[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Какая Палата нужна обществу?

14-04-2005  

 

Общественная палата - принципиально новый орган в системе власти, не имеющий аналогов в обозримом прошлом и потому нашим согражданам пока малоизвестный и малопонятный. Зачем обществу своя палата? Чем она будет отличаться от парламента? Кто туда войдет? Какими полномочиями будет располагать палата? Все это вопросы непростые, но ответы на них закон дает. Правда, законы у нас читает мало кто, и ясности насчет палаты у сограждан не прибавится, пока с ней не случится что-то действительное крупное, громкое, резонансное. Так всегда происходит с новациями в системе власти, если только речь не идет о совсем уж радикальных, революционных изменениях, которые возбуждают интерес сами по себе и практически у всех. И вроде бы Общественная палата – не тот повод, чтобы будоражить обывателя самим фактом своего создания.

Вроде бы… Но только присмотримся к этому "поводу" повнимательнее. На фоне других мер по стабилизации власти, предложенных президентом, эта стоит как-то особняком. Отказ от прямых выборов губернаторов более или менее понятен – это новое "ребро жесткости" системы государственного управления, предохранитель от сбоев в хрупкой "властной вертикали". Усиленная "партизация" Госдумы, вкупе с наделением региональных законодательных собраний, избираемых по партийным спискам, правом утверждатьотклонять кандидатуры на пост главы региона, нацелены на превращение худосочных, висящих буквально в воздухе российских партий – в реальных субъектов политического процесса. А вот Общественная палата – что нового она дает властной конструкции? Насколько она органично вольется в вековую традицию российской государственности?

Похоже, что особой "органики" здесь ожидать не следует. Исторически гражданское общество в России не имело особого веса и влияния, а иногда – в моменты особо бурной реформаторской активности государства - и исчезало вовсе. Непрерывной и самоусиливающей теденции в развития гражданского общества, основных его институтов за последние сто лет не просматривается. Если же говорить о последних двадцати годах, то "нелегальное", но реально существовавшее и развивавшееся советское гражданское общество и многочисленная советская интеллигенция как его субстрат были погребены под руинами развалившихся советского государства, коммунистической партии и плановой экономики. Ускоренное формирование новых институтов гражданского общества – бизнеса, партий, общественных ассоциаций, масс-медиа, - быстрых и сладких плодов, ожидаемых многими, не принесло. Виной тому и дефицит времени, и отсутствие опыта у активистов гражданского общества, и деформирующее влияние "дикого капитализма". Свою неблаговидную роль сыграли и излишний пиетет (зачастую хорошо оплачиваемый) перед западными образцами, стремление ограничиться их имитацией, и непоследовательная, скорее декларативная, чем реалистичная политика государства

В случае с Общественной палатой речь идет о попытке искусственно стимулировать процесс гражданского общества. Перепрыгнуть, как когда-то Монголия, "из феодализма прямо в социализм". Хорошо это или плохо? Ясно, что очень трудно. Но, наверное, это лучше, чем довольствоваться нынешним, никого не устраивающим положением, или ждать, пока естественным образом разовьются на среднерусской равнине и независимые СМИ, и социально ответственный бизнес, и реальные, не марионеточные партии. Подтолкнуть, ускорить этот процесс и призвана Общественная палата. А еще – повысить качество принимаемых государством решений, реализовать очень нужную, но отсутствующую ныне функцию "защиты от дурака". Теперь и исполнительная и законодательная власти будут вынуждены активнее работать с общественными организациями, прислушиваться к их рекомендациям и вносить коррективы в свою деятельность.

Общественная палата – это еще и страховочный механизм для власти. Например, если бы палата уже существовала, то, скорее всего, закон о монетизации льгот был бы написан и реализован не так, как это произошло на практике. Удалось бы обойтись без тех "издержек", которыми сопровождалась монетизация. Возможно, в будущем именно Общественная палата может стать своего рода "подушкой безопасности", которая будет выстреливать в тех случаях, когда реформаторские планы правительства и законодателей будут плохо вписываться в реалии обыденной жизни.

Но чтобы система заработала, приходится с чистого листа создавать механизмы, которые позволили бы наладить такое взаимодействие. Как это сделать – точно не знает никто. Здесь приходится продвигаться испытанным методом проб и ошибок. Но если не двигаться, а дожидаться, пока общество само наладит коммуникацию с государством, может и нехорошо получиться: "или шах умрет, или ишак".

Но есть еще одна сфера общественной жизни, для которой появление палаты, на мой взгляд, может и должно дать критически важный импульс. Эта сфера – сама неполитическая активность граждан. Ведь Общественная палата не может существовать сама по себе, она должна основываться на многочисленных самодеятельных гражданских инициативах, общественных организациях, союзах, альянсах, "комитетах действия". Пока же, как показывают данные опросов ВЦИОМ, любой из видов общественной активности привлекает не более 3-7% населения. Это, конечно, уже немало, особенно в стране, которую десятилетиями отучали от всякой независимой, самодеятельной общественной работы. Палата, мне кажется, должна предъявлять обществу примеры и образцы такой работы, демонстрировать реальную пользу от них, показывать новые способы самостоятельного решения проблем семьи, территории, профессионального сообщества. Укреплять мнение, что престиж, признание, уважение сограждан в нашей стране может зарабатываться не только в бизнесе или во власти, но и таким, неполитическим и неэкономическим образом.

