|
14 декабря в Госдуме РФ состоялось заключительное обсуждение поправок к законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Ситуацию с внесением изменений в закон, принятый в первом чтении, комментирует эксперт Института прав человека Лев Левинсон. По его словам, закон не улучшил положение общественных и некоммерческих организаций. "Некоторые моменты исправлены или сглажены, - считает Л. Левинсон. - По сравнению с документом, принятом в первом чтении, найден компромиссный вариант, но это восполняется новыми, более серьезными проблемами". Один из основных плюсов - отмена обязательства уведомлять о деятельности общественных объединений без юридического лица. "Снят тотальный запрет на учредительство, членство, участие в общественных и некоммерческих организациях иностранных граждан, если они не проживают в России постоянно", - говорит Л. Левинсон. Однако полноценным учредителем и членом международной общественной организации может стать иностранный гражданин в случае, если ее структурное подразделение есть в этом государстве. "Если Союз театральных деятелей имеет отделение на Украине, то гражданин Украины может быть ее членом, учредителем или участником. Если в Туркмении, например, отделения Союза нет, то гражданин Туркмении не может войти в его состав. Для таких "неграждан" предусмотрено только почетное членство. Это не соответствует Конституции РФ, так как в ней предусматривается право каждого человека на объединение, - заметил Лев Левинсон. - Допустим, мы хотим создать российскую организацию выпускников МГУ. Выпускником университета может быть и иностранный гражданин. Но, если организация не имеет международного статуса, войти в нее он не сможет". К положительным моментам новой редакции закона можно отнести и снижение объема требований по регистрации НКО. Общественные объединения, как субъекты публичного права, оцениваются более строго. Снят запрет на существование и деятельность представительств и филиалов иностранных общественных организаций. Однако сохранились положения первоначальной редакции проекта и появились дополнительные нормы, которые создают существенные проблемы. В частности, они касаются требований к учредителю общественного объединения (им не может быть иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о его нежелательном пребывании на территории РФ; а также любое лицо, если в судебном порядке признано, что его действия носят экстремистский характер или его деятельность связана с отмыванием доходов). Добавляется и такая норма: "цели, задачи и формы деятельности учредителя не соответствуют Конституции и законодательству РФ". "Здесь нет отсылки к судебному решению, решать это будут органы Росрегистрации. Поэтому появляются широкие возможности для отсечения кого угодно. Два раза учредитель или физическое лицо провел несанкционированный митинг или участвовал в нем - это тоже "форма деятельности". Причем никаких сроков давности нет. То есть, само право на создание объединения произвольно ограничено", - поясняет Лев Левинсон. Устранить "неугодную" общественную организацию можно и по другим основаниям: иностранным представительствам некоммерческих организаций расширили, по сравнению с редакцией закона в первом чтении, возможности для их деятельности в России. Она будет регулироваться законом о НКО. "Теперь повсюду будут трубить, что для них предусмотрен заявительный порядок регистрации. Они должны только подать свои сведения в Росрегистрацию для включения в реестр. Казалось бы, все нормально, но за этой формулировкой спрятана ...разрешительная регистрация. Отказать включать сведения в реестр можно будет по следующим основаниям: "представительства иностранных неправительственные организаций создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ. Достаточно одной "самобытности", чтобы под это подвести все что угодно. При этом депутат С.А. Попов заявил, что эта формулировка взята из международных правовых актов и обладает абсолютной юридической силой. Когда мы стали выяснять, что это за документ, оказалось что это одна из десятков тысяч деклараций ООН, которая, в отличие от конвенций, пактов, ратифицированных документов, не имеет преимущественной силы для российской правовой системы. В нашем законодательстве нет такой терминологии", - говорит эксперт. То есть, никакого заявительного порядка регистрации для иностранных НКО не будет, утверждает Лев Левинсон. "Если по остальным позициям сообщается об отказе со ссылкой на определенные положения нарушения законодательства, то здесь - только о мотивах непринятия уведомления. А мотивом будет то же "несоответствие самобытности", - пояснил эксперт. Основанием для ликвидации общественной организации являются также неоднократное или грубое нарушение законодательства РФ либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей ее уставным целям. "Росрегистрация может счесть грубым нарушением законодательства то, что иностранец, например, перевел вам какие-то средства, а вы не успели об этом сообщить. Здесь есть еще одна проблема. Весь сюжет прозрачности иностранных денег выведен за рамки этого закона и отдается на откуп правительству. Вводится норма, которая позволяет установить любую отчетность за иностранные деньги как со стороны доноров, так и со стороны получателей", - говорит Левинсон. Остались без внимания депутатов и другие принципиальные моменты. По его словам, ликвидируется зона свободы - закон о НКО. "Они приравниваются к общественным объединениям независимо от того, кто является их учредителями. Оговорка сделала только для государственных учреждений, - отметил Л. Левинсон. - Все НКО переходят в зону контроля государства, заявительный характер регистрации сменяется разрешительным, вся их деятельность подведомственна органам регистрации. Это основное концептуальное положение закона". Правда, исчезло право чиновников Росрегистрации проверять финансово-хозяйственные документы любой НКО, как предлагалось в предыдущей версии. Теперь чиновникам предоставляется право только раз в год осуществлять контроль за соответствием деятельности организации Уставу, в том числе в части расходования средств. Зато Росрегистрация будет иметь право затребовать в финансово-кредитных организациях любую информацию о НКО. "То есть, к вам в офис они прийти не могут, но требовать у банка документы о прохождении средств могут. А это дает им, можно сказать, право тотального контроля за деятельностью НКО", - замечает Левинсон. Шансов на то, что законопроект будет смягчен и учтены предложения "объектов" закона - общественных объединений и некоммерческих организаций, теперь практически нет, считает эксперт. 21 декабря закон может быть принят сразу во втором и третьем чтении Госдумой РФ, а до конца этого года рассмотрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Так что Новый год для всего некоммерческого сектора будет явно ознаменован не самыми лучшими изменениями, полагает Лев Левинсон. Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 15.12.2005 http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/E3A153DC612BC5EDC32570D800568C34
|