[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Правозащитники представили сборник "Законотворчество Государственной думы через призму общественных интересов. Итоги 2004 года"

23-06-2005  

 

В Независимом пресс-центре прошла презентация книги "Законотворчество Государственной думы через призму общественных интересов. Итоги 2004 года". Она подготовлена в рамках проекта "Прозрачность законодательного процесса в России: правозащитный и гражданский анализ работы Государственной думы", реализуемого Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека и фондом "Индем". Координатор проекта Александра Абраменко рассказала,что данный сборник является продолжением книги "Государственная дума 2000 - 2003. Политический портрет для избирателя", выпущенной накануне парламентских выборов. "Успех быстро разошедшегося и потребовавшего переиздания сборника показал потребность в независимой аналитике, гражданcком осмыслении законотворческого процесса", - отметила А.Абраменко. В оценке деятельности Госдумы приняли участие 26 экспертов различной политической ориентации. Этим, по словам президента Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе, составители попытались компенсировать субъективизм исследования. Экспертам было предложено оценить 17 законопроектов ("О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "О референдуме РФ", поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам и др.) по 23 параметрам. Также в книгу включены материалы мониторинга "Законотворческий процесс в Государственной думе: правозащитный анализ", осуществляемого с 2000 года. "За последние годы в политическом устройстве страны произошли изменения, которые привели к значительному ослаблению парламента, его подчиненному положению по отношению к исполнительной власти, в первую очередь, к администрации президента, почти автоматическому принятию инициатив, исходящих из Кремля и - более широко - к подавлению конкурентной политической среды, подавлению свободной дискуссии и обмена мнениями при принятии законотворческих и иных решений, - подчеркнул Ю. Джибладзе. - В результате, на наш взгляд, значительно страдает качество законотворческой работы. Принимаемые проекты часто оказываются крайне слабыми и с точки зрения юридической проработки, и с точки зрения содержания предлагаемых изменений. Поскольку в Госдуме практически не представлены интересы общества, получается, что важнейшие законы "пролетают" без общественного обсуждения. Именно на это мы хотели обратить внимание, поскольку Госдума является механизмом народовластия и представления общественных интересов".

Контакт:
Александра Абраменко (Центр развития демократии и прав человека), телефон: (095) 203-91-96, эл.почта: alexandra@demokratia.ru

Источник: Агентство социальной информации
Новости от 22.06.2005


Центр развития демократии и прав человека
Институт прав человека
Фонд "Индем"

ПРЕСС-РЕЛИЗ

"Законотворчество Государственной Думы
через призму общественных интересов. Итоги 2004 года"

МОСКВА, 22 июня 2005 года. Сборник "Законотворчество Государственной Думы через призму общественных интересов. Итоги 2004 года" представили сегодня три российские неправительственные организации (НПО) - Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека и Фонд "Индем". Этот "эскиз" к портрету Думы четвертого созыва - оценка как содержательной ценности принимаемых законов, так и гражданских позиций парламентских фракций и отдельных депутатов. Впервые анализ законотворчества с точки зрения общественных интересов проводился с привлечением столь широкого круга независимых отечественных экспертов.

Каковы были предпосылки работы над сборником? Изменения в политическом устройстве России привели к усилению централизации власти и ослаблению демократических институтов. Как считают многие эксперты, парламент оказался в подчиненном положении по отношению к администрации Президента, сократились возможности общественных и политических сил выдвигать предложения и влиять на принимаемые решения. Ослабление публичной политики, конкуренции идей и обратной связи от общества обусловило не только большую закрытость власти и ее отдаление от избирателей, но и снижение качества законотворчества.

Идея ежегодного аналитического обзора итогов работы Думы родилась около полутора лет назад. Перед парламентскими выборами те же три НПО выпустили книгу "Государственная Дума 2000-2003: портрет для избирателя". Успех предвыборного сборника, мгновенно разошедшегося и потребовавшего переиздания, показал потребность в независимой аналитике, гражданском осмыслении законотворческого процесса - особенно в период между выборами.

По мнению членов редакционного совета книги, в России сегодня необходимы специальные усилия по повышению прозрачности власти и ее ответственности перед обществом. Изданный тиражом в тысячу экземпляров, нынешний сборник был задуман и как инструмент обеспечения большей прозрачности парламентского процесса, более активного участия экспертного сообщества в обсуждении значимых изменений в социальной политике.

Приглашенным к исследованию экспертам предлагалось оценить отобранные редакцией 17 законопроектов не только со своих профессиональных (юридических, правозащитных, политологических), но и социальных, экономических и иных позиций. Целью такой групповой экспертной работы было сделать анализ первого года деятельности Государственной Думы четвертого созыва наиболее объективным.

В число важных с точки зрения интересов общества попали, к примеру, следующие законы и законопроекты: "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "О референдуме РФ", "Об Общественной палате РФ", "О противодействии терроризму", поправки к УК, УПК, закону о политических партиях. Кроме того, в книгу вошли материалы постоянного мониторинга "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ", осуществляемого Центром и Институтом с 2000 года. Результаты этой работы ежемесячно обобщаются в виде бюллетеня и рассылаются подписчикам по электронной почте бесплатно (http://www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws/archive.php, на русском и английском).

Некоторые выдержки из сборника

"Являющиеся высшей ценностью права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статьи 2, 18 Конституции). Принцип приоритета и непосредственного действия прав человека относится ко всем их категориям. Деление единой целостности на категории и "поколения" в высшей степени условно и не выделяет приоритет, преимущество той или иной группы. Так, понимание права на жизнь - исключительно как препятствующего применению смертной казни, но якобы не имеющего отношения к праву на хлеб и жилище, - ущербное, вульгарно-идеалистичное толкование. И поэтому не будет преувеличением считать закон "о монетизации" ограничивающим право на жизнь - ни косвенно, ни иносказательно".

"Дума в "сером": о содержательных итогах законодательного процесса"
Лев Левинсон, эксперт Института прав человека

"Голосования в Государственной Думе остаются индикатором для оценки политических позиций депутатов. Факторы, определяющие размежевание в политическом пространстве четвертой Государственной Думы, остаются теми же, что и в парламенте предыдущего созыва. Основное направление принимаемых решений можно охарактеризовать как реформистско-бюрократическое. Отсутствие оппозиции в "либеральной" части политической карты сказывается на качестве законопроектов. Оно, как и их содержание, подвергается критике и признается "недостаточным" уже после принятия и начала действия законов".

"Измерение политического пространства Государственной думы и
анализ депутатов по результатам голосований"
Николай Благовещенский, эксперт Фонда "Индем"

"Как показал анализ результатов количественного экспертного оценивания 17-ти законопроектов, принятых Государственной Думой в 2004 году, в среднем позиции экспертного сообщества близки к нейтральным практически по каждому из оцениваемых законопроектов. Происходит это при часто противоположных оценках законодательных решений представителями различных экспертных позиций. В результате формируется один из факторов, позволяющий органам государственной власти и управления игнорировать эти оценки, подбирая экспертов, способных оправдать любые, даже непрофессиональные законодательные решения"

"Результаты количественного экспертного оценивания законопроектов,
принятых Государственной Думой в 2004 году"
Владимир Римский, заведующий отделом социологии Фонда "Индем"

По всем вопросам, связанным с проектом и получением книги,
обращайтесь по телефону: (095) 203-91-96 или электронной почте alexandra@demokratia.ru  


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]