|
Сегодня Совет Государственной думы России принял решение провести завтра, 23 декабря, слушания проекта закона, ужесточающего контроль за некоммерческими неправительственными объединениями (НПО и НКО) в третьем чтении. На этом этапе никакие изменения в законопроект уже внесены быть не могут. Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон, долгое время проработавший в нижней палате российского парламента, если закон завтра будет принят, то уже в начале недели он может быть утвержден Советом Федерации и до конца года подписан Президентом России. "Улучшения в принятом вчера Госдумой во втором чтении законопроекте о некоммерческих организациях, о которых говорят, есть по сравнению с вариантом, принятым в первом чтении, но, никоим образом не с действующей редакцией законов, в которые вносятся изменения. Там по всем позициям идут ужесточения, повышенные меры контроля, разные полицейские ухищрения", - анализирует текст нашумевшего законопроекта по состоянию на сегодняшний момент Лев Левинсон. "Концептуальный минус этого закона в том, что та зона свободы, которая была защищена по сей день законом "О некоммерческих организациях" 1996 года - ликвидируется. Все НКО оказываются перед необходимостью разрешительной регистрации вместо заявительной, перед лицом тотальной подконтрольности бюрократии. Причем, это охватывает не только гражданские организации, но и некоммерческие учреждения и даже религиозные организации, отчасти. Батюшки должны будут писать отчеты о достижении целей и задач, в чем есть свои плюсы - можно будет оценить, насколько мы продвинулись к царству небесному. Законом колючкой огораживается весь некоммерческий сектор. Это общая, сквозная тема законопроекта, по сути, принимается новая редакция закона "О некоммерческих организациях", - полагает эксперт. "Законопроектом предусматривается поражение в праве на объединение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Понятно, что это удар непосредственно по заключенному Ходорковскому, по "Открытой России", - считает правозащитник. - Это совершенно неконституционное ограничение прав, поскольку наказуемость деяния определяется только Уголовным кодексом (УК) РФ и у нас есть в УК такое наказание, как запрет заниматься определенной дельностью. Но, оно применяется в индивидуальном порядке, с учетом общественной опасности преступного деяния, а не скопом для всех заключенных". "Проектом закона предусмотрено введение жесткого, трудноисполнимого и наделяющего Росрегистрацию недопустимо широкими полномочиями контрольного механизма. Контролирующие органы, прежде всего органы Росрегистрации, по сути дела, наделяются правом текущего и тотального контроля за деятельностью НКО. Сами НКО принуждаются законом подавать в Росрегистрацию отчеты о своей деятельности, реализации целей и задач, расходовании средств. Регулярность и формы этих отчетов будет определяться правительством", - рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" положения законопроекта об НКО Лев Левинсон. По его мнению, в лице Росрегистрации "мы получаем суперведомство, сравнимое по своей бессмысленности и вредности с Госнарконтролем. На голом месте образуется новый бюрократический монстр". "Очень широкие возможности предусматривает рассматриваемый законопроект по ликвидации, запрету деятельности НКО. На сегодняшний день уже достаточно просто закрыть общественные объединения. Теперь это распространяется на все НКО. Любые два нарушения любой нормы законодательства, даже о противопожарной безопасности, либо одно грубое нарушение - влечет обращение в суд Госрегистрации или прокуратуры о ликвидации этой НКО. Причем, что такое грубое нарушение, никак не раскрывается - это будут решать чиновники", - говорит Левинсон. "Запрета на существование их филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций (НПО) в законе нет, но авторы лукавят, что законом предусмотрена чисто заявительная процедура уведомления и включения в реестр юридических лиц. Действительно, слово "регистрация" не употребляется в их отношении: речь идет о подаче сведений и включении их в реестр Росрегистрации. Но, во включении в реестр может быть отказано по широкому кругу оснований, в т. ч. содержательного характера. Так, предусмотрена возможность отказа по таким оценочным и совершенно неправовым основаниям, как создание угрозы суверенитету, политической независимости, самобытности, национальному единству, культурному наследию страны. Т. е. совершенно резиновые определения", - оценивает известный эксперт. "Соответствуют или нет цели создания представительства зарубежного НПО российской самобытности, будет решать какой-нибудь замначальника отдела Росрегистрации, который будет этот философский вопрос осмысливать. Их решение можно обжаловать в суд, конечно. Но, если основания в законе такие расплывчатые, то и суд будет руководствоваться этими же самыми расплывчатыми, оценочными, неопределенными основаниями. Более того, сама деятельность этих филиалов и представительств, даже если они будут включены в реестр, не только прозрачна, она регулируется Госрегистрацией и буквально пошагово рассматривается этим органом, который наделяется полномочиями по очень глубокому вмешательству в деятельность именно иностранных организаций в России", - заостряет внимание на наиболее "больных" сторонах принятого вчера во втором чтении проекта закона об НКО Лев Левинсон. "Регистрирующий орган может без каких-либо оснований вообще вынести решение о запрете реализации в России этим иностранным НПО какой-либо программы или ее части. Он также наделяется правом запретить финансирование конкретных получателей средств, т. е. российских организаций и частных лиц, со ссылкой на общеконституционные ограничения прав, которые в этом смысле можно использовать совершенно свободно, по усмотрению той же Росрегистрации, в целях обеспечения безопасности, здоровья, прав и свобод других лиц. Конечно, в Конституции основания для ограничения прав и свобод человека существуют, но она говорит, что права и свободы человека могут быть ограничены в этих конституционнозначимых целях только федеральным законом. Здесь же, закон обязывает этими же целями руководствоваться чиновнику. Это совершенно разные вещи", - объясняет эксперт Института прав человека. "Также данным законопроектом вводится тотальный запрет на деятельность иностранных и с иностранным участием, международных организаций, включая зарегистрированные в России, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В частности, Международное общество "Мемориал" действовать на территории ЗАТО - достаточно широкого перечня муниципальных образований - уже не сможет. Там много нехорошего еще, я только основные моменты затронул", - резюмировал член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в России Лев Левинсон. Напомним, что вчера, 21 декабря, Госдума приняла во втором чтении законопроект о некоммерческих организациях (НКО). Как передает корреспондент "Газеты.Ru", за принятие законопроекта проголосовали 376 депутатов, 10 высказались против, воздержавшихся не было. В первом чтении проект закона, ужесточающего контроль за деятельностью некоммерческих неправительственных организаций был принят 23 ноября. Проект закона об НПО вызвал волну недовольства среди российских и зарубежных неправительственных организаций, демократических партий, официальных лиц стран Запада. Президент США Джордж Буш поднял этот вопрос на встрече в Корее с Президентом России Владимиром Путиным. Критические резолюции о законопроекте были приняты Конгрессом США, Советом Европы, Европарламентом. Около пяти тысяч подписей гражданских активистов было собрано под обращением НПО "Нет - ужесточению контроля над гражданским обществом!". Свои претензии к законопроекту высказали члены Общественной палаты страны, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и другие известные общественные деятели. Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла" Источник: Кавказ.МЕМО.РУ Опубликовано: 22.12.2005 http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/907900.html
|