Владимир Путин поручил главе администрации президента России в пятидневный срок подготовить пакет возможных поправок от имени президента в законопроект о некоммерческих организациях. Эти поправки, сказал президент России на совещании с членами правительства в понедельник, должны обобщиить рекомендации европейских коллег, озабоченности Общестенной палаты РФ и представителей неправительственных организаций РФ. По словам президента, этот закон нужен для того, чтобы обезопасить общество и граждан от распространения террористической, человеконенавистной идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. "Мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направленностей, различных конфессий, и это, как малая часть айсберга, выливается в необходимость решения тех или иных проблем силовыми методами с помощью наших правоохранительных органов", - сказал глава государства. "Но вместе с тем очевидно, что главным достижением современной России является демократический процесс, являются достижения нашего гражданского общества. Мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, ребенка", - заявил Путин, говоря о законопроекте. Он сообщил, что направил в Страсбург главу Минюста Юрия Чайку "с целью проконсультироваться". Чайка рассказал, что он провел консультации с Генеральным директором юридического департамента Совета Европы Ги де Велем и комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хилем Роблесом. "В письменном заявлении экспертов, которое я привез с сопроводительным письмом Генерального секретаря Совета Европы, обобщены выводы. В нем говорится, что "Россия вправе регламентировать законодательно вопросы создания и деятельности некоммерческих и неправительственных организаций на своей территории", - сообщил Чайка. "Общая концепция законопроекта направлена на то, чтобы предоставить федеральным властям больше полномочий для осуществления контроля за неправительственными и некоммерческими организациями. При этом борьба с отмыванием денег и терроризмом, несомненно, является законной деятельностью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека", - сказал глава Минюста. В документах также отмечается, "что в целом функционирование некоммерческих и неправительственных организаций соответствует европейским стандартам, а система надзора за их деятельностью, включая вопросы их финансирования, является целесообразной". Чайка отметил, что "в документах содержатся и озабоченности о том, что в законопроекте недостаточно четко сформулированы требования к неправительственным организациям", а "некоторые требования являются излишними или непропорциональными". "Особенно европейцев волнует наша правоприменительная практика", - сказал Чайка. Он отметил, что эти рекомендации могут быть учтены во втором и третьем чтении. "Я сам свою задачу вижу в том, что если закон будет принят, то главной целью будет ужесточение контроля за регистрацией, чтобы убрать излишние барьеры при регистрации и установить тесный контакт с гражданским обществом и общественной палатой", - сказал Чайка. "От Хиля Роблеса мы хотели услышать точку зрения не только по правам человека, но и его точку зрения как юриста", - сказал Чайка. По его словам, выводы дискуссии таковы, что "устанавливать правила, регистрировать, знать устав и учредителей является суверенным правом любого государства". "Транспарентность финансовых расходов требуется в любом суверенном правовом государстве, и каждая страна имеет право знать, кто инвестирует деньги в страну, и на что они расходуются", - сказал Чайка. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, по словам Чайки, в свою очередь, отметил, что "установление правил контроля за транспарентностью деятельности (НКО) - это суверенное право государства". "Наш законопроект соответствует всем международным требованиям и нормам, в частности, Европейской конвенции о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций, а также другому важному документу - Основополагающим принципам работы НКО в Европе, который был утвержден Советом Европы в 2003 году", - подчеркнул Чайка, отметив, что российская сторона таким образом аргументировала свою позицию в дискуссиях. Источник: РИА Новости Опубликовано: 05.12.2005, 14:43 http://www.rian.ru/politics/russia/20051205/42317037.html Изменения в законы об общественных объединениях и некоммерческих организациях должны обезопасить российскую политическую систему от вмешательства извне На совещании с членами Правительства Владимир Путин отметил, что находящийся на рассмотрении Государственной думы закон, касающийся общественных объединений и некоммерческих организаций, нужен только для того, чтобы обезопасить