|
С инициативой рассмотрения законопроектов "Об опеке и попечительстве" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве выступили Комитеты Госдумы по делам женщин, семьи и детей и по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Законопроекты вносят изменения в Гражданский, Семейный кодексы РФ и закон "Об образовании" и направлены на регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, включая несовершеннолетних. В законе сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Авторы проекта предлагают упростить порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека). Проект предусматривает также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). В законопроекте регламентированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Депутаты предлагают также ввести ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан. Предполагается, что Госдума рассмотрит закон уже в осеннюю сессию. Тем не менее, он уже сейчас вызывает большой резонанс и нарекания общественности. Так, в заключении Министерства образования и науки РФ указывается, что данные законопроекты не нацелены на выявление, обеспечение и соблюдение интересов ребенка в процессе защиты его прав и должны быть пересмотрены. Как считает директор детского дома N19 "Наша семья" Мария Терновская, реформа опеки и попечительства, предлагаемая Госдумой, ликвидирует первичное звено защиты прав ребенка - осуществляемый на профессиональной основе единый процесс принятия и пересмотра семейных форм устройства детей и всю профилактическую работу по сохранению ребенка в семье. По ее мнению, реализация закона приведет к слиянию органов опеки и попечительства и региональных операторов банков данных детей-сирот и полностью монопольной и бесконтрольной их деятельности по передаче детей в семью, в том числе и к злоупотреблениям. М.Терновская отметила, что принятие законов в таком виде сделает невозможным создание профессиональных местных служб по устройству детей в семью, ликвидирует гибкие формы устройства детей в семью (патронат, семейно-воспитательные группы), устранит ответственность органов опеки и попечительства за осуществление профилактической работы с кризисной семьей, а за счет введения дополнительных требований и условий по приему ребенка в семью резко уменьшит заинтересованность граждан в судьбе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Олег Зыков, президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании": Органы опеки и попечительства не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие проблемы. Они только механически исполняют свои функции передаточного звена: пока не сильно обижают ребенка, мы будем пальцем грозить родителям, а когда будет совсем плохо, отдадим его в интернат. При этом всем известно, что устройство ребенка в семью не только психологически и нравственно целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. Закон, который поступил в Госдуму, опять же не решает главных проблем. В нем не говорится об органах опеки в логике интересов ребенка. Это чисто ведомственный закон. Он не отвечает главной задаче - как устраивать судьбу ребенка, когда в этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут реализовываться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь в семье, как можно вовлекать разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации и т.д. Светлана Пронина, руководитель программы "Право ребенка на семью": Органы опеки являются органами местного самоуправления, а предлагается перевести их в ведомство исполнительной власти. Но целесообразно ли это делать? Сейчас они ближе к тем проблемам, которые решают. Нас очень не устраивает в этом законе отсутствие организационного инструмента для внутрироссийского усыновления. Органы опеки как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Все предложения по их усилению уполномоченными службами на базе детского учреждения законодатели не принимают, а ведь они могли бы участвовать в работе органов опеки: осуществлять обучение, подбор патронатных воспитателей и усыновителей, социальный патронат с кризисной семьей. Мария Терновская, директор детского дома N19 "Наша семья": Концепция нового закона призывает сохранить и еще более усилить позиции ныне действующих Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые как раз и нуждаются в реформировании. Законопроект оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки. Это может привести к повсеместному упразднению патронатного воспитания (а это уже около 3 тыс. детей). Согласно ст.7 законопроекта, будут закрыты профессиональные службы по устройству детей на базе детских домов, действующие сейчас в 29 регионах, и аналогичные службы на базе приютов Минздравсоцразвития, работающие в 78 регионах России. Очевидно, что с данной концепцией будут ликвидированы и все семейные воспитательные группы и несколько десятков тысяч детей останутся без семьи. То есть, весь положительный опыт работы по развитию форм семейного устройства закон сведет на нет и отбросит нас, как минимум, лет на 15 назад. Источник: Агентство социальной информации Опубликовано: 09.08.2005 http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/DF1693EFFD92070CC3257057003C6A1A
|