[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Закон 131: круче монетизации

28-06-2005  

 

могут оказаться результаты проведения муниципальной реформы. Мысли о том, что Закон не вступит в силу с 1 января 2006 года, нужно откинуть. Наверху решили, что реформе быть. Вот и в области зашевелились. Стали проходить семинары, координационные советы, на которых побывали представители нашего района. Разговор об очередной реформе местного самоуправления состоялся на июньском консультативном совете.

Доступность власти для населения - основная цель, ради которой затеян весь этот сыр-бор. Намерение благое, но нам также хорошо известно, куда вымощена дорога из благих намерений. Вообще речь идет о пешеходной доступности органов власти для человека. Поэтому все решения по укрупнению территорий были отклонены как в областной администрации, так и в областном Собрании депутатов.

Одним словом, в Шенкурском районе будет двенадцать муниципальных образований. И эта тема больше не обсуждается. Далее - выборы в представительные органы власти. Если в населенном пункте проживает до 1000 человек, нужно избрать 7 депутатов, если больше 1000 - 10 депутатов. Выборы состоятся 2 октября 2005 года, депутаты и главы МО будут избираться сроком на три года.

- В настоящий момент идет серьезная работа по нормативной базе бюджетного процесса, - пояснила начальник комитета по делам женщин, семьи, молодежи и местного самоуправления Л.Е. Середкина. - Пока такой базы нет по вопросам передачи имущества из муниципальной собственности в областную и федеральную, по передаче имущества из МО - района в новые МО - поселения. Много вопросов возникает по земельным и межбюджетным отношениям. Я не крупный специалист, но скажу, что сейчас речь, видимо, идет о подушевом нормативе.

Формирование бюджета - отдельный вопрос. Совершенно не сопоставимы в этом плане бюджеты сельского и городского муниципального образований. Вновь созданные МО на своих сессиях до 1 декабря 2005 года должны будут рассмотреть вопросы, связанные с поступлением налогов. Вместе с тем налоговые ставки до сих пор не установлены. И раньше осени их ожидать не приходится.

Несмотря на то, что идет реализация реформы местного самоуправления, все макеты Уставов (от района до поселения) спускаются сверху. На местах их надо только подкорректировать. Среди вопросов, связанных с реализацией 131 Закона, выделяются также следующие: необходимость оставить в ведении МО - района деятельность учреждений физкультуры и спорта, досуговых учреждений, музея. Всего парламентская ассоциация Северо-Запада России, проведя конференцию в Санкт- Петербурге, подготовила семнадцать различных предложений в Государственную Думу и в Правительство РФ по поводу проблем, связанных с реализацией 131 Закона.

Также на областном уровне еще будет рассматриваться вопрос о статусе главы МО. В 131 Законе предусмотрены различные варианты разграничения власти на уровне МО. Было предложено избирать главу МО из состава депутатов представительного органа, а главу администрации назначать на контрактной основе. По словам Л.Е. Середкиной, это предложение не принято. Остается в силе объединение должностей по принципу глава администрации - глава местного самоуправления. Причем глава будет избираться всенародно.

Реформа местного самоуправления все-таки худо-бедно управляется органами власти. Наверное, это лучше, чем все пустить на самотек. Представители районной власти планируют проехать в ближайшее время по всем сельским администрациям района, чтобы конкретно прикинуть возможные списки депутатов по каждому избирательному округу (некоторые крупные населенные пункты будут разбиты на 2-3 округа), а также определиться с кандидатами на пост глав МО - поселений.

В ходе реализации пресловутого 122 Закона в ведение муниципалитетов были частично переданы учреждения образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ. Если сейчас эти вопросы более-менее контролируются на региональном уровне, то по 131 Закону они делегируются на уровень поселений. Вот тут и начинаются практически неразрешимые трудности: расходных полномочий - хоть отбавляй, а доходных поступлений недостаточно для выполнения требуемых функций, ведь к местным налогам отнесены только налог на имущество и земельный налог.

Полномочия без финансов - вот чем может обернуться муниципальная реформа с учетом того, что, по словам заместителя министра финансов А. Силуанова, все налоговые поступления распределяются между центром и регионами приблизительно в пропорции 50 на 50, а из консолидированного бюджета субъекта РФ только 30 процентов уйдет в бюджеты муниципалитетов.

Показателен здесь п.1 ст.55 131-го Закона, в котором доходы местного бюджета предлагается пополнять "средствами самообложения граждан". Под ними понимаются "разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения". Если к ним относится функционирование школ, больниц, библиотек, пожарной службы, а бюджетное финансирование осуществляется очень скудно, то "самообложения граждан" явно не хватит для работы этих учреждений. "И что мы получим в начале следующего года? - вопрошает своих читателей газета "Экономика и жизнь" (N 22, 2005 г.) - Закрытые школы и больницы, нерабочее состояние ЖКХ и муниципального транспорта при полном комплекте административных органов МО?".

- Без казны и волость не стоит! - напоминает собравшимся на консультативный совет главный казначей района В.Н. Лукошков. - Нужно провести выборы, утвердить бюджет и жить по бюджету, то есть по закону. Главное - все правильно рассчитать. Вы должны аргументированно отстоять для МО - поселения свой норматив перед районом, а район - перед областью. Это и есть межбюджетные отношения. Пора вспомнить комитету по экономике и финансам хорошую практику из советских времен: появляется новый документ, собирают руководителей предприятий и бухгалтеров. Казначейство также готово принять участие в этой техучебе. Все это - ваша экономическая безопасность, и тут мы в одной связке с вами работаем. А деньги, деньги на эти цели будут, - успокоил Василий Николаевич. - Только для этого их нужно попросить, а для того, чтобы попросить - составить нормальные аргументированные расчеты.

Что же получается? Цитируя мэра Новосибирска В. Городецкого, "муниципалитеты становятся, по сути, иждивенцами субъектов Федерации, так как вместо налогов получают дотации из вышестоящих бюджетов. А значит, у них нет стимула развивать экономику города, его научно-промышленный потенциал". Интересная реформа получается, куда ни кинь - всюду клин. Напомним, что при написании 131-го Закона разработчики придерживались основных положений европейской хартии о местном самоуправлении, которую наша страна ратифицировала в 1998 году. Вот только нужно ли было России подстраиваться под Европу? Или это - окончательно развалить страну - было кому-нибудь очень нужно?!

Светлана Соболева
Важский край
24 июня 2005 (25)

Источник: Сайт "Пресса Архангельской области"
http://www.arhpress.ru/vaga/2005/6/24/18.shtml


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]