Российской Академии наук |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ЖИЗНЕННЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ Десятилетия советской власти, первой в мире провозгласившей обеспечение равноправия женщин одной из целей государственной политики и действительно много сделавшей для реализации этой цели, продолжают заметно влиять на жизненные ориентации россиянок. Как показало проведенное исследование, спектр их жизненных целей чрезвычайно широк (см. табл. 1). Таблица 1 Чего удалось, а чего не удалось в жизни добиться женщинам, в %
Данные, приведенные в таблице 1, показывают: подавляющее большинство российских женщин связывают свои жизненные цели с наличием надежных друзей, уважением к себе окружающих людей, с настоящей любовью, честно прожитой жизнью, созданием счастливой семьи, наличием отдельной квартиры, занятием любимым делом, воспитанием хороших детей. Все эти цели назвали в числе того, чего они уже добились или хотели бы добиться в жизни, более 95% опрошенных женщин. Причем, цели, связанные с личностным аспектом жизни (друзья, своя квартира, интересная работа), даже несколько опередили цели, связанные с семейными ролями женщин. С другой стороны, карьерно-статусные в своей основе цели, например, иметь собственный бизнес, сделать карьеру, попасть в определенный круг людей, оказались чужды значительному числу россиянок. Таким образом, по крайней мере на уровне жизненных устремлений, средняя россиянка характеризуется сегодня большим многообразием своих интересов, среди которых семья и дети имеют очень важное, но все же не подавляющее значение. Этот вывод относится ко всем без исключения возрастным группам женщин. Даже в самой старшей из обследованных возрастных групп (41-50 лет) на первых местах оказались не только цели, связанные с созданием счастливой семьи и воспитанием хороших детей, но и устремления, связанные с личностными интересами: иметь отдельную квартиру, честно прожить свою жизнь, иметь надежных друзей. Таблица 2 Чего не было в жизненных планах у женщин разного возраста, в %
В то же время, как видно из таблицы 2, по отношению к некоторым жизненным целям возраст имеет очень большое значение. Большинство молодых россиянок хотели бы сделать карьеру, попасть в определенный круг людей, иметь собственный бизнес, в то время как их соотечественницы более старшего возраста в большинстве своем этого не хотят. Значительно больше среди представительниц старшего поколения и тех, кто не стремился получить хорошее образование, иметь престижную работу, побывать в разных странах мира. При этом обращает на себя внимание своеобразие жизненных целей самой юной части опрошенных женщин - 17-18 лет. Каждая тринадцатая представительница данной возрастной группы не стремится в жизни к тому, чтобы создать счастливую семью, и каждая десятая - к тому, чтобы воспитать хороших детей. Более того, почти каждая двенадцатая девушка этого возраста не стремится в своей жизни встретить настоящую любовь. Однако при всем том 98,4% этой группы хотят иметь надежных друзей, получить интересную и престижную работу. Исследование позволило выявить не только ориентацию на отдельные жизненные цели российских женщин и проследить динамику этих целей в зависимости от возраста, но и выделить четыре основных типа россиянок, которые различаются своими жизненными устремлениями. Эти типы условно можно было бы назвать следующим образом: "домашние женщины", "труженицы", "карьеристки" и "отчаявшиеся". Как показало наше исследование, каждый из данных типов характеризуется не противоположными жизненными целями, а меньшим или бульшим многообразием состава этих целей. Тип "домашних женщин" ориентирован на воспитание хороших детей, наличие надежных друзей, на честно прожитую жизнь, уважение окружающих. "Труженицы", сохраняя эти же цели в качестве своих жизненных устремлений, плюс к тому ориентированы также на интересную и престижную работу, возможность заниматься любимым делом, на хорошее образование. "Карьеристки" (подчеркнем, что это название не содержит в себе никакого негативного оттенка, и связано только с тем, что стержнем специфических для этой группы жизненных ориентаций выступает стремление сделать карьеру), имеют самый широкий спектр жизненных устремлений. Этот тип включает тех женщин, которые плюс к жизненным целям предыдущих типов либо уже имеют, либо уверены, что им по силам иметь собственный бизнес, сделать карьеру, побывать в разных странах мира, попасть в определенный круг людей. Наконец, четвертый тип, который мы назвали "отчаявшиеся", включает в себя женщин, которые по своим стремлениям очень близки к "домашним женщинам", но считают, что не смогут реализовать в своей жизни характерные для этой группы жизненные цели и прежде всего создать счастливую семью, воспитать хороших детей и т.