российскую политическую систему от вмешательства извне, обезопасить общество и граждан от распространения террористической и человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. Глава государства поручил Руководителю Администрации Президента Сергею Собянину учесть рекомендации европейских коллег, Общественной палаты и представителей неправительственных организаций Российской Федерации, обобщить эти рекомендации и в пятидневный срок представить проект возможных поправок к закону. Источник: Официальный сайт Президента России Опубликовано: 05.12.2005 http://president.kremlin.ru/text/themes2005/12/98469.shtml Стенографический отчет о совещании с членами Правительства 5 декабря 2005 года, Москва, Кремль В.ПУТИН: Добрый день! (Обращаясь к М.Фрадкову) Михаил Ефимович, когда намечена встреча с Комиссией Евросоюза? М.ФРАДКОВ: Завтра мы с рядом министров вылетаем в Брюссель для проведения встречи членов Правительства России с членами Еврокомиссии. Это договоренность, которая Вами была достигнута с руководством Евросоюза на последнем саммите в Лондоне. Мы руководствуемся утвержденными "дорожными картами" по четырем пространствам сотрудничества Россия-Евросоюз и обсужденными планами совместных действий на саммите в Лондоне, где Вы, Владимир Владимирович, были и договорились встретиться, и в деталях посмотреть все вопросы, которые на сегодняшний день определяют уровень взаимодействия России и ЕС. Там накопились вопросы и общего характера, связанные с завершением в 2007 году соглашения о партнерстве и сотрудничестве: первая десятилетка заканчивается. Нужно определять нормативно-правовую базу отношений на перспективу. Есть ряд конкретных вопросов о сотрудничестве в энергетике, в транспорте, в области высоких технологий. Очевидно, что и газовая тематика станет предметом обсуждения. Предполагается двусторонняя встреча министров и соответствующих комиссаров Евросоюза, встреча с европейским бизнесом. Так что мы считаем: это важное мероприятие - и ожидаем позитивных результатов. В.ПУТИН: Хорошо. (Обращаясь к Г.Грефу) Герман Оскарович, что Вы можете сказать по макроэкономике за последнее время? Г.ГРЕФ: Сегодня подведены итоги по инфляции за ноябрь, и инфляция в ноябре составила 0,7 процентного пункта. Это несколько ниже, чем мы прогнозировали - мы считали, что будет 0,8-0,9. И накопленная инфляция за 11 месяцев составила ровно десять процентов. В.ПУТИН (Обращаясь к М.Зурабову): Михаил Юрьевич, а как за это время росли доходы граждан страны? И что у нас происходит по пенсиям? М.ЗУРАБОВ: Рост реальных доходов населения за десять месяцев текущего года составил 9,4 процента. Это на процент выше, чем за аналогичный период прошлого года. В.ПУТИН: Ниже инфляции получается? М.ЗУРАБОВ: Да. В.ПУТИН: Плохо. М.ЗУРАБОВ: Речь идет о реальных доходах - это сверх инфляции. Что касается пенсий, то рост реальной пенсии составил 8,9 процента - это выше на 3 процента, чем за аналогичный период прошлого года. В.ПУТИН: А номинальный рост сколько? М.ЗУРАБОВ: Номинальный рост пенсий у нас оказался достаточно существенным, сейчас он составляет порядка 18-19 процентов. В.ПУТИН: А реальный, еще раз? М.ЗУРАБОВ: Реальный рост пенсий составил 8,9 процента. Но также улучшилась существенно ситуация, связанная с задолженностью по заработной плате. Она сократилась по сравнению с прошлым годом в отраслях промышленности в 2,1 раза, а в бюджетной сфере - в 3 раза. И при этом задолженность в бюджетной сфере сейчас составляет менее 1 процента от фонда заработной платы. Это в здравоохранении, образовании и культуре. И также в целом позитивные показатели характеризуют ситуацию на рынке труда. У нас улучшилась ситуация в сфере занятости населения. Уровень безработицы сократился с шести миллионов человек до 5,6 миллиона человек при численности трудоспособного населения в 78 миллионов человек. В.ПУТИН: Начинали мы пять лет назад - безработица составляла десять процентов? М.ЗУРАБОВ: Да. Сокращение заметное. В.ПУТИН: Это неплохо. И, несмотря на то что накопленная инфляция по году у нас выйдет где-то за десять процентов, реальные доходы все-таки будут значительно превышать инфляцию. М.ЗУРАБОВ: Действительно, эту ситуацию имело бы смысл еще дополнительно проанализировать, поскольку, с одной стороны, мы имеем очевидное улучшение ситуации, связанной с инфляцией, а показатели инфляции - коллеги могут это прокомментировать гораздо более уверенно, чем я, - сейчас сопоставимы с 1997 годом. А с другой стороны, мы имеем в общем-то довольно хороший рост доходов, что было связано с довольно серьезными выплатами в первой половине года в связи с проведением монетизации, ростом пенсий и заработных плат. В.