числе и третьими лицами. "Денежные средства" - понятие растяжимое. Даже если не оплачивались никакие услуги, все равно на проведение любого мероприятия требуются затраты, хотя бы канцелярские. Где грань что считать затратным, а что нет? Таких неясных положений осталось очень много. В соответствии с новым законом некоммерческие организации должны предоставлять отчет о своей деятельности. В постановлении правительства это требование трактуется расширительно: НКО принуждают отчитываться не о деятельности, а практически о всех мероприятиях. Кроме того, не была воспринята резкая критика Советом включения в форму отчетности графы об освещении деятельности некоммерческой организации. Теперь НКО должны будут в обязательном порядке сообщать Росрегистрации о том, какие СМИ помещают о них информацию, хотя законом это не предусмотрено. Податель расписывается за полноту предоставленных сведений и потом возможны претензии, что что-то не было включено, не указано. А это может служить основанием для прекращения деятельности организации. Открывается безграничный простор для манипуляций контролирующих органов. Корр.: Смогут ли методические рекомендации по заполнению форм отчетности, которые собирается разработать Росрегистрация совместно с НПО, прояснить эти вопросы? Л.Л.: Что-то, конечно, удастся смягчить, но без изменения не только закона, но и этих постановлений будет достаточно сложно трактовать эти требования таким образом, чтобы сделать их не столь обременительными для НКО. Корр.: Представители Росрегистрации утверждают, что они не собираются проводить проверки всех организаций, для этого им и нужна более полная информация о некоммерческих организациях. Л.Л.: Я вас уверяю, все сведения об организации (за исключением тех НПО, кто интересен государству) будут складывать в архивы, не читая. Не будет проводиться тотальная проверка всех организаций. Задача проверить всех перед Росрегистрацией не стоит. Хуже другое - будет избирательное применение закона. Тех, кого нужно будет проверить, будут тщательно и придирчиво проверять. Причем, хотя по закону это возможно только раз в год, но проверка может затянуться и на 11 месяцев, что фактически может парализовать деятельность организации. А такие случаи проверок налоговыми органами известны. Корр.: Руководитель Федеральной регистрационной службы РФ Сергей Мовчан заявил, что за прошлую неделю около 130 организаций по России подали документы на регистрацию. Когда можно ожидать первых результатов действия закона? Сбудутся ли опасения экспертов или нет? Л.Л.: С регистрацией опасений меньше. Как регистрировали раньше общественные объединения, так и будут регистрировать теперь все некоммерческие организации. Были, конечно, претензии - кому-то отказывали. Но это в основном рабочие моменты. Я не вижу, особенно на первом этапе, что будут серьезные проблемы. Проблемы могут возникнуть в следующем году - по результатам отчетности. Наоборот, к регистрирующим органам сейчас приковано внимание, они будут работать аккуратно, чтобы потом заявить, что все хорошо. И проверок первые полгода не будет никаких. Корр.: Что порекомендуете предпринять НПО, чтобы избежать возможных негативных последствий? Л.Л.: Тщательно фиксировать всю документацию перед ее сдачей, консультироваться с регистрирующими органами по всем вопросам, даже кажущимся очевидными. Это первая отчетность и никто, даже юристы, не знают, как это делать правильно. К концу года, может быть, выйдут рекомендации, но это поздно - за девять предыдущих месяцев будет трудно собрать всю информацию о своей деятельности. А если это делать регулярно, то все не так сложно. Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 25.04.2006 http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/AC833C03E5E10955C325715B004765E5
|