п. В количественном отношении выделенные типы распределяются среди российских женщин в возрасте 17-50 лет следующим образом (см. рис. 1).: Рисунок 1 Типы российских женщин, различающихся своими жизненными целями, в % При этом следует подчеркнуть - распространенный стереотип о том, что женщины, ориентированные на работу и карьеру, в меньшей степени заинтересованы в создании семьи, оказался ошибочным. Как выяснилось, женщины всех типов считают семью очень важной стороной своей жизни. Что же касается женщин, ориентированных на карьеру или на интересную работу, то 95% их имеют в числе своих жизненных целей ориентацию на создание счастливой семьи. Стоит несколько особняком и не связана прямо ни с одним из выделенных женских типов такая жизненная ценность как любовь. Как ни странно, но чаще всего уже удалось встретить настоящую любовь женщинам, ориентированным на карьеру. При этом "домашние женщины" и, особенно, "отчаявшиеся", имеют самый высокий процент тех, кто вообще не стремился к этому (соответственно, 4,8% и 14,1% при 3,3% у "тружениц" и 2,9% у "карьеристок"). Высок среди них и процент тех, кто хотел бы встретить настоящую любовь, но думает, что это не удастся (соответственно 22,9% и 29,4% при 11,6% у "тружениц" и 8,3% у "карьеристок"). Частично такую разницу можно объяснить тем, что "карьеристки" и "труженицы" сосредоточены в большей степени в возрастных группах до 30 лет, а "домашние женщины" и "отчаявшиеся" - в группах старше 30 лет (см. табл. 3). Однако даже с этой поправкой ориентация на настоящую любовь у женщин, заинтересованных в карьере и интересной работе, оказывается самой высокой. Таблица 3Соотношение типов российских женщин в различных возрастных группах, в %
Насколько же удается российским женщинам реализовать свои разнообразные жизненные стремления? Достижение каких из них представляется им вполне реальным, а в отношении каких жизненных целей желания россиянок носят, с их точки зрения, заведомо тщетный характер? Как видно из таблицы 1, в числе тех жизненных целей, которые российские женщины хотели бы реализовать, но полагают, что сделать это им не удастся, в первую очередь значатся: возможность побывать в разных странах мира (56,5%), получение престижной работы (43,0%), наличие своей отдельной квартиры (30,9%), наличие собственного бизнеса (27,7%) и возможность заниматься любимым делом (26,5%). Остальные цели для более чем трех четвертей российских женщин представлялись либо вполне достижимыми, либо не заслуживающими особого внимания. Конечно, между тем, насколько достижимыми видятся те или иные цели самим женщинам в начале их жизненного пути, и тем, какими оказываются реальные шансы их достигнуть, очень большая разница. И об этом достаточно наглядно говорят данные таблицы 4. Таблица 4 Ретроспективная и перспективная оценка своего жизненного пути женщинами в возрасте 17-18 и 41-50 лет, в %
Как видим, вероятность достижения тех или иных жизненных целей у российских женщин заметно ниже, чем уровень их первичных надежд, которые проявляются в молодом возрасте. В то же время вероятность эта очень сильно зависит от того жизненного типа, к которому принадлежит женщина. Например, "карьеристки", несмотря на то, что они сосредоточены в основном в младших возрастных группах, по большинству целей добились результатов либо сопоставимых, либо даже заметно превосходящих результаты "домашних женщин", хотя последние имеют бульший жизненный опыт. Так, четверть "карьеристок" и только 1,2% "домашних женщин" имеют престижную работу, соответственно 18,7% и 1,7% - собственный бизнес; 17,3% и 0,7% уже сделали успешную карьеру; 40,2% и 13,7% занимаются любимым делом; 11,6% и 3,1% побывали в разных странах мира; 39,6% и 14,9% имеют интересную работу; 41,6% и 9,3% уже удалось попасть в круг определенных людей; 44,5% при 17,0% живут "не хуже других". Более высокие, чем у "домашних женщин" результаты в достижении отдельных целей демонстрируют и женщины, ориентированные на интересную работу. Более того, если посмотреть на долю замужних женщин, считающих свою семью счастливой среди "карьеристок" и "домашних женщин", то окажется, что "карьеристкам" чаще удается счастливый брак. Те же тенденции, хотя и в более сглаженной форме, характерны для женщин, ориентированных на интересную работу. Что же служит тем водоразделом, который делит россиянок на две такие неравные части по своим шансам в достижении успеха в различных сферах жизни? Как показало исследование, важнейшим фактором, определяющим успешность жизненных стратегий российских женщин, является уровень их образования (см. табл. 5). Таблица 5 Соотношение типов российских женщин в группах с разным уровнем образования, в %
Как видим, в группах с неполным средним, средним общим или средним специальным образованием большинство (а в случае с неполным средним - подавляющее большинство) составляют "домашние женщины". Зато как только женщина имеет хотя бы незаконченное высшее образование, так спектр ее жизненных целей резко расширяется, а вероятность их достижения заметно возрастает. Таким образом, высшее образование выступает для женщин не только важнейшей предпосылкой успешной самореализации в профессиональной сфере или условием карьерного роста, но фактически становится для них пропуском в другую, более насыщенную и яркую жизнь, другую социальную среду, где отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой, друзьями имеют качественно иной характер, а возможность иметь многогранную и счастливую жизнь резко возрастает. Поэтому не удивительно, что безотносительно к тому, как будет впоследствии оплачиваться их труд, российские женщины активно стремятся к получению высшего образования и составляют большинство среди тех граждан страны, кто его имеет. |