ПУТИН: Тем не менее Вы знаете - не все проблемы еще решены. Нужно отрабатывать и вопросы, связанные со снабжением лекарствами, некоторые другие проблемы. Прошу вас внимательнее к этому отнестись и сейчас, и в ближайшем будущем. (Обращаясь к С.Иванову) Сергей Борисович, что за неделю сделано в направлении реализации моего поручения по обеспечению жильем военнослужащих? С.ИВАНОВ: Владимир Владимирович, мы создали в Министерстве обороны штаб по выполнению этого поручения, уже провели прикидку графика освоения и выделения средств, о которых Вы говорили неделю назад. Примерно 60 процентов средств через государственные жилищные сертификаты предусматривается выделить уже в 2006 году и получить это жилье. Напомню, что речь идет о 17 тысячах военнослужащих, проживающих только в пяти самых проблемных субъектах Федерации: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Калининград. Мы уже начали готовить постановление Правительства вместе с Минрегионразвития, по которому разрешалось бы выделение указанных средств - 15 миллиардов рублей - в 2006 году по этой конкретной категории военнослужащих. То есть это военнослужащие, которые увольняются в этом году, в 2006 и 2007 годах, а также те военнослужащие, которые продолжают службу в этих пяти субъектах Федерации, но срок выслуги у них уже минимум 20 лет. Приняв такое постановление Правительства, также необходимо указать ценовые показатели стоимости одного квадратного метра жилья. При этом с Минрегионразвития уже согласовано, что стоимость жилья в Москве и Московской области будет составлять 29 тысяч рублей за один квадратный метр - практически 1000 долларов. Это по ценам муниципального жилья уже соответствует действительности. По Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 22 тысячи рублей за один квадратный метр и по Калининградской области - 16 тысяч рублей за квадратный метр. Кроме этого, мы пришли к выводу о том, что часть военнослужащих может быть быстро обеспечена жильем уже в первой половине 2006 года в том случае, если мы договоримся с органами власти в этих пяти субъектах о прямой покупке уже готового или достраивающегося муниципального жилья с фиксированной ценой, о которой я уже сказал выше. Представители Министерства обороны уже вступили в контакт с органами власти этих пяти субъектов. Чуть позже мы планируем встретиться и определить потребность и возможность каждого субъекта передать нам такое строящееся жилье для того, чтобы быстро обеспечить военнослужащих готовым жильем. Вот то, что сделано за неделю. Проект постановления Правительства до конца года будет принят. И еще одна тема, Владимир Владимирович, если можно. На прошлой неделе уже в ранге вице-премьера я провел совещание согласительное с представителями всех силовых структур: Министерства финансов, Минюста, судебной власти - по упорядочению и совершенствованию системы выплат и поощрений и стимулирования личного состава всех правоохранительных органов, военных, военнослужащих, которые дислоцированы на постоянной основе на территории Чеченской Республики. Вы давали такое поручение. Вы знаете, что система с выплатами боевых была запутанная, непрозрачная - обращались в суды, иногда суды принимали не совсем правомочные решения по выплате боевых за каждый день пребывания в Чечне, что не соответствовало действительности. И мы совместно по инициативе МВД пришли к согласованному решению: вместо боевых будет повышена сумма так называемых полевых денег, выплачиваемых за каждый день пребывания в Чечне. Сумма выплат будет составлять 300 рублей в день. И общие дополнительные расходы начиная с 1 января 2006 года составят два миллиарда рублей, которые предусмотрены в бюджете на 2006 год. Таким образом, с 1 января 2006 года мы наводим здесь полный порядок и прозрачность с выплатой денежных средств всем военнослужащим, вне зависимости от ведомственной принадлежности, которые проходят там службу. Вопрос закрыт. В.ПУТИН: Хорошо. Вернусь к первому вопросу - вопросу обеспечения жильем. Я исхожу из того, что и Министерство обороны, и Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли обеспечат такое состояние вещей, при котором уже в первой половине года сертификаты будут наполнены реальными деньгами, с тем чтобы изыскать во второй половине года необходимые средства для полной реализации программы. (Обращаясь к А.Кудрину) Как идет рассмотрение бюджета в Государственной Думе? А.КУДРИН: Владимир Владимирович, Ваше поручение по обеспечению финансирования жилья для военнослужащих будет выполнено. И это мы сделаем в ходе исполнения бюджета, поскольку сейчас бюджет подготовлен к четвертому чтению. На этой неделе, 7 декабря, состоится четвертое чтение. Документ согласован. Там нет неожиданностей. Фактически четвертое чтение окончательно его утвердит на заседании Думы, и на 14 декабря предварительно назначено обсуждение в Совете Федерации. Так что мы идем по плану принятия бюджета. В.