Пока же такие люди – в страшном дефиците. Ведь совершенно очевидно, что в Общественную палату должны войти уважаемые люди, с высоким моральным авторитетом в обществе. Кого же российские избиратели считают достойными такой чести? Наш же опрос демонстрирует картину удручающую. С моральными авторитетами в стране явный дефицит. Иных – Сахарова, Лихачева - уж нет, а "те далече". В списке доминируют действующие или отставные политики вперемежку с деятелями шоу-бизнеса. Лишь врач Рошаль стоит особняком. Но, большому счету, в стране нет фигур, которым общество могло бы доверить представительство своих интересов на таком высоком уровне. Это одна из ключевых проблем, стоящих на пути реализации идеи Общественной палаты. Мало создать структуру, механизм работы этого органа. Нужны люди, которые вдохнут в него жизнь.

Возможно, именно с дефицитом кадров для ОП связан растущий скепсис избирателей в отношении необходимости создания такого органа. Так, согласно опросам ВЦИОМ в сентябре прошлого года 21% опрошенных считали, что необходимости в создании ОП нет. В марте с.г. таковых оказалось 27%.

Создание Общественной палаты в стране, где гражданское общество находится в зачаточной стадии своего формирования, напоминает попытку Мюнгхаузена вытащить себя за волосы из болота. Невообразимо трудно, больно, а со стороны – так просто смешно. Правда, альтернатива – утонуть в этом самом болоте – смеха уже не внушает.

В.Федоров,
генеральный директор ВЦИОМ

Источник: ВЦИОМ
Опубликовано: 11.04.2005, 17:21
http://www.wciom.ru/?pt=45&article=1179


Владимир Путин обозначил сверхзадачу Общественной палаты

Президент Владимир Путин подписал федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации".

Федеральный закон определяет порядок формирования и деятельности Общественной палаты Российской Федерации (далее -Общественная палата), призванной обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики.

Общественная палата формируется из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, и представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Общественная палата решает возложенные на нее задачи путем проведения экспертизы проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.

Для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением, сообщает пресс-служба Кремля.

Сообщая сегодня журналистам в Сочи о подписании закона, Владимир Путин подчеркнул: "Самая основная, главная сверхзадача Общественной палаты состоит в том, чтобы создать еще один, дополнительный, канал влияния гражданских обществ, граждан Российской Федерации на принимаемые в стране решения. Это влияние должно осуществляться через экспертизу соответствующих конституционных, федеральных законов, законов, принимаемых на региональном уровне, и на исполнительные акты Правительства Российской Федерации и исполнительных органов власти в регионах. Надеюсь, что она будет сформирована в соответствии с законами в ближайшее время и начнет работать".

Источник: ИА "REGNUM"
Опубликовано: 04.04.2005, 20:45
http://www.regnum.ru/news/432646.html


Закон "Об общественной палате" вступит в силу 1 июля 2005 г.

Как ранее сообщалось, Президент России Владимир Путин 4 апреля подписал Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации".

Напомним, что проект Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" был внесен в Госдуму Президентом 8 декабря 2004 г., принят в первом чтении 22 декабря. Ввиду многочисленности поступавших поправок, срок их принятия был продлен, и во втором чтении законопроект был принят только 18 февраля 2005 г., а в третьем чтении 18 марта.

23 марта 2005 г. закон был одобрен Советом Федерации.

Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2005 года. В течение тридцати дней со дня его вступления в силу Президент Российской Федерации по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты первого состава.

Граждане, получившие предложение войти в состав Общественной палаты, в течение тридцати дней письменно уведомляют Президента о своем согласии либо об отказе войти в состав Общественной палаты. Президент Российской Федерации в течение тридцати дней со дня получения их письменного согласия своим указом утверждает определенных им членов Общественной палаты.

Не позднее тридцати дней со дня утверждения Президентом Российской Федерации определенных им членов Общественной палаты общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения направляют в Общественную палату заявления о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений.

Члены Общественной палаты, утвержденные Президентом Российской Федерации, в течение шестидесяти дней со дня своего утверждения в соответствии с установленной Регламентом Общественной палаты Российской Федерации процедурой конкурсного отбора принимают решение о приеме в члены Общественной палаты еще 42 человек - представителей общероссийских общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.

Затем члены Общественной палаты, утвержденные Президентом, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, в течение тридцати дней в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты последней трети - еще 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.

Таким образом, общая численность Общественной палаты составит 126 человек.

Общественная палата является правомочной, если в ее состав вошло более трех четвертых от установленного настоящим Федеральным законом числа членов Общественной палаты. Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты.

Срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня ее первого пленарного заседания.

Следует отметить, что на повестке дня в ближайшее время стоит разработка и принятие Регламента Общественной палаты Российской Федерации.

Источник: ИА "REGNUM"
Опубликовано: 04.04.2005, 21:34
http://www.regnum.ru/news/432668.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]