Проект областного закона об общественной палате уже был предметом обсуждения на июньской сессии областного Собрания и получил отрицательную оценку депутатов. В августе в N 32 "Волны" депутаты Борис Спасенников, Михаил Силантьев и директор Архангельского фонда свободных выборов Геннадий Филев делились своим видением нового субъекта власти. Сегодня мы продолжаем обсуждение этого законопроекта. Отрицательное заключение экспертного совета комиссии по правам человека при главе администрации Архангельской области уже было направлено в областной парламент и учитывалось депутатами в июне. Аналогичные отзывы были представлены и иными общественными организациями - участниками законодательного процесса. Казалось бы, отвергнутая депутатами общая концепция должна быть изменена с учетом сделанных замечаний, однако же вновь внесенный в повестку дня на сентябрьскую сессию законопроект депутата Бориса Спасенникова содержательно почти полностью повторяет проект закона об общественной палате, уже отклоненный депутатами на предыдущей сессии. Упорство, с которым инициаторы законопроекта пытаются навязать гражданам области заведомо негодный "продукт", вызывает удивление и заставляет вынести наше несогласие на всеобщее обозрение. На первый взгляд, в предлагаемом на сентябрьскую сессию проекте закона об общественной палате провозглашаются достойные демократического государства задачи - взаимодействие граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, социального и экономического развития Архангельской области. Однако способы достижения поставленных задач вызывают, мягко говоря, большие сомнения. Очевидно, что появление общественной палаты должно увеличить круг лиц, которые могут принимать участие в общественной экспертизе нормативных актов, издаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, сделать контроль деятельности этих органов более открытым и доступным. Очевидно также и то, что в состав палаты не должны входить депутаты всех уровней, госслужащие и муниципальные служащие. Однако в предлагаемом законопроекте отсутствуют какие-либо ограничения при формировании состава общественной палаты - в отличие от соответствующего федерального закона! Предлагаемый порядок допускает включение в ее состав государственных и муниципальных служащих, депутатов представительных органов всех уровней, представителей правоохранительных органов (и это при общем количестве членов палаты всего-то 15 участников!). В таком случае, теряется смысл деятельности палаты, поскольку она должна создаваться как элемент гражданского общества, призванный в случае общественной потребности формулировать и отражать иные, отличные от взглядов государственных органов позиции. Государственный служащий не может представлять иных интересов, кроме интересов аппарата власти. Депутат имеет платформу для выражения своего мнения на сессии представительного органа, он имеет возможность активно участвовать в обсуждении проектов решений. Член политической партии также имеет возможность обсуждать проекты законов и иных нормативных актов на партийных форумах и выражать свое мнение через принятие партийных решений. Задача создания палаты в том, чтобы расширить возможности граждан в выражении общественного мнения, создать дополнительную "площадку" для формирования позиции по злободневным вопросам жизни общества в регионе. Поэтому мы настаиваем на включение в закон нормы, ограничивающей членство в общественной палате в соответствии с нормой федерального закона. Во-вторых, в новом варианте проекта закона предусматривается создание некоего аппарата палаты. Однако нет ни слова о том, как будет формироваться и финансироваться аппарат. Это очевидная "ущербность" проекта, поскольку при отсутствии финансовых средств ни о какой работе аппарата не может быть и речи. Осуществление любых действий будет поставлено полностью в зависимость от органов государственной власти. Понятно, что любой общественный форум (каковым является и палата) нуждается в определенных расходах для организации заседаний (определение места и времени, оповещение членов, подготовка проекта решения, ведение протокола и его последующего оформления), для поддержания постоянных контактов с членами палаты и органами государственной власти (связь, оргтехника, переписка), для информационного обеспечения деятельности палаты (публикация решений, подготовка и публикация ежегодных докладов, организация встреч с представителями СМИ). Отсутствие собственного аппарата (2-3 человека) не позволит надлежащим образом организовать всю эту деятельность. В-третьих, проектом предусматривается формирование палаты в составе 15 человек. Вряд ли такое количество граждан сможет отразить общественное мнение целой области. Необходимо расширить состав палаты по крайней мере до 33 участников с сохранением предлагаемого порядка ее формирования. Далее: проект внутренне противоречив. В статье 1 (часть 2) говорится о том, что "Деятельность в качестве члена общественной палаты не оплачивается. Члены общественной палаты не могут иметь какие-либо социальные, правовые и иные льготы, связанные с участием в деятельности общественной палаты Архангельской области". Вместе с тем в статье 10 утверждается: "Член общественной палаты на время участия в работе пленарного заседания общественной палаты, комиссий и рабочих групп общественной палаты освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ним места работы (должности) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации". Заметим, что освобождение от выполнения трудовых обязанностей уже есть льгота. Вместе с тем проект не предусматривает обязанность работодателя оплачивать время отсутствия члена палаты в период проведения заседаний палаты и ее рабочих органов. Получается, что работник теряет заработную плату во время выполнения общественных обязанностей, поскольку работодатель не обязан оплачивать время отсутствия на рабочем месте, а государство не компенсирует эту потерю! Возникают также вопросы об оплате проезда и иных расходов членов палаты - жителей области, особенно ее отдаленных районов. Приехать за свой счет в областной центр могут только состоятельные люди. Все это приводит к выводу, что экономические барьеры не позволят многим уважаемым в регионе людям участвовать в работе палаты, что может превратить ее в клуб состоятельных граждан, отстаивающих свои интересы. Экспертный совет комиссии по правам человека считает важным и необходимым формирование в Архангельской области общественной палаты. Ее появление послужит расширению возможности граждан высказывать свое мнение по многим актуальным вопросам социально-экономического и политического развития нашего региона. Государство взяло на себя инициативу принятия закона об общественной палате, что свидетельствует о желании представителей власти получать оценку общества на принимаемые решения. Это очень важная и нужная инициатива. Хотелось бы надеяться, что она воплотится в принятии документа, который позволит сформировать орган, действительно близкий к народу. Было бы совсем хорошо, если бы создание общественных палат в регионах финансировал федеральный бюджет. Даже эти общие замечания свидетельствуют об ущербности общей концепции законопроекта, его недостаточной проработанности с позиций качества как правового документа. Однако отрицательная оценка представленного законопроекта не означает отрицания самой возможности принятия закона об общественной палате в ближайшей перспективе. Экспертный совет комиссии по правам человека при главе администрации. Архангельской области Волна 13 сентября 2005 (36) Инф. Источник: Сайт "Пресса Архангельской области" http://www.arhpress.ru/volna/2005/9/13/38.shtml
|