ПУТИН: Хорошо. Каких-то проблем в ходе рассмотрения не возникает? А.КУДРИН: Сейчас - нет. В.ПУТИН: Хорошо. Вы знаете, что в субботу мы с коллегами рассматривали на совещании Совета Безопасности вопрос о законопроекте, который сейчас рассматривается в Государственной Думе и касается неправительственных организаций. Еще раз хочу сказать, что этот закон нужен только для того, чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательства извне, для того, чтобы обезопасить наше общество и граждан от распространения какой-то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. И мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направлений разных конфессий. И это потом выливается в необходимость решения тех или иных проблем силовыми методами с помощью наших правоохранительных органов. Все это, конечно, должно находиться в поле зрения государства. Вместе с тем совершенно очевидно, что главным достоянием в современной России является демократический процесс, достижения нашего гражданского общества, и мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка. Поэтому я направлял в Страсбург Министра юстиции Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайку с поручением проконсультироваться и с нашими европейскими коллегами по этим вопросам. (Обращаясь к Ю.Чайке) Юрий Яковлевич, пожалуйста, с кем Вы встречались и к каким выводам Вы пришли? Ю.ЧАЙКА: Спасибо, Владимир Владимирович. В соответствии с Вашим поручением я, действительно, с 29 ноября по 1 декабря работал в Страсбурге, где не только проводил консультации, но и представил на экспертизу (письменную юридическую экспертизу) наш законопроект по внесению изменений и дополнений в Закон "Об общественных объединениях" и в Закон "О некоммерческих организациях". В рамках этих дискуссий состоялись встречи с генеральным директором Юридического департамента господином Ги де Велем, с Комиссаром по правам человека Совета Европы Хиль-Роблесом. Мы имели очень обстоятельную двухдневную дискуссию с экспертами Департамента по правам человека и Юридического департамента, и одновременно был приглашен Советом Европы в Страсбург специалист в области частного права - профессор амстердамского университета, который также с нами работал. На встрече с Комиссаром по правам человека Хиль-Роблесом мы хотели услышать его точку зрения на наш законопроект не только как главного правозащитника Европы, но и как высокопрофессионального юриста, поскольку господин Хиль-Роблес является доктором права, профессором Мадридского университета, и мы с ним в принципе как раз проговаривали тематику нашего законопроекта. Но господин Хиль-Роблес сказал, что устанавливать правила, регистрировать, знать устав и учредителей любой организации - является суверенным правом государства. Транспарентность финансовых расходов - а это одна из тем, которая была крайне актуальна, - обязательно требуется в любом современном правовом государстве. Каждая страна имеет фундаментальное право знать, кто инвестирует деньги в страну и на какие цели они расходуются. В это же время одновременно в Страсбурге проходила учеба политологов Московской школы политических наук, в работе которой принимали участие и представители правозащитных организаций стран Балтии и СНГ. И господин генеральный секретарь, когда отвечал на их вопросы, - а он знал, я к нему обращался, чтобы он дал поручение о проведении этой экспертизы, он знал, что мы приезжаем и так далее - и когда ему задали вопрос по нашим законопроектам в рамках дискуссии этой Школы, он тоже ответил, что установление правил регистрации и контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и транспарентности финансовых расходов - это является обязательным или общим правилом для любого уважающего себя государства, и это внутреннее дело государства. В ходе дискуссии, уже когда мы с экспертами встречались, аргументируя свою позицию, мы говорили, что наш законопроект соответствует всем международным требованиям, международным нормам. И, в частности, мы опирались в этой дискуссии на установленные европейские принципы и правила, прежде всего на Европейскую конвенцию о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций 1986 года. Очень важный документ, который был принят совершенно недавно, - это Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе, который был утвержден решением Комитета Министров Совета Европы 16 апреля 2003 года. Мы также очень плотно работали, аргументируя свою позицию в том числе на специальных рекомендациях Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ). Эти рекомендации были даны по борьбе с финансированием терроризма в 2001 году. В письменном заключении экспертов, которое я привез с собой и которое нам вручил с сопроводительным письмом господин Дэвис, Генеральный секретарь Совета Европы, в качестве общих выводов констатируется, что Российская Федерация вправе законодательно регламентировать вопросы создания и деятельности некоммерческих и неправительственных организаций на своей территории. Общая концепция законопроекта направлена на то, чтобы предоставить федеральным властям больше полномочий для осуществления контроля над неправительственными организациями, некоммерческими организациями. При этом цель борьбы - мы не раз акцентировали на этом внимание - цель борьбы с отмыванием денег и терроризмом несомненно является законной целью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, то есть еще один документ, на который ссылались специалисты. В целом регистрация некоммерческих и неправительственных организаций соответствует европейским стандартам. Как таковая система надзора за их деятельностью, включая вопрос их финансирования, является целесообразной. То, что они могут найти правовую защиту путем обжалования в суде решений, принятых компетентными органами, также соответствует европейским требованиям. Это у нас тоже одна из основополагающих поправок, которые мы вносили. В то же время, в заключение, и в дискуссиях это звучало, высказывались озабоченности по нескольким позициям: это прежде всего то, что в проекте имеются отдельные недостаточно четко сформулированные требования, формулировки. Некоторые требования являются, скажем так, излишними либо непропорциональными тому, что мы хотим видеть. И последнее, что особенно их волнует, - наша российская правоприменительная практика. Поэтому, на наш взгляд, эти все рекомендации могут быть учтены при втором-третьем чтении. Для себя же как для Министра юстиции я вижу задачу так: если закон будет принят, то, бесспорно, основная цель наша будет в ужесточении контроля прежде всего за регистрацией - с точки зрения того, чтобы убрать излишние барьеры при регистрации неправительственных и общественных организаций, чтобы все шло только в рамках закона. Это первая позиция. И вторая позиция - это, конечно, бесспорно, установление более тесных контактов с нашим гражданским обществом, его институтами, прежде всего с Общественной палатой и другими институтами гражданского общества. Вот коротко, Владимир Владимирович. В.ПУТИН: Спасибо. Вы провели консультации в Юридическом департаменте и в Комиссии по правам человека Совета Европы - в двух структурах? Ю.ЧАЙКА: Да. Была создана экспертная группа под руководством господина де Веля, это генеральный директор Юридического департамента. Туда вошли эксперты по два и даже по три человека из Юридического департамента. Несколько человек вошло из Департамента по правам человека и персонально был приглашен этот эксперт - специалист по частному праву. В.ПУТИН: Хорошо. (Обращаясь к С.Собянину) Прошу Руководителя Администрации [Президента] учесть рекомендации наших европейских коллег, обязательно учесть озабоченности членов Общественной палаты и представителей неправительственных организаций Российской Федерации, все это обобщить и в пятидневный срок представить мне проект возможных поправок к этому закону, который должен быть направлен в Государственную Думу от имени Президента России. С.СОБЯНИН: Хорошо, Владимир Владимирович. Источник: Официальный сайт Президента России Опубликовано: 05.12.2005 http://president.kremlin.ru/text/appears/2005/12/98470.shtml Участники совещания с членами Правительства ФРАДКОВ Михаил Ефимович - Председатель Правительства МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич - Первый заместитель Председателя Правительства ЖУКОВ Александр Дмитриевич - заместитель Председателя Правительства ИВАНОВ Сергей Борисович - заместитель Председателя Правительства - Министр обороны ГРЕФ Герман Оскарович - Министр экономического развития и торговли ЗУРАБОВ Михаил Юрьевич - Министр здравоохранения и социального развития КУДРИН Алексей Леонидович - Министр финансов НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - Руководитель Аппарата Правительства - Министр НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - Министр внутренних дел ЧАЙКА Юрий Яковлевич - Министр юстиции * * * СОБЯНИН Сергей Семенович - Руководитель Администрации Президента Источник: Официальный сайт Президента России Опубликовано: 05.12.2005 http://president.kremlin.ru/text/appears/2005/12/98470.